Земляки мои, с Волги...

Леонид Околотин
  У земляков  моих, особо  древних стариков да старух,  из тех, что остались,   лица  порой  выглядят  как  топографические карты. Порой одинокие,  кто как  дотягивал  свою лямку в заброшенных   ныне  деревнях  и поглощаемых   сейчас   до самых крыш  борщевиком. Не особо был народец  волжский приветлив при встрече чужаков. Все они, местные, не раз встречавшиеся с лихими  людьми и жадными  в разбое до  трудовой копейки селянина,  лишь слегка кивали на приветствие да приподнимали  края кепки . Мужики , те особо, сквозь глаза опущенные долу да  стоя боком,  коли ты им не внушал доверия обликом своим али речами, смотрели на тебя, улыбаясь,  больше слушали, чем говорили.  Про наших , ивановских,  говАривали встарь, что мужики наши  - с прищуром,  т.е. слушали да не выказывали своей заботы, - мало ли ходит тут, а нам работать надо.  Трудяги были.  Забот море: хозяйство, корова, воды наносить, навоз вынести, дрова тоже, а летом сенокос  выматывал, да и работа в колхозе  - не до пересудов.

   Попадались мне в брошенных домах Книжки колхозника, где один перечень работ, выполняемых  по разнарядке, вроде задержки  снега на полях вручную,  и вместо оплаты подпись бригадира за один трудодень.  Одни руки их чего стоили! Жилистые, с набухшими венами, повидавшими и покидавшими не одну скирду да безбрежные поля  пахоты да корчевки . Все были трудягами, но  доблестью  трудовой отмечали тех, кто удостаивался чести быть "Продуманным". Редко , кто мог  таким  быть  таким и по заслугам гордиться этим званием , но в основном все, кто не пил, рукасты были и мастеровиты.  Работать умели- факт, но и  пить  самогон умели все: и бабы с мужиками, и парни из  соседних деревень.

   Пили по привычке,  после работы,  для храбрости или из- за лютой ненависти к соседям, хватавшим первача перед бессмысленным и жесточайшим боем, из-  за девок, из-за баб, из-за  обид, что биты были деды, отцы и внукам с похмелья завещали  не забывать обиды.  А коли ты не пьешь,  то враг ты и народ не уважаешь. А уважаешь ты его за что?  За то, что тебе неведомо с измальства.  Ведь ты  же рос с краюхой хлеба аль батоном с маслом, яичком всмятку или кофием в постель. А здесь была война, война со своим народом. Как можно понять  чужому, что смерть и жизнь короткая  была обычным делом. Подумаешь! что в пьяной драке грОбец,  сколоченный из сырых  необрезных досОк, принимал любых бойцов, заколотых навозными вилами или  "ударников"  с раскроенным  виском. Повоют бабы на деревне две ночи, а к обеду мужики, нахмурясь,  кто -чего в руках   держа, кто просто нес себя, кто крышку, кто потом приплелся, чтоб помянуть  напарника,  покойного,  в бригаде. Вот был  и нет мальца! Земля осиротела!   А строить с  кем,  пахать,  строгать  бревно и  бабу тоже  вот, с детьми  оставил.  Потом уж , выпив и опохмелясь, и,  понимая верхом - это мало, гурьбой , и спрашивать  не надо - какой есть вариант?, добавить  хлопцам  надо. Надо помянуть!!  И хорошенько помянуть!!! Одна валюта у шабашников  была всегда - материал дощатый и зерно из тока.
 
     Откуда все пошло, что наше, общее,  стало вороватым? Да все с лихих времен, с  нещадной продразверстки.     Нет печальнее памяти и слов, когда среди старух со слезящимися  глазами и стариками с  хрустящими  коленями,  слышать  приходилось, как выживали во время  становления  колхозов,  во время войны и после нее. Голод свирепствовал такой , что вычищали комиссары не амбары, а желудки.

   Нюра Давыдова, без мужа, с тремя  детьми, выбивалась на трудоднях, а дома с голоду пухли детки. Она на ферме доила коров , с 4 утра и до поздней ночи. Как покормить голодных ребятишек, если при уходе с фермы обыскивали баб? А дома только тюря да жидкая похлебка  на картофельных очистках.  Я не поверил, но  не по пьяни слышал и не раз, один секретный  женский способ, как умудриться  пронести внутри себя  "четверку" молока из фермы до ближайшего оврага. Ныряли баба вроде по нужде, а по сути совершала  роды. А дома по глотку парного молока из маминой утробы детишки  уминали, мать смотрела и не  хотят никто  вспоминать те события . Да кто им, деткам,  скажет,  коли  мать потом, страдая по- женски, скрючась,  ночами выла да лечилась травами. И так нечаянно узнал я про необычный способ от неудобных хворей. Не было лучшего лекарства  от тех болячек и от геморроя, чем  теплый конский навоз собранный  в чугунок для ведра на два,  разбавленный немного водою ключевою, и камнем , что грузом лежавшем у бани,  порой нагревали на костре и опускали в эту емкость. И женщина , садясь на этот постамент, страдания свои немало уменьшала.  Царскую семью  лечил так врач его, Бадмаев.

     Не все знают тот секрет, но видел я своими глазами, как на Волжском обрыве, куда и смотреть -то страшновато, старухи лет под 70 ползали по круче и глину синюю с прожилками зелени , ножами ковыряли.  -Куда ты,  Нюра? Бог с тобой, а если подскользнешься? Там бурелом внизу, да и года твои, дай Бог,  каждому  бы  на свете  столько кувыркаться!  Но старухи лишь молчали и не говорили тот секрет. Но в деревнях все просто, на одном конце молчат, а на другом уж языки всю тему  осуждают, кто у виска корявым пальцем  дырку сверлит, кто, зная, тихо промолчит...
    Бывало, приезжал  с друзьями на берег  тот,  родимый,   да климат городским  совсем не подходил. В палатке холодно и грустно, и туалет простейший, у куста.
   -  Пустила бы ты, бабушка, на постой друзей моих в горницу?  А мне  в ответ не первая уж мать,  живущая одна во всем огромном доме, отказом отвечает на  призыв хотя бы вечерок , но провести с гостями. Тебя б пустила, милый человек, тебя  я знаю, а этих вот людей... да и стара я стала, и ночью хвори не дают покоя... Встаю и сам ты знаешь, сколько раз ходила на ведро ... - Знаю, мать, прости, не беспокойся, мы найдем жилище...

     На Юрьевецкой улице , что на перекрестке с Текстильной улицей я запомнил ночные бдения в очередях за хлебом.  Шел 1962г .  Мать меня ставила в очередь , а сама уходила по  делам домашним, наказывая соседям присмотреть за мальцом. Вот и стоял я, желторотый, и внимал рассказы стариков, о прошлой жизни. Хлебом кормились сами и кормили скотину, у каждой семьи почти в пригородах Кинешмы было свое подсобное хозяйство.  И нам мальчишкам, прежде чем уйти на лужайку доставались свои обязанности - наносить воды, нарвать листа подорожника для кроликов, привязать коз на кол на лужайке, выгнать с картошки наглых кур да и постоять в очереди за хлебом - это уж как наказание с последующим восторгом  всухомятку съесть почти буханку, пока идешь с хлебом из магазина. Хлеб привозил Газончик, толпа в 250-300человек расступалась  и ,распахивая борта,  мобильным булочником  открывался волшебный вид парящего, еще горячего хлеба. Нам , голодным мальчишкам, этот сытный горячий запах давал силы и мы,  помогая очереди прессоваться ближе к прилавку, только сглатывали слюну, видя как уже осчастливленные друзья еще на приступках магазина вонзали свои зубешки в горячую буханку. Но наступал и наш час! В пару  авосек убиралось 10-12 буханок и несколько батанов с продольным  пропеченным гребнем. Про эти батоны за 13 копеек мы не раз , став взрослыми, видели вкусные сны . Сейчас таких батонов не делают, утерян рецепт, да и пекарей уж нет в живых. Но вкусу памяти  их можно сравнить с нынешними тортиками.
 
     Много позже, когда страна уже вышла из голодного состояния и хлеба все наелись до отвала,  в сельской местности, в Решме, Жажлеве, Юрьевце,  сохранились и долго еще работали  местные хлебопечки , выпекающие подовый пшеничный хлеб на вес. Буханки были  большими, горячими, и, когда мы с отцом возвращались с рыбалки , покупали тот хлеб для мальцов , а водку для рыбаков, и, сидя на жестких продольных сиденьях вдаль кузова летучки ГАЗ -53 с тентом , уедались  до изжоги от корок этого хлеба, изредка запивая молоком. Отцы наши, дабы не расплескать огненную жидкость, сидели на передней лавочке и, целясь себе в рот телескопической рюмкой, порой промахиваясь на очередной кочке, вызывали бурный злорадный смех уже хватнувших свою долю рыбаков.  Кочек на той трассе было предостаточно.  Дорога Кинешма -Решма была выложена булыжником и бедный водитель Газона, а с ним и те, кто сидел особенно сзади, после остановки  утирали свои зады и не верили , что доехали. Это утром собиралась нас таких по трассе  в  плотно набитом кузове масса любителей поморозить сопли! Но особенно запоминались взрослые анекдоты, в исполнении умельцев, дающим фору нынешнему Маманко.  После удачно выбранной паузы, неожиданного конца истории, в кузове раздавался такой грохот смеха, что порой некоторые икали , что вызывало очередную порцию безудержанного смеха, а ехавшие в кабине рядом с шофером потом завидовали, а порой и перелезали в кузов.  Была та компания сугубо мужская, и мы , мальцы, узнавали тонкости юмора и оттенков мата непосредственно и, казалось нам ,  совсем не пОшло... Это глубинка. Это мои земляки...