Вечером в деревне

Леонид Околотин
  Дом на горе, что красовался в Подкурново, словно бобыль, стоял особняком в деревне. Правее было лишь широкое поле да вдали чернел своей непроходимость Шилекшинский лес. Сидя на лавочке, спиной к нагретым  за день  смоляным венцам  избы, уже не щурясь от палящего солнца, мы сидели и расслабленно слушали звенящие в обычной деревенской тишине шорохи  и  звуки. И если прислушаться к ним, то можно оглохнуть от непривычных и удивительных  какафоний.  А ведь в привычном ритме работы, когда  дыхание на каждом  выдохе во время тяжелой работы да свист косы при замахе, последний вопль подкошенной травы и шум  крыльев взлетающих кузнечиков ,- перекрывали все остальные звуки, что сопровождали нас на каждом шагу.  И хоть на косьбе или на пахоте, хоть на стоговании или рубке леса - везде была своя мелодия.  Только неразличимая в работе.
 
       И только сейчас , опустив тяжелые руки, плетями повисшими из уставших плеч, когда рядом , на той же завалинке осталась недопитой  вспотевшая  крынка  обеденного  молока , да подсыхал духмяный ломоть материнского  подового хлеба , кушать не хотелось, хотелось внимать и шорохи и  чудодействие, царящему вокруг. И ты,  голый по пояс ,  только что плескавшийся на Елнати, весь сырой , в бляшках воды,  местами с мурашками  от  легкого сквознячка,  тянувшемуся  с реки , закрыв глаза и открыв  тем самым  сердце и Душу , внимал таинство и красоту , те самые , что так тревожат душу русского человека. А  за закрытыми веками творилось Бог знает что!

     Это погружение ногами в шелковую траву, ту,  что мать подкашивала  литовкой каждые 2-3 недели, почерневшая от  дождей и времени  древняя  скамейка, безумные запахи пряных трав, овощей , что "перли" у матери вопреки окружающей зависти  и во славу  ее упорству,  кудрявые березки, запахом и шелестом напоминавшие о позднем  сроке заготовки веников и просто долгий -долгий очередной вдох живого воздуха - все это наполняла ровно стучащее сердце той энергией и силой, что делает нас вечными и благодарными.  Картина деревенской пьесы дополнялась звуками подойника, переливаемого парного молока, мяукание попрошающих кошек, перебирание копыт облегченной от молока Жданки, кудахтанье потревоженных светом  в хлеву  кур с горластым петухом да бормотание из дальнего окна диктора про наши успехи и новости.  Уходить не хотелось . Да и куда идти от такой благодати! Разве что на сеновал, там истинное море услады и радости. И вот когда уж кожа вся обветрилась и , надыхавшись испарений от травы и земли, когда ниточки от желудка потянут верхние веки к самому носу,  вот тогда, превознемогая усталость,  ты встаешь и , слушая как в собственных коленях щелкают пузырьки, идешь на отдельный сеновал, туда , где мягкое ложе из сена , слежавшееся от твоего собственного веса с прошлой ночи , мягкой и неповторимой периной воспринимает тебя и твою усталость.
     И вот уже под крышей деревенского будуара, раскидав руки ноги ,  все тело да так, что потом по утру не можешь найти чем прикрыть  любопытную наготу, ты последним , самым сладким вдохом погружаешься в мир еще более ярких красок. И не беда, что твое бельишко невозможно найти сразу, но зато, потом,  зимой,  в очередной приезд к матери, будешь слушать рассказ ее, где она будет рассказывать, хитро улыбаясь,  как Жданка   чуть не сжевала какую-то  соленую тряпку и она , мать, спасала ее на рогах  удивленной  Жданки, не забыв, конечно, сфотографировать как безалаберность нынешней молодежи...

   Все это вспоминалось  с улыбкой и уже вдогонку , навстречу новой заре, ты погружаешься в теплый настоящий сон.  Но сон летом недолог. По утру , чуть только рассвет, на конек сарая прилетает пара галок, запросто залетающих во двор,  чтобы  воровать корм  у кур и коровы.  И их перебирание лапок по коньку крыши сродни ощущению, что ты находишься внутри барабана, а проклятые барабанщики не щадят никого, кто должен вставать чуть свет и работать согласно закону земли....