Святыни Притамбовья

Надежда Хисметова
Вчера весь вечер читала статьи о Трегуляе. Сердце переполнилось воспоминаниями.
Решила опубливовать стихи. написанные давным-давно в Трегуляе ребёнком:

* * *

Хочу я в платье
Бледно-розовом
Промчаться ночью
С ветерком.

Пришпорить
Лошадь серебристую
Хрустальным
Нежно каблучком.

Лететь хочу как
Птица вольная,
Вдыхая ночи
Аромат.

И будет жизнь
Моя привольная,
Забуду школу
И девчат.

Не будет мне никто
Завидовать.
И все забудут
Про меня.

И будут только
Феи рядом.
Не захочу я
больше дня.

1957 г.

* * *

Под сосной высокой
Я сижу печальная.
До того мне хочется
Башмачки хрустальные.

До чего мне хочется
Пышную карету.
Но, увы, лишь в сказках
Всё бывает это.

1957 г.

Я для себя нашла материалы в интернете об этом святом и удивительно красивом месте. И когда буду тосковать, прочитаю этот материал ещё раз:   

"Святыни Притамбовья
Олег Лёвин
Весной и летом этого года участники тамбовского отряда православных следопытов «Скимен» организовали несколько однодневных выходов за город с целью составить своеобразную паломническую карту тех природных мест Притамбовья, которые всегда почитались жителями города и пользовались особой любовью у них.
Традиционно начали с осмотра Святовского озера, что километрах в шести от Тамбова в Пригородном лесу. Путь нашего небольшого отряда к этому месту проходил как обычно: сначала на автобусе до гостиницы «Турист», а затем пешком по тропе через лес. Дорога к озеру в любое время года сложна, и преодолеть ее можно, пожалуй, только пешком. Мы узнали, что Святовское, имеющее необычную, почти идеально круглую форму, по крайней мере трижды, в 1928, 2002 и 2003 годах, пытались исследовать разные любители-энтузиасты. В далеком 1928 году глубину озера измеряли с помощью линя. В 2002 и 2003 годах то же самое проделали с помощью эхолота: выяснилось, что оно имеет двойное дно: на расстоянии 20 и около 45 метров соответственно.
В окрестностях озера дивные места: высокие деревья окружают его, на западной стороне большая площадка, покрытая зеленой травой, где мы и располагаемся. Спуск к озеру топкий, надо идти осторожно, иначе можно провалиться в грязную жижу, вода буквально сочится из земли. Но потом, выйдя к самому берегу, можно часами созерцать озеро, вспоминая слова Псалмопевца: «Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих» (Пс. 91:5). Ученые до сих пор спорят о происхождении озера: может, оно образовалось от падения метеорита или же в результате действия подземных вод.
У нас возникло предположение, что Святовское, возможно, когда-то могло принадлежать Иоанно-Предтеченскому Трегуляевскому монастырю. Документально этот факт не подтверждается, но такая вероятность существует.
Следующим пунктом на нашей карте стало озеро Чистое, или, как его еще называют, Святое. Расположено оно в Пригородном лесничестве, и самый короткий путь к нему по старой, так называемой архиерейской дороге. Дорога эта когда-то вела прямиком к Вознесенскому женскому монастырю и к архиерейской даче. До революции на месте поселка Пригородного лесничества располагался хутор Вознесенского монастыря, где постоянно проживали несколько монахинь и послушниц. Возможно, отсюда и другое название озера по принадлежности этих мест Церкви. Фундаменты построек хутора можно было увидеть еще в 2002 году, но теперь от них уже ничего не осталось.
Наш путь к озеру начался от улицы Монтажников. Район этот в основном состоит из скопления гаражей, складов и промышленных зданий. Мы миновали большое овальное озеро, находящееся в черте города, с интересным названием Ендова. Это тот самый пруд, который когда-то относился к архиерейской даче или скиту в честь Всех Святых. Дорога –  узкая тропа со следами асфальтового покрытия вдоль Цны, которая протекает от нее метрах в тридцати и совершенно не видна из-за высокой осоки и деревьев. Выходим к деревянному мостику через реку, такие в тамбовских деревнях называют «лава»: несколько досок, набитых на сваи.
Само озеро от реки располагается метрах в трехстах, имеет вытянутую форму, берега его заросли осокой и камышом, так что к нему трудно подобраться. Озеро Чистое - озеро загадок. Его уровень испытывает значительные колебания по годам и сезонам. Были случаи, когда вода совсем исчезала в озере или затопляла прибрежную зону на 15-20 метров. Это прекрасный уголок природы: вокруг лес, в воздухе растоплен аромат трав, тишина и умиротворение. Не случайно, что это место так понравилось сестрам Вознесенской обители!
Осмотрев зарастающий водоем, полюбовавшись его окрестными видами, мы расположились на полянке, чтобы утолить свой голод. Время в разговорах и общении прошло незаметно, нужно было уже возвращаться, и отряд отправился в обратный путь все по той же архиерейской дороге.
Следующее наше путешествие состоялось уже во второй половине июля, когда появляются первые признаки осеннего увядания в природе, но уходящее лето, как будто не желая сдаваться, все еще испытывает нас зноем.
В пригородном лесу протекает небольшой ручей под названием Студенка. Вода в нем необычайной чистоты даже в наше время. Питают этот ручей источники, бьющие из земли. К одному из них мы и направились, доехав на рассказовском автобусе до остановки «Тубдиспансер», а далее пешком через сосновый лес по песчаной дороге. Источник освящен в честь святого преподобного Сергия Радонежского, сюда часто приходят и приезжают люди, чтобы набрать чистой ключевой воды. Едут на велосипедах, мотоциклах, автомобилях. Набирают огромные канистры, фляги, а вода не кончается, все так же течет, пробивая себе путь сквозь песок. Ручей Студенка стал первым источником чистой воды для Тамбова, когда был построен первый водопровод в 1885 г.
Есть места в окрестностях Тамбова, которые связаны с ним какими-то невидимыми нитями, хотя порой и расположены они в нескольких километрах от города. Одна из таких нитей – дачи. Наступает весна, и после зимней спячки тянутся люди в Пригородный лес, Липунцы, в район парка «Дружбы» или за Кривой мост. Здесь находятся дачные домики, земельные участки, и многие тамбовцы вплоть до глубокой осень проводят на них любимое увлечение, хобби. Для кого-то это необходимость, для кого-то просто отдых. Но есть место, куда приходят или приезжают порой безо всякой цели, просто потому, что здесь хорошо и что-то сюда тянет. Место это называется Трегуляй. Расположено оно к югу от Тамбова километрах в десяти. Добраться сюда можно и на машине (по Рассказовскому шоссе), и пешком. Ни с одним местом в окрестностях Тамбова не связано столько легенд и преданий. Начать хотя бы с расхожего утверждения, что где-то в окрестностях Трегуляя располагался когда-то давно разбойничий городок, и разбойники совершали оттуда свои лихие набеги на торговцев, перемещающихся по Пензенской дороге. До сих пор жители утверждают, что, когда-то в реке Цне и именно в тех местах, где она подходит к самому поселку Трегуляй, водились сомы такой огромной величины, что могли утащить в воду целую корову. Но самая, пожалуй, популярная легенда, которую вам обязательно расскажет любой тамбовец, связана с происхождением самого названия Трегуляй. По преданию в этих местах гуляли два святителя (Питирим Тамбовский и Митрофан Воронежский) и кто-то третий, может, келейник святителя Питирима, может, его друг, вот и получилось «трое гуляли», отсюда и «Тригуляй». Действительно, святитель Питирим дружил со святителем Митрофаном Воронежским и даже переписывался с ним, но вот бывал ли последний в Тамбове, неизвестно. А то, что название Трегуляй («ляй» в переводе «овраг») мордовского происхождения, факт установленный. И тем не менее в каждой легенде есть своя доля правды. Не случайно народная память связывает происхождение названия поселка с именем второго епископа Тамбовского Питирима, ведь именно он одним из первых заметил это красивое место на берегу реки и основал тут (в 1688 г.) Иоанн-Предтеченский мужской монастырь, где при жизни любил бывать. Много с тех пор воды в Цне утекло. Основанный святителем монастырь в XVIII веке сгорел, перенесли его ближе к реке, с течением времени он отстроился, и к началу XX в. на его территории располагалось два величественных белокаменных храма в окружении великолепных садов. В то время зимой и ранней весной в Трегуляй пробраться было практически невозможно, а летом тянулся сюда народ из Тамбова, чтобы отдохнуть от городской суеты, поговеть в монастыре. После революции здесь сначала разместили концлагерь (в 1921-1922 гг. содержали участников антоновского восстания), а затем – исправительно-трудовую коммуну для несовершеннолетних преступников. Позже бывшие монастырские здания заняли военные – они и снесли монастырские храмы. Однако даже в самые трудные времена сюда шли люди. Что их привлекало? Все очень просто – святой источник, который ископал еще сам святитель Питирим. На Питиримовском источнике всегда много людей. Можно помолиться, набрать воды, искупаться. А потом посидеть на скамеечке, в блаженстве наблюдая за стрижами, низко летающими над Цной, ощущая, что святитель Питирим где-то рядом, как добрый хозяин, к которому ежедневно приходят сотни людей, и он никому не отказывает. И он именно тот, кто влечет сюда людей, даже если они об этом и не догадываются.
Закончились наши лесные маршруты: озера Святовское и Чистое, Студенка и Трегуляй. Теперь мы направили наши стопы в степную сторону, за Татарский вал, где располагается еще один святой источник в д. Мухановка, что в Тамбовском районе. Добраться сюда можно от конечной остановки на улице Сенько по полевой дороге, минуя Татарский вал. За ним поле, уходящее вдаль и где-то там, как кажется, сливающееся с небом. Отсюда открывается вид на липецкую дорогу, мост через речушку Малая Липовица и Мухановку.
Деревня эта километрах в четырех от села Стрельцы. Когда-то она находилась на границе двух приходов: Красносвободного (Арапово) и Стрельцы – и называлась экономия помещика Муханова. Само село Арапово старинное, известно с XVIII века. Владели им помещики Араповы. В списке дворян 1882 г. как владельцы села отмечены Мария Устиновна Арапова, она была дочерью Устина Ивановича Арапова (к тому времени он уже умер), генерал-майора, кавалергарда, участника русско-турецкой войны 1828-1829 годов, а в 1836-1846 годах ставшего тамбовским уездным предводителем дворянства, затем в течение двух сроков – губернским предводителем. Кстати, именно он немало сил и трудов положил на то, чтобы открыть в Тамбове институт благородных девиц, за что получил орден святого Владимира 3 степени. Располагались здесь земли и штабс-капитана Ивана Петровича Арапова. Кроме Араповых здесь также находились земельные владения помещиков Ланских, но именно с Араповыми связана история местного храма. Первый деревянный храм был построен еще в 1750 году, а в 1818-1825 годах на средства Араповых возвели каменный храм, престол в котором освятили в честь Владимирской иконы Божией Матери, а приделы – в честь святителя Николая и Зачатия святого Иоанна Предтечи. Старый деревянный храм был продан в 1820 году. Существовал еще один небольшой каменный Воскресенский храм, стоящий на кладбище над склепами Араповых и Ланских, что говорило о том, что Арапово было родовым гнездом этих двух дворянских фамилий.
Ныне Арапово – большое современное село, почти пригород Тамбова, и относится к приходу села Стрельцы. Ничто здесь теперь не напоминает ни о прежних его владельцах, ни о храме, ни даже об изначальном его названии. Сейчас оно Красносвободное.
Мухановка расположена в самом конце Арапова, на его выселках, выходя последними своими домами к шоссе. Село это старое, первые жители здесь поселились в 20-30-х гг. XIX в. Да и не удивительно: сторона степная, кругом поля, и испокон веков поля эти кормили стрельчан и жителей мелких деревень, разбросанных тут и там. По ним можно проследить, как осваивались новые, залежные земли. Вот, войдя в Стрельцы со стороны шоссе, миновав храм в честь преподобного Сергия Радонежского и не доходя до небольшого пруда, спускаемся с плотины вниз и, пересекая заливные луга, косогоры, заполненные водой карьеры, мы выходим на дорогу. Она то поднимается в гору, то спускается с нее, и вскоре уже виден Мухановский пруд, который начинается с заболоченного участка, заросшего осокой, тростником и разными мелкими деревьями. Пруд этот тянется километра на два, и по правому берегу его раскинулась небольшая деревенька Марьевка, плавно переходящая в дачный поселок. Здесь еще можно увидеть сарайчик под соломенной крышей и характерные для стрельчан каменные белые дома с двойными дверями, одни из которых сделаны в виде железных решеток. Когда-то эта деревушка была населена переселенцами из Стрельцов или ближайших к ним Пушкарей, пришедших сюда, чтобы быть поближе к новым полям и воде.
Мухановский пруд расположился в низине и тянется почти до Липецкого шоссе. Говорят, в пруду много рыбы. На некоторых современных картах деревня Мухановка обозначена как несуществующая, но на самом деле ничего подобного нет: деревня жива, домов десять выстроились вдоль р. Малая Липовица, и все дома заселены. Мал. Липовица - речушка чрезвычайно извилистая, в этих местах неширокая, где-то метра 2-3, а где и до 1,5 метров доходит, так что через нее можно свободно перепрыгнуть. Берега ее густо поросли ивняком и высокой травой, среди которой выделяются массивные стебли борщевика. На берегу этой речушки и располагается святой источник в честь святого Иоанна Крестителя. Мы держим свой путь именно к этому источнику и, перейдя через шоссе, выходим к выгону на окраине деревни, откуда узкая дорожка ведет вдоль берега прямо к источнику. Дорожка хорошо утоптана – видно, что местные жители частенько наведываются сюда за водой. Сам источник расположен метрах в двух от берега, под крутым обрывом, и заключен в три бетонных кольца: два в земле, а третье выходит на поверхность. Трудно сказать, когда появился источник, но можно предположить, что этот или подобный ему мог быть местом, куда в стародавние времена приходили крестным ходом крестьяне, чтобы в засушливые годы совершить молебен на полях о ниспослании дождя. Когда мы пришли, несколько местных жителей были заняты обустройством источника: откачивали воду из него с помощью насоса. Вскоре уже было видно песчаное дно и то, как пульсировала вода, которая снова очень быстро поднялась до своего прежнего уровня. Из расспросов мы узнали, что предполагается поставить новые бетонные кольца и обустроить небольшую сень над источником, чтобы в него не попадали мусор и листва.
Так закончилась серия весенне-летних походов Тамбовского отряда скаутов «Скимен». У всех участников осталась масса теплых воспоминаний и ярких впечатлений о них, о наших святынях и незабываемой природе. Мы благодарны владыке Феодосию, который в очередной раз не оставил нас своим попечением, за его помощь в организации и проведении этих походов.
Олег Лёвин"