34. Темпомир человека и его преодоление в необычны

Павел Гордеев
§ 34. Темпомир человека и его преодоление в необычных состояниях сознания

Перейдем к вопросу необычных состояний сознания в данном контексте. Согласимся с А.Л. Алюшиным и Е.Н. Князевой, постулирующими: «В одной временной шкале наблюдения реальность оказывается данной в одном ее срезе, в другой шкале – в другом срезе. В иной временной шкале наблюдения глазам наблюдателя открывается и иная картина реальности» [1, с. 81]. Как мы выяснили, сущностью сознания является длительность. Следовательно, сущностью необычных состояний сознания является некоторая «необычная» длительность, характеристики которой не соответствуют характеристикам ритма и темпа длительности обычного состояния сознания – социализированного, культурно-нормированного и ориентированного на решение повседневных задач и удовлетворение потребностей.

Итак, мир является сложным переплетением и сосуществованием темпомиров различных существ и объектов микро-, макро- и мегамира. Таким образом, в целом мире содержатся длительности и их темпы, предельные значения которых недоступны для восприятия одним существом. Каждому «субъекту» в темпоральном отношении соответствует некоторая выделенная часть мира, доступная для восприятия, соразмерная темпу его (субъекта) длительности. Часть мира подразумевает здесь не локальную область, а скорее некий «срез», проекцию, в которой он воспринимается. Экзоцентрированные необычные состояния сознания представляют собой изменение темпоральной разрешающей способности внешнего восприятия при интенциональной направленности на внешний мир. Это акцентирует важный пункт, что экзоцентрированные необычные состояния сознания являются таковыми только при их соотнесенности и интерференции с другими длительностями, т.е. субъект состояния включен в мир, с которым и в котором он взаимодействует в определенном ритме.

В различных необычных состояниях сознания происходит нивелирование темпоральных пределов, жестко заданных для обычного состояния сознания. Так, большинство психоактивных веществ «сходны в том, что они делают ход внешнего времени малоощутимым – время как бы застывает или делается безразличным, но интенсивность внутренних ощущений возрастает» [2, с. 123-124]; «[…] в экстремальных ситуациях и перед лицом смертельной угрозы восприятие и двигательные реакции человека могут ускоряться» [2, с. 133]. Ощущения изменения течения времени характерны и для лиц, имеющих некоторые психические заболевания или поражения мозга [2, с. 134-135]. Физические перегрузки влияют на субъективное ощущение скорости течения времени [2, с. 138-140].

К. Кастанеда описывал свой опыт употребления (курения) высушенных психоделических грибов. Его наставник – индеец-шаман дон Хуан комментировал этот опыт следующим образом: «Когда видишь, мир становится иным. Это – текучий мир, в котором все непрерывно движется, изменяется, течет» [3, с. 272]. В магической традиции толтеков, согласно Кастанеде, видение противопоставлялось смотрению. Смотрение – это обычный способ восприятия, направленного на согласованную реальность. Видение дает истинное знание, позволяя проникнуть в мир сам по себе, воспринимать именно его, а не его описание. Видение позволяет воспринимать мир текучим. Однако, поясняет дон Хуан, «чтобы уловить его отблеск, нужна огромная скорость восприятия» [3, с. 272], достичь которой позволяют курительные грибы (дон Хуан называет их «дымок», или «дым»): «Дым дает необходимую быстроту восприятия; он позволяет уловить отблеск текучего мира, сохранив незатронутым тело» [3, с. 272].

Прослеживается у Кастанеды и идея интерференции обычно не соразмерных длительностей, возможная благодаря расширению в необычном состоянии сознания темпорально-перцептивного экстремума одного из «носителей» длительности: «Черви, птицы, деревья, все существа могут рассказывать нам удивительные, невообразимые вещи. От нас требуется только скорость, достаточная, чтобы уловить их послания. Мы можем ее добиться. В частности, дымок дает человеку такую скорость» [3, с. 382].

Отчеты о психоделических переживаниях изобилуют примерами о субъективном ощущении растянутости и замедления времени. Сообщается: о веке, прожитом за одну ночь; об удлинении времени, вплоть до прекращения его существования; о замедлении скорости собственных движений и движений других людей, при ускорении скорости мышления; о проживании часов, дней и веков за пятнадцать минут объективного времени; о проживании за час нескольких человеческих жизней; о восприятии шлейфа (наподобие трассирующего следа) от быстро движущегося объекта; о восприятии быстрых движений как серии кадров, снятых с промежутком в миллисекунды и т.п.[1, с. 123-133]

Причудливые соотношения ритма собственной длительности и ритма внешнего мира проявляется также в экстремальных ситуациях, требующих мгновенной реакции и решения. В таких ситуациях у человека возникает субъективное ощущения замедления времени, или почти его остановки, когда за мгновение возможно проанализировать ситуацию и адекватно среагировать на нее [1, с. 134].

По мнению А.Л. Алюшина и Е.Н. Князевой, в описанных необычных состояниях сознания происходит уплотнение перцептивного потока, повышение разрешающей способности восприятия за счет сокращения длительности кадра. Изменяется не само объективное время. Изменяется ритм длительности за счет укорочения кадров. Приведенные примеры подтверждают эту гипотезу.

Итак, при экзоцентрированных необычных состояниях сознания, являющихся соотношением преобразованной длительности человека с внеположной длительностью, изменяется скорость восприятия. Трансцендирование перцептуально-нормального восприятия времени приводит к изменению восприятия действительности, раскрытию ее необычных свойств. Сконструированная в результате подобного восприятия картина мира не есть фикция или иллюзия, она есть срез реальности, адекватный новому функциональному состоянию, новому темпомиру субъекта.

--

1. Алюшин А.Л., Князева Е.Н. Многоуровневое темпоральное строение реальности // Вопросы философии. 2007. № 12.
2. Алюшин А.Л., Князева Е.Н. Темпомиры: Скорость восприятия и шкалы времени. М.: Издательство ЛКИ, 2008.
3. Кастанеда К. Отдельная реальность // Кастанеда К. Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки. Отдельная реальность. М.: София, 2009.