Кожаное пальто и письма писателя

Лариса Бережная
                « Дорогой, многоуважаемый шкаф!»  А.П. Чехов 

  Узнав тему конкурса, я хотела сделать объектом своей ностальгии огромную пачку старых грампластинок, купленных моими родителями и дополненных  мною впоследствии, а заодно и воспеть радиолу с круглой сеточкой на верхней крышке, вспомнить, как под эту радиолу наши взрослые гости выплясывали сначала твисты, потом шейки или и вовсе плавно ходили парами по комнате под медленные композиции. Но эпиграф, взятый напрокат у Чехова, как-то сам собой раскрутился и предложил мне совсем другой сюжет. Не будем же перечить эпиграфу, друзья, а, напротив, пойдем у него на поводу, ибо здесь собралась аудитория сугубо писательская, а какому писателю не интересен Чехов и всё, что с ним связано, начиная от Лики Мизиновой и заканчивая шедеврами русской словесности, написанными Антоном Павловичем в Ялте. А радиола и пластинки были практически в каждой советской семье или хотя бы у соседей. Итак:

 В Малаховке в июле темнеет очень поздно, но всё-таки   подмосковный  вечер, воспетый Матусовским, томно переходит в ночные посиделки на пленэре при свете подвесной лампы, которая  золотистым мерцанием освещает большой стол, накрытый весёленькой клеёнкой и всё ещё уставленный праздничными яствами. Сегодня у Таньки  - день рождения… Гости уже разъехались, а оставшиеся ушли в дом, и оттуда доносятся их булькающие голоса.

  Ольга, Татьянина сестра, пошла на кухню подогреть чайник, и мы с Танькой  остались вдвоём за столом. Я потихоньку отрываю одну виноградинку за другой и слушаю  сбивчивый Танькин монолог, представляющий собой поток сознания моей закадычной подружки. Внезапно Танька останавливается, внимательно всматривается мне в глаза, и я понимаю, что настал тот самый ежегодный момент, когда мне опять придётся оправдываться перед  подругой  за мой «проступок» давно минувших дней.  А я уж думала, что на этот раз пронесет…
 
- А скажи мне, Лариса, ну зачем же ты заставляла  меня тащиться по жаре на высоких каблуках через всю Ялту в твой музей Чехова, ведь я же просила тебя подождать, пока  придёт троллейбус!
- Тань, но твой троллейбус нас так  ни разу  и не обогнал…
- Но я ведь прямо плакала, как мне было больно и тяжело, а ты: «Да тут немножко осталось», а сама чешет в своих галошах к цели без остановки…
- Тань, я виновата, прости… Я ведь никогда не носила высокие каблуки…

   Пришла Ольга с чайником и в десятый раз включила замолчавшего было ненадолго любимого Танькой Ободзинского. Ольга умело перевела разговор на другую тему, а я, глядя на  спускающуюся откуда-то из космоса дачную лампу, вокруг которой по-набоковски кружилась мошкара, вспомнила и ялтинский сад, куда Антон Павлович отовсюду выписывал ценные растения, а затем их собственноручно сажал, и девушку-экскурсовода, проведшую нас по всему дому писателя и остановившуюся наконец у стеклянного шкафа-витрины, где располагалось знаменитое кожаное пальто Чехова, в котором он путешествовал на Сахалин.

     Наша красавица-гид начала обширный экскурс по сахалинской поездке писателя, я  же с изумлением разглядывала это пальто, которое было прямо-таки исполинских размеров. Надо сказать, что до посещения ялтинского музея я представляла себе Чехова совсем тщедушным и невысоким человеком в очках, таким, каким он смотрел на нас со страниц школьных учебников.
 - Простите,- обратилась я к  экскурсоводше, сбив её спич, - а какого же роста был  Чехов?
  Девчушка смерила меня надменным голубым взглядом снизу вверх и сказала обиженно, чётко выговаривая каждое слово:
 - Антон Павлович был очень высокого роста. Его рост составлял один метр  восемьдесят шесть сантиметров!
 - Ого, - сказала я и подумала, что экскурсоводы в подобных домах-музеях так проникаются жизнью и идеями живших здесь знаменитостей, что почитают их почти за родственников. Я тут же вспомнила такую же голубоглазую девушку, которая довела нас с Танькой до слёз  своими вдохновенными речами в Царскосельском лицее.

  Прощаясь, я горячо поблагодарила нашего гида за столь блистательно проведенную экскурсию, и мы наконец-то увидели на её доселе серьёзном лице смущённую улыбку. Я также сообщила ей, что будучи школьницами мы вместе с классом ездили в Мелихово, и теперь в Ялте картина жизни великого писателя открылась нам с новой стороны.

    Кожаное пальто писателя произвело на меня настолько сильное впечатление, что я с бОльшим, чем прежде, пафосом заинтересовалась и творчеством, и личностью Чехова. Осенью того же года в Москве  в букинистическом магазине на Покровке (тогда – улице Чернышевского) я купила себе том из собрания сочинений Чехова с письмами Антона Павловича. Это была книга серого цвета, с автографом писателя на обложке и двумя чайками на корешке. Там же я нашла прекрасную фотографию молодого Чехова, которая свидетельствовала, что господин, запечатлённый на ней, вполне имел право требовать от других, чтобы в человеке было всё прекрасно: « и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
   
    На страницах этого серого томика – предо мною вырастала фигура очень разностороннего и очень остроумного человека, образованного, талантливого, высокого, красивого мужчины, который весь мир хотел бы превратить в цветущий сад. Он взял на себя заботу о своём большом семействе и о людях, нуждавшихся в его помощи и поддержке в Мелихово и  на  Сахалине, тяжёлая  поездка на который  и стоила ему в конце концов жизни.

  Мы мало ещё знаем об этом человеке, хотя и ходим на его пьесы в театры и читаем его рассказы… Серый том писем Антона Павловича занял достойное место в нашей домашней библиотеке, а сахалинское пальто писателя, хотя и осталось за стеклом в Ялте, но оно тоже всегда со мной. А если я о нём забуду  ненароком,  моя подруга юности - Татьяна Юрьевна опять и опять напомнит мне в середине июля и о нём, и о нашей тяжёлой дороге в гости к писателю по раскалённой Ялте. И я опять буду беззвучно смеяться, сознавая весь трагикомизм Танькиных воспоминаний…

   Вслушиваясь в продолжающийся поток сознания подруги и закидывая очередную виноградинку в рот, я подумала: «Только бы она не вспомнила аналогичную ситуацию на Водопроводной улице в Одессе», ибо в отличие от Ялты я уже и сама не помнила, зачем  мой пытливый ум краеведа привел нас на эту знаменитую одесскою улицу.

   Но Татьяна, как бы прочитав мои мысли,  объявила следующий заголовок своего полуночного повествования:

 - А Водопроводная улица?! Вот скажи: что тебе там нужно было?

 - Девочки, - примирительно сказала я, - сидим, как в Одессе у Павлины… Тань, если бы не я, ты бы нигде, кроме своей  Малаховки, и не побывала бы… Так что, как говорил Антон Палыч: "С Днём рождения, друзья мои тунгусы!"