Гл. 25 Век живи, век учись

Роберт Ридель
                «ВЕК ЖИВИ, ВЕК УЧИСЬ»

      Не знаю, как насчёт «век живи», а наказу «век учись» я, пожалуй, следовал всегда.

    Учиться мне пришлось уже в раннем детстве – новому для меня языку, русскому. Дома  говорили по-немецки, вернее на, так называемом, поволжском диалекте, и до трёх-четырёх лет я ни слова не знал по-русски. Потом был детский сад, там только русский. И я до сих пор помню моменты, когда мне казалось, что я  знаю русское слово или какое-нибудь оборот, а потом оказывалось, что у них совсем другой смысл.  Но я быстро, как все дети, освоил язык, и потом было так – мне говорили по немецки, а отвечать мне было удобней по-русски.

   А официальная моя учёба началась первого сентября 1940 года – я пошёл в первый класс соседней с нами школы на окраине Энгельса на Волге.

   На следующий год началась война. Нашу семью, как и всех «советских» немцев, выслали в Сибирь, в Красноярский край, и во второй класс я пошёл уже в таёжной сибирской деревне. Родители оказались в трудармейских лагерях, а я жил у чужих людей и «мотался» по детским домам Сибири и Урала.

   Все эти годы я стремился к учёбе, хотя это было совсем не просто.  В Сибири я пропустил год в третьем классе – пас свиней. На Урале я одно время  жил в чужой семье, где меня не пускали в школу («надо работать»). Я ушёл от них и явился в детприёмник милиции с просьбой отправить меня в детский дом: «Я хочу учиться в школе».  А в детдоме, чтобы не потерять учебный год, мне пришлось пройти за месяц весь четвёртый класс.
 
   В детском доме я окончил седьмой класс и, сдав вступительные  экзамены, поступил в техникум, из которого меня, как немца, сразу же выгнали, потом, после хадатайства директора детдома, приняли, а через неделю я сам ушёл.

   Несмотря на все эти приключения, проучившись в шести разных школах Поволжья, Сибири, Урала и Казахстана, я окончил среднюю школу в Темиртау, под Карагандой.

     Я собирался учиться дальше, поступать в институт, но не выпустила спецкомендатура, где я был на учёте как немец-спецпереселенец. Пришлось учиться в техникуме, окончив который,  работал на шахтах.

    В 1953 году в  Караганде открыли горный институт, но в первый набор
спецпереселенцев не принимали. Через год в нём открыли  вечернее отделение. Я поступил на это отделение, а чтобы учиться по вечерам, перешёл в «Карагандагипрошахт».

   Для нашей семьи это было непростое время. Когда я поступал, Тая была студенткой  (мы недавно поженились),  а к концу моей  учёбы у нас уже было двое детей.    Я ещё учился, когда, окончив пединститут, она стала работать учителем в вечерней школе. И было так – после шести, часто  прямо с работы, я отправлялся в институт учиться, а Тая уходила в школу преподавать. После занятий я спешил в соседний с Новым городом район Михайловки, где находилась её школа,  и мы вместе приходили домой часов в одиннадцать, а то и  позже, так как  шли пешком, автобусы по вечерам не ходили.    Правда, это было только первый год, потом Тая сменила работу – перешла в геологическую химлабораторию, где проработала много лет.

    Я учился (и работал) шесть долгих лет, и в 1961 году  мне вручили «красный» диплом горного инженера.

   В конце шестидесятых  я занялся диссертацией, а для сдачи кандидатских экзаменов пришлось опять учиться - на курсах языка, в «университете марксизма-ленинизма». В 1971 году, после защиты диссертации,  мне присвоили учёную степень кандидата технических наук.

   Работа в «Карагандагипрошахте» была интересной, дела шли неплохо, но слишком часто мне приходилось трудиться за других. И когда в институте издали приказ -  считать (!?) меня заместителем главного инженера института (хотя я продолжал оставаться работником техотдела с соответствующей, конечно, зарплатой), моему терпению  пришёл конец. Я подал на конкурс в Карагандинский политехнический институт, и был принят на должность старшего преподавателя.  Моя зарплата выросла в полтора раза.

   Пришлось  учиться, теперь уже преподавать. Мне было что рассказать студентам, и  вскоре  Высшая аттестационная комиссия (ВАК СССР ) присвоила мне учёное звание доцент.   

    В 1983 году возникли трагические обстоятельства (в аварии погибли четыре проектировщика,  в том числе и Лев Семёнович Винницкий, я о нём я писал), и меня пригласили в Москву,  в Минуглепром СССР, и предложили вернуться в «Карагандагипрошахт». Помню разговор у заместителя министра М. И. Щадова. Начальник нашего главка  говорил:

- Назначим  заместителем главного инженера института - он теряет в зарплате семьдесят рублей, если  заместителем директора – то только пятьдесят...
   
   Я не смог отказаться  - в этом институте к тому времени я проработал тридцать лет, стал специалистом, и, несмотря на «обещанную» потерю в зарплате (50 -70 рублей - это пол-оклада инженера-проектировщика), я вернулся, стал заместителем директора по открытым горным работам (быть руководителем тоже пришлось учиться). В начале девяностых институт стал акционерным обществом (АО), а я –  его вице-президентом.

   В «Карагандагипрошахте» я проработал ещё тринадцать лет, занимался открытой угледобычей  Казахстана и Средней Азии.

    Это были не простые годы  – в Казахстане было создано несколько новых угольных районов, в Средней Азии открытая угледобыча развивалась, несмотря на проблемы, связанные с высокогорной местностью,  сложностью геологических условий, да и с особенностью менталита местных властей.

   Осложнялась работа и тем, что большая часть «моих» ГИПов (главных инженеров проектов по разрезам) не были горными инженерами (а были строителями, электромеханиками, экономистами). Они  выполняли (и неплохо) текущую работу, выдавали на стройку чертежи, организовывали авторские надзоры и т. п. Но формирование разрезов как горное преприятие мне приходилось брать на себя, и мне же приходилось отстаивать проекты  в министерстве.
 
    Про меня в эти годы кто-то из сотрудников в шутку написал:

                Все разрезы ровным строем
                Перед ним стоят,
                И, дымясь, как перед боем,
                ГИПы все горят.
                И, испытанный делами
                Бури трудовой,
                Их ведёт, грозя очами,
                Генерал седой.

                + + +      
   Я как-то подсчитал, что в учебных заведениях (школа, техникум, институт, аспирантура) я проучился около двадцати лет, треть из них совмещая с работой.
               
   Но и в другие годы я не переставал учиться, осваивать новое, и иногда это «новое» меняло направление моих интересов, влияло на дальнейшую мою жизнь.

  В пятидесятые годы я учился новому для меня делу - разработке месторождений открытым способом, и оно стало моей профессией. В шестидесятые освоил разработку  алгоритмов для ЭВМ , с помощью которых моделировал сложные производственные процессы, проводил серьёзные исследования.

   В семидесятые освоил и впервые использовал  приёмы ускоренного освоения месторождений. По этой схеме потом был создан  крупный угольный район, за что мы, группа специалистов, получили государственную премию СССР.
 
   В восьмидесятые учился преподавать, учился быть руководителем, в девяностые осваивал зарубежный опыт разработки месторождений.
 
   Приехав в Германию (я уже на пенсии), пришлось снова «сесть за парту» - языковые курсы,  курсы по вождению. И последний в моей жизни экзамен (практическая езда) я сдавал, когда мне было шестьдесят пять.

   В конце девяностых (мне 68) я освоил персональный компьютер, научился печатать, работать над фотографиями.  В семьдесять вышел в интернет  – Е-Майл,  путешествие по миру. А потом освоил Скайп c  его  видеотелефоном, вышел в социальные сети.

   В 2007 году я закончил повесть-воспоминание о своём непростом детстве (этому тоже пришлось учиться) и  два  десятка экземпляров напечатал на компьютере (для родных и друзей).  Книге нужен переплёт, желательно твёрдый, и  с помощью интернета я освоил переплётное дело. Сделал пресс,  переплётный станок, подобрал материал для обложки – картон от папок, полотенца «под холст»  и др.

   Книгу многие одобрили, и не только содержание, но и переплёт – он выглядел, как типографский. Одна из литераторов сказала:

- Неплохой дизайн.

   Повесть, которую я назвал «Ограничения», я разместил на одном из российских cайтов,  потом на других, и на сегодня её «скачали» тысячи читателей. Отдельные главы  опубликовали в Караганде, а полностью  её напечатали в  московском журнале «Континент» (№137 за 2008 год).
 
  В год, когда я закончил повесть и освоил переплётное дело, мне исполнилось семьдесят пять.

   «Век живи, век учись!»
 
                * * *





© Copyright: Роберт Ридель, 2011
Свидетельство о публикации №211070900897
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Другие произведения автора Роберт Ридель