Гл. 21 эпизоды

Роберт Ридель
     Экибвстуз, разрез "Богатырь". Доклад министру на капоте "Чайки".



               
                Глава 21
                ЭПИЗОДЫ

   Мнимая смерть.

 Мы с Таей отдыхали в подмосковом доме отдыха «Шахтёр», и в столовой сидели вместе с почтенной супружеской парой из Киева. В разговоре я упомянул карагандинскую шахту, названную именем заслуженного горняка-казаха. Наш сосед ( имени его не помню, назовём его Анатолием Ивановичем) оживился:

- А я с ним работал, в сороковые годы  – он был начальником шахты, а я главным инженером.  Он из рабочих-выдвиженцев – рабочий он был хороший, а начальник шахты...

    Он зaсмеялся и добавил:

- Так и со Стахановым было, тогда он тоже был в Караганде, начальником тридцать первой шахты.

  Я вспомнил эту шахту – мы проводили на ней взрывные работы.
 
  С этим соседом произошла не совсем обычная история.

    Утром его супруга пришла одна:   

- Анатолия Ивановича ночью увезли  в больницу – сердечный приступ.

    Потом по дом отдыху разнёсса слух – наш сосед умер. Мы, конечно, были потрясены. На ужин наша соседка не пришла.

   На следующий день к завтраку она пришла, но следов горя у неё мы не заметили - она оживлённо разговаривала, даже шутила. Мы не знали, что и думать, возможно, что-то с психикой. С других столов на нас бросали  удивлённые взгляды.

   Когда мы осторожно спросили про Анатолия Ивановича, она сказала:

- А, это. Позвонили из больницы и сказали, что он умер. Я стала звонить сыну, а потом выяснилось, это не Анатолий Иванович, а его полный тёзка, в больнице перепутали. Сегодня его выписывают.


   На ужин пришёл  бодрый Анатолий Иванович,  об этой истории он ничего не знал.
               
                °°°°°
   
 В дюралевой бочке.
 
Летом 1959 года мне предстояло  первый раз лететь в самолёте - вместе с командированной москвичкой мы направлялись в Экибастуз.
 
   Объявили посадку, мы прошли на лётное поле и по лёгкой лестнице поднялись в самолёт. Пассажиров было мало, кроме нас, ещё несколько человек.

   Это был грузовой самолёт Ли-2, ещё с войны. Изнутри он напоминал дюралевую бочку с откидными скамейками по сторонам. На передней стенке -  дверь в кабину лётчиков, над ней циферблат высотометра, у пола – трубка, из которой подавался свежий воздух.

   Москвичка, закутав голову косынкой, легла на скамейку и до Экибастуза не поднималась.

   Самолёт взлетел и взял направление на Экибастуз.

   Погода была отличной, жарко светило солнце, от которого стенки самолёта быстро нагрелись Стало жарко, как в духовке. Воздуха из трубки поступало мало, один из пассажиров, молодой парень,  даже присел возле неё, чтобы немного охладится. И не прекращалась болтанка – самолёт проваливался, потом поднимался, снова проваливался ,  опять поднимался, и так все два часа, пока мы летели.
 
  Я старался не обращать внимание на эти неудобства – смотрел в иллюминатор, наблюдал за  стрелкой высотометра.

  Самолёт, наконец, приземлился, все спустились по такой же лестнице на травяное поле аэродрома.

   Измученная москвичка сказала:

- Так плохо я  никогда ещё не летала!
-
    А я то думал, что в самолётах так бывает всегда...

                °°°°°
    Тазик с безином.

 На стройки, для проведения авторского надзора, мы выезжали на небольшом автобусе. Наш водитель, которому было за пятьдесят, ещё в тридцатые годы  возил геологов, даже англичан. И ещё – он хорошо  говорил по-казахски, и однажды это нас, можно сказать,  спасло.
 
   Тогда ещё не было дороги вдоль канала Иртыш-Караганда, и в Экибастуз, на угольные разрезы мы ехали по запутанным степным дорогам.

   Был октябрь месяц, мы  возвращалисьв Караганду. Выехали вечером,  быстро стемнело, в свете фар мелькала дорога, проскакивали тушканчики. На одной из  многочисленных развилок (указателей, конечно, не было) мы свернули на дорогу, которая  повела нас в сторону от нужного направления. Так и ехали, пока  не  поняли, что заблудились.
 
    Изредка попадались овчарни, небольшие аулы, где все уже спали. В одном из аулов водитель остановился, постучал в окно землянки. Окно засветилось, кто-то вышел, водитель спросил дорогу на Караганду, и мы поехали дальше.
 
  До Караганды  более трёхсот километров, а мы сделали большой крюк, поэтому бензин заканчивался. Было морозно, и, остановившись в степи, мы могли просто замёрзнуть. Надо было что-то делать.

  Уже глубокой ночью мы въехали в  тёмный аул. Автобус остановился, водитель куда-то ушёл, его долго не было. Наконец, он пришёл, держа в руках замызганый тазик с бензином.

- Как ты это достал?

  - Народ здесь неплохой, всегда помогут, а бензин мне дали, когда я заговорил по-казахски, отлили из какой-то машины .

   Домой мы добрались только к утру.

                °°°°°               
 
 Ремонтный рабочий.

 Тогда существовала система прописки, а в Москве она  была особенно жёсткой.  Что уж она контролировала, не знаю, но в московских институтах (проектных, научно-исследовательских) нам встречалсь довольно слабые работники, и держали их потому, что у институтов не было возможности пригласить с периферии нужных специалистов. Об этом «голоде в кадрах» я ещё раз убедился, когда в 1981 году  получил сразу несколько предложений на работу, в том числе и от двух московских институтов.

  Но мешала прописка.  Чтобы «обойти» эту проблему,  в одном из них предложили «хитрую» схему:

- Нам разрешили нанять рабочих не из Москвы, для ремонта нашего здания. Мы оформим Вас рабочим, какое-то время будете в бригаде,  а потом переведём Вас в институт.

 Я, конечно, отказался, остался в Караганде и подал на конкурс в политехнический институт, куда меня тоже приглашали.

                °°°°°
 
   Беспартийный.

В конце семидесятых меня в очередной раз вызвали в Москву и назначили председателем экспертной комиссии по проекту крупного угольного разреза. Комиссия завершила работу, наши заключения я передал в экспертное управление и уже собирался домой, когда начальник управления  пригласил меня в кабинет. Предложив сесть,  он спросил:

- Вы член партии?

   - Нет.

    Он остановился, будто споткнувшись – он настроился на серьёзный разговор, а тут такой ответ... Дальше разговор пошёл  о каких-то мелочах.

   Об этом странном разговоре я рассказал главному эксперту министерства по открытым горным работам, человеку в возрасте, с благородной сединой. Он сказал:

- Ничего странного – я ухожу на пенсию, и я ему сказал, что, кроме Вас, никого на моё место  не вижу.

   Но на этом всё и кончилось – я оказался беспартийный, а в министерстве работали только члены партии...

   Не связывая напрямую, что не я работал в министерской экспертизе, я скажу, что в последнее десятилетие она становилась всё слабее и слабее. Были случаи, когда нас просили самим назвать погрешности в проекте, чтобы они могли отрапортовать о своей работе.
 
  Спустя несколько лет, эту историю я рассказал  начальнику нашего проектого главка, сказал, что сейчас я мог бы работать в министерстве, в экспертизе. Неожиданно он  сказал:

- А зачем  Вам  чужие горшки таскать? У Вас своя работа.
-
 Возможно, что и так...

                °°°°°
   
    Урок дипломатии.

Роторные экскаваторы для каменных углей уже создавали, но  к окончанию первой очереди разреза «Богатырь» они не успевали. Решили  приспособить экскаваторы немецкой фирмы «Такраф» (ГДР), заменив их широкие зубья на острые.

    Первый немецкий экскаватор привезли в Экибастуз, смонтировали на одном из действующих разрезов. На приёмные испытания (это было в 1970 году) собрали комиссию, куда вошли производственники, учёные, проектировщики и представители фирмы-изготовителя.

   Испытаниям придавалось особое значение – на каменных углях экскаватор работал впервые. Но приёмка не состоялась - мы обнаружили отклонения от контракта, и испытания остановили.

  Членов комиссии вызвали в Москву, приехали представители фирмы. Мы приготовились отстаивать наши претензии, немцы даже адвоката с собой привезли.
  Все собрались в помещении «Машиноимпорта».
 
  Председательствующий, представитель «Машиноимпорта», предоставил слово немецкой стороне. Те объяснили, почему они отклонились от контракта. Мы стали возражать, но председательствующий, прервав нас, обратился к немцам:

  -Так вы признаёте, что отклонились от контракта?

Немцы снова стали обьяснять, мы опять пытались возражать, но всех останoвил вопрос к немецкой стороне:

- Так вы признаёте, что отклонились от контракта?

   - Да., но...

   И так несколько раз, пока  не было сказано: «Да, отклонились».

    На этом «дискуссия»  завершилась.

     Обсудили текущие вопросы -  о продолжении испытаний, о разделении дополнительных затрат,  и совещание  закончилось.

    А мы получили наглядный урок дипломатии – блестящий пример ведения  переговоров, которые могли скатиться в бесконечные споры.

                °°°°°
      
         «Элка».

На недавно построенном сверхмощном  разрезе «Берёзовский»,  в Сибири,  возникли проблемы, и для их решения министерство направило группу специалистов и учёных, в составе которой находился и я. Из разных городов мы съехались в Красноярск, из которого поездом добрались до городка Шарыпово, где находился разрез.

  Особенность разреза была в том, что с новой Берёзовской ГРЭС он был связан сдвоенной конвейерной линией протяжённостью 14 км (каждый конвейер -  производительностью шесть тысяч тонн угля в час).
 
   Уже на месте мы выяснили, что при создании этих жёстко связанных предприятий не учли различие их производственных циклов,  особенно, сезонных. В суровую сибирскую зиму разрез неизбежно снижает добычу, а на электростанции самый максимум нагрузки. Летом наоборот – разрез может добыть много угля, а электростанции столько не нужно. И запасти уголь невозможно – он бурый и быстро самовозгорается.

   Не вдаваясь в детали, скажу, что мы нашли решение – предложили создать «буферный» добычной участок и показали , как это быстро сделать.

   Автор проекта, институт «Сибгипрошахт», находился в Новосибирске , и группа отправилась туда. Выехали поездом (местные самолёты туда не летали – другая область), но мне надо готовиться к докладу министру, и меня  отправили вперёд на небольшом ведомственном самолёте. Я впервые видел такой самолёт – Л-410, чехословацкого производства,  в Союзе его назвали «Элка» . В кабине с десяток  пассажиров, большие окна, и приличная, как я понял уже в полёте, скорость (не то, что у АН-2, на которых мы летали по Карагандинской области).

   Полёт был нормальный, но перед Новосибирском «Элка» стал обходить грозовые облака, лихо разворачиваясь то в одну, то в другую сторону.  Через большие окна я хорошо видел препятствия, которые  «объезжал» наш самолётик, я   хорошо понимал его манёвр («я сделал бы так же»). В какой-то момент было ощущение, что я сам веду самолёт. Эффект усиливался  тем, что земля была как на ладони – кабина находилась под крылом самолёта. И я впервые почуствовал красоту полёта - вираж, другой, как на крутой горке. Завершился полёт лихой посадкой на бетонной полосе аэропорта.
 
 И я подумал:

- Возможно, и я мог бы стать лётчиком.

                °°°°°
      
     На полигоне.

 В 1967 году было открыто Юбилейное угольное месторождение, которое мы оценили как очень перспективное - уголь хороший, запасы угля - миллиард тонн.  Но дальше разведовать, почему-то, не стали.  Только в частной беседе геологи намекнули, что оно находится на территории Семипалатинского ядерного полигона и их туда не пускают. О существовании полигона мы, конечно, знали, и не только из газет – при ядерных взрывах у нас звенела посуда, качались люстры.

    Только через двадцать лет, когда полигон закрыли, разведку месторождения продолжили. Ему дали новое название – Каражыра.

   Крупная семипалатинская фирма решила немедленно приступить к его разработке и  обратилась к нам за составлением проекта разведочно-эксплутационного разреза.  Но я отказался – это ведь полигон, хоть и бывший, до перехода на подземные испытания ядерные заряды взрывали над поверхностью, и его территория, наверняка, загрязнена радиоактивными осадками.

     Подключили специальную геологическую экспедицию, которая установила, что на прилегающей к месторождению территории  есть участки, загрязнённые радиоактивными эелементами, в основном, плутонием, одна частица которого, как нам сказали, попав в лёгкие, может убить человека. А это степь, кругом ветра!
 
   В проекте, к которому мы приступили, загрязнённые участки засыпаются метровым слоем грунта.  А  сейчас-то они оставались открытыми!

   Проектировщикам, и, особенно, нашим изыскателям приходилось часто бывать на полигоне. Был там и я. Останавливались мы в вахтовом посёлке Балапан, который был построен для персонала, производившего ядерные испытания. Посёлок был странный – из жилых помещений только большая гостиницa, остальное – вспомогательные службы.
 
   На полигоне мы видели заражённые участки, странные копры над стволами, в которых когда-то проводились подземные испытания (на карте геoлогов они обозначались как «боевые скважины»), и от этого было неспокойно.

  Опасность, конечно, была, но она была незаметной, и люди выполняли свою работу,  не очень обращая на неё внимание.

   ...Из-за полигона или нет, не знаю, но один из изыскателей, буквально шагами исходивший площадку строительства, через короткое время умер. И я долгое время прислушивался к себе – не вдохнул ли и я частицу плутония?

                * * *