О философии

Отто Римский
                О ФИЛОСОФИИ.
                Год 1983. Пос. Гастелло. (Сахалинские  записки)
  Излагаемые ниже мысли нигде,  ни у кого не заимствованы, и являются плодом личных рассуждений. В конце приводимого известного изречения я обязательно указываю имя, которому оно принадлежит.
 Если бы нужно было придумать эмблему философии, то я бы предложил такое обозначение, где между знаками ? и ! стоит символ бесконечности 8, означающий, что отгадав истину, мы не можем знать, отгадали ли мы её, а заблуждаясь, не можем быть уверены, что заблудились.
«Подобно тому, как если предположить, что люди ищут золото в тёмном жилище, содержащем множество драгоценностей, и потому каждый из них думает, что натолкнулся на золото, когда случайно схватит что-нибудь лежащее в этом помещении, но в тоже время никто из них не убеждён, что нашёл золото, если даже случайно и напал на него. Подобно этому и множество философов приходит в этот мир, как в некое великое жилище ради искания истины». Ксенофан (отрицание критерия истины).  Применяемый  мной термин - «ассоциативная философия» означает тот род мыслей, который рождается по ассоциации мышления. Это - сравнения от впечатлений постигнутых знаний, либо наблюдение аналогичных явлений в окружающем нас мире. Ассоциативная философия не является повторением одних и тех же истин, облачённых в новую словесную форму выражения. Это движущаяся мысль, развивающееся утверждение, уточнение объяснения, сравнение с иным, близким по роду, явлением, что и является ассоциативным мышлением.
                --------
     Право на критическое опровержение зависит не от  того, кто его доказывает (министр или матрос), а от того, как его доказывают, ибо не всякий профессор философии – философ, как сказал Феербах, и не всякий философ- профессор философии. Серьёзным недостатком любого философского утверждения является - отсутствие подробного хода индукционного (наводящего) мышления, что уже предстаёт в роли некого доказательства. Без логических доводов философия – не философия, а словесное утверждение, которое легко разбить другим, противоположным первому, таким же словесным утверждением. Во всякой философии вредно то, что затрудняет понимание. Хорошо то объяснение, что изложено доступными словами. Для философского объяснения должен метод аналогичного сравнения с чем-то более понятным, сходным по смыслу, или по природе с исследуемым.
Предлагаю вникнуть в рассуждения по этому факту древних философов. «Вот этот-то общий и Божественный разум, причастием к которому мы становимся разумными, Гераклит называет критерием истины».
     «Необходимо следовать совокупному. Хоть этот логос (для всех) общий, толпа живёт так, как будто имеет своё собственное разумение».  А это разумение не что иное, как истолкование образа устроения всего. Отсюда – поскольку мы вступили в общение с памятью о нём, мы находимся в истине, а коль скоро мы возымели свои особенности, мы находимся во лжи». (Секст Эмпирик по Гераклиту.)
Существует только один принцип - это знать то, о чём производится исследование и критерий для выбора и уклонения – аффекты (именно, что нам сродни, то и нужно выбирать, а чему мы чужды, того надо избегать»). Демокрит.
  «Мнение- это бессильное и ложное утверждение!» Стоики.
   Скептическая философия возникла от раскрытия разницы между ощущением и мышлением. Кроме того «нет ничего такого, чего нельзя было бы доказать с помощью словесных ухищрений, ибо язык человеческий так богат, что к любым мудрым доводам можно найти не менее мудрые опровержения». (С. Эмпирик.)
    О сущности счастья Аркесилай выразился так: « Счастье достигается через разумность. Разумность же проявляет себя в успешных действиях, успешное же действие то, которое, будучи осуществлено, имеет благоразумное оправдание. Следовательно, тот, кто пользуется благоразумной устроенностью, тот и будет счастлив!»
                -------
    Идея – это предшествие возможного действия, присущая, как одушевлённым, так и не одушевлённым формам материи. Идея – в неодушевленных формах – это код будущего превращения материи, который скрыт внутри атомов вещества. Его запись приобретает звучание под воздействием внешних сил. Так же и человеческий мозг возбуждается внешними силами; толчок мыслей происходит из -вне, после чего они текут внутри нас, подобно воде в реке от поднятой плотины.
    Мировой Разум - есть совокупность всего Разума материи. Мозг живого существа впитывает в себя импульсы Общего Мирового Разума, непрерывно совершенствуя присущее ему Сознание, и в этом смысле из всех известных нам высших живых существ на Земле, мозг человека самый вместительный. В образе живых существ материя себя видит, слышит, осязает и осмысливает. Самостоятельность человеческого разума подобна совершеннейшему компьютеру, который способен мыслить самостоятельно в заданной ему программе.
                О  СОЗНАНИИ.
   Сознание рождается в соединении чувств. Немыслимо Сознание без чувств, его образующих. Истина существует в меру достижимости для человеческого разума. «Подобное, познаваемое подобным» – вывод древнейших философов ещё до Демокрита и Платона.
    Всё, постигаемое человеком, не постигается без числового рассуждения. Соразмерность покоится в числе. Трёхмерная величина существует в бестелесном выражении. Это - начало одного рода. Любой предмет, любое явление – должны иметь своё математическое «кредо». Истины без математического «кредо» не существует. Но простая числовая величина скорее объясняет, чем выражает истину. Разумное бытие – это есть мгновенное выражение математических сущностей, рождающее реальный материальный мир из идеи его создания Великим Творцом.
 Объективный мир – есть мысленное представление математической истины. Сознание – есть эссенция возможного бытия. Образуясь поступательно из математических истин, оно потому способно безошибочно определять их, как бытиё, как материю, которые его образуют. Нереальный мир с помощью сознания превращается в мир реальный. Вот почему он образуется, вечен, беспределен и неповторим. Распутать  огромный в числовом отношении клубок взаимосвязанных математических истин не под силу человеческому разуму. Потому предстают загадкой перед ним вопросы, как случилось, что материя есть, откуда она возникла, почему превращается, движется, притягивается, отталкивается и изменяется во времени? Однако сознание уже способно уловить противоречивость в мире реального бытия, что может родить мысль происхождения сущего из не - сущего. Интересно напомнить, как по этому поводу высказывались древние философы.
«Всё возникает из несущего, и всё уничтожающееся уничтожается в не- сущее». (Ксениид  Коринфский).
« Если сущее вечно, оно беспредельно; если оно беспредельно, оно нигде, если оно нигде, то его нет. Стало быть, если сущее вечно, то сущего вообще нет». (Горгий)
«Если сущее вечно, то оно не произошло, а если оно произошло, то оно не вечно. Значит, если сущее ни вечно, ни преходяще, ни то и другое вместе, то оно не существует!» ( Горгий).
«Слово зарождается благодаря действующим на нас извне вещам, благодаря чувственным предметам. Слово не способно объяснить внешний предмет, а наоборот, сам внешний предмет становится объясняющим для слова». (Горгий).
    Что касается «слова», то в древних источниках Библии говорилось «вначале был логос», что точнее объясняло суть излагаемого Евангелия от Иоанна. Анаксарх и Моним уподобляли сущее вымышленному изображению, полагая, что оно подобно происходящему во сне.
Но самую мудрую мысль высказал Метродор. «Мы ничего не знаем, и мы не знаем того факта, что мы ничего не знаем».
По Лейбницу - Разум – начало всего. (И с этим нельзя не согласиться!) Но Разум - несущее ( поскольку невидим, как предметный объект). Следовательно, началом всего есть – не сущее (для нашего трёхмерного мира), а духовное. «Бог – есть Дух, и Бога никто никогда не видел»,- говорит  Иисус Христос.
Материальное (тело) - порождено Разумом. Сама вещь в себе имеет разумный порядок, иначе бы ничто не могло существовать.  Универсальная природа должна постигаться родственным ей разумом. Разум, как подобное по природе,  постигается разумом. Любовь мы зрим любовью, а вражду зрят враждою, и оказываются враждебными для тех, на кого зрят. Поэтому некто правильно сказал: «Если вы встречаете человека, который всеми недоволен, то это и есть тот самый человек, которым никто не доволен!»
                -------
    Сознание – есть признак существования. «Я мыслю, следовательно - существую». (Сократ).  «Человек- мера всех вещей!» (Протагор) Это означает – сознание в зависимости от степени своей силы  определяет сущность. Не мыслящий камень всё же существует? Ибо и камень имеет числовую степень упорядоченности.  Сознание  не имеет чёткой границы своего выявления, равно, как не может человек мысленно определить своё начало.
 Прочно забытое - никогда не существовало. Что исчезло, того нет! Время определяется памятью. Слабеет память – исчезает время. Память не способна воспроизвести ощущения. Если мне сладко, то я не могу никому передать это ощущение так, чтобы он почувствовал то же самое.
Человек, наделённый сознанием, имеет честь быть причастным частицей своего естества к великой идее Бога.