Гл. 18 Моё открытие Америки

Роберт Ридель
            Я в индейской резервации в окрестностях города Колорадо-Спрингс (Скалистые горы)
               

                Глава 18
               
                МОЁ «ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ»

   Весной 1995 года нас, специалистов угольной промышленности Казахстана, пригласили в Соединённые штаты Америки.

   За месяц командировки (с 11 марта по 10 апреля) мы побывали в крупных городах, посетили ряд университетов и научных организаций, спускались в шахты и угольные  разрезы. Нас  принимали в энергетических компаниях и в государственных учреждениях.

   Первую неделю мы провели на востоке страны (Вашингтон, Питтсбург, Колумбус), остальные - в центральной её части  (Денвер, Колорадо-Спрингс, Солт-Лейк-Сити).
 
   Из мегаполисов выезжали в окрестные  районы. Из Колумбуса, например, съездили в городок Афины – там находится Огайский университет, из Солт-Лейк-Сити  - в городок Кемерер, на угольный разрез, и т.д.

   Наше знакомство с Америкой началось с Вашингтона, куда мы прилетели из Франкфурта-на-Майне. Гостиница оказалась недалеко от Белого дома, и мы прошли к нему пешком. Постояли у монумента Вашингтона, поднимались на ступени  Капитолия, фотографировались на фоне мемориала Линкольна.

   В тот день был праздник Св. Патрика, и на главном проспекте мы увидели парад выходцев из Ирландии. Проходили старинные воины, проезжали кареты с лошадьми цугом, гремели оркестры. Везде преобладал зелёный цвет, и на трибуне выступали, в основном, рыжие ораторы.

     Про Америку (так часто называют США) знают, конечно, все, кто-то больше, кто-то  меньше. Но приехавшим в первый раз приходиться заново «открывать Америку», и каждый открывает  её по-своему. Я  «открывал», когда встречался с её особенностями во время поездки.

   Вот некоторые из моих «открытий».

   - С  крупными  городами нас знакомили, показывая, прежде всего,  небоскрёбы -  величественные и действительно красивые здания. Но это, оказалось, только  деловой центр - большую часть городов занимает малоэтажная застройка. А если учесть городки и сельскую местность, то можно сказать, что Америка продолжает быть, если не «одноэтажной», как во времена Ильфа и Петрова, то уж точно «малоэтажной».
 
- В районе Денвера мы проезжали холмистую сухую степь, такую, как у нас в Караганде.  Но здесь мы мчались по роскошной автостраде, а в нашей степи такого, конечно, нет. На этом контрасте я понял, насколько первоклассны американские дороги.

       - Я не раз обращал внимание, что горные работы здесь ведутся с тщательным соблюдением технологии и точно по чертежам (хоть помещай в учебник для студентов). На этом факте я понял, насколько высока здесь культура труда.

   - Однажды мы остановились в гостинице, вблизи которой выстроился ряд странных сооружений – то ли церкви, то ли кафе. На мой вопрос мне сказали, что это молельные дома различных сект. Свобода вероисповеданий!

   - Нас предупредили, что здесь нельзя произносить слово «негр», надо говорить «чёрный» (иначе можно нажить неприятности). Отголоски расовых проблем?

  - У американских штатов существенная автономия, у каждого свои законы. В одних, например,  есть смертная казнь, а в других нет. И мы «столкнулись» с этой автономией. Перед отлётом из Денвера в Солт-Лейк-Сити нас предупредили, что в штате Юта, куда мы летели, правят мормоны, и что порядки со спиртным там намного строже, чем в штате Кoлорадо. Пришлось запасаться...

     - В окрестностях города Колорадо-Спринг, в Скалистых горах нам показали бывшую индейскую резервацию. Очень впечатлила индейская деревня в красных скалах. Был  музей про индейцев, был магазинчик с индейскими сувенирами, но самих  индейцев мы так не увидели. И это тоже Америка, её история.

  - Что Америка страна большая я , конечно, знал, но понял только при перелёте из Колумбуса в Денвер (с посадкой, почему-то, в южном Фениксе). Полёт длился около четырёх часов, за которые можно было пролететь от Москвы до самого Красноярска, а то и дальше...

   Наша группа состояла из горных инженеров, и у каждого  была своя  направленность. Один - специалист по шахтам, другой -  по разрезам, были производственники,  учёные, проектировщики. И всё, что мы здесь видели, что узнавали,  каждый примеривал к своей работе. Кого-то интересовала организация работ на  шахтах,  кого-то – техника на разрезах. Производственник вникал в мероприятия по защите окружающей среды., а учёный -  в результаты новейших исследований. А нас, проектировщиков, интересовало всё  – и организация работ, и новейшая техника, и работы  по экологии, и результаты исследований. Чтобы использовать в наших проектах.

   Месячная  поездка с обширной программой оказала большое влияние на участников нашей группы, многие из которых  впервые за границей. Сужу, хотя бы, по тому, что в первые дни все дружно возражали против моих оценок увиденного, а в конце поездки многие повторяли мои слова.

                * * *