О воинской дисциплине

Отто Римский
               
               
   Принцип наказания предусматривает неукоснительное исполнение воинских уставов. На все случаи действий  в Уставе отражены пункты, касающиеся прав и обязанностей каждого ранга военнослужащих. За нарушение, невыполнение этих пунктов  предусматривается наказание. Степень наказания определяется степенью нарушения воинских законов.
     Наказание является средством принуждения, и имеет цель предупреждения тех, кто  закон не нарушил, но может его нарушить. Отсюда очевидна нецелесообразность прощения за проступки. Каждый проступок должен быть наказан. Прощение  малых проступков порождает более тяжкие, и не предотвращает нарушения их другими лицами. Цель наказания отдельных личностей – это метод удержания в повиновение всего коллектива военнослужащих. Наказание только тогда разумно, если оно производит эффект на весь коллектив. Жестокость возмездия за дисциплинарный проступок не приносит для общества пользы. Годы тюрьмы не перевоспитывают преступников, чаще озлобляют их, делают ещё  злее, и в конечном итоге общество от них не избавляется. Если преступление не носит тяжкий аморальный характер – жестокость неразумна. Устав предусматривает, например, лишение свободы на 2 года за три самовольных отлучки в течение месяца службы. Иногда, в назидание другим, командир позволяет себе осудить раз в 5 лет нарушителя по всей неразумной строгости закона. Существующая система идейного воспитания не позволяет  командирам  наказывать за все случаи нарушения уставных положений, поскольку это отражается на их дальнейшем продвижении в службе. Да и невозможно сажать на 2 года всех нарушителей, как это предусмотрено законом. Поэтому  99 % нарушений проходят безнаказанно.  Плохи  те законы, которые не могут иметь реального применения. Для разумного применения закона ко всем нарушителям в Уставе должны быть значительно мягче степени наказания. Разумнее было бы применять продление срока службы для солдат за самовольные отлучки на несколько недель или месяцев. Лучше пусть 40 чел.   просидели бы в тюрьме 3 года в одном году, чем 1 человек просидел этот же срок  раз за три года.
  Принцип поощрения является вспомогательным средством поддержания дисциплины, но совершенно необходимым для отличившихся. Но  эффект поощрение может производить при объявлении его сразу же  после отличного выполнения задач  или действий военнослужащими. Как и наказание, оно также является средством воздействия на весь коллектив. Как говорится: «Дорога ложка к обеду!»  Приурочение поощрений к дням торжественных праздников смазывает их воспитательский эффект. Кроме этих двух принципов  воспитания военнослужащих существует ещё два основных фактора, соблюдение которых является  профилактикой нарушения воинской дисциплины.
 1-ый. Каждый должен нести материальную ответственность за причиненный им ущерб.  Разморозил двигатель, пропил бушлат – плати! И главное, 2-ое. Кроме воздействия на коллектив через личность одного, существует  и обратное - воздействие всего коллектива на  личность. Это – дисциплина строя, которая отрабатывает послушание подчинённых до автоматизма.
    Основываясь на принципах единоначалия в Армии и во флоте, каждый должен иметь  только одного непосредственного начальника, через которого должны доводиться  повседневные требования вышестоящих  начальников, хотя командир части может отменить любое распоряжение низших по должности начальников. Очень хорошо, если солдаты воспитываются и управляются одним тщательно подобранным  воспитателем. «У семи нянек дитя без глазу!» гласит поговорка. Воспитателем должен быть человек, лишённый аморальных качеств характера, принципиальный, но душевный и справедливый, пользующийся уважением среди подчинённых и наделённый властными полномочиями по отношению к ним чуть ли не на уровне командира части. Его авторитет ни в коем случае не должен унижаться вышестоящими начальниками в присутствии воспитанников. За подобные действия в Уставе должен быть пункт, требующий уважения. Непосредственный воспитанник личного состава должен иметь положение в воинском коллективе значительно  выше существующего. Это касается и его прав, и зарплаты, и квартиры и т. п. Совершенно  недопустим на этой должности человек робкий, пользующийся дурной славой, не лишённый порочных склонностей (пьянства, распутства и пр.)   Достаточно любого из отрицательных перечисленных качеств характера, чтобы не доверить такому воспитание личного состава.
 Настоящий воспитатель должен иметь жизненный опыт, подход к людям, умение разбираться в них. Его личное поведение должно быть примером и образцом для других.
  Роль самого младшего, начальствующего звена - сержантов не должна быть приниженной, и хорошо было бы, если бы в коллективе солдат они появлялись не только со школы сержантов, но выделялись бы из числа самих солдат, наиболее авторитетных товарищей с врождёнными склонностями вожаков. Они- то и должны быть первой опорой в поддержании воинской дисциплины среди солдат.
  Для выполнения этих положений, могущих внести значительные изменения в состояние воинской дисциплины нужно исключить ряд  укоренившихся в Армии неблагоприятных факторов. Вот главные из них.
    Командир не должен  отвечать за количество наказанных им подчинённых, как не должен учитель нести ответственность за двойки, поставленные им бездарным ученикам.
     Количество людей должно соответствовать объёму поставленных задач в подразделениях, без привлечения к рядовым работам сержантов, а тем более офицеров.               
                Сентябрь 1974 года. г.  Симферополь.