Категории сферы сущности. Проф. Попов М. В

Зуев Андрей Яковлевич
Категории сферы сущности. Проф. Попов М.В.

       К размещению на сайте КПРФ ПЕРМЬ материал подготовлен слушателем Красного университета второго отделения Фонда Рабочей Академии (СПб) членом Пермского краевого комитета политической партии КПРФ, членом местного отделения КПРФ Ленинского района г. Перми Зуевым Андреем Яковлевичем, врачом - социальным психотерапевтом 09.02.2016 года. Пос. Сылва, Пермский край.
 
"Красный университет". 1-е отд. Семинар 11.02.2015 . "Категории сферы сущности". М.В. Попов, доктор философских наук, профессор. - See more at: http://www.len.ru/red-univer2015-02-11#sthash.OW2YUAp1.dpuf

        На третий год работы «Красного университета» уже появились люди, которые разбираются в этой сложнейшей сфере. Такое движение, которое называется материалистическим истолковыванием диалектики Гегеля, что и завещал Ленин, началось. Нельзя вполне понять «Капитал» Маркса – писал Ленин – не проштудировав всей логики Гегеля. Сущность вырастает из движения логики бытия. Есть вопросы: сущность как снятое бытие, существенное и несущественное, существование. Надо самостоятельно и кратко отвечать на поставленные вопросы.

       В учебниках мы иногда видим, что там написано прямо противоположное тому, что писал Гегель и не соответствует тем требованиям, которые предъявляются диалектической логикой. Пытаться самому отвечать на поставленные вопросы – это большое дело. Наш слушатель, к примеру, пишет, что «Бытие есть непосредственное. В самом бытие обнаружилось, что оно благодаря своей природе углубляется вовнутрь и через это вхождение в себя становится сущностью. Это собственно движение сущности. Она из отрицательной, самоснятием бытия и определённости. Сущность есть в себе и для себя бытие. В сфере сущности определения есть самостоятельные, но вместе с тем, лишь такие самостоятельные, которые находятся в единстве друг с другом. Сущность познаётся в своих определениях внутри себя, в рефлексиях, в явлениях действительности».

       Сущность надо брать не так, как будто бы она откуда-то свалилась, она логически вырастает из движения логики бытия. Сущность – это снятое бытие. Снятие – отрицание с удержанием. Если человек не представляет себе, что такое бытие, то у него и не получится снятие. Бытие в самом своём движении снимает все свои логические формы. Мы имеем дело уже не с отрицанием становления, где наличное бытие является результатом снятия становления. Далее мы рассматриваем наличное бытие и в нём опять находим отрицание, то есть НЕБЫТИЕ. Тогда, когда это небытие отрицается бытием так, что сохраняет форму бытия, что и называется определённостью (определённым наличным бытием).
        Мы рассматриваем определённость отдельно, но понимаем, что она не может быть  отдельно от наличного бытия, потому что она есть определённость наличного бытия. Вот мы так и приходим к определённому наличному бытию, то есть к налично сущему или НЕЧТО. Далее мы рассматриваем это НЕЧТО (изменяющееся НЕЧТО). А раз НАЛИЧНО СУЩЕЕ (НЕЧТО) ИЗМЕНЯЕТСЯ, то оно тоже содержит в себе отрицание в форме ИНОБЫТИЯ в двух вариантах  (моментах): в себе бытие и бытие для иного.

       Определённое наличное бытие вновь отрицается, и мы опять приходим к становлению, моментами которого становятся два нечто. Причём одно НЕЧТО выступает как определение. Оно есть, и оно НАЛИЧНОЕ БЫТИЕ, и оно определённое наличное бытие. А второе НЕЧТО, как момент становления, это ХАРАКТЕР. Начиная с 1871 года, ХАРАКТЕР переводится как СВОЙСТВО. Это неправильный перевод. Категория свойств находится в сфере сущности. Свойства в СУЩНОСТИ содержатся во множественном числе. Не может же быть категория свойства и в бытие, и в сущности. Вот и получается в определённом наличном бытии (НЕЧТО)  снова СТАНОВЛЕНИЕ, моментами которого являются два НЕЧТО, и они КАЧЕСТВЕННО разные. 

       Гегель пишет о  КАЧЕСТВЕННОМ ИНОБЫТИИ. Далее мы отрицаем это СТАНОВЛЕНИЕ и берём ту определённость, которая и объединяет, и разделяет два НЕЧТО. Эта определённость называется ГРАНИЦЕЙ. И эта определённость (ГРАНИЦА) неотделима от ДВУХ НЕЧТО, которые она объединяет и разделяет. Поскольку она их соединяет, то она выводит НЕЧТО за свою границу к другому НЕЧТО.  Поскольку она (ГРАНИЦА) их разделяет, то она не пускает НЕЧТО далее своей границы. И то верно, и то верно. И тогда мы получаем два МОМЕНТА (КОНЕЧНОГО) того, что представляет собой НЕЧТО, взятое со своей границей. НЕЧТО, взятое со своей границей, называется конечным. Тогда мы видим, что КОНЕЧНОЕ имеет два МОМЕНТА: ПРЕДЕЛ, то есть, ГРАНИЦА, которую переступают и ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ, которое состоит в том, чтобы быть тем, что ОНО НЕ ЕСТЬ.

       Далее идёт дальнейшее развитие от конечного к бесконечному, что мы должны ещё изучать.  Хотелось бы получить конечность, а получается «ДУРНАЯ БЕСКОНЕЧНОСТЬ» - бесконечная цепь конечностей. Представление о том, что мы вышли за конечность сменяется пониманием того, что никакого выхода нет. Если переходить от одного конечного к другому конечному, и так до бесконечности, понимание этого приводит нас к мысли о бесконечном, по отношению к которому конечность есть лишь его отрицание. Нужно совершить логический переворот, то есть, снятие отрицания. КОНЕЧНОСТЬ остаётся, но остаётся как момент бесконечного. Если КОНЕЧНОСТЬ – МОМЕНТ бесконечного, то кроме бесконечного  больше ничего и нет.  БЕСКОНЕЧНОЕ – это такое БЫТИЕ, которое не является бытием для чего-нибудь ещё, потому что и нет ничего другого, кроме этого бесконечного. И тогда, если нет ничего другого, то оно ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ.

       Этот термин кажется странным (ДЛЯ СЕБЯ БЫТИЕ), каким-то эгоистическим. К примеру, если общество охватило весь мир, то это означает: всё для общества. То есть, не один какой-то человек, элемент общества, а общество в целом, для себя бытие. Человек же, который для себя бытие,  - это эгоист. Он противопоставляет себя обществу. Если это всеобщее и бесконечное есть для, себя бытие, то оно одно. Если же есть ещё одно такое же бесконечное ничем не отличающееся от первого, то  это всё равно одно, переходящее во множество. По этой причине БЫТИЕ ЕДИНО ВО МНОЖЕСТВЕ. – А.З.

       Таким образом, мы переходим к количеству. Количество же, как выясняется, это такая безразличная граница. Неважно, что что-то изменяется или увеличивается, поскольку оно всё равно остаётся такого же качества. Однако есть и скачки, которые связаны с количеством, скачкообразные переходы старого качества в новое качество благодаря количеству.
       «Сущность есть снятое бытие, то есть отрицание сферы бытия вообще (а не какого-то конкретного бытия в самом бытии) – пишет Александр Юрьевич из Днепропетровска. Сущности противостоит непосредственность бытия, то, из чего она возникла, из того, что сохранилось в этом снятии, из того, что отрицательно само по себе Бытие есть некоторое отрицательное лишь по отношению к сущности, а не само по себе. Сущность, следовательно, есть некоторое определённое отрицание бытия. Бытие и сущность относятся между собой как ДРУГИЕ, так как обладают некоторым бытием, некоторой непосредственностью и имеют одинаковую ценность со стороны этого бытия. Бытие противоположное сущности и есть НЕСУЩЕСТВЕННОЕ».

        Что считать существенным, а что несущественным? В этом есть некий произвол. Поэтому Гегель говорит об этих категориях как  неглубоких. Нет в этих категориях ничего сущностного. «Сущность становится некоторым исключительно только существенным, противостоящим некоторому  несущественному благодаря тому, что сущность берётся как снятое бытие. Существование. Это третий вопрос.  Рефлексия сущности состоит в том, что: а) положить себя как то, что она есть в СЕБЕ; б)  положить как отрицательное; в) определить себя (Положительное и отрицательное составляют то существенное определение, в котором оно исчерпывается  как своё отрицание.  Эти самостоятельные рефлексивные определения снимают себя и погрузившись в основание определения  есть истинное определение сущности. Основание само есть одно из рефлексивных определений сущности. То непосредственное, с которым основание соотносится как со своей существенной предпосылкой есть условие».

       Если кто-то не понял, что здесь сказано, а это вполне может быть, должен понять, что основание это нечто более глубокое, чем то, что на нём основано. Есть основание и то, что на нём основано. Что глубже? – Основание. Основанное на основании основано. То, что на поверхности и на основании основано, называется УСЛОВИЕМ. Сущность, опосредованная основанием и условием называется СУЩЕСТВОВАНИЕМ. СУЩЕСТВОВАТЬ, значит, иметь основание и определённые условия для существования. Если у Вас средства существования иссякнут, то закончится Ваше существование, то есть исчезнет и бытие. Потому что, если Вы не существуете, то и бытия нет.

       «Содержащаяся в основании определённость есть инобытие его самого. Условие – есть, следовательно, непосредственно многообразное наличное бытие. Опосредствованная  основанием и условием и ставшая через снятие опосредствованием тождественная с собой непосредственность (как форма бытия) есть существование. Если мы говорим о существовании, то мы должны сказать, что есть для этого какое-то основание и есть какие-то условия, в которых внешним образом проявляет себя сущность. Сущность на поверхности проявляет себя как несущественное, как видимость. Мы подошли к таким категориям как явление и закон. Спокойное (повторяющееся, устойчивое) в явлении есть его (явления) закон. Многие называют законом теоретическое выражение того, что есть в действительности. На самом деле теория – это понятие в науке. А сам-то ЗАКОН? Закон Ома. Он что, у физика в голове? Или он в природе?

       Сущность – отрицание бытия. Сущность не поверхность, она в глубине бытия. Сущность идёт и развивается от одной глубинной сущности к другой глубинной сущности. Вернее сущность развивается от одного отрицания к другому отрицанию. Закон, если он проявляется в бытие (на поверхности), то это явление закона, явление сущности. Самого закона на поверхности не бывает никогда. Вы видели Гольфстрим на поверхности? А явление содержит в себе и то, что противоположно сущности. Не всякий человек, который решил подурачиться на самом деле дурак. Пока мы говорим о сущности, мы отрицаем бытие. Как только заканчиваем фразу о сущности, которая является, то сразу обнаруживаем то, что явление оказывается бытием. Брали сущность, а получили несущественное, противоположное сущности.

       Если мы различаем существенное и несущественное, то мы находимся в сфере наличного бытия.  Начали рассуждать о сущности, а вернулись вновь в сферу наличного бытия. Так часто бывает. Хотелось бы снова вернуться к сущности. От бытия не отвяжешься никак. Бытие возникает как видимость или как явление. Даже существование выполняет роль бытия в сфере сущности. Наконец, действительность, когда она уже с правами, это тоже бытие. При этом сущность утверждается, но в сфере бытия. Мы в этом случае имеем дело с тем, что на поверхности, но оно уже действительное. Сама сущность выступает как существенное или несущественное. Существенное и несущественное – это два наличных бытия.  Существование есть сущность, опосредованная основанием и условиями.

       Сущность человека – это совокупность общественных отношений. – К. Маркс.  Бесконечное отрицание бытия – это сама природа сущности. Определённость – это отрицание бытия, это  небытие, которое принимается бытием так, что конкретное целое имеет форму бытия. Так что определённость есть отрицание