Южные новеллы 1 10 часть

Людмила Базурова
                НОЧНАЯ ПРОГУЛКА


   Я, столичный житель, не могла предположить, что когда-нибудь увижу и услышу ночную таинственную жизнь гор. Волею судьбы, оказавшись в Сочи через год после олимпиады, я увидела прекрасный город-сад, где есть все: море, горы, быстрые  речки, красивые отели и рестораны, санатории  и восхитительная природа. Молодой человек, друг моего сына приехал за мной глубоким вечером, нам надо было поехать в горы, в карьер, посмотреть камень известняк и строения из него, взять образцы, и я должна была  дать заключение – пригоден он или нет для облицовки фасада здания. Вечер в Сочи – это понятие относительное, наступает мгновенная темнота и при этом такая густая и плотная, что кажется, сразу в права вступила ночь. Я предчувствую интересное ночное приключение.
   Мы садимся в машину и мчимся навстречу  неизвестности.  Дороги в олимпийском центре прекрасны. Машина набирает скорость сто пятьдесят километров в час, но мне совсем не страшно – рядом опытный водитель. Он сегодня болен, но уверенно ведет машину, изредка комментируя надписи на придорожных стендах. Поворот на Голицыно и мы съезжаем со скоростной  трассы. Фары машины выхватывают из темноты какие-то фантастические картинки: нагромождение камней в виде огромной головы медведя, каменную  чашу на ножке, белую дорогу из гравия, уходящую в небо, заросли высоких деревьев, оплетенных толстыми лианами.
    Теперь мы едем медленно, узкая каменистая дорога  уходит то вниз, то поднимается вверх, то в виде серпантина ведет машину по кругу. Как водитель ориентируется в поворотах и дорогах, которые уходят в разные стороны, для меня загадка.    Через час мы въезжаем в Голицыно. Деревня уже спит, лишь изредка около какого-нибудь дома тускло светит фонарь. Проезжаем деревню.  Водитель уверенно ведет машину в одном направлении – прямо.
И вот впереди натянутый трос обозначил въезд на территорию карьера. Нас встречают  узбек и облезлая собачонка. Я сижу и жду, когда же мужчины договорятся о проезде  в карьер. И вот мы осторожно пробираемся на машине по плохой дороге к началу разработок и упираемся в тупик. Выходим из машины и осматриваемся.  Свет трех прожекторов, установленных  в разных концах большого карьера, не достает до места, где находимся мы, поэтому карьер видится ночью как бездонное  ущелье. Страшно сделать неверный шаг и оступиться. Мы берем несколько образцов камня и продолжаем исследование. Вернулись на начало спуска и повернули налево. Проезжаем немного вперед и опять тупик, опять глубокое ущелье без дна. Мой молодой друг подходит к краю, а у меня  возникает видение: вот сейчас вдруг оступится или из-под  ног обрушатся камни и его поглотит эта страшная  бездна. Что мне делать, как не попасть в беду? Он, наверное, никогда не стоял на краю карьера и не знает, как это опасно! Крикнуть нельзя, от испуга он может резко повернуться, не удержаться и улететь в пропасть. Хватаю его за рубашку и быстро тяну  на ровное место. Берем еще немного образцов и опять в путь. Мы  медленно выезжаем за шлагбаум.  Мой водитель молчит, и я думаю, что мы возвращаемся домой, но крутой вираж и, опять мчимся в горы, в противоположную сторону.  Машина с надрывом ползет вверх по узкой дороге, и мы оказываемся на ровном плато. Перед машиной огромная куча мусора и опять какая-то собачонка. Она  встречает нас одна, то ли сторожит что-то по старой памяти, то ли пришла дожить последние дни. Фары выхватывают из темноты полукруглый торец старого заброшенного здания. Мы выходим из машины и попадаем в фантастический мир.
   Старое здание окружают плотные  заросли огромных деревьев. Перед зданием они поднимаются по отвесному склону вверх, нависают друг над другом и кажется, что их ветки это щупальца каких-то странных и необыкновенных великанов. В непроходимой чаще идет своя ночная жизнь; кто-то пыхтит, поднимаясь вверх по склону, шуршат листья от чьих-то быстрых прикосновений, кто-то шумно что-то грызет. Таинственными звуками наполнено все пространство вокруг.
    Вдруг я слышу, как где-то далеко заплакал ребенок, потом другие плачущие детские голоса вливаются в  ночное волшебство. Я настораживаюсь – откуда в горах плачущие дети. Стало сразу неспокойно, но мой друг пояснил, что это играют шакалы и они где-то далеко в горах, что бояться здесь на лесной заимке некого, она давно заброшена.  Наша цель – камень, а здесь он есть.  Мы осмотрели половину здания, выложенную из бутового камня известняка. Кладка «в перевязку» за долгие годы  совсем не изменилась. Камень был точно таким, как в карьере. Значит, строительные свойства камня: плотность, вязкость, удельный вес, морозостойкость все в норме. Но надо учитывать, то, что стена из известняка стоит до сих пор  под крышей. Мои глаза находят еще объект - здесь же, без всякого навеса, находится какая-то подпорная стенка из этого же камня и она тоже не разрушилась от времени.
  Не знаю, помогут ли мои советы молодому любителю натурального камня, подружиться с ним и построить или облицевать им  собственность, но радует то, что он тоже романтик и готов понять и принять что-то новое для себя.
   Мы едем дальше. Уже нет той первоначальной скорости. Машина не спеша катится по щебеночной дороге, а мы разговариваем и наслаждаемся положительными эмоциями, скорей всего наслаждаюсь я, а мальчик испытывает дискомфорт от своей болячки, с которой он рискнул поехать в горы, но не подает вида. Я очарована горным ночным воздухом и таинственной, полной жизни, среды обитания всего живого в горах.
   Опять проезжаем какие-то горные деревни, иногда останавливаемся, выходим из машины, заглядываем в пустые дворы, оглядываем строения из камня, чтобы еще раз убедиться, что везде используется местный камень известняк из карьера.
   Вскоре выезжаем на хорошую дорогу. Водитель  увеличивает скорость. Быстрая езда возбуждает как вкусное вино. Горы, пустая трасса и мы несемся на встречу с новым объектом.
    У дороги построен роскошный ресторан. Он облицован тем же самым белым известняком,  образцы которого мы набрали в карьере. Стиль здания не понятен, одна часть его выполнена в виде замка, другая,  в виде усеченной башни. Вокруг красивый ландшафт, скульптуры, нос корабля, цветы, деревья. Конечно, смотреть все интереснее днем, но ночь….она полна тайн и неожиданностей, когда-нибудь я еще раз вернусь сюда. Фотографирую все, но не уверена, что с точечной подсветкой здание на фотографиях будет выглядеть красиво.
   Машина везет нас домой,  ночные краски становится все темнее и темнее, таинство ночи будет еще долго продолжаться без нас.
   Какое счастье, что я могу видеть, слышать, чувствовать и наслаждаться увиденным. Счастье – это жизнь во всех ее проявлениях: встречах и расставаниях, любви и разочарованиях, в радостях и бедах, в болезнях и даже немощах. Я люблю тебя жизнь!



                ОСЕННИЙ ДЕНЬ


  22 октября. На исходе второй осенний месяц. В Москве и Липецке, в двух любимых мною городах, ночью  заморозки доходят до минус пяти. Днем температура тоже не радует - чуть выше нуля. О такой температуре я узнаю из интернетовских сводок, от близких родных и друзей. Они жалуются на серые тучи, из которых иногда идет снег, на промозглый ветер, на то, что рано наступила осень и она не была, как всегда, яркой и цветной с обильным листопадом. Листья на деревьях как-то быстро пожухли, намокли и опали в лужи. Все серо, грязно, скучно. Я сочувствую и москвичам и липчанам, так как живу в субтропиках, в Адлере и здесь совсем другая осень. 
   Гуляю по солнечному городу и радуюсь, температура плюс двадцать пять, я одета в легкую кофточку и босоножки, поэтому  мне  кажется, что осень еще не наступила. Понемногу падают листья с каких-то больших деревьев. Листья тоже большие и резные, совсем как у кленов. Они приятно шуршат под ногами. Все остальные деревья в ярко-зеленом наряде, цветут олеандры, конечно, не так буйно как летом, но яркие цветы приторно пахнут и притягивают взгляд. Они растут на моем участке, поэтому я знаю их название. Знаю, что работать с ними надо в перчатках – они очень ядовитые. Вокруг много цветов, и деревьев, которых раньше я никогда не видела. Не зная названия больших деревьев, с опадающими листьями, я обращаюсь к пожилому мужчине, сидящему на скамейке. Видно,  это местный житель и уж он-то, конечно, знает что это за великаны.
-  Скажите, пожалуйста, как называются вот эти большие деревья, сбрасывающие  свою листву? Они похожи на клены в средней полосе России, - я незаметно достала телефон и нажала кнопку диктофона.
               
-  Это платаны, они листопадные, их в Адлере как вы, наверное, заметили, очень много. Эти деревья как сорняки, растут везде. Но они самые крупные на планете и если их не подрезать, крона может разрастись в диаметре до сорока метров, и  они  могут жить до тысячи лет. А вы приезжая? Откуда?
-  Из Москвы.
- Никогда не был в Москве, только по телевизору ее вижу. Красивая она?
-  Очень. Но у вас здесь тоже очень красиво, вот и осень еще не пришла!
-  Когда платаны скинут всю листву значит, и у нас осень наступила. Самые крупные из них сейчас растут в Бестужевском сквере, они дольше всех не опадают. Поглядите на платаны, вот видите их стволы в буграх. Это их опиливают, но они самозаживляются и под корой образуются такие наросты.
- А, еще  какие деревья скидывают листву?
-  Почти на всех  плодовых деревьях листья  опадают. Кедр гималайский скидывает листву в течение всего года. Листья на рябине и иве плакучей опадут только к февралю, а через две недели опять вылезут зеленые листочки. Пальмы, эвкалипты, олеандры, юкки, лавр, магнолии, кактусы, рододендроны, мимозы, все они - вечнозеленые. Но это здесь в Адлере. В горах другой климат и другие деревья растут. А на какое дерево никогда не садится птица, знаете?
-  Нет, не знаю.
- Это дерево называется араукария или чилийская араукана. Птицы не садятся на него потому, что все оно -  сплошные колючки, такие вот жесткие и колючие у этого дерева листья, но живут они тысячелетия. Конечно, это экзотика, таких в Адлере всего два дерева, они растут в парке «Южные культуры». Есть и еще одна редкость – авраамово дерево. Так оно названо в честь библейского Авраама – прародителя всего человечества, независимого  от вероисповедания. Это дерево походит на  кустарник, но   выделяет большое количество фитонцидов, особенно, когда цветет сиренево-лиловыми цветами и если посидеть под ним, то пройдет депрессия. Ягоды этого дерева лечат бесплодие, печень, импотенцию и омолаживают весь организм. Листья у него растут в виде веера. Такой могучий кустарник может вырасти до восьми метров высотой. Его научное  название - витекс. Интересное дерево. В  Адлере есть еще необыкновенное дерево, и называется  - тюльпановое. На нем цветы как большие тюльпаны и листьев почти не видно, по - научному - это лириодендрон. Это дерево растет по метру  в год. А вот посмотрите, напротив нас на углу остановки растут три дерева необычных. Видите?
   Да, я видела эти деревья, но они ничем не выделялись среди других, хотя только у них висели, будто сплетенные из корней,  кучки непонятных образований.
-  Это конфетное дерево. Мало кто знает его свойства. Научное  название - говения, оно совсем неприметное. Но как оно пахнет конфетами, когда цветет в июле мелкими и душистыми бело-кремовыми цветками!  А какие у него сладкие, как карамельки,  созревшие кисти соцветий! Этих деревьев в Адлере очень мало и даже для нас это тоже экзотика.  Просто чудо - дерево. Ветки, листья, цветы, плоды - все можно употреблять в качестве лечебных настоек, вытяжек, сока. Говорят, что можно полностью излечить малокровие и атеросклероз, устранить ожирение. Настойки из плодов и цветов обладают жаропонижающим, противомикробным, кровоостанавливающим действием, восстанавливают эластичность всех сосудов. Я, конечно, на себе еще не испытывал лечебные свойства этого дерева, но хочу попробовать.  Правда, знаю только вот эти три  дерева, а где в Адлере они еще растут – не знаю.         
-  Откуда вы так много знаете о природе?
-  Я экскурсоводом работал много лет, поэтому и могу много чего рассказать.
   Но беседа наша внезапно оборвалась, так как  подошла полная, довольно молодая женщина со злым выражением лица, властно посмотрела на него и сказала:
-  Что, опять, старый пень в дурь прешь, пристаешь с разговорами к людям?
-   Простите меня, это моя жена. Она не местная.
   Последней фразой он, наверное, хотел смягчить грубую выходку жены. Как неприятно было видеть самодовольное лицо этой, наверное, малообразованной женщины, которая вряд ли знала  о том, какой интересный рассказчик ее муж. Видимо, приехала из провинции тетка, и надо было как-то пристроиться здесь, на теплом юге. Нашла одинокого пожилого интеллигента и женила на себе. Теперь командует им и, наверное, ждет его смерти. Несчастный он человек.
   Благодаря ему, я пошла  знакомиться с  Адлером. Центральную улицу Молокова я узнала, когда искала нотариуса. Потом с нее я свернула на другую улицу, таблички с названиями улиц не висели на домах, только номера. Останавливала прохожих: сначала средних лет, потом молодых.
-  Скажите, как называется эта улица?
   Каждый из пяти человек, сказал, что местный, но название улицы не знает. Услышав мой вопрос и ответ, остановился молодой человек и сказал, что мы стоим на улице Ромашек.
   Потом я пыталась узнать, где в Адлере находится краеведческий музей. Никто не знал, и лишь одна женщина сказала, что он находится где-то за рынком. С трудом я нашла здание, где находился музей. Но, увы, его уже там давно нет. Закончился договор аренды помещения у Кавказского заповедника, и он переехал в совхоз «Россия» в дом культуры. Может люди не знают названия улиц своего маленького городка потому, что нет здесь ни одного культурного заведения? А жаль.               



                ЛЮБОВЬ С ПЕРВОГО ЗВУКА


   Я уезжала из Москвы на юг в самое скверное для меня время года – глубокой осенью, когда еще нет снега, но уже холодно. Деревья скинули листву и приготовились к зимней спячке, под ногами грязно и сыро, постоянно моросит дождь со снегом. Промозглый ветер продувает насквозь всю одежду, поэтому я как перелетная птица спешу туда, где не будет холодной зимы, где осень похожа на весну, а весна на лето, где еще цветут розы, олеандры, хризантемы. Ягодные кустики не желтеют, а продолжают расти. Хочу туда, где всегда тепло, где радуют глаза пальмы и цветы,  вечнозеленые деревья и кустарники, зеленые газоны. А главное - легкий морской воздух, которым наполняется каждая клеточка  тела.
    Вечер. Поезд отходит от перрона, я удобно устраиваюсь на нижнем месте. В купе я не одна, на верхней полке лежит юноша лет семнадцати, напротив меня симпатичный мужчина лет пятидесяти.  Вскоре приходит проводница и собирает билеты. Улыбчивая, симпатичная блондинка комментирует, кто куда едет, и мы невольно узнаем маленькие секреты друг друга. Нам всем предстоит ехать до Адлера целые сутки. На одно незанятое место видимо придет кто-то по дороге.
  Я после работы заскочила домой за заранее собранной сумкой и как всегда, не успела даже         перекусить. Но в сумке большой пакет с продуктами, так что с голоду не пропаду. А еще я люблю после того, как заняла место в вагоне, достать запасы, пригласить попутчиков к столу и начать трапезу под стук колес. Как журналисту мне всегда интересна застольная непринужденная беседа. Именно в поезде  люди становятся откровенными, потому что знают больше никогда в этой жизни попутчики не встретятся и поэтому не стыдно что-то рассказать о себе, а может быть, получить дельный совет или независимую оценку каким-либо действиям.
   Я вытащила свои запасы, и сразу аромат курочки распространился по купе, но у меня еще была  сырокопченая колбаска,  бутерброды с сыром и с семгой, помидоры, огурцы, сладости. Моими запасами можно было прокормить не одно купе. Привычка журналиста - неизвестно, как будут разворачиваться события, куда ты едешь работать, поэтому сухой паек всегда спасет от голода.
-  Мужчины, давайте знакомиться,  я вас приглашаю к столу, у нас впереди еще много времени и мы  успеем выспаться.
   Первым откликнулся юный попутчик. Он соскочил со своей полки, сел рядом со мной  и с восхищением посмотрел на ароматную куриную тушку, которую я разламывала на порции.
- Меня зовут Саша, я из Твери,  учусь в Сочи, в РУДНе, а живу на квартире в Адлере. Все друзья удивляются, почему я не в Москву поехал поступать, а в Сочи, ведь в Сочи только филиал. Так и объясняю всем -  люблю теплый климат и море, вот и исполнил свою мечту.                -  Молодец парень, и я тоже мечтал о море, даже в мореходку в Питере поступал, но не прошел по конкурсу. Я в отпуске был, сейчас на работу еду. До Олимпиады приехал, да так и остался в Сочи, влюбился в город, ведь своими руками и мозгами историю делал. Сам я из Москвы – инженер- теплотехник и  работаю в тепловых сетях. Три года уже живу здесь, дома набегами бываю.
-  А как же семья, почему не с вами?
-  Дети взрослые, дочь замужем, сын институт заканчивает, вот и помогаю ему, хотя в двадцать три года мне никто не помогал, матери я, наоборот, помогал,  учился и работал. Сейчас время другое, до тридцати лет все дети,  в помощи нуждаются и жены, - иждивенки, не работают, только деньги требуют. Домой хоть не приезжай, все упреки от жены, денег мало присылаю, а сама работать не хочет. Всю жизнь дома сидит,  детьми прикрывалась, когда  маленькие были. Потом выросли, сказала, что для себя пожить надо, по салонам ходит, на машине путешествует, а я работаю и работаю. Я ей не нужен вовсе, никогда не поинтересуется, как мои дела, не болею ли я. Вот только  деньги в форточку отдай и проходи мимо. Да забыл представиться, меня Кириллом зовут. Наболело, потому сразу и высказался, простите.
                Вот уже и пошли дорожные истории. Я тоже назвала себя и сказала, что цель моей поездки просто отдых в санатории и что муж меня там ждет. Когда хочешь откровений от попутчика, надо самой быть со  счастливой историей, чтобы он знал, что можно рассказать о себе все и найти сочувствие и понимание. Саша принес крепко заваренный ароматный чай. Я раздала влажные салфетки, мы протерли руки и начали уминать мои запасы. Курицу, запеченную в меду, мы съели быстро, запили ее чаем и довольные  расслабились, чтобы продолжить общение.
   Саша достал планшет и показал фото своей девушки. Она еще только оканчивает школу и тоже приедет поступать в Сочи, ей очень нравится город и море. Он показал фотографии знаковых туристических мест, с которыми знакомятся все люди, приезжающие на отдых. Я, конечно, все это видела и видела больше, но сделала заинтересованный вид,  и сказала, что в ближайшее время постараюсь попасть на все увиденные экскурсии. Парень вместе с планшетом залез на свою полку и затих.
-  Вам никто не говорил, что у вас очень красивый голос?  Он напомнил мне давно забытую историю.
   Мне, как женщине, говорили комплименты, но все они были связаны или с внешностью, или с умом или с талантом, но никак не с голосом.
-  Однажды, мы с приятелем договорились пойти на каток в парк Горького, и я должен был позвонить ему, как только буду свободен.  Я позвонил, но в трубке зазвенел девичий голос, спросивший, что мне нужно. Я сказал, что мне нужен Дима. Девушка ответила, что она не знает никакого Димы и что я, возможно, ошибся номером. Мое сердце затрепетало, и я не сразу понял, почему. Стоп. Голос. Боже, что это был за голос!  Я не мог просто так положить трубку, мне хотелось бесконечно слышать его. Необыкновенный, колдовской голос. Я пропал! В нем были такие трепетные, такие сладкие завораживающие нотки, что я закричал: «Не кладите трубку!». Мне, во что бы то ни стало, захотелось познакомиться, и я попросил встретиться с ней. Она очень удивилась, сказала, что подумает и положила трубку. Я забыл об обещании позвонить Димке. Взволнованно ходил по комнате и представлял себе необыкновенную красавицу с таким удивительно нежно звучащим голосом, который я услышал впервые в жизни. Я не мог понять, что случилось со мной, почему я за какие-то доли минут потерял голову от тембра необычного голоса. Я влюбился сразу и, как мне казалось, навсегда. Минут через тридцать я опять позвонил,  сгорая  от любопытства, кому принадлежит этот чудо голос. Но были лишь длинные гудки. Я не мог остановиться и каждые двадцать минут названивал по выученному наизусть номеру. Телефон молчал. Два дня подряд с утра до вечера я как одержимый названивал этой девушке, не ходил на работу, предупредив, что заболел, пропустил занятия в институте. На третий день наконец-то я опять услышал знакомый голосок. Я не помню, что наговорил ей, но она согласилась на встречу вечером. На свидание я пришел за час до встречи и все думал, узнаю ли ее, я без памяти влюбился  сначала в голос и только потом в придуманный образ. Сам себе удивлялся: вполне нормальная психика, спортсмен, недурен собой, умею управлять своими эмоциями и вдруг проснулась какая-то маниакальная наклонность – влюбиться в голос. Мне было все равно, какая она, моя избранница, главное, что ей всегда, в любом возрасте, будет принадлежать ее чарующий голос.
   Наконец, к скамейке подошла женщина лет сорока и спросила, как меня зовут. Это был волшебный голос моей незнакомки, я готов был упасть к ее ногам, признаться ей в любви, жениться на ней и быть всегда рядом с ней. Ее внешность и возраст не интересовали меня. Я вскочил, обнял ее, стал целовать  руки. Она испуганно дергалась, пытаясь выскользнуть из моих объятий. Наконец я опомнился, мы сели на скамейку и она устало сказала мне, что замужем, у нее трое детей и есть муж, плохой ли, хороший ли, но есть. На встречу со мной она согласилась только потому, чтобы о моих звонках не узнал муж, так как поняла, что я не отстану от нее,  пока не увижу. Я готов был простить ей и мужа и детей и большую разницу в возрасте, лишь бы она согласилась быть всегда рядом. Я встал на колени, обнял ее ноги и сказал, что безумно люблю ее, что готов пойти за ней на край света.
   Но она не поняла и не приняла моей любви, встала, оттолкнула меня и сказала, что я ей противен.  Я не стал вдаваться в подробности, почему это вдруг молодой, красивый парень заочно, не видя ее, вдруг влюбился. Я просто сказал ей, что у нее необыкновенно красивый молодой голос, и я подумал, что она совсем юная девушка. Она засмеялась и сказала, что работает суфлером в театре. Так закончилась моя любовь с первого звука. Вот что значит молодость!
   Кирилл  отвернулся к окну, тяжело вздохнул и сказал:
-  А давайте-ка спать, уже одиннадцатый час.
   Мы легли, потушили  свет и каждый остался наедине со своими мыслями и воспоминаниями. Я  тоже вспомнила время, когда работала в школе и преподавала литературу в старших классах. В десятый класс «А» пришла новая ученица - сладкоголосая  девочка Галя. Она не была красавицей, но все одноклассники сразу  влюбились  в нее. Если она выходила к доске и начинала говорить, то класс замирал, и начиналось представление. Ее  голос  мягкий и звучный, то разливался звонким ручейком, то переходил на шепот, но был хорошо слышен на задних партах, то мягко обволакивал сознание и успокаивал так, что ученики начинали дремать. Эти двадцать минут ответа были каким-то гипнотическим сеансом, но я прерывала ответ и Галя садилась на свое место с лицом победителя.
   После окончания школы, через десять лет меня пригласил бывший десятый «А» на встречу выпускников и тогда мы опять встретились с Галей. Она по-прежнему была центром внимания бывших одноклассников. Рассказала, что уже трижды официально побывала замужем и у нее теперь есть хорошо упакованная квартира, дача, гараж,  шикарная  машина,  это все ей досталось после развода с мужьями. Но не мужья бросали ее, а она уходила от мужей с причитающейся ей долей при разделе имущества. В конце вечера Галина подошла ко мне, и мы сели в уголок поговорить.
-  Галя, а ты счастлива в этой жизни?
-  Не знаю, вроде все есть теперь, но нет работы, потому что нет никакой специальности, нет детей и любимого человека. Все мужчины, за которых я выходила замуж, любили не меня, они любили мой голос, и я манипулировала ими как хотела. Я только использовала их, но тоже не любила. У меня есть подруга, она работает поваром на большом трансатлантическом корабле и берет меня в свою команду. Буду у нее учиться и скоро уйду в плаванье, так что в корне поменяю свою жизнь, а там может, и мужа себе найду и детишек нарожаю. Как вы думаете, правильно я делаю? – неожиданно спросила Галя.
-  Конечно, лучше поздно, чем никогда. Должна же ты  понять, что  не напрасно живешь в этом мире. Будь счастлива!
   Больше я ее не видела.
   Утром в купе мы доедали все продукты, какие были у каждого, потом пили чай и говорили о политике, о ценах, о личном.  И нам было не скучно, а главное не было стыдно рассказывать о себе. Мы знали, что никогда больше не увидим друг друга.


                ДОРОГА В СОЦИАЛИЗМ

   В один из дней, после зимних праздников пригласил меня коллега прокатиться с ним в горы, на необычную экскурсию и дать совет…быть или не быть. Что могло быть, а что не быть, я, конечно, не поняла шекспировской  аллюзии, но с удовольствием согласилась на поездку, так как знала, что увижу что-то необычное.  От моего дома мы выехали на трассу, потом с центральной дороги свернули влево, проехали большое ухоженное село Верхнее Веселое и плавно въехали в следующее село с красивым названием Черешня. Люди этого села живут, видимо, хорошо, у всех двух- или трехэтажные дома, к домам подходят газ и водопровод, на приусадебных участках растут фруктовые деревья и цветы. Медленно и  верно мы двигались в горы вдоль села по хорошей асфальтированной дороге. Но когда закончилось  красивое село, тогда закончилась хорошая  дорога. Мы съехали на дорогу, кое-где выложенную булыжником, кое-где состоящую из остатков бетонного покрытия. Подъем становился все круче, а дорога - все хуже.
     Эх, дороги ….
     Пыль да туман,
     Холода, тревоги
     Да степной бурьян.
   На эти слова поэта Льва Ошанина Анатолий Новиков написал музыку, и получилась прекрасная грустная песня для театрализованного спектакля «Весна победная». Песня была написана осенью 1945 года, но она  определяла и годы войны, и, то непростое время, которое переживала  страна после войны. Я вспомнила эту песню из-за разбитой дороги и бурьяна, стоящего плотной стеной, как  символ разрухи и запустения.
Коллега начал свой рассказ:
- До революции в этих местах жили в основном амшенские армяне. С обеих сторон  вдоль дороги простирались богатые плантации местных купцов. Здесь выращивали самый лучший российский табак.  Весь урожай увозили в Москву и Турцию. Вся дорога до Адлера, выложенная булыжником, была широкой, ровной и намного короче, чем сейчас, так как шла  прямо из села Черешня в сторону города, проходила через село Молдовка, и старинный красивый арочный мост из металла через реку Мзымту.  Сегодня я хочу показать вам одно старинное горное село, к которому я имею некоторое отношение и может быть, хочу получить дельный совет.
- Скажите, а как называется старинное село, куда мы едем,  и почему сейчас здесь такая плохая дорога?
- По этой дороге мы едем в Социализм. Я хотел вам сделать сюрприз и показать, как живут люди сейчас в двадцать первом веке.
- Вы так шутите? Ну и сюрприз, если сейчас мы едем по плохой дороге, то мы вспоминаем социализм, и то, как плохо жилось всему огромному Советскому Союзу в данной формации?
- Да нет, что вы! Не шутка это. Мы едем в село, которое называется Социализм, оно застряло в том самом социалистическом времени и ничего в нем до сих пор не меняется. Менялись только названия. До революции оно называлось Шиловка, а после революции село почему-то решили назвать  Социализм.    Вы спросили, куда ведет такая плохая дорога,  я ответил – в Социализм.            
- Вы рассказали о том, как жили здесь до революции, а как люди жили потом, после революции?
- Началась коллективизация и стали создавать колхозы, богатых жителей ссылали в Сибирь или расстреливали.  Табак больше не выращивали. Колхоз стал выращивать чай, а после войны – еще и орехи. Заработки были маленькие, и каждая семья держала свое хозяйство. К концу двадцатого века начался подъем в хозяйствах, но наступили девяностые годы, и опять начался упадок. А сейчас ни колхозов, ни фермерства, ничего нет, просто выживают все как могут. Хорошо, если в семье мужчины есть - дома крепкие стоят и достаток имеется. Но воды в селе до сих пор нет, газа тоже.
- Без газа прожить можно, а вот как же без воды жить?
- Здесь чуть ниже, под горой есть место с источником, который  называется «холодная вода». Вот  мы сейчас туда сначала доедем.
   На обочинах дороги, на деревьях, домах, везде  лежал снег. Машина, спотыкаясь, ползла вверх. Потом повернула налево, и, проехав метров сто, остановилась.
   Перед нами открылась чудесная панорама. Внизу, как на ладони,  раскинулся город Адлер. Он горел разноцветными огнями, и  лучи этих огней высвечивали темное небо.  Ярко светящаяся взлетная полоса аэропорта,  казалось, находится совсем близко от нас, почти под горой. А дальше и  чуть левее переливался  всеми цветами радуги самый прекрасный на всем  побережье замок-гостиница Богатырь.  Световая полоса вдоль моря змейкой уходила в бесконечность. Так набережная заключала море в свои объятия.  За набережной был виден горизонт в виде черной полосы. Эта ночная трансформация в сказку поразила и восхитила меня.
   Только потом  я обратила внимание на странные звуки и поняла, что где-то совсем рядом   журчит вода. Коллега фонариком показал то  место, где среди огромных толстых деревьев по расщелине в скале из трубы бежал ручей. Как он пояснил, это и был источник, из которого брали воду на все случаи жизни жители поселения со странно звучащим сейчас названием – Социализм.  Они до сих пор всеми доступными средствами передвижения возят воду бочками, флягами, бутылями в гору. Моему удивлению не было предела, в наш космическо-ядерный век жители села  обречены на выживание, ведь надо готовить еду, стирать белье, мыться, растить урожай, и как это осуществлять людям пожилым, больным или многодетным семьям, мне было непонятно.
- Места здесь очень красивые, воздух целебный – здесь родина моих предков. Вот на этом месте стоял дом моего прадедушки, а на другой стороне улицы, чуть подальше жила моя прабабушка. Они жили, любили, женились, растили детей. Следующее поколение повторяло их путь. И вот теперь пришло мое время, и я хочу обосноваться на этих землях, когда-то принадлежащих нашему роду, ведь дедушка был тем самым купцом, который растил табак и продавал его в Турцию. Его сослали в ссылку, где он и умер.
- Но ведь село, наверное, вымирающее? Как много пустых домов стоят!  Вы хотите получить от меня совет «быть или не быть мечте»? Так вот мое мнение такое – один в поле не воин, а воинов кроме вас нет, в горах воевать с природой бессмысленно, ваши предки тоже, возможно, хотели провести воду, но не получилось. Так что оставьте мечту насчет Социализма и реализуйте ее в более удачном месте. Друг мой, у вас все получится, вы еще молоды и полны сил.
- Спасибо за совет, я подумаю.
   Объехав все село по узкому бездорожью, мы поехали в цивилизацию.




               


                ЗДРАВСТВУЕТ СВОБОДА

     Прошло уже шесть месяцев моего добровольного заточения на обетованной сочинской земле. Абстрагируясь от всего, что раньше окружало меня, я приобрела душевное равновесие и покой. И уже не волнуют меня те московские большие проблемы, которые приходилось решать совсем недавно. Большой мегаполис, большие проблемы – все позади. Здесь, в моем маленьком мирке, тоже возникают проблемы, но  совсем другие – мирские, обыденные: то котел надо почистить, то солярка для отопления дома скоро закончится, то свет по неизвестной причине отключили, то замок на какой-нибудь двери сломался. Но это такие мелочи, что я не придаю им значения. Сменяя день на ночь и ночь на день, медленной чередой идут часы моего пребывания на этой земле. Я  упиваюсь  свободой. Мне не надо никуда спешить, не надо мчаться и контролировать действующие объекты, не надо заключать договоры и волноваться за их исполнение, ничего не надо. Я даже не смотрю телевизор, вокруг меня приятный безинформационный вакуум. И я испытываю огромное удовольствие от того, что могу писать в любое время суток. Теперь в  моих некоторых рассказах почти отсутствует интрижка, они стали походить на эссе, где главное – философский взгляд на жизнь, описание состояния природы, состояние человека или мое личное. Сейчас мне комфортно жить самой с собой в этом царстве покоя и умиротворения.
                В моем большом доме живет несколько человек, которые работают в Сочи. Они люди временные и, наверное, несчастные, бросили семьи и приехали зарабатывать на жизнь. Среди них я не вижу интересных и значимых людей близких мне по духу. Отношения у нас ровные и не к чему не обязывающие. Но каждый человек, -  это маленький космос и он вращается по своей траектории, заданной ему свыше. Иногда я стараюсь соприкоснуться с понравившимся мне человеком. Так в начале моего приезда сын познакомил меня с молодым человеком, который потом вошел в мою тихую размеренную жизнь не только в качестве помощника, но и друга. С ним можно поделиться своими чувствами и настроением, побывать в неведомых мне местах, испытать радость созерцания и общения. Среди домочадцев мне нравится молодая женщина – узбечка, нежное, безропотное создание. Она убирает мой дом и работает в большом престижном санатории, где ее тоже уважают за добрый и мягкий характер. Я жалею ее и стараюсь помочь в решении возникающих проблем. Когда она заболела,  я приложила немало усилий, чтобы найти хороших врачей и вылечить ее.
                Конец января, а  на юге уже чувствуется весна. Во дворе дома вечнозеленые деревья и кустарники готовятся к ее приходу. Начали расти новые листочки у мушмулы, они клейкие и с горьковато-терпким запахом. Три огромных дерева мимозы выбросили тонкие и хрупкие цветочные кисти, но  совсем скоро, дней через двадцать,  они превратятся в большие, пушистые, ярко-желтые гроздья цветов. Лавровое вечнозеленое дерево  тоже спешит распушиться за счет своих молодых листочков,  которые лезут из лопающихся почек. Даже олеандры, которые цвели до ноября месяца и выпускали на ветер семена из некоторых стручков, опять раскрыли оставшиеся стручки  и разбрасывают семена во второй раз. Семена маленькие и пушистые. Они похожи на   рыжие лисьи хвостики. На всех кустах набухли и вылезли цветоносы. Чувствуется, что природа прихорашивается перед буйным цветением.  Мне  интересно наблюдать за этим ранее неизвестным миром субтропиков.
   Но больше всего мне нравится гулять по набережной и вдыхать морской душистый воздух. Иногда он напоен запахом каких-то трав, иногда приторный запах напоминает открытый пузырек с йодом, иногда напоминает запах свежевыловленной рыбы. Каждый день море пахнет по-разному, да и само оно всегда разное: то тихое и спокойное, то игривое и слегка волнующееся, а то буйное и злое, стремящееся выскочить за пределы набережного ограждения. Меня всегда охватывает страх перед стихией, перед буйным и злым морем. Когда-то в детстве на огромном лайнере я с тетей оказалась в эпицентре девятибалльного шторма в Тихом океане.  Корабль перевозил нас из Владивостока на Камчатку. Этот шторм для меня, десятилетней девочки, стал роковым – я в каюте разбила голову, упав на угол металлического стола. Сложная операция спасла мне жизнь, но навсегда оставила память  о грозной морской стихии. Черное море, конечно, не Тихий океан, здесь не бывает таких штормов, отливов и приливов, но все равно в непогоду я боюсь моря, хотя оно, как магнит, притягивает к себе. Я гуляю и радуюсь, что жизнь полна неожиданностей, что сегодняшний день был лучше, чем вчерашний.
   Может, отдохнув от суматошной московской жизни и вкусив сполна спокойную жизнь, я опять захочу перемен, но, думаю, это будет не скоро.