Илюша

Сергей Афанасьев
Эта история приключилась где-то в середине 90-х. Точно какой год сказать не могу, помню лишь, что лето выпало исключительное: легкое, яблочное, со множеством ярких и солнечных дней, не угнетающих, между тем, убийственной жарой и удушьем, как это нередко случается в наш век. Так вот, в один из таких хороших, комфортных денечков гуляли мы с Юлькой по Гомелю. Опять же, не помню, были ли у нас тогда какие-то планы, или мы просто слонялись по улицам.  Но это и не важно. Даже если планы и были, то им все равно не суждено было сбыться, ибо нам на пути повстречался Илюша. Столкнулись неожиданно, нос к носу. Узнавши нас, Илюша расплылся в широкой улыбке, в которой, впрочем, можно было прочесть толи легкую грусть, толи усталость:
-А-а, ребята! Он развел для приветствия в стороны руки, в которых держал полные продуктов полиэтиленовые пакеты. Здорово, что я вас встретил. Сейчас мы мне! Посидим нормально, поболтаем.
Было видно, что Илюша уже на легком подпитии, хотя солнце только-только подходило к зениту. Мы стали отнекиваться: нет, Илюш, давай в другой раз, сейчас понимаешь, дела есть.
-Да какие у вас дела!? Я вон и мяса купил,- он кивнул на свои пакеты. Я вас такими стейками угощу- закачаетесь. Пойдемте, а? А потом добавил:
-От меня жена ушла.
Тут мы сдались. А что можно было возразить? Пошли в гости в Илюше, есть мясо, пить водку и разговаривать по душам.
Мне самое время сказать парочку слов о самом Илюше, составить, так сказать, словесный портрет. Илья Коваленко физиономией хоть и не больно то походил на своего былинного тезку, но вид имел вполне богатырский: высокий, за метр- восемьдесят, плотно сбитый, немного косолапый, но в руках резкий и сильный- если врежет, то второго раза не понадобится. Вечно взъерошенная копна соломенных волос на голове, рыжая щетина на небритых плотных щеках, на которых, когда улыбался, видны были ямочки. Если же говорить о характере Ильи… Как вам сказать, это был человек из той породы, к которому можно было смело ввалиться среди ночи и сказать: Илюш, мне тут позарез в Хабаровск смотаться надо, айда со смой, за компанию. И, будьте уверены, Илюша без лишних расспросов соберется и поедет. Хоть в Хабаровск, хоть на Сахалин, хоть к Черту на рога. Соответственно, точно такого подхода Илюша ждал и к себе. Вся штука была в том, что у окружающих, как правило, не было дел в Хабаровска. А вот Илюша приключений на жопу искал постоянно. И это, порой, утомляло. Илюша легко и просто с людьми сходился, но также легко и отчаянно ссорился, в пух и прах. А потом, остыв, так же запросто требовал мировой: угощал, хлопал по плечу, обнимал и извинялся.
Помню, как он не раз брал меня, ни с того ни с сего, в охапку и кричал:
-Серега, а поехали самолеты смотреть!  Серега, там же красиво!
И мы ехали с ним за город, в аэропорт, глазеть на самолеты, пить чай в буфете, бродить по бетонным плитам. Один раз он затащил меня даже в Зябровку, на аэродром, где располагалась летная военная часть, кажется, стратегических бомбардировщиков. До сих пор удивляюсь, как нас там не сцапали. Но, похоже, Илюша бывал там часто- знал каждую лазейку. Потому что в жизни своей по-настоящему он любил три вещи: шумные и пьяные компании, красивых девушек и небо. Он смотрел, как взлетают самолеты и страстно, с упоением курил. Он умел выкурить сигарету в две затяжки, растопырив все пять пальцев руки веером у самих губ. Смотрел, курил и мечтательно говорил:
-Я тоже буду летать!
Да, Илюша с детства мечтал стать летчиком. После школы рванул поступать в какое-то летное училище, но там его зарубили- для летчика-истребителя Илюша был слишком крупным парнем, не проходил по меркам. У его родителей, кажется, были связи. В армию он не попал, а поступил в Гомельский Политехнический, лелея надежду уже следующим летом попытать удачу снова и поступить в Тамбов, где готовили будущих пилотов-бомбардировщиков. Там был шанс пройти «по габаритам». Вот в этот период Илюша и прибился к нашей компании. Впрочем, прибился- не совсем подходящее слово. Скорее, ворвался, внеся с нашу атмосферу элементы легкого хаоса и непредсказуемости.
Первая попытка поступить в Тамбов провалилась. Хотя Илюша готовился: месяца за три завязал с пьянками, засел за математику, даже бегать по утрам стал, чтобы согнать лишние килограммы. И не сломался- вторая попытка была удачной. Радости парня не было предела!  Он поил нас и всю округу три дня. Еще бы, сбывалась мечта всей жизни- он станет летчиком, будет летать.
Подвох ждал в другом. Не успел Илюша окончить и первый курс, как развалился Союз. Что там произошло на самом деле, никто толком не знает, но факт: не закончив учебу, Илья Коваленко вернулся домой, в уже независимую Беларусь. Можете себе представить всю печаль человека. И Илюша бросился во все тяжкие. Для начала он женился. Где и как он познакомился со своею первой женой- я толком так и не понял. Поговаривали, привез ее из самого Тамбова. Ирина, так звали невесту, конечно дамой была шикарной: длинные прямые черные волосы при белой, как снег, коже. Губы алые, напомаженные. Одеваться она тоже любила в красное- туфли, платья. Я уж молчу о фигуре-  она у нее была просто безупречной. Одним словом, роковая женщина. У Илюши, было сразу видно, крыша-то и поехала. Теперь смыслом жизни его стало исполнять все прихоти Ирэн, так звал он свою любовь. А Ирэн больше всего на свете любила роскошь. Илюша всеми мускулами и нервами впрягся в нескончаемый процесс зарабатывания денег. Для себя и жены он снял квартиру, тут же, в нашем районе, устроился на завод. Работал чуть ли не по две смены, где-то умудрялся подрабатывать, чем-то подторговывал. Случалось, и подворовывал, не без этого. А что сделаешь, шуба, сапоги-шмотки, посиделки в ресторанах- все тянуло деньги. Купить заставила огромный аквариум, ну просто бассейн в полкомнаты- рыбок, видишь ли, любила. А еще фортепиано «Штейнберг», из самой Германии. Белое! Ирэн, забыл сказать, музицировала. И не дурно, надо отдать должное. Кстати, и устроилась она на работу учителем музыки в школу.
В общем, Илюша опять летал. В других облаках, правда, но летал. Ему было теперь не до нас. И мы стали все реже встречаться. Последние месяцы так и вовсе не пересекались. И вот, такая встреча.
По дороге к Илюше мы заскочили в магазин, купили вина для Юли. А когда мы, уже на пути к дому, где снимал квартиру Илюша, свернули на улицу Бори Царикова, наш товарищ сделал предложение:
-Слушайте! А давайте и Женьку Масона с собой возьмем еще, вон дом его. Он наверняка у себя сейчас.
Юлька ничего не казала. Я понимал, что она не рада такому развитию событий, хотя и старалась скрыть это. Я тоже только пожал плечами: мол, как хочешь. Жека Масон из всей нашей компании был самым древним моим дружком- мы держались вместе со второго класса. Кстати, свое прозвище он получил не из интереса ко всяким теориям мирового заговора, хотя таковым интересом грешил. Нет, просто фамилия у него была Каменев.
В доме у Жени был ремонт. Он встретил нас в старом, в дырках, трико со следами краски, в такой же старой, линялой майке и треуголке из газеты. Видно было, что наша компания застала его врасплох.
-Ребят, я, вообще-то, занят сейчас. Видите, обои клею. Только-только начал.
-Пойдем,- сказала Юлька. Илюшка все одно не отстанет. От него жена ушла, нужна моральная поддержка.
Так попался на крючок и Жека Масон.
Вот так. У Илюши на кухне мы разложили продукты. Юлька крошила салат. Мы с Жекой чистили картошку, а Илюша делал стейки. Между делом мы пили водку «Zver» с лимонным вкусом- болезненно желтый напиток, от которого несло лимоном на версту,- и слушали исповедь бедного Илюши. А Илюша рассказывал, что Ирен его оказалась обычной ****ью. Что пока он, не жалея себя, из кожи вон лез, чтоб угодить ей во всем, эта дрянь крутила роман с каким-то физкультурником из школы. И что он, Илюша, застал их в постели, вернувшись в работы нечаянно раньше. Классика. Случился скандал: физрука он спустил с лестницы, досталось и Ирэн.
-Я ее не сильно,- оправдывался Илюша, - так, чуть-чуть. Но ведь дрянь же! Ну, ребята… вы знаете… Я же ведь все для нее. Собралась и ушла.
Мы понимающе кивали головами, пытались как-то успокоить. Я заметил, что в комнате аквариум стоит без воды с треснувшим стеклом.
-Это что,-поинтересовался, я- разбил, когда физруку морду квасил?
- Что? Аквариум? Нет. Это когда она на следующий день за вещами пришла. С машиной, с грузчиками. Слышишь?! Я офигел,- ходят чинно по дому, пакуют… Ну, я молотком и тюкнул. Мол, хрен тебе, а не рыбок. Я на этот аквариум месяц пахал. Воды было! Соседей залил. Еще денег им остался должен за ущерб. Но это ладно. Я вот как буду? Как я без Ирэн?! Ребята, я люблю ее. Если честно. Как мне жить? ****ь, повеситься, что ли?
Мы стали дружно успокаивать нашего друга. Мол, не мели чушь. Тоже, придумал еще! Я говорил ему рассудительно:
-Илюш, дело житейское. Если ты ее уж так любишь, то простишь. Помиритесь! Вернется еще.
-Нет, Серый,- вздыхал Илюша. Не вернется. Рыбок своих она, пожалуй, мне простила бы. А фано- нет. Я, по дури, еще по фано молотком прошелся. Этого она не простит мне никогда. Будем разводиться! С хаты этой съеду. Пойду к предкам жить.
Потом мы опять пили водку и ели отбивные. Пили и все слушали, как из треснутого сердца Илюши капала нам на мозги его боль. Фоном ко всей этой сцене был Пинк Флойд. К музыке Илюша был вообще-то равнодушен. Но «Обратная сторона Луны» его каким-то манером трогала. Это была единственная запись в его доме. Сияй, безумный алмаз!
Илюша, вроде, был весел. Но, временами, взгляд его мутнел, улыбка сходила с лица, и он как бы замирал за столом, убегая в мыслях к убежавшей жене. Большие, красные кисти его рук безвольно обвисали меж колен. Потом он спохватывался, наливал нам водки, клал в тарелки мясо и говорил, какие мы все классные ребята. Мясо, действительно, было выше всяких похвал.
Когда допили вторую, я почувствовал, что успел прилично захмелеть. Я старался половинить, но было очевидно, что цепкие цитрусовые коготки «Зверя» сумели уже серьезно ухватится за мой мозг. Я посмотрел на Юльку. Она скучала. Я ее понимал, все эти мужские слезы, угрозы и стенания успели наскучить бы любой девушке. Наши взгляды встретились, и я понял, что пора ее уводить.
-Ну, что Илюш, нам пора,- сказал я. У Юльки сегодня дела. Я отведу домой ее.
Жека тоже поднялся:
-Да и мне пора. Ремонт, брат, сам понимаешь. Надо доделать. Я и так неделю тянул с этим делом, все откладывал.
-Ребята! Ну, мужики… Посидите еще немного. Ну вон еще один пузырь остался. Допьем и идите себе.
-Не-не!- я решил не поддаваться. И так уже косые. Давай в другой раз. Хочешь, я вечером зайду?
Наш бедный товарищ пытался еще задержать нас, когда мы суетились в прихожей. Но потом как-то резко изменился в лице и холодно бросил:
-Ну и ладно, валите! Мы вышли на лестничную площадку- за нами с силой захлопнулась дверь. Было понятно, Илюша на нас обиделся. На душе было паршиво. Я злился и на себя, и на Илюшу, что все так закончилось. Мы простились с Масоном уже на улице, и я пошел провожать Юльку.
В троллейбусе мы ехали молча. Юлька что-то думала о своем, отвернувшись в окно.  А я  на солнышке окончательно опьянел. День был испорчен. Я проводил свою подружку до двери подъезда и хотел было напроситься в гости, но Юлька меня остановила.
-Зайди к Илюше,- сказала она, поправляя мне волосы. Мало ли. Еще и правда, дурачок, глупостей натворит.
-Да что с ним станет? Он, наверное, третью уже сам умял и дрыхнет теперь.
-Зайди- зайди! Обещай мне.
-Ладно, обещаю.
-Потом позвонишь, расскажешь, что и как. Юлия шустро развернулась на каблуках и упорхнула за дверь. Эх, Юлька.
А я потащился обратной дорогой к Илюше. Заходить с нему желания особого не было, уверен был, что это только пустая трата времени. Но чувствовал, что все же какая-никакая тревога за друга внутри шевелится. Неловко было, что обидели его. Да и девушке я обещал, что зайду. Чертова водка!
Добрался минут за тридцать. Поднялся по лестнице и нажал на кнопку звонка. Дверь никто не открыл. Позвонил еще- опять тишина. Блин! И что теперь? Домой? Выйдя из подъезда и свернув в сторону своего дома, я заметил телефонную будку. Для очистки совести решил позвонить Илюшиным родителям: мало ли, вдруг он к ним ушел. Трубку подняла мать. Я спросил, дома ли Илья и она ответила, что нет.
-Сергей, так он же дома должен быть.
- Я заходил, Тамара Петровна, его нет там. Подумал, может он к вам зашел.
-Нет, не заходил. Сергей, у вас все хорошо? Ты, кажется, хмельной немного.
- Все хорошо, Тамара Петровна! Не беспокойтесь. Я так… Просто Илью искал. Я быстро положил трубку. Да, звонить родителям было ошибкой. Вообще, у Илюши мода была: когда попадал в переделки, он частенько просил меня позвонить родителям или зайти, сказать, что мол все хорошо, Илья немного задержится, просил, чтобы не беспокоились. А Илюша тем временем в травмпункте с переломом руки или в отделении милиции. В общем, на меня у Тамары Петровны выработался не совсем хороший рефлекс: если звонит Сережа и говорит, что все хорошо, значит, что-то нехорошо.
Эх, скверная штука,- прикидывал я в уме. Теперь дружка надо было найти во чтобы то ни стало. Но где?! Я тщетно перебирал в пьяном сознании варианты и не мог ничего придумать. История, однако,- как бы в самом деле не повесился дурень. Я побежал к Масону.
-Жека! Я к Илюше ходил сейчас, он дверь не открывает. Как бы руки на себя не наложил в тоске-то своей. Я что-то переживаю. У родителей его нет.
-****ись,- Масон, не довольный тем, что его опять отвлекли от дел, криво смотрел на меня через приоткрытую дверь. Он что, дебил вешаться? Пошел куда-нибудь.
-Ну, хорошо. Может, дебил я. Только если Илюша повесился, как мы друг другу в глаза глядеть будем? Все-таки товарищи. Пойдем вместе, еще раз глянем.
Жека Масон все так же криво смотрел на меня еще минуту. Но видно было, что моя пьяная паника потихонечку проникает и в его подпитую голову.
-Ладно,- сказал он,- пойдем. Я только топор возьму.
Что и говорить, это было словно наваждение. Мы с Жекой уже и не сомневались, что с Ильей что-то произошло недоброе. Или происходит. Мы звонили, мы лупили в дверь кулаками и ногами, что есть мочи, орали: Илюша, открой, открой, дурак! Но никто нам не открывал. За соседской дверью послышался напуганный женский голос:
-Что вы вытворяете, хулиганы! Я сейчас милицию вызову! Я припал щекой к двери:
-Вызывайте, здесь человек повесился!
-Ну что, ломаем?- тронул меня за плечо Жека, прижимая к груди топор.
-Давай,- кивнул я другу,- ломаем.
Мы вышибли дверь и ворвались в квартиру. Дверь в зал была закрытой. Мое сердце замерло, просто рухнуло вниз, к самым коленям. Я знал, что Илюша двери никогда не закрывает, всегда комнаты на распашку. Я почувствовал, как на лбу моем выступил пот. На ватных ногах я подошел к двери и толкнул ее. Я просто был уверен, что сейчас мы увидим болтающегося на веревке друга.
Ничего подобного. Илюшу мы нашли на диване, укутанного в клетчатый плед и неподвижно лежащего лицом к стене. Отравился? Нажрался каких-то таблеток?
-Илюшка!-  я толкнул его в спину. Что с тобою?!
Илюша встрепенулся, повернул голову и, щурясь, посмотрел на нас сонными глазами. Еще ничего не понимая, он сел и осипшим, не прочищенным голосом очумело спросил:
-Ребята? А вы как здесь?
-Еп твое мать, Илюша!- закричали мы на перебой с Жекой. Да ты охуел! Ты чего дверь не открывал? Не слышал?! ****ь, мы из-за тебя дом весь на уши поставили, дверь выломали. А он- спит! Ну ты козел!!! Мы думали, ты повесился.
До нас начала доходить вся нелепость наших страхов, комичность ситуации. Но поржать как следует не успели- за нашими спинами раздался четкий, громкий, командный голос:
-Стоять! Всем руки вверх! В дверном проеме стояли два милиционера. Один держал направленный на нас пистолет, второй, который был сзади, еще возился со своей кобурой. Соседи сдержали слово и вызвали милицию. Я просто остолбенел. И могу представить, как почувствовал себя Жека- в его руках был топор.
До сих пор не знаю, чем закончилась бы для нас вся эта комедия, если бы вслед за милицией в квартире волшебным образом не объявилась хозяйка. Не иначе, нас в тот день хранили сами Небеса. Хозяйка решила навестить своего незадачливого съемщика, узнать, улажен ли конфликт с соседями снизу, по поводу недавнего их затопления.
Мы постарались как можно спокойнее объяснить блюстителям порядка, что вышло недоразумение: мол, у товарища горе - ушла жена, а мы вот думали, что он повесился. Когда менты хоть как-то поняли, в чем смысл, одни из них, тот, что держал пистолет, обернулся к хозяйке и спросил ее:
-У вас есть претензии к этим? Если есть, мы их забираем.
-Я не знаю… На днях затопили людей. Теперь вот дверь выломали.
Я сразу понял, это была добрая женщина. И тут уже спохватился Илюша:
-Хозяюшка, дверь мы починим,- он открыл дверцу платяного шкафа и стал рыться по карманам висящих в нем рубах и пиджаков.
-Обязательно починим! Завтра же. А с соседями по поводу потопа уже улажено. У них претензий нет, половину суммы я уже отдал, в течение недели- остальное. Вот,- он протянул хозяйке какие-то деньги. Это вам за беспокойство. А через два дня приходите- дверь как новенькая будет.
-Мужики,- он обратился уже к милиции,- больше шума не будет. Так получилось. Илюша одарил всех присутствующих своей открытой, обезоруживающей улыбкой.
Когда хозяйка и милиционеры ушли, Илюша пошел в ванную, окатил голову холодной водой и быстро шмыгнул на кухню. Когда он вернулся к нам, в руках его были непочатая бутылка «Zver» и три рюмки. Он подошел, сгреб нас вместе этими своими руками и довольно сказал:
-Ну, пацаны, честное слово! Уважаю!
С его плохо вытертых, торчащих во все стороны волос, капала на распахнутую рубаху и грудь
вода.