Гл. 10 По щучьему велению

Роберт Ридель
               
                Глава 10
              «ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ»

    Разведочно-экскплуатационные разрезы (РЭР) строят обычно для получения геологических данных.  Уголь они добывают попутно, и возможный объём этой  добычи (производственную мощность) назначают директивно.

   Для  Шубаркольского РЭР, к проекту которого мы приступили, мощность установило наше министерство – три миллиона тонн угля в год (это мощность крупной шахты).

    Шубаркольское угольное месторождение находится на полдороги между Карагандой и Джезказганом - на сотню километров вокруг сухая степь. Надо заново осваивать площадку, строить, так назваемые, районные объекты - подъездной железнодорожный путь (более 100 км.), автодорогу, внешнее электро- и водоснабжение, посёлок для горняков и т. д.     Объекты нужны и для будущих разрезов, но сооружать-то  приходится сейчас...

   В проекте участвовало много организаций из разных концов Советского Союза, и нам непросто было их скоординировать и в сжатые сроки выполнить проект. Проект мы закончили, но он оказался дорогим, главным образом, из-за затрат на освоение района.

   Проект  я докладывал на коллегии министерства угольной промышленности СССР. Вопросов было много – и проект необычный, и месторождение  не разведано. Своё заключение прочитала министерская экспертиза, выступили члены коллегии. Все одобрили проект.

   В заключение министр сказал:

- Проект не годится –  при такой мощности слишком большие затраты.

   И обратился ко мне:

- Мощность надо увеличить, можешь вдвое?

Я уже думал об этом, и, чуть помедлив, сказал:

- Могу.

   Времени на переделку проекта не было – поджимали сроки, стройка могла остаться без финансирования. И министр сказал:

- Я уезжаю на польский «День шахтёра», вернусь в понедельник. Рассматривать будем во вторник.

   Это происходило в четверг – у меня оставалось четыре дня, два приходились на выходные. Я позвонил директору в Караганду, объяснил ситуацию и сказал, что в субботу и в воскресенье некоторые отделы должны быть на работе.

   Я знал, что для увеличения мощности разреза достаточно увеличить парк  горного и транспортного оборудования –  его  перечень я прикинул ещё в Караганде. И затрат не потребуется – оборудование поступит с действующих разрезов. Ещё раз проверив свои расчёты, я по телефону продиктовал данные в институт – там должны были  пересчитать экономические и других показатели. Я не отходил от телефона – принимал и анализировал полученный материал, что-то возвращал на переделку. Помогавший мне инженер вносил изменения в демонстрационные чертежи, которым я придавал большое значение. К воскресному вечеру всё было готово, по крайней мере, были известны основные показатели.

   В понедельник я представил проект экспертизе, получил её одобрение, и на следующий день докладывал его министру.  Он  не был, похоже, до конца  уверен, что за несколько дней можно скорректировать такой проект, потому что слушал меня настороженно, задавал много вопросов. Выступила экспертиза и подтвердила, что всё правильно.

   И проект разреза мощностью  6 млн.тонн угля в год был утверждён, стройка продолжалась.

   В институте встретили меня с удивлением – как  мне удалось удвоить мощность разреза? А коллеги-открытчики подтрунивали:

-  У тебя получилось, как по щучьему велению.

                * * *