Притчи от моего отца. Старый караванщик

Мариф Кадимов
Один караванщик установил  в своем караване такой порядок: каждого нового верблюда, принятого на место вышедшего из строя, он  привязывал последним в караване. И тогда, со временем верблюды выстраивались в ряд по степени опытности, то есть более опытные оказывались  впереди в караване, а молодые - тянулись за ними. А сам караванщик  сидел на первом, самом опытном верблюде и вел свой караван по пустыням, по горам и по долинам. С возрастом караванщику стало все труднее и труднее взбираться на спину верблюда. И тогда, он привел  осла, поставил его впереди верблюдов, сам сел на него и повел за собой весь свой караван. Течение времени неумолимо, и вот наш караванщик совсем постарел и, к тому же, тяжело заболел. Старый человек понял, что дни его, по всей видимости, уже сочтены. И он решил попрощаться со своей самой большой привязанностью в земной жизни – караваном. Он начал с конца каравана, с самого молодого верблюда. Подходит он к нему и говорит: «Уважаемый верблюд, хоть мы с тобой связаны не так давно, в жизни бывает всякое, если были какие обиды, выскажи их мне в этой жизни, может часть - мы исправим, а часть ты, может, простишь мне…».  «Нет, - отвечает верблюд, у меня к тебе никаких обид, ты был хорошим караванщиком, не мучай себя!». И так он подходил к каждому верблюду, и ни один из них не высказал ни одной обиды. Наконец, он дошел до последнего, самого опытного верблюда.   Тот посмотрел на хозяина и с обидой в голосе сказал: «Уважаемый караванщик, все у нас было хорошо, но одного я никак не могу тебе простить». «Чего? Чего не можешь простить?» -  с удивлением спросил караванщик.  «А того, что ты привязал меня и весь наш караван к хвосту осла! Не заслужили мы этого!»