Высокая кухня

Ирина Асаёнок
В нашей семье есть удивительный человек, который возвёл процесс  приготовление еды до степени искусства. Это наша мама. Она всю жизнь проработала заведующей в разных заведениях общественного питания. Так и не приобрела ни дач, ни шуб соболиных, в отличие от более предприимчивых коллег. Потому что «не доложить», значит, совсем не то будет, как должно быть. И в кабинете не сидела – Как там шинкуют? Сколько кипит? Как кипит? Всего этого из кабинета не увидишь.

В кругу семьи она тоже была заведующей.                До сих пор помню, как мы все собрались по случаю праздника у нашей бабушки. Женщины шинковали, резали, мыли. Царила радостная атмосфера, смеялись, разговаривали. Мамы только не было, она задерживалась. Вдруг её младшая сестра, случайно взглянув в окно, истошно закричала – Режьте мельче!!! Люда идёт!!! Все кинулись резать мельче, кто-то просто кинул нож, делая вид, что не трогал продукты вообще. Зашла мама, на ходу сбросила вещи, сразу к столу – Что это? Кому это? Куда эти брёвна?! В какой салат?...
В общем, разницу в миллиметры могла видеть только она, и как это повлияет на вкусовые ощущения, и на эстетичный вид блюда в целом…

И вот у такой женщины росла дочка. Я. И во мне ничего. Ни то, что любви, интереса банального к этому удивительному искусству не было. И мама не стремилась, что самое интересное, передать секреты своего мастерства. До 11 лет я не знала, как отрезать кусок хлеба и чай себе налить.

Готовить я начала в 35 лет. Ничего во мне «вдруг» не проснулось. Это было волевое решение. В свой день рождения накрыла стол, созвала гостей. Мама позвонила первой, и когда узнала, что я сделала все сама, прямо сама, своими руками (это пришлось повторить несколько раз) рада была, конечно. А потом позвонила тётя – Мама, сказала, что ты сама, прямо сама…А потом ещё одна – Мне мама твоя звонила, а ты что прямо сама?!
В общем, новость о том, что я своими руками нарезала три салата, произвела на Урале эффект разорвавшейся бомбы.

Готовлю я вкусно. Но не из-за любви к процессу, а только потому, что я знаю, как это потом будет вкусно человеку, который это будет есть. Люблю кормить. И пока я остановилась на простых базовых блюдах. И чувствую, что эта остановка надолго. И тут есть, что совершенствовать.

А мама? А маме стало интересно делиться секретами мастерства, время, наверное, пришло. А в меня эти секреты прямо с большим трудом… не входят никак… Но на счастье в нашей семье есть ещё один человек, который считает приготовление пищи искусством – это мамин сын! Он же мой брат. Он же на сегодняшний день повар-самоучка такого уровня, что можно сходить в дорогой ресторан, а можно к нему в гости!
В принципе все логично: я первая, на мне природа отдохнула, а потом рождается мальчик – и всё ему!

Их разговоры о рецептах я выношу с трудом. Не знаю что это, но не может мой мозг воспринимать все эти «Только на медленном огне!», «…до золотистой корочки», «…постоянно помешивая», «Ни в коем случае не давай загустеть!» Минуту максимум я ещё что-то различаю, потом всё – белый шум. Но мама не сдаётся и при любом удобном случае пытается приобщить меня к миру высокой кухни….

- Мама, мне тут крыжовник достался… Надо наверное варенье сварить…
- Конечно! Очень вкусное варенье получается из крыжовника!
- ммм…Так я хотела спросить сколько там чего..
- Секунду.. Подожди!
Убежала. Видимо за рецептами. Я уже чувствую не доброе… Прибежала.
- Так... Вот! Я считаю тебе надо сварить Изумрудное крыжовенное варенье!
- Да я простое хотела…зачем…
- Подожди! Плоды спелые или не очень?
- Не очень…
- Вот! Прекрасно! Слушай! Очистить крыжовник от плодоножек. Чуть-чуть надрезать сбоку… Маленький такой сделаешь надрезик, большой не надо. И аккуратненько, шпилечкой выковыриваешь семечки…
- Ой, всё! Мама, всё! Сразу – НЕТ! Какие семечки????
- У тебя, что времени нет?!
- Шпилечкой семечки из крыжовника выковыривать??? Через маленький надрезик??? У меня вагоны времени! Шпилечки только нет, вот в чём беда.
- Зато, когда ты потрудишься, а потом поставишь на стол это варенье, и скажешь – это изумрудное варенье…
- Сказать-то я скажу, ты за это не переживай! Сейчас время такое – главное сказать. Все варят классическое варенье, а называют Изумрудно-алмазным сваренным по уникальной авторской технологии. Вот я тоже буду модной.
- Ладно. Вот другое! Очень простое! Только тебе надо будет сходить за апельсинами…У тебя есть апельсины? «Три в одном» называется. Апельсины должны быть с твёрдой корочкой. Но не совсем такой твёрдой, но и не мягкой! Ни в коем случае! Лучше потом довести на медленном огне помешивая, только…
- Мамуля,….я умоляю! Умоляю - один простой ответ – сколько сахару мне нужно положить?! Сколько сахару?
- Один к одному.
- Аллилуйя!!!!

Варенье я сварила. Очень вкусное получилось, изумрудное. Мне один вопрос не даёт покоя теперь… Что потом с семечками нужно было проделать? После того, как достанешь их шпилечкой через надрезик… Проткнуть каждую иголочкой..? Надо позвонить маме, узнать...
Затягивает она, кухня эта высокая!)))…