Откат

Вячеслав Еремкин
ОТКАТ
Записки преподавателя.

     Когда я подвязался на преподавательской ниве,  среди многочисленных обязанностей, которыми меня наградил заведующий  Учебным видеокомплексом, была еще и обязанность закупать на весь комплекс всякие расходуемые материалы: батарейки там, кассеты (тогда снимали курсовые работы на кассеты), осветительные приборы и лампы к ним, разовый реквизит. И на все это выделялись какие-то деньги. Небольшие деньги, можно даже сказать, смешные. Но их каждый год нужно было потратить («освоить» по канцелярскому). Потому как неосвоенные деньги дирекцией пускались на какие-то другие нужды , и впредь, как правило, уже не планировались. Мы их теряли. И навсегда.
       Так вот, в конце года перед зимней сессией, пока в деканат не набежали «хвостисты», мой заведующий кафедры вызывал меня перед свои «святые очи» и вопрошал строго: «Ты фонды на мелочевку освоил?» А я, как тот провинившийся  мальчуган,  плохо выучивший урок, переминался с ноги на ногу, потупив «очи долу»,  говорил: «Так   это…  того…  Не успели, батенька… Запарка была». На что он назидательно грозил пальцем: «Смотри, не освоишь  – аккумуляторы за свои покупать будешь!»  Я оправдывался тем, что пока еще с прошлой закупки кое-что осталось. Но на следующий же день бежал за  её величеством -«мелочевкой». Покупать «за свои» не хотелось. Не так много мы там получали на кафедре, за то, что учили оболтусов  операторству и журналистике.
     Закупались мы всегда у одной фирмочки «ЧП купи-продай». Она специализировалась  на всяких электроприборах  для дискотек и сцены, а так же съемочной и проекционной технике. И у нее можно было заказать и купить все.  Даже то, чего у них ни когда не было.   В один год, например, я у них заказал для своего павильона растяжки итальянской фирмы «Манфротто».  Это такие легкие и длинные трубы, которые в распорку ставятся между потолком и полом, или между стенами. А на них уже навешиваются осветительные приборы. Крепятся где хочешь и сколько хочешь.  Очень удобная штука. Так они через две недели нам их доставили прямо из Италии. Просто чудо оперативности, как по нашим меркам. Я  же их приготовился ждать погода.
     Процедура эта организовывалась  в два захода. Сначала я писал, что нам было нужно, шел с ним к зав. кафедрой. Он подписывал. Потом я шёл в фирму  выбирать чего и сколько они нам готовы продать. Они давали мне «платежку», я ее подписывал у проректора по хоз. части, а потом, когда деньги приходили на счет фирмы, ехал к ним получать товар.  Так вот… Поскольку проректор в нашей телевизионной мелочевке не разбирался, я мог на стадии оплаты вписати в список оплачиваемых товаров  что-то свое, нужное мне лично. Например, в качестве разового реквизита, необходимого для съемки игровых сцен, я выписал себе красивейшую посуду. Пластмассовую, правда, но зато дешевую. Ну и другие «нищаки», как говорили студенты: плед на диван, красивое жалюзи на  окна. Обставился «не хило», как говориться . Хоть кафедральних дам соблазняй… Было бы здоровье. Ну, а работать в хороших условиях куда приятней.
     А еще мне в эту фирмочку приятно было ходить, потому что там оформленим  наших закупок занимались молодые женщины. Не такие, как наши дурноватые студентки, которые на каждое твое слово только хихикают,  а такие матерые женщины, как волчицы, вскормленные на рекламе.  Они так обворожительно относились к каждому клиенту, что даже и на следующий день приятно было вспомнить. Им , видимо, перепадал процент от каждой сделки.
      Особенно там в почете была менеджер Наташа. К ней всегда была очередь заказчиков-покупателей.  За мою молодость во времена расцвета итальянского кинореализма  блистала   у них там «за бугром» звезда  Моника Вити.  Наши отцы -старички ее обожали за соблазнительные формы. Теперь и я сам понимаю почему. Если правду говорят, что с каждой выпитой рюмкой любая женщина становится соблазнительней ровно в два раза, то эта Наташа этой Монике фору давала - две рюмки.
   Так, поскольку Наташа была на расхват, перед тем, как приехать к ней, я звонил и спрашивал: «А Наташа свободна?».  И когда она брала трубку, продолжал: «Это Ваш клиент из КНУКиМа. Наташенька, когда мне лучше посетить Вас? И она никогда не говорила: «Приезжайте в течении дня, в случае чего – подождете».  А всегда говорила конкретно, когда она свободна. И это не потому, что я ей нравился. Между нами – лет тридцать разницы. Она ценила мое время.  Вот что значит - культура маркетинга.
    Мои барышни на кафедре , методистки-секретарши, (а именно с кафедры я всегда  звонил), с меня смеялись: «Опять Вы направляетесь в презервативную фирму…» А я им в тон отвечал: «В мои годы без предохранителей – никуда. Под «предохранителями»  я имел в виду корвалол-валидол. А что они понимали – не знаю.
     Да, совсем забыл сказать: эта фирма называлась «Di-Rex». Если читать по-английски, то ни каких ассоциаций не возникает. Но если воспринимать на слух, то очень было похоже, что я звонил на фирму, которая весь мир снабжает крепчайшими презервативами. Представляете, звонит старичок в такую фирму, зовет к телефону какую-то Наташу, говорит, что «он ее  постоянный клиент из КНУКиМа и хочет закупить кое-что на пару тысяч для своей кафедры». Что могут подумать секретарши-методистки?  Ясен пень – сбрендил старый. Не удивлюсь, если они за моей спиной обсуждали сколько изделий можно купить за эти пару тысяч. Уж кто-кто, а они-то в розничных ценах на эти изделия лучше меня разбирались.
     Ну, да на этот раз, ни о каких сальностях я рассуждать не буду. Речь пойдет о чисто деловом случае. А именно, как я в первый раз в жизни  получил при покупке  «откат». 
     Не помню, что в тот раз мы покупали, но сумма по сальдо выходила совсем мизерная. Просто не стоило из-за неё время терять . Я бы и не стал покупать, если бы не эта Наташа. Она говорит:
   - А вы закажите что-нибудь на будущее. И побольше…
    - И  что я буду с этим делать? Куда девать?
   - А вам не обязательно это что-то брать. Вы напишите несколько лишних позиций, а когда придут деньги, мы вам что-нибудь нужное подберем.
   - А так можно?
   - Так все делают. Вы же не предъявляете бухгалтерии, что вы там купили?
     Договорились. Написали. Оплатили и получили. А когда получали, то про договоренность забыли. И оказалось, что оплатили по деньгам в два раза больше. Лишние деньги оказались. Наташа, не долго думая, идет к своему руководству и выносит мне сдачу. В валюте. И говорит: «Извините, у начальника в сейфе только такие деньги» .  Я оглянулся опасливо, но возражать не стал.  Спрятал подальше. Мол, это я не я, и взятка не моя.
Так я впервые получил гонорар в виде отката.
… И хорошо, что я их не потратил тогда. А «заначил» от жены у себя в сейфе на работе. Так сказать, до лучших времен. Мало ли что, думаю. И как в воду глядел. В конце года – инвентаризация. И все выплыло. Ну, не то, что я получил «откат», а то, что позиции на бумаге есть, а девайсов в наличии нет. Бухгалтерша говорит: «Вот вы в этом году покупали то-то и то-то. А где оно?» И показывает мне позиции, за которые я получил сдачу деньгами. Я чуть инфаркт не получил от страха. Шутка ли, на старости лет попасться на присвоении каких-то денежных средств. Или пропаже каких-то девайсов (устройств по-научному). «Так они еще не распечатаны на складе, - говорю я ей. – Завтра предъявлю вам все.» А сам лихорадочно соображаю: что еще ей можно предъявить в качестве закупленных девайсов.
   И хорошо, что дело происходило в пятницу. Следующий рабочий день – только через два дня.   Выписал я на список все, что якобы купил, вытащил свою «заначку» и отправился на радиорынок. Говорю там торгашам:
   - Ребята, мне нужно что-то похожее на эти названия.
 Они посмотрели и говорят:
   - Это вам дорого будет стоить. Не можем сказать, сколько точно, - это надо считать, но дорого…
Ну, думаю, попал я. И говорю:
   - Да мне хоть бы что, в бухгалтерию предъявить…
   -  Ну, если вам все равно, работает оно или нет, то идите вон в тот павильон. Они там что-нибудь подберут. Но без гарантии, само собой.
Нашел я павильон какого-то там "неликвида" и "секонхенда", а там продавцы смеются:
  - Вы, должно быть, материально ответственное лицо?
  - Да, с недавних пор.  А как вы определили?
   - По лицу и определили. Кто же ищет такое дорогое старье…
   - Накупили, а теперь ищем что бы списать. Я не так давно работаю.
   - Оно и видно. Люди подписывают акты, а потом  ищут, что они на свою шею подписали.
 Сочувственные оказались хлопцы, эти продавцы "секондхенда".
   - А ваш предшественник случайно не женщиной был? – спрашивают.
     Я уже не признаюсь, что сам покупал. Стыдно.
   - Да , - говорю. – Ушла в декрет.
    - Ничего, - успокаивают они, - подберем вам что-нибудь. Через три года она уже и не вспомнит, что купила. Так что вы ей спокойно передадите все назад.
   И навалили мне в ящик каких-то приборов. И даже завернули в вощенную бумагу. Якобы в фабричной упаковке.
   И осталось от моего первого «отката» совсем пшик. На них я купил себе банку кофе и бутылку коньяка с печеньем. Эту бутылку мы с бухгалтершей через пару дней и выпили в моем павильоне по результатам успешной инвентаризации.