Классовая борьба в бесклассовом обществе

Зуев Андрей Яковлевич
       Классовый антагонизм в социальном бытии при капитализме – объективное противоречие. Сущность объективного противоречия проявляется  в таком бытии противоречием между трудом и капиталом, но это, так сказать, общая формула, или форма. В действительности, в бытии, мы имеем множество других вариантов (форм) являющегося объективного противоречия, которое создаёт социальное напряжение в обществе. Имущественное расслоение людей, обусловленное отношением к материальным средствам производства, конечно, можно ликвидировать их обобществлением и уничтожением классов.  Однако, то же имущественное разделение людей,  их фактическое благосостояние при социализме,  различает их как более  или менее имущих. Это зависит не только от наличия классов, но и множества других субъективных и объективных условий и факторов.

       Объективное противоречие взаимодействия между людьми в процессе производства, доведённое до классового антагонизма при капитализме, сохраняется при социализме, выражаясь в имущественном различии  отдельных людей и социальных групп. Таким образом, недостаточно того, чтобы уничтожить классы и на этом основании прекратить классовую борьбу. Необходимы постоянные дополнительные усилия, разрешающие объективное противоречие, связанное с конфликтом внеклассовых имущественных, и не только имущественных, интересов.

        В социализме антагонистических классов уже нет, но есть  социальные группы и отдельные лица со своим, в том числе, имущественным интересом. У них сохраняется интерес  и к частной собственности на средства производства. Оказывается ещё, что не всякую собственность на средства производства можно отделить от частнособственнического интереса. Современная наука, более совершенная организация производства, становятся непосредственной производительной силой общества. Этот момент неразрывно связан с индивидуальным сознанием. Знание – не просто сила, а производительная сила общества.  В голове каждого человека его знания и его профессиональные навыки являются всегда частной собственностью на  эти средства производства.   

       Объективное противоречие в развивающемся обществе, то есть в бытии, присутствует всегда и требует вечных усилий для его разрешения. Нет при социализме классового антагонизма, поскольку нет антагонистических классов и соответствующих им отношений, но есть объективное противоречие между социальными объектами (группами), Отсутствие должного внимания к объективному противоречию, излишнее благодушие и самоуверенность, лишают людей и всё общество стимула к преодолению трудной и противоречивой действительности. Само собой разумеется, что, при таких обстоятельствах, когда нет ясно видимого врага и понимания того, откуда исходит опасность, в правящих кругах и всём обществе возникает социальная апатия и паралич воли.

       Производственные отношения и способ производства регрессируют до более простых, более примитивных и, потому, более устойчивых, в указанных обстоятельствах, форм. Следовательно, при социализме классовая борьба есть, и её нет, в том смысле, что её может не быть. Высокое качество жизни, более совершенная и, значит, более сложная организация социума требует значительных усилий, обеспечивающих устойчивость достигнутого уровня общественного прогресса. Прекращение классовой борьбы при социализме закономерно приводит к контрреволюции.

       Можно сказать, что классы присутствуют в любом обществе даже тогда, когда их нет. Противоположности в становлении бытия не исчезают и не уничтожаются, а разрешаются их снятием, то есть отрицанием с удержанием. Самые актуальные противоречия общественного развития, разрешаясь, отодвигаются на второй план,  и теряют свою чрезвычайную значимость. Разрешённые противоречия остаются таковыми до тех пор, пока общество создаёт для этого необходимые условия. Полёт самолёта с выключенными двигателями неминуемо закончится катастрофой. Мне думается, что И.В. Сталин именно это имел в виду, когда говорил об усилении классовой борьбы по мере движения к коммунизму.

       Рабства и феодализма в современном мире в качестве формы общественно-экономической формации нигде уже нет. Значит, нет классовой борьбы рабов с рабовладельцами. Однако мы знаем немало примеров насилия над отдельной личностью, которое по результату ничем не отличается от рабства при рабовладении. Общество должно постоянно избавляться от такой мерзости. Классовой борьбы рабов с рабовладельцами давно нет, а борьба с рабством всё равно есть. Противников такой борьбы среди разумных людей, я думаю, никогда не может быть. То же можно сказать о капитализме. В социализме классов нет, а классовая борьба с капитализмом есть.

       Государство – это инструмент разрешения объективного общественного противоречия в его конкретной форме. Человечество никогда не знало более совершенного и эффективного инструмента борьбы с антагонистическим противоречием, чем социалистическое государство. Конкретной, но не единственной, формой объективного общественного противоречия является классовая борьба в условиях противостояния антагонистических классов. Таких классов на определённом этапе исторического развития общества может уже не быть, однако, это не означает того, что эти классы не смогут никогда появиться вновь.

        Истина – феномен познания конкретный и объективный. По этой причине истина остаётся истиной на все времена. Такой истиной является учение о классовой борьбе. Оно остаётся актуальным даже в отсутствие конкретных условий и предпосылок существования противостоящих классов. Объективное противоречие никогда не уничтожается, оно приобретает разрешённую форму, на какое-то время, утрачивая свою актуальность, отодвигается на второй план. Уже разрешённое объективное противоречие предполагает необходимость дополнительных усилий со стороны общества, которые способствуют удержанию конкретного объективного противоречия в его разрешённой и потерявшей свою актуальность форме. Такие дополнительные усилия - есть классовая борьба в конкретной её форме, соответствующей условиям и ступеням послеклассового общественного развития.

       Всё то, что в своём развитии пережило человечество, весь негативный опыт его развития, который отрицается современным человечеством, никуда не исчез, он проявляется в современном мире. Отрицание тяжёлого прошлого – не одномоментный акт, удачно разрешающий классовое противоречие на вечные времена. Такое отрицание находится вне времени, поскольку оно  непрерывно и бесконечно. Антагонизма классов в государственном устройстве в их отсутствие при социализме не может быть, но классовая борьба в снятой форме противоречия различных интересов  социальных групп и отдельных гражданских лиц будет проявляться всегда. Объективное противоречие, включающее в себя в разрешённой форме противоречие классовой борьбы, будет присутствовать на всех последующих этапах дальнейшего развития общества.

       Классовая борьба проявляется в воспитании, в идеологии, в общественных науках и институтах общества, в борьбе, которая навязана государству и человеку внешними силами. Классы могут быть уничтожены в одной стране, которая находится в окружении капиталистических стран и испытывает с их стороны экономическое, политическое, идеологическое и военное давление. Классовая борьба переживает классы.

       Таким образом, неизбежная реальность бесконечной борьбы интересов в общественной жизни обусловлена объективным противоречием. Сам по себе, интерес, в его абстрактной форме – понятие отвлечённое. Нас же интересует интерес конкретный, к примеру, интерес к средствам производства в частной собственности. Он обусловлен двумя моментами: имущественным интересом и возможностью свободной творческой самореализации. Наверное, никто не станет возражать против благосостояния, связанного с имущественным интересом и всесторонним развитием личности путём свободной творческой самореализации.

       Однако же никак нельзя забывать об объективном противоречии, которое пронизывает всю нашу жизнь. Во всяком интересе есть момент преимущества для социального бытия и момент ущерба для него. Моменты становления в интересе присутствуют всегда. Частный интерес к частной собственности на  средства производства  порождается, между прочим, возможностью получения капитала, который в соответствии с законом самовозрастающей стоимости далее развивается относительно независимо от индивидуального и общественного интереса. Такие деньги (капитал) порабощают человека и развращают общество, вступая в антагонистическое противоречие с самой человеческой жизнью. Частная собственность на средства производства порождает иллюзию полной индивидуальной свободы.

       Обобществляя средства производства, мы, к сожалению, не можем уничтожить частный интерес к средствам производства. Это обстоятельство тоже создаёт напряжение в обществе и сопротивление некоторой части населения. Используя репрессивные возможности государственной власти можно и нужно, конечно, подавлять подобные негативные тенденции. Однако надо иметь в виду, что делать это придётся постоянно. Если мелкобуржуазная, либеральная идея овладеет сознанием большого количества людей, она может стать опасной и разрушительной материальной силой.

       Надо создавать условия для разрешения такого противоречия, ориентируя личный интерес на результат в его общественно-значимой форме. Государственная власть должна проявлять гибкость в классовой борьбе, используя диалектический компромисс. Она должна проявлять внимание к личному интересу каждого гражданина, находить с ним любой приемлемый для общества компромисс без единого компромисса с революционной теорией общественного развития.