Советы и отмирание социалистической демократии

Зуев Андрей Яковлевич
Советы и отмирание социалистической демократии

       К размещению на сайте КПРФ ПЕРМЬ материал подготовлен слушателем Красного университета второго отделения Фонда Рабочей Академии (СПб) членом Пермского краевого комитета политической партии КПРФ, членом местного отделения КПРФ Ленинского района г. Перми Зуевым Андреем Яковлевичем, врачом - социальным психотерапевтом 08.02.201 года. Пос. Сылва, Пермский край. 

Красный университет. 1-е отд. 1.04.2015. Лекция: "Советы и отмирание социалистической демократии". Герасимов Иван Михайлович, кандидат технических наук

       Нельзя сказать, что тема сегодняшней лекции сформулирована неправильно, но отмирание демократии, да ещё социалистической, это так как-то неприемлемо для нашего уха звучит. Это созвучно буржуазной пропаганде, которая с момента возникновения первых советов и до сих пор, противопоставляет советы как узурпаторские органы демократическим структурам буржуазной власти. Чтобы разобраться в этом, нужно начать с того, что собой представляет государство. Государство – сложная конструкция. Оно занимается социальными делами, оно пенсии выплачивает. Даже появился термин «социальное государство».

       Чтобы разобраться в устройстве современного государства, нужно обратить внимание на государство, которое возникло изначально. Как государство зарождалось? До государства было общественное самоуправление. Классический пример такого самоуправления -  самоорганизация американских индейцев. В России у некоторых народов Кавказа оно сохранилось до начала 20-го века. Общественное самоуправление – это неформальная, но действенная и эффективная власть  вождя и старейшин, людей, пользующихся авторитетом в обществе.

       Насилие к отдельным личностям в таких обществах применяется редко и несправедливости в подобных обществах мало. По мере развития производительных сил общества у людей, производящих продукцию, появилась возможность удовлетворять и свои потребности, и потребности других людей. Это обстоятельство привело к тому, что первобытный коммунизм потерял свою актуальность. Появилось рабство. Возникли особые отряды вооружённых сил. Государство, поэтому, является машиной подавления и насилия со стороны правящего класса.

       Всё остальное в государстве (почта, железные дороги, здравоохранение, пенсионная система) появилось значительно позже. Существовали государства и без социальных надстроек, но государств без вооружённых отрядов и армий не было никогда. Причерноморские районы России миновали стадию рабовладения, хотя по всему черноморскому побережью рабовладение было представлено очень широко. Хотя рабский труд и использовался, но это не было определяющим. Князья и их дружины, с одной стороны, защищали крестьян от набегов, с другой стороны, взимали с крестьян десятину. Её нужно было платить обязательно. К неплательщикам применялось насилие.

       На Руси в целом не было рабовладельческой формации, хотя рабы и были в незначительном количестве. Рабовладельческий способ производства не был определяющим. Античный мир – Египет, древняя Греция и Рим – имел рабство. Была ли для этого периода характерна демократия? – Была. Очень развитая демократия была. В рабовладельческом обществе рабы были «говорящими орудиями труда» - так говорил Энгельс. Однако вернее было бы их назвать говорящим рабочим скотом. Они не могли участвовать в демократических процедурах рабовладельческих государств, не смотря на то, что составляли большинство.

       Афинская демократия, которая хорошо изучается в американских университетах,  распространялась только на 10% процентов граждан, допущенных к власти и проживающих на её территории. Эксплуатируемый класс не был допущен к демократии. Такая демократия была устроена очень честно. Такого обмана, который мы сейчас наблюдаем в буржуазных обществах, тогда не было. В целом, в самом стане эксплуататоров больших противоречий в то время не отмечалось. Эта демократия с течением времени подверглась разложению. Почему? – Потому что с ростом производительных сил поручать решение важных задач производственных или сельскохозяйственных, промышленных или строительных «говорящим орудиям» (говорящему «рабочему скоту») было невозможно. В процессе совершенствования средств производства на раба уже нельзя было положиться. Так и закончилась рабовладельческая демократия.

       Следующий тип государства – феодальное государство – было самым честным государственным устройством. В силу своего происхождения крестьянин должен был работать и содержать помещика. В этой социально-экономической формации крестьяне уже не были рабами и говорящим скотом. Какова была организация производственной деятельности в эпоху феодализма? – Царь, король жаловал своих вассалов (бояр, дворян, помещиков) земельными наделами. Земля, строго говоря, не была частной собственностью. Помещики в своём поместье (имении) организовывали труд крестьян, отправляли рекрутов на войну с готовым вооружением и конём. Крестьяне отрабатывали на барщине определённое количество дней. Это не было рабством, а государственная повинность. Помещик, конечно, и сам кормился за счёт крестьян.

       Такое устройство государственной машины для того периода развития общества было вполне разумным. Что прогрессивнее, рабовладение или первобытный коммунизм? – Разумеется, рабовладение, а в наше время, конечно, капитализм. Если бы не было рабов, то не было бы свободного времени для творчества философов и развития других наук, которые способствовали общественному прогрессу. Однако же, большинство  помещиков вели паразитический образ жизни, пьянствовали и разлагались.  Феодализм дал значительный толчок   развитию производительных сил. Крестьяне, отрабатывая барщину, самоорганизовывались, выбирали своих старост и бригадиров.

       Принципы самоорганизации крестьянских общин появились задолго до феодального общества, с времён первобытно-коммунистических. Один путешественник писал, что в царской России, при деспотии,  процветают более 100 тысяч демократических республик, имея в виду деревни, где крестьяне избирали старост. Развивающееся рыночное хозяйство, необходимость дальнейшего развития производительных сил потребовали нового социально-экономического устройства общества, при котором свободный работник мог бы свободно продавать свою рабочую силу. Патриархальное крестьянское хозяйство всё более разрушалось товарными отношениями.

       Товарными социально-экономическими формациями являются: рабовладельческая, феодальная, капиталистическая. Развитие товарного производства и товарных отношений неминуемо подводит к тому рубежу, когда товаром становится рабочая сила.  Продажа крестьянина или раба не является продажей рабочей силы. Мы каждый день выходим на работу и работодатель овладевает нашей рабочей силой. Такая рабочая сила, ставшая товаром, продаётся на рынке добровольно и свободно. Капиталист, купивший рабочую силу, может сделать с ней всё что угодно, но в рамках договора, определяющего обязанности.

       Рабочую силу можно сравнить с заряжающимся-разряжающимся аккумулятором. Чтобы хорошо зарядиться, нужны выходные дни и отдых в отпуске. Многие люди работают сразу на нескольких работах, поскольку на одну зарплату в нашем государстве семью не прокормить. Нормальной зарплатой в России в нынешних условиях можно считать такую, которая составляет 150-200 тысяч рублей в месяц.

       Разложение феодализма рыночными отношениями мастерски описано Марксом и Энгельсом в коммунистическом манифесте, Уже до отмены крепостного права в России крепостными оставались только 36% от всего количества населения. Среди крестьян к тому времени было много свободных людей, которые уплачивали оброк. Они где-то зарабатывали деньги и платили оброк (налог) своему помещику. В Петербурге работали заводы (Путиловский, Обуховский), другие крупные машиностроительные предприятия, и работали на них наёмные работники. На Путиловском заводе рабочие работали по артельному принципу. Так в наше время работают гастарбайтеры. В 1861-ом году было отменено крепостное право.

       В России началась новая общественно-экономическая формация – капитализм. Крепостное право отменили. Формально люди стали свободными. Однако крестьяне живут на земле, а землю им не дали. Крестьяне по-прежнему зависели от помещика. По этой причине до октября 1917 года в России была не чисто капиталистическая экономика, а капиталистическая экономика с большими пережитками феодальных отношений. Эксплуатация труда в деревне формировалась не на основе рыночных отношений и свободной продажи рабочей силы, а на других основаниях. В целом же общество стало буржуазным.

       Феодальному обществу наиболее соответствует монархия, которая в наше время невозможна. Поэтому у современных монархистов ничего получиться не может. Феодализм стремительно разлагался и терял поддержку во всех слоях общества. Большевики находились в центре быстро развивающихся событий. Перспективу пролетарской революции и диктатуры пролетариата видели не все большевики. Была определённая недооценка Советов как руководящих органов пролетариата. Не было полного понимания среди   большевиков необходимости диктатуры пролетариата и её несовместимости с буржуазной диктатурой.

       До февраля 1917 года большевики выступали с буржуазно-демократическими лозунгами. К примеру, «Вся власть учредительному собранию», «Долой самодержавие», «Свободу собраний», «Свободу печати», «Восьмичасовой рабочий день» и т.д. Царизм так всех достал, что арестовывать царя явился Корнилов. Великий князь Кирилл (начальник личной охраны государя) с красным бантом и под красным знаменем прибыл на присягу временному правительству. Всё высшее духовенство, само собой, с красными бантами и тоже под красными знамёнами. Английские родственники от царя отказались. Царизм перезрел настолько, что рухнул, хотя и подготовки к восстанию никакой и не было.

       Установилась в России буржуазная демократия. Она поначалу была очень привлекательной. Мнимая идиллия периода ранней демократии в России была разрушена В.И. Лениным, который подготовил «апрельские тезисы». В них Ленин говорил о необходимости перерастания буржуазной революции в социалистическую. Ленин понимал, что российская буржуазия – слабая и трусливая – не сможет наладить производство в стране, наладить военную промышленность. Альтернативой советской власти было полное разрушение российской государственности, уничтожение страны.

       До социализма в России было ещё очень далеко. В начале 1917-го года происходило бурное становление советов с опорой на фабрично-заводские комитеты.  Делегаты этих комитетов входили в Советы. В июле 1917-го года, когда Советы собрались на своё первый съезд, то стало ясно, что Советы эти эсеро-меньшивистские, и никаких социалистических преобразований эти Советы не хотят. Ленин неоднократно писал о том, что Советы это новая форма борьбы, что это наилучшее изобретение русского рабочего класса, что это организационная форма диктатуры пролетариата. Он отмечал всемирно-историческое значение возникновения Советов в России.

       В Советах у женщин было равное избирательное право с мужчинами. На Западе были широко распространены имущественные и образовательные цензы, цензы осёдлости, которые ставили перед собой задачу отсечения тех граждан, которые не должны были принимать участи в голосовании. Советы были демократичнее. Но, всё-таки, главное в Советах заключалось не в этом. Советы возникли как органы активной и действительной стачечной борьбы. Это обстоятельство самое важное, поскольку мы говорим о зарождении органов государственной власти. Государственная же власть всегда опирается на насилие. Государство – Это машина подавления и насилия со стороны правящего класса.

       Только лишь органы стачечной борьбы, в которых автоматически решается вопрос создания народной дружины, объединившись по территории на уровне области,  могут создать дееспособные органы государственной власти, в перспективе, с отрядами вооружённых людей, реально способных обеспечить порядок.  Так, к примеру, было в г. Иванове. Вначале начались забастовки на отдельных предприятиях, велись переговоры с работодателями. Качественный скачок произошёл тогда, когда представители стачкомов вошли в городской Совет и добились того, чтобы переговоры велись всех со всеми, а не каждого работодателя со своими работниками. Городской Совет должен был вести переговоры с объединением работодателей.

       В ту пору оружие можно было приобрести достаточно просто. Этот Совет стал органом городской власти и мог решать экономические и хозяйственные задачи города. Решением Совета была прекращена торговля спиртным. Вот таких Советов в России было несколько десятков в год первой русской революции.  В год второй русской революции таких Советов было уже сотни. Однако вначале они были эсеро-меньшивистскими. Это значило, что в самых важных вопросах по миру, по передаче земли крестьянам, по установлению рабочего контроля на заводах и фабриках с их возможной национализацией, такие Советы не занимали решительной и активной позиции.

       Более того, эсеры и меньшевики развернули прямой  антибольшевистский и антикоммунистический террор.  Корниловский мятеж способствовал повсеместной большевизации советов. Меньшевики и эсеры, главные буржуазные партии, показали свою неспособность управлять государством. Всем стала видна опасность катастрофы экономики и государства. Ленин написал в это время работу «Грозящая катастрофа и как с ней бороться». Влияние большевиков в Советах резко возросло.

       Вооружённое восстание в Петрограде сразу же передало власть Съезду Советов, который включал в себя депутатов со всей России. Революция октября 1917 года была самой демократичной из всех ранее известных нам революций. До сих пор не найдено никаких свидетельств о жертвах октябрьской революции. Их просто не было. Октябрьская революция была первой и единственной бескровной революцией в истории человечества. Так установилась власть Советов. Власть Советов была устроена сложно. Советы были многоступенчатыми. Были местные, городские, губернские Советы.

       Наряду с депутатами от заводов и фабрик выбирались депутаты от органов ВЧК и ГПУ, от коммунистической партии и комсомола. В то время это было очень прогрессивным общественным явлением, колоссальным прорывом вперёд.  Никогда в истории человечества не было более демократического государства с точки зрения демократии для большинства трудового народа как в Советском Союзе с 1917-го по 1936 год. После 1936 года система выборов перестала отличаться от системы выборов в любой буржуазной стране. Отзыв депутатов теоретически имел место, но практически это было сделать сложно. Такая возможность возникала только тогда, когда за разложенца бралась партия и соответствующие органы. Сами трудящиеся организовать отзыв депутата практически не могли. Советы оказались лишёнными своей сущности. Диктатура пролетариата начала разлагаться вплоть до полного разрушения советской власти.