Похоронила мужа дважды

Надежда Суркова
Эту историю мне поведала женщина, с которой я познакомилась в поезде. Первое, что бросилось мне в глаза, когда она вошла в наше купе – черный шарфик, повязанный на ее голове. На вид женщине было около пятидесяти лет. Темные круги под глазами, черный шарфик, печальный взгляд – все говорило о том, что эта женщина перенесла большое горе.

Женщина заняла свободное место, разложила свои вещи и молча стала смотреть в окно. Так продолжалось часа два. Я читала книгу, а она о чем-то думала, изредка глубоко вздыхая, покачивала головой. За чаем мы познакомились. Потекла неторопливая беседа.

– Никогда не думала, что такое  может в жизни со мной произойти, – неожиданно произнесла она, глядя в окно каким-то отрешенным взглядом. – Знаете, Надя, а ведь мне пришлось похоронить  мужа второй раз… Я до сих пор не могу себя простить за то, что не сдержала своего слова!

И она стала рассказывать:

– С Алешей мы дружили еще со школьной скамьи. Потом наша дружба переросла в любовь, когда я после окончания института стала работать в его летной части экономистом. Поженились. Родился сын. Жили мы хорошо. В сорок пять лет Алеша пошел на заслуженный отдых. Как говорится – жить бы да радоваться. Сын наш женился. Мы остались вдвоем. Да стряслась беда – заболел Алеша. Никогда не думала, что в сорок пять лет стану вдовой, – горько вздохнув, она произнесла, – не сдержала я слова… не сдержала!.. Мужа полгода нет, а меня все мучают кошмары… Веселый был мой Алешка. Любил пошутить. Даже в последние дни, когда ему было очень плохо, не жаловался. Чуть отпустит боль, все надо мной подтрунивает. Я часами сидела возле него. Не верила, что больше его не увижу…

Как-то собираюсь в магазин за хлебом, а он мне:

– Не уходи, побудь со мной. Бог с ним, с хлебом! – и такая тоска в его глазах.
Я ничего не ответила, только разделась, прошла и села возле него. Жду, что он скажет. Чувствую, что-то хочет сказать , да не решается.

– Покурить бы… а, Лидок? От одного раза ведь ничего не будет. Мы же с тобой не маленькие дети – прекрасно понимаем, что мне долго не протянуть.

– Ты мне это и хотел сказать? – нарочно громко сказала я, а сама боюсь в глаза ему смотреть. – Как у тебя только язык поворачивается такое говорить? Ты еще поправишься и до ста лет проживешь!

Закурив и сделав несколько глубоких затяжек, он произнес:

– У меня к тебе есть одна просьба…

Я насторожилась.

– Когда я буду лежать… ну, сама понимаешь… где,  не кладите мне на груди руку на руку, а положите как военному – по швам.

Чувствую, что слезы у меня вот-вот брызнут из глаз, встала и ушла в другую комнату. Так мне плохо стало от его слов. Немного погодя, подошла к нему и говорю:

– Прошу тебя, не шути так больше!

– А я и не собирался шутить, вполне серьезно прошу тебя выполнить мою просьбу.

– Да какая разница – поперек, по швам, – пробормотала я, сама не понимая, что говорю.

– Как – какая  разница?! – взорвался он. – Я же военный!!! Вот ты, – говорит, – когда будешь возле моего гроба стоять, если не выполнишь просьбу, я тебе как дам рукой по лицу, ты от страха и упадешь на меня – сразу вспомнишь про наказ! – сказав эти слова, он громко рассмеялся. Мне стало жутко от его  неестественного смеха.
 
Через несколько дней Алеши не стало. Понаехали родственники. Я сама выросла в детском доме и, кроме сестры, у меня никого не было. От горя совсем забыла его просьбу. А потом язык не повернулся, чтобы сказать. Так и похоронили Алешу, не выполнив его наказ.

Прошло полгода. Пишет мне сын из Иркутска, чтобы я переехала к ним жить, внука нянчить. Погоревала я, погоревала, да жить как-то надо. Думаю, действительно Алешу не вернешь, а молодым помогать нужно и решила уехать жить к сыну. Стала собираться в дорогу.

Однажды, когда я упаковывала вещи в коробки, в дверь кто-то позвонил. Я открыла дверь. Никого нет. Удивилась и снова принялась за работу. В дверь снова позвонили. Все повторилось, как в первый раз. Подумала, что мальчишки балуются, притаились и ждут, когда я закрою дверь. Села на диван и жду, что дальше будет. Вещи складывала с самого утра, все на ногах и на ногах, так устала, что не заметно и задремала. Вижу сон:

Идет мой Алеша такой молодой, красивый, в военной форме, а я стою грязная, в каких-то жалких лохмотьях. Подошел он ко мне и давай меня бить по лицу, да так больно. Он меня при жизни ни разу ведь даже и пальцем не тронул.
 
– Не бей меня, – кричу, – мне же больно!

А он:

– А мне, думаешь, не больно, не больно?!

Очнулась я, вся в слезах, щеки горят, такое чувство, что по ним действительно долго били. На следующий день сходила в церковь, потом на кладбище. Долго просила у Алеши прощения. Только не простил он меня. Стал часто сниться. Думала, с ума сойду. Когда переехала жить к сыну, и вовсе почти каждую ночь  стал приходить и бить меня во сне. Один и тот же сон повторялся.

Не выдержала я таких мук и решила поехать обратно. Крепкие нервы нужно иметь, чтобы испытать то, что мне пришлось испытать. Выполнила просьбу мужа, пусть и не сразу, но как будто камень с души свалился. Вот, теперь со спокойной совестью еду к сыну и внуку. А внучок – вылитый дедушка! Поди-ка заждались они меня там…


   " У дороги"
акварель(моя работа)