Рассказы современников апостола Иоанна о Апокалипс

Глава из книги Сергея Шестака "Символ веры, история догматов Христианской церкви".




Рассказы современников апостола Иоанна о «Апокалипсисе».



Тема статьи.
Нет ни одного современника апостола Иоанна, который мог бы подтвердить, что тот был на острове Патмос.


 

 

Авторы новозаветных книг умолчали о николаитах. О них якобы рассказали мужи апостольские (современники апостолов) – Варнава, Климент Римский, Дионисий Ареопагит, Игнатий Богоносец, Поликарп Смирнский, Папий Иерапольский.

Варнава – апостол из числа семидесяти учеников[1].

Варнава и Иоанн Богослов сообщили об одежде Иисуса. Иудеи увидят Иисуса в день суда «в длинной  червлёной одежде вокруг тела» («Послание Варнавы», 7). Иоанн Богослов увидел Иисуса в подире – длинной одежде иудейских первосвященников и царей (Апок. 1: 13).

Почему Варнава сообщил, что Иисус будет в длинной одежде? Потому что он «мог находиться под впечатлением Апокалипсиса» (Мецгер). Наоборот: автор «Апокалипсиса» Златоуст находился под впечатлением от книги «Послание Варнавы»!

По мнению большинства патрологов, апостол Варнава не является автором «Послания Варнавы». «Вероятнее всего, оно было написано около 130 года в Александрии и пользовалось большим уважением среди ранних египетских христиан»[2].

Афанаситы объявили апостола Варнаву автором чужого сочинения.   

Римский папа Климент (92-101), апостол из числа семидесяти учеников, сообщил о еретиках. Одни учат, «что много богов, другие, что три бога; иные же бесстыдно любодействуют, – таковы нынешние лжеимённые николаиты» («Апостольские постановления», 6: 8).  И это – всё. Сообщение скупое, – через запятую. Он рассказал о врагах Христа одним предложением. Общее количество страниц «Постановлений» – 237. А мог рассказать больше, полновеснее: николаиты были его современниками.

Полный русский перевод книги «Апостольские постановления» «был опубликован в Казани в 1864 г. и до настоящего времени не переиздавался»[3].  Переиздали в 2006 году в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре: «Настоящая книга воспроизводит издание 1864 года с незначительными исправлениями».

Пример «незначительных исправлений».

Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год: одни учат, «что много богов, другие, что три бога; ...иные же бесстыдно любодействуют, – таковы нынешние лжеимённые николаиты»[4]. Казань, 1864 год: одни учат, «что много богов, другие, что три бога; ...иные же бесстыдно любодействуют».

В казанском издании нет информации о николаитах[5].

«Существует пятнадцать независимых друг от друга рукописей Апостольских постановлений»[6]. Издательский Совет Свято-Троицкой Сергиевой Лавры не сообщил о том, какую они опубликовали рукопись. Возможно, новую, – шестнадцатую.

Римский папа Климент не является автором книги «Апостольские постановления». Эту книгу написали в IV веке – в Антиохии.

Афанаситы объявили Климента Римского автором чужого сочинения.   

Рассказ Игнатия Богоносца (ум. 110) об «Апокалипсисе». «Игнатий Богоносец не говорит ничего ; происхождении Апокалипсиса, но он знает уже его» (Протоиерей Н. Орлов).

Игнатий знал об «Апокалипсисе», но не сказал[7].

Первый епископ Афин Дионисий Ареопагит (ум. 96) написал письмо апостолу Иоанну, находившемуся на острове Патмос.

«Приветствую тебя!.. Верь моему, посланному от Бога, предсказанию, что ты будешь освобождён от патмосского заключения, возвратишься в Азию»[8].

Дионисий Ареопагит не является автором этой книги.

Евсевий Кесарийский и Иероним не сообщили о том, что Дионисий Ареопагит был писателем. Если бы он написал эту книгу, они обязательно сообщили бы. Евсевий и Иероним рассказали обо всех известных церковных писателях.

 «В течение всего Средневековья трактаты Дионисия Ареопагита признавались подлинными... Однако начиная с эпохи Возрождения сомнения в подлинности "ареопагитик" высказываются все чаще: на Востоке Георгий Трапезундский (XIV в.) и Феодор Газский (XV в.), а на Западе Лоренцо Балла (XV в.) и Эразм Роттердамский (XVI в.) были первыми, кто усомнился в автентичности "Корпуса". К концу XIX в. мнение о псевдоэпиграфическом характере сочинений Дионисия Ареопагита почти полностью восторжествовало в научной критике»[9].

«Автор говорит о монашестве, возникшем лишь в IV в... Автор говорит о пении на литургии Символа веры. Обычай этот введён впервые в 476 г. монофизитами в Антиохии и потом был усвоен православными... Из приведённых оснований ясно, что, во-первых, автор Ареопагитик желал выдать себя за Дионисия Ареопагита и, во-вторых, сочинения эти не могли принадлежать ученику апостола Павла. Следовательно, они суть сочинения подложные» (И. В. Попов[10]).

Псевдо-Дионисий Ареопагит, «по-видимому, хотел произвести впечатление человека апостольской эпохи... Притязание на авторитет древности совершенно очевидно, и возникает вопрос о преднамеренном "подлоге"» (Г. В. Флоровский[11]).

Датировка "Апокалипсиса" I веком – краеугольный камень идеологии афанаситов. Научная критика книги Псевдо-Дионисия Ареопагита выбивает этот камень из-под их ног. Афанаситы не могут указать на современника, жившего во времена апостола Иоанна, который подтвердил бы, что апостол Иоанн был на острове Патмос.

Афанаситы обиделись на И. В. Попова и Г. В. Флоровского.

Книги И. В. Попова и Г. В. Флоровского не являются «безобидным научным изыскательством, но есть посягательство на само понятие православного богословия, главным смыслом которого является точнейшая передача Священного Предания»[12].

Научная критика книги Псевдо-Дионисия Ареопагита снимает мишуру святости с афанаситов и показывает их настоящую сущность: мифотворчество, нетерпимость к чужому мнению, уничтожение книг, репрессии оппонентов.

И. В. Попов и Г. В. Флоровский заимствовали свои доказательства «из мутных источников еретической теологии... Современный "богослов" считает для себя унизительным подчинить свой слабый ум соборному разуму Церкви. Для него важнее, что подумают о нём западные коллеги, нежели что скажет о нём Христос Судья».

Автор, критикующий И. В. Попова и Г. В. Флоровского, подменил понятия. Он объявил произвол и террор афанаситов «соборным разумом Церкви», а свою неприязнь к учёным И. В. Попову и Г. В. Флоровскому – неприязнью «Иисуса Христа Судьи».

Афанаситы объявили первого епископа Афин Дионисия Ареопагита автором чужого сочинения.

Редактор книги Иринея Лионского, неоднократно цитировавший «Апокалипсис», объявил Поликарпа Смирнского (р. 83) учеником апостола Иоанна (ум. 44). Поэтому Поликарп якобы тоже знал об «Апокалипсисе».

Поликарп «является главным свидетелем апостольского предания для своего ученика Иринея, а чрез последнего и для всей Церкви... Ириней является устами Поликарпа» (Орлов).

Редактор книги Иринея сочинил небылицу. Апостол Иоанн и епископ Смирны Поликарп не знали друг друга: иудеи убили Иоанна в 44 году, Поликарп родился в 83.

Епископ Кесарии Каппадокийской Андрей (VI-VII вв.) сообщил, что Папий Иерапольский (ум. 165) знал об «Апокалипсисе».

«Епископ Андрей Кесарийский во введении к своему толкованию на Апокалипсис относит Папия к поручителям за его достоинство. Свидетельство учёного комментатора имеет тем большую цену, что он, конечно, читал сам сочинение Папия. В другом месте своего толкования Андрей цитирует Папия буквально» (Орлов).

Папий рассказал об «Апокалипсисе». И Андрей буквально процитировал его слова. У него не было причины лгать. Андрей – человек кристальной честности.

Хотелось бы знать, куда подевалась книга Папия, в которой он якобы рассказал об «Апокалипсисе»? Почему надо верить Андрею? Почему нельзя убедиться самому? Хочется прочитать самому. Почему афанаситы не сохранили книгу Папия? Полное собрание сочинений Григория Богослова (330-390) – две неприподъёмные книги общим объёмом 1839 страниц. Полное собрание сочинений Василия Великого (330-379) – две неприподъёмные книги общим объёмом 2054 страниц. Афанаситы умели хранить книги. Они намеренно уничтожили книгу Папия: им было что скрывать.

У Андрея якобы не было причины лгать. И в тоже время афанаситы объявили авторами своих книг апостола Варнаву, Климента Римского, Дионисия Ареопагита.

 

[1] «Избрал Господь и других семьдесят учеников» (Лук. 10: 1).

[2] Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.

[3] «Апостольские постановления». Православная энциклопедия.

[4] Книга 6 «О расколах», глава 8. С. 138.

[5] Казанское издание есть в Интернет-библиотеках: «Библиотека Якова Кротова» (http://www. krotov.info/)  и «My studies» (http://mystudies.narod.ru/).

[6] «Апостольские постановления». Православная энциклопедия.

[7] «Апокалипсис святого Иоанна Богослова». Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов под редакцией А. П. Лопухина.

Орлов, доказывая, что Игнатий читал «Апокалипсис», предложил сравнить 15 главу послания Игнатия к Ефсеянам с 21 главой «Апокалипсиса». Никакие тайны не скрыты от Бога. Поэтому нужно жить так, как если бы «Он Сам был в нас, чтоб мы были Его храмами, а Он был в нас Богом нашим» (Игнатий, «Послание к Ефсеянам», 15). Настанет время, когда Бог будет обитать с людьми; «они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Апок. 21: 3). По мнению Орлова, Игнатий сослался на «Апокалипсис». По моему мнению, Игнатиий и автор «Апокалипсиса» сослались на пророка Иеремию: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет... и буду им Богом, а они будут Моим народом» (31: 31-34).

[8] «Корпус ареопагитикум», глава «Письма к разным лицам», письмо № 10.

[9] «Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Послания», перевод Г. М. Прохорова, ред. перевода иер. Григорий (В. М.) Лурье, СПб., Алетейя, 2001 г.

[10] «Дионисий Ареопагит». Попов И. В. «Труды по патрологии. Святые отцы II-IV вв.». Том I. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия, 2004.

[11] «Византийские отцы V-VII веков. Corpus Аreораgiticum».

[12] «Св. Дионисий Ареопагит и лжеправославная богословская наука».


Рецензии