Иустин Философ

Глава из книги Сергея Шестака "Символ веры, история догматов Христианской церкви".




Иустин Философ

Тема статьи.
Согласно версии афанаситов, канонический «Апокалипсис» написан в конце I века: Иисус Христос ненавидит диакона Николая (николаитов), объявившего разврат не грехом. Автор книги – апостол Иоанн (или, как вариант, какой-нибудь другой прямой ученик Иисуса). Я сторонник версии Н. А. Морозова: канонический «Апокалипсис» написан в конце IV века. Иисус Христос ненавидит дела Николая Мирликийского (николаитов), ставшие предтечей инквизиции. Автор книги - Иоанн Златоуст. В этом случае, ссылка Иустина Философа (ум. 167) на «Апокалипсис» - это вставка позднего редактора.


 

 

                21

«Кто был Иоанн, автор Апокалипсиса? Первое указание исходит от Иустина Философа, который отождествил его с Иоанном Зеведеевым» (А. Мень[1]).

Иустин (Юстин) Философ родился около 100 года в самарийском городе Сихеме (современный Наблус) в греческой языческой семье. Знаток греческой философии (стоиков, перипатетиков, пифагорейцев, платоников), он решил стать христианином после общения с неким старцем, которого случайно встретил на берегу моря. Иустин не назвал имя старца. По мнению афанаситов, это был святой Поликарп Смирнский.

Преемственность афанаситов: Иисус Христос – апостол Иоанн – Поликарп Смирнский (ученик апостола Иоанна) – Иустин Философ и Ириней Лионский (ученики Поликарпа).

«Юстин Философ, умерший в 166 г. во "Второй Апологии" и в "Разговоре с Трифоном Иудеем" не раз упоминает Апокалипсис и даже свидетельствует, что его написал Иоанн, один из апостолов Христовых. Оба сочинения Юстина хорошо датируются: первое концом 40-х годов, второе началом 60-х годов II века н. э. Морозов, приведя одно место из сочинения Юстина, где говорится об Апокалипсисе, добавляет: "Это, насколько мне известно, единственная фраза, которой снабдил Юстина средневековый редактор (или даже составитель) его сочинения". Но даже самый тщательный филологический анализ текста Юстина не позволяет обнаружить позднейшей вставки. Здесь Морозов придумывает "Средневекового редактора", чтобы защитить свою концепцию» (Бронштэн).

Иустин Философ ссылался на «Апокалипсис» много раз в сочинениях «Вторая Апология» и «Разговор с Трифоном Иудеем». И даже самый тщательный филологический анализ текста не позволяет обнаружить позднейшей вставки (Бронштэн).

Согласно Мецгеру, во «Второй апологии» нет ни одной ссылки на «Апокалипсис». «Иустин» сослался на эту книгу один раз в сочинении «Диалог с Трифоном»[2].

Доказательством того, что «Иустин» ссылался на «Апокалипсис» только в сочинении «Диалог с Трифоном», является информация «Евсевия»: Иустин написал и «диалог против иудеев: это беседа, которую он вёл с Трифоном... и вспоминает Откровение Иоанна, утверждая, что оно принадлежит этому апостолу» (Ц. и. 4: 18, 6-8).

Редакторы знали свои вставки. Можно больше не искать: «Иустин» ссылался на «Апокалипсис» только в сочинении «Диалог с Трифоном».

Идеологи Римской церкви (V в.) включили «Апокалипсис» и «Второе послание Петра» в канон книг «Нового Завета». А для греков, богословов V века, независимых от Рима, эти книги были подложными.  Вот почему «Иустин» ссылался на «Апокалипсис» и «Второе послание Петра» («Диалог с Трифоном», 81). Афанаситы доказывали каноничность этих книг авторитетом Иустина. Они – не лгут: авторы этих книги – апостолы Иоанн и Пётр.

Трифон попросил Иустина рассказать о Боге. Иудей Трифон и христианин Иустин верят в одного и того же Бога. Бог Авраама, Исаака и Иакова – Бог христиан. Иисус Назорей – был Христом, Мессией, Царём, – тем самым человеком, которого Бог обещал послать к иудеям. Трифон возразил: «А как же Илия?» Ветхозаветный пророк Илия умер в IX в. до н. э. Он должен опять родиться и указать на Христа. «Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня» (Бог[3]). «А так как Илия ещё не приходил», Трифон не верит, что Иисус Назорей – это Христос, Мессия (49). Иустин указал на Иоанна Крестителя, который крестил Иисуса. «Он есть Илия, которому должно придти» (Иисус Христос[4]). То есть Иоанн Креститель – это Илия.

Для Иустина, знатока греческой философии (в том числе и учения Пифагора о переселении душ), Иоанн Креститель был реинкарнацией Илии. Кроме того, Иустин знал учение фарисеев о переселении душ. (Самым известным фарисеем был апостол Павел). А для редактора книги Иустина Иоанн Креститель и Илия – разные люди. Вестником Христа был некий Дух Божий, который жил сначала в Илие, а потом в Иоанне Крестителе. А настоящий Илия якобы придёт перед вторым пришествием Иисуса.

Иустин упомянул «Апокалипсис», как доказательство того, что христиан ожидает прекрасное будущее. Приведя подробное свидетельство пророка Исайи (65: 17-25), – Бог сотворит новое небо и новую землю, больше не будет страданий, напрасного труда, рождения детей на горе, – Иустин добавил через запятую: «У нас некто, именем Иоанн, один из апостолов Христа, в Откровении бывшем ему предсказал, что верующие в Христа будут жить в Иерусалиме тысячу лет» (81). И это – всё. Это предложение – единственная ссылка на «Апокалипсис».

Иголка в стоге сена, – сто сорок страниц и одно предложение. Так и нужно писать, чтобы непосвященный читатель не пропустил новую информацию, чтобы у него навсегда осталось в памяти, о чём «Апокалипсис» и кто его автор!

Афанаситы могли вставить цитату из «Апокалипсиса» в «Диалог» Иустина: они объявили Иустина автором своих сочинений, таких как – «Послание к Зене и Серену», «Изложение православной веры», «Вопросы христиан к язычникам и язычников христианам», «Опровержение некоторых аристотелевских мнений».

«Это более поздние сочинения (IV или, может быть, даже V века), составленные каким-либо благочестивым христианским писателем и надписанные именем святого Иустина для придания этим трудам большего авторитета. Это обнаруживается такими подробностями: упоминание о фактах или лицах гораздо более поздних, например, об Оригене (82-й вопрос православным) или манихейцах (вопрос 127-й), или Иринее (вопрос 126-й) или о падении язычества (вопрос 126-й). Кроме того, язык этих произведений не соответствует совсем эпохе святого Иустина; мы находим термины: ипостась, исхождение, единосущный, общий стиль свидетельствует о большей богословско-догматической зрелости, например времён арианства или несторианства» (Архимандрит Киприан[5]).

Некий христианин, житель V века, написал сочинение, в котором убедительно доказал, что Иисус – это Бог. И неожиданно для себя увековечил своё имя: современники, искушённые богословы, похвалили автора. Жизнь прожита не напрасно. Его книга войдёт в золотой фонд святоотеческой литературы. Имя автора впишут в энциклопедии! Художники нарисуют над его головой нимб, – как у апостола Петра.

Неблагодарные преемники автора нашумевшего бестселлера вычеркнули его имя из истории: приписали его сочинение Иустину. Вот почему «Иустин», житель V века, упомянул Оригена (185-254), который родился через двадцать лет после того, как Иустин (100-167) умер. Монах переписчик механически исполнил заказ партийных начальников: заменил имя автора на другое. Если бы он отнёсся к делу творчески, рукопись безвестного автора стала бы подлинным сочинением Иустина.

Афанаситы могли вставить цитату из «Апокалипсиса» в «Диалог» Иустина: они вставили в его «Первую апологию» указ императора Марка Аврелия.

Император Марк Аврелий (161-180) рассказал сенату о войне с германцами. Недостаток воды сделал войска римлян небоеспособными. Отеческие боги не помогли римлянам. Христиане помолились своем Богу, чтобы Он «утешил нас в жажде и голоде; ибо мы уже пятый день не пили воды» (Марк Аврелий[6]). И сразу пошёл дождь, который стал для римлян спасительной влагой, а для варваров – «градом огненным».

Иустин сообщил о войне, которая была в 174 году, а он умер в 167.  Болотов назвал свидетельство Иустина – «приложением к апологии»: некий редактор вставил указ Марка Аврелия в апологию Иустина.

Год смерти Иустина и причина смерти – загадка. Причина этой загадки, на мой взгляд, – желание афанаситов сделать всех известных христиан мучениками.

Тертуллиан объявил в своей книге «Апологетик» (5: 5) Нерона и Домициана, живших в I веке, единственными императорами, которые гнали христиан. И вдруг назвал Иустина мучеником в своей книге «Против валентиниан», (5)

Как я предполагаю, непоследовательность Тертуллиана – следствие редакторской правки. «Тертуллиан» назвал Иустина мучеником, не раскрыв подробностей, – через запятую: «Иустин философ и мученик». Короткая фраза через запятую – любимый приём фальсификаторов. Если бы соправители Марк Аврелий (161-180) и Луций Вер (161-169) действительно казнили Иустина, Тертуллиан никогда не сообщил бы, что императоры Нерон и Домициан были единственными гонителями христиан.

Философ Крескент (Кресцент), оппонент Иустина, назвал христиан «безбожниками и нечестивцами». Иустин сказал ему, что он не имеет права называться философом. Крескент не знает христианского учения («Вторая апология», 3).

По моему мнению, их конфликт закончился мирно. Идеологи Римской церкви завершили их конфликт мученической смертью Иустина.

Евсевий сообщил две разные даты гибели Иустина. Он «пролил кровь за Христа» в 152 году («Хроника»[7]). Он погиб в тоже время, когда и Поликарп (Ц. и. 4: 16). То есть Иустин погиб в 169 году.

Как я предполагаю, непоследовательность Евсевия – следствие редакторской правки. Если Иустин погиб в 152 году, значит, он не мог написать «Вторую апологию», в которой упоминается римский префект Юний Рустик (160-167). Возможно, Евсевий сообщил, что язычники хотели посадить Иустина в тюрьму. Но не  посадили. Редактор изменил слова Евсевия: Иустин «пролил кровь за Христа».

Если бы Тертуллиан и Евсевий изменили своё мнение о Иустине, они подробно рассказали об этом. Любой историк обоснует свою новую информацию. Если Нерон и Домициан были единственными гонителями христиан, тогда почему Иустин стал мучеником? Если он погиб в 152 году, тогда почему он погиб в 169? Тертуллиан и Евсевий не доказали свою новую информацию. Отсутствие доказательства – признак редакторской правки. Афанаситы переписали их книги, не сверившись с другими книгами.

Существует два разных «предания» гибели Иустина. «Предание» первое: он умер в тюрьме от яда, который приготовил Крескент. «Предание» второе: градоначальник Рустик отрубил Иустину голову[8].

Современники Иустина знали о том, что тот умер в 167 году естественной смертью дома в своей постели. Идеологи Римской церкви изложили свою версию: он умер в тюрьме от яда. Следующему поколению идеологов такая смерть показалась неэффектной. Они сообщили, что градоначальник Рустик отрубил Иустину голову.

Я разделяю мнение Морозова: скупое упоминание «Апокалипсиса» в книге Иустина «Диалог с Трифоном» – это вставка редактора.

Мнение Морозова имеет право на существование: если афанаситы объявили Иустина автором заведомо чужих книг, «приложили» к его книге указ императора Марка Аврелия, сочинили небылицу, что язычники убили Иустина вместе с другими шестью мучениками, вставили цитату из «Второго послания Петра», которое большинство христиан считало подложным, значит, могли вставить и цитату из «Апокалипсиса».

Книга Иоанна Богослова якобы была в каждой библиотеке во времена Иустина и Трифона, – как сочинения Ленина в большевистской России. Только этим и можно объяснить, почему Трифон не спросил Иустина, о чём «Апокалипсис», не попросил рассказать подробно. Толкование «Апокалипсиса» было якобы общепринятым. Поэтому Трифон не высказал своё мнение. Ему не понравилось, как Иустин толкует пророка Исайю: «Но зачем ты, – возразил Трифон, – приводишь из пророчеств только такие места, которые благоприятствуют тебе, а не упомянул о тех, где ясно повелевается хранить субботу?» (27). Иисус нарушал субботу – назло иудеям. «Если овца упадёт в колодец в субботу, – говорил он, – неужели не вытащите?» Человек – господин субботы. Суббота для человека, а не человек для субботы. Пророк Даниил сообщил о Сыне Человеческом. По мнению Иустина, Даниил говорил об Иисусе. Трифон возразил. Сын человеческий получит вечное царство. А этого Иисуса обесчестили, распяли на кресте (32). Иустин и Трифон дискуссируют, приводят разные мнения. Иудей Трифон якобы знал об «Апокалипсисе», – как о пяти книгах Моисея! «Апостол Иоанн сообщил в Откровении, что верующие в Христа будут жить в Иерусалиме тысячу лет», – сказал Иустин. «Правда, что ли? – ответил бы Трифон, если бы не знал об этой книге. – Ни разу не слышал. Дай почитать». Или сказал бы так: «А по мнению большинства греков, эта книга подложная».

«Верующие в Христа будут жить в Иерусалиме тысячу лет», – как я предполагаю, этой фразы не было в оригинальной рукописи «Апокалипсиса». «Иустин» сослался на вставку афанаситов, сторонников хилиазма, учения о тысячелетнем царстве Иисуса на земле.

Ангел посадил диавола в тюрьму на тысячу лет (Апок. 20: 3). Каким будет признак этого удивительного события? Христос придёт на землю, святые – воскреснут.

Среди воскресших будут все апостолы и все Римские папы. А так же – Иустин Философ, Игнатий Богоносец, Поликарп, Ириней, Афанасий Великий, Епифаний Кипрский, Василий Великий, Григорий Богослов, Николай Мирликийский и другие.

Иисус и святые будут жить в Иерусалиме тысячу лет. А потом ангел выпустит диавола из тюрьмы, и тот сразу обольстит все народы (Апок. 20: 7).

Чем занимался Иисус тысячу лет, живя среди людей? Чем занимались святые, которые воскресли и царствовали с Иисусом тысячу лет? Они играли в баскетбол? Как могло получиться, что диавол опять обольстил народы? Его сторонников будет столько же, как песка на морском берегу. Диавол лично возглавит поход на город Иисуса.

Иисус явился на землю. Святые – воскресли. Они не пришли через рождение: афанаситы отрицают переселение душ. Они пришли – явно! Кому из политиков придёт в голову объявить им войну? Иисус Христос пришёл на землю! А Николай Мирликийский – воскрес! Поражение предрешено (читай «Апокалипсис»). Бог уничтожит войско диавола небесным огнём. Ангел кинет диавола в озеро огненное – к императору и лжепророку. Царство Иисуса на земле сменится Царством Небесным.

По моему мнению, автор «Апокалипсиа» не говорил о том, что «верующие в Христа будут жить в Иерусалиме тысячу лет». Афанаситы, сторонники хилиазма, вложили в уста Иоанна Богослова и Иустина Философа свою идеологию. Первые десять стихов двадцатой главы «Апокалипсиса» целиком – это небылица христианского редактора или редактор исказил первоначальный смысл до неузнаваемости[9].

 

[1] «Откровение святого Иоанна Богослова, или Апокалипсис». Библиологический словарь.

[2] «Канон Нового Завета». С. 146.

[3] Книга пророка Малахии, 4: 5.

[4] «Евангелие от Матфея», 11: 14.

[5] «Патрология». Глава «Святой мученик Иустин Философ». С. 177.

[6] Цитата из книги Иустина Философа – «Первая апология», 71.

[7] «152. Получает известность циник Крескент, который против Иустина Философа нашей веры за то, что он обличал его в чревоугодии и неисполнении правил философии, возбудил преследование, в которое Иустин славно пролил кровь за Христа».

[8] Крескент «боясь, чтобы Иустина не отпустили на свободу, тайно приготовил смертный яд, посредством которого обманным образом и лишил жизни непобедимого воина Христова» («Житие и страдание святого мученика Иустина Философа», память 1 июня).

«Градоначальник объявил приговор: "Не желающие принести жертву богам и покориться царскому повелению да будут наказаны жезлами и отведены на смертную казнь через обезглавление, как повелевают римские законы". Так святые мученики, славящие Бога, были выведены на обычное место казней, приняли раны и, усеченные секирою, окончили страдание в спасительном исповедании» («Страдания святого мученика Иустина и дружины его», память 1 июня).

[9] Нынешний текст «Апокалипсиса»  опубликован голландским учёным Эразмом Роттердамским, который взял эту рукопись у своего друга Рейхлина (Reuchlin).

«К несчастью, последний лист рукописи, который содержал заключительные шесть стихов Откровения, был утерян. Эти стихи, равно как и некоторые другие места Апокалипсиса, где греческий текст настолько смешивался с комментариями, что был практически неразличим, Эразм сам перевёл на греческий язык с латинской Вульгаты» (Б. М. Мецгер, «Текстология Нового Завета»).


Рецензии