Моя Сибириада. Часть 1. Как тесен мир

Владимир Параносенков 2
                КАК  ТЕСЕН  МИР.



         Пока я поднимался на парадное крыльцо военного училища из помещения вышел высокий и стройный подполковник с красной повязкой, на которой белыми большими буквами было написано - " ДЕЖУРНЫЙ по УЧИЛИЩУ". Он был в шинели, в шапке и в начищенных до блеска хромовых сапогах. На кожаной портупее из аккуратной кобуры виднелся пистолет Макарова.

         Для себя я сразу отметил, что в Сибири, в отличии от Москвы, войска на летнюю форму одежды пока ещё не переведены. В московском гарнизоне такой приказ был издан накануне моего отъезда.

         Поэтому, хотя я был тоже в шинели, но в отличии от сибиряков на голове уже была одета новенькая, красивая фуражка с высокой тульей, сшитая на заказ на московском  Центральном Экспериментальном пошивочном комбинате "ЦЭПКА". Блеск большого чёрного глянцевого козырька всегда привлекал взгляды не только профессиональных военнослужащих, но и гражданских.

         По форме одежды я выгодно отличался от местных офицеров. На мне были одеты, сшитые также  на заказ, повседневная шинель, повседневный китель, брюки навыпуск и туфли. В дивизии имени Дзержинского довольно часто проводили строевые смотры и внешнему виду офицеров и солдат всегда уделяли повышенное внимание. Вся форма была тщательно подогнана по фигуре, выглажена и хорошо смотрелась.

         Ещё бы! Ведь выполнять служебные задачи в столице нашей Родины, порой в самом её центре - на Красной площади, зачастую под прицелом телевизионных камер, быть навиду у правительства, у наших многочисленных зарубежных гостей и граждан страны доверяется далеко не каждому офицеру и солдату.

         По знакомому профилю шагающего навстречу молодцеватого подполковника мне показалось, что я его уже где-то видел. Я внимательно посмотрел в лицо подошедшему ко мне офицеру. Строгий взгляд, чёткая военная выправка и особенно черты лица - широкие скулы, темные брови, большие карие глаза напомнили мне нашего любимого начальника кафедры в Саратовском высшем военном командном училище внутренних войск, которое я окончил в 1974 году. Много воды утекло с тех пор за эти четырнадцать лет моей офицерской службы. Многое пришлось повидать и пережить...

          Как и положено по уставу, дежурный по училищу встретил меня у главного входа в здание штаба и представился, приложив руку к головному убору.

- Дежурный по училищу подполковник  Клепиков, разрешите узнать цель Вашего прибытия?

- Очень приятно, майор Параносенков. Прибыл для давнейшего прохождения военной службы в училище,- не менее чётко отрапортовал я.

- Хорошо, товарищ майор, начальство уже убыло, но у меня есть распоряжение поселить Вас в офицерскую гостиницу, она находится в здании клуба.  Минуточку подождите, пожалуйста, сейчас я Вас туда провожу, - снова услышал я и вспомнил до боли знакомый голос нашего саратовского начальника кафедры.

- Подполковник Клепиков, говорите? Очень знакомая фамилия, у нас в Саратове служил начальник кафедры полковник Клепиков, не родственник Ваш? - напрямую спросил я.

- Это мой отец, он служил там в семидесятые годы, - с мягкостью и какой-то нежной сыновьей любовью сказал подполковник.

- Вот видите, как тесен мир! А Вы очень похожи на своего отца, - радостно заметил я и понял , что мы быстро нашли общий язык для общения.

        Офицер зашёл в комнату дежурного по училищу и, закрыв за собой дверь, отдал распоряжение своему помощнику. За несколько секунд я успел рассмотреть и оценить обстановку вокруг себя. Через огромное окно я увидел в комнате дежурного молодого капитана и курсанта. Оба с повязкой помощника дежурного по училищу. На большом столе несколько телефонных аппаратов, рабочий журнал дежурного и авторучка. Старенькое потертое кресло, два жестких стула и металлический сейф для документации подчеркивают строгую и скромную обстановку.

        Обратил внимание, что у дежурного по училищу два помощника, один - в звании капитана и второй - курсант старшего курса.

        В большом и ярко освещенном фойе штаба, у глухой стены, прямо перед комнатой дежурного по училищу расположен пост номер один, где в опечатанном сургучной печатью стеклянном футляре хранится Боевое Знамя училища. 

        На специально построенном невысоком подиуме, идеально вычищенная ковровая дорожка. На ней вооруженный  автоматом Калашникова часовой - курсант в парадной форме одежды. К автомату примкнут боевой штык-нож. Как правило на этот пост в военном училище назначаются самые лучшие курсанты из числа отличников учебы.

        Проходя мимо Боевого Знамени, я по привычке чётко отдал честь, успев увидеть глаза часового. Курсант сразу принял положение "Смирно", что не могло мне не понравиться.

      - Дисциплина хорошая, - отметил я и мы вместе с дежурным вышли из здания штаба через внутреннюю дверь и оказались на территории училища.

        Перед нами высокая трибуна с крышей серого цвета.  За ней - огромный строевой плац с размеченными площадками для разводов, прямыми как стрела линиями для строевых смотров и занятий строевой подготовкой. Все это до сантиметра вымерено и сверено с нормативными документами. До боли знакомо и не раз отчеканено своими ногами как в военном училище, так и в частях родной дивизии.

        Строгость воинского порядка подчеркивают свеже покрашенные бордюры, деревья и чистота внутренней территории. По краям плаца растут деревья. На ближайшей к штабу стороне посажены голубые ели, справа и слева - русские берёзы.

        За строевым плацем находится здание клуба, построенное из серого кирпича по стандартному проекту с небольшим зрительным залом на шестьсот человек, с помещениями для библиотеки, читальными залами, многочисленными небольшими помещениями для занятий различных кружков. Такие клубы я видел, когда в составе рабочих групп и различных комиссий Главка бывал в командировках по проверке отдельных вопросов службы и инспектированию воинских частей, расположенных в отдаленных таежных местах и областных центрах.

         Пока шли к клубу, заговорили об офицерских судьбах.  Подполковник Клепиков сам недавно прибыл в училище из Казахстана и был назначен на преподавательскую должность. Узнав, что я прибыл из знаменитой дивизии имени Дзержинского, он недоуменно посмотрел на меня и усмехнувшись, спросил,

- За что Вас сюда направили? Из Москвы в Сибирь это у нас расценивается как ссылка! 

- Нет, для меня это не ссылка, - возразил я и уверенно пояснил своё назначение.

- В прошлом году я заочно окончил в Москве Военно политическую академию имени Ленина и мне усиленно стали предлагать повышение по служебной лестнице. В дивизии все подполковничьи должности давно заняты, старшие офицеры служат даже на капитанских должностях, лишь бы не уезжать из Москвы. Многие в капитанах умудряются дослужить до пенсии.

       В последнее время чуть ли не каждые две недели меня стали вызывать на собеседование в войсковой отдел кадров Политического Управления. Предлагали должность заместителя командира полка в Туле, аналогичную должность на выбор в Украинском городе Шестка или в посёлке Печеры Красноярского края. Мне давалось время для обдумывания предложений, а через некоторое время снова вызвали в Главкомат внутренних войск, расположенный в Лифортово на Красноказарменной улице и предложили подполковничью должность в военном училище. Мне прилично поднадоели эти частые собеседования и теперь я согласился послужить в Сибири. Вот такая история моего появления в Новосибирске...

- Убедили,- строго и задумчиво произнёс подполковник и неожиданно зашагал мимо трибуны на строевой плац в направлении клуба. Обходить строевой плац слева по тротуару со стороны учебного корпуса он не стал.

       Мимо нас то и дело проходили одиночные курсанты, охотно отдавая воинскую честь старшим по званию. Профессионально, сам того не замечая, я обращал внимание на каждую мелочь.

- А с дисциплиной то здесь не все в порядке, как мне показалось в первые минуты пребывания в военном училище, - подумал я, но промолчал и послушно пошёл вместе с подполковником через плац.

       Дело в том, что в воинских частях существует строгое правило передвижения военнослужащих по плацу - только строевым шагом или бегом. По крайней мере так было в воинских частях моей родной дивизии и так учили нас в Саратовском высшем военном командном училище. Этому и мы учили своих подчинённых и требовали от них соблюдать воинский этикет.

       Дежурный по училищу нарушил это святое правило, чем вызвал у меня некоторое внутреннее недовольство. Старший по званию, тем более дежурный..., возражать ему я не стал.

       Внутренние войска вроде бы по численности небольшие, но расположены во всех крупных городах и населённых пунктах по всей территории нашей огромной страны. Военных училищ, готовящих офицерские кадры для войск, всего то семь на всю страну. Выпускники стараются поддерживать связи после окончания военного училища, берегут традиции своего учебного заведения. Поэтому офицеры порой так хорошо знают друг о друге, что иногда даже удивляешься - откуда такая осведомлённость?

       Хорошим помощником военнослужащим в информации о жизни войск служит ежемесячно издаваемый в войсках журнал "На боевом посту". На его страницах мы нередко узнаём о своих однокашниках. Радуемся успехам сослуживцев и однополчан и переживаем за их неудачи в службе. В войсках приветствуются обмены опытом и встречи  курсантов и солдат с ветеранами и героями будничной службы.

       Судьбы офицеров нередко близки как близнецы братья и, зачастую, повторяются и тесно пересекаются по совместной службе. Аналогичный случай ожидал в этот день и меня.

        Разговаривая с подполковником Клепиковым по ходу движения, я внимательно осматривал территорию военного училища. Слева и справа от штаба ухоженные, но требующие наружного ремонта казарменные помещения для курсантов, трехэтажный учебный корпус, большое, отдельно стоящее одноэтажное здание курсантской столовой и пока незнакомые мне другие объекты.

        Я понимал, что все это теперь будет для меня родным в службе на ближайшее время. Долго задерживаться в Сибири в мои планы не входило...

        ( Продолжение следует )


Вл. Параносенков г. Новосибирск

07.02.2016 год