3. Город

Владимир Озерянин
см.ФОТО:1. Гетьман Б.Хмельницкий, булавой он указывает на восток.2. Колокольня.3. Киевская Лавра.4.Князь Владимир.



          Мы  зря время не теряли. Когда еще предоставится возможность пошататься по столичному городу на дармовщину. В то же время наши материальные средства не позволяли посетить даже кино, не говоря уже о театре, или уж тем более ресторане. Все, что мы могли пока еще себе позволить, это походить-побродить по зоопарку. Благо, что находился он рядом с университетом,  да можно еще поглазеть на содержимое магазинов. Когда я первый раз посещал столичный зоопарк, в далекие семидесятые годы, цена входа стоила огромные деньги, целых пять копеек. Теперь стоимость того  же самого  развлечения значительно «подешевела» и равнялось примерно одному доллару. Государственные дотации на содержание подобных заведений резко куда - то испарились. Чуть позже даже нам  стало известно, куда и в чьи карманы.

           В столичных магазинах уже было заметно европейское «изобилие». Правда, мы никак не могли понять, а на чей карман это рассчитано. Сглатывали слюну, глядя на заморские продукты и тяжело вздыхали,  когда рассматривали ценники. Заходил как -то в мебельный салон. Тогда у нас еще по - прежнему интернета не было, поэтому увиденное тоже поражало воображение. Итальянские спальные гарнитуры и финская сантехника. Французские стенки и немецкая мягкая мебель. Ничего подобного, конечно, в советских магазинах мне видеть не приходилось. То, что я в свое время мог лицезреть в ГДР, не в счет. Там оно было на порядок все таки ниже по качеству и дизайну, но оно мне тогда  было доступно по цене, хотя там у меня была зарплата  фельдшера, а теперь докторская, но увы....Теперь я мог купить только какую - нибудь дешевую тумбочку  от  гарнитура за свой месячный оклад.

          Словоохотливые новомодные продавцы, заливались соловьями, расхваливая свой товар, предлагали на выбор те или иные модели. Приходилось делать вид, что я, действительно, собираюсь что - то из этого избытка товаров покупать, вот только не сегодня. Сейчас я, якобы, просто зашел к ним,  чтобы подобрать то, что мне по душе. Они тоже делали вид, что верят мне и отставали со своей назойливостью, но при этом видел, что смотрят они на меня с презрением. С таким выражением лиц, типа: И чего ты здесь бродишь, если не в состоянии чего - либо приобрести? Нарушаешь наш покой. Ну, что же, по крайней мере, я накапливал кое - какой опыт о  европейских товарах по нашим магазинам и бутикам.

      Но не хлебом единым. Пока  что на улице  стояла более-менее устойчивая погода. Настоящая золотая осень. Мы, которым домой далековато, хотим и зрелищ. А посему продолжаем совершать прогулки по столице. Из наших восьми участников группы, некоторые на выходные разбегаются по домам. В первую очередь, это наш сосед по «квартире» капитан Уточка. Он живет и служит где -то под Полтавой, но несмотря на приличный крюк, каждую пятницу мотается на электричках домой,  чтобы экономить на проезде.  Он еще относительно молодой, мы его понимаем. Второй из группы вообще служит в Десне. Это на северной стороне Киева, и в общем - то рядом, поэтому он  с нами и в общаге не живет.
Появляется только на занятиях. Еще двое из западной части страны, живут в другой комнате, и с нами почти не общаются. Вот и получается, что только постоянные жильцы нашей комнаты, да еще один «заблудился», проживает в комнате с госпитальными. Это Игорь Гонтарь, он НМС Артемовской дивизии. Да,  это там, где соль добывают.  Иван Байда, да Андрей Западовский, я о них уже упоминал. Вот так мы и кучкуемся  на выходных. За неимением средств на более шикарную жизнь, бродим по тем местам,  где или за копейки или пока бесплатно.

   В очередное  воскресенье решили посетить  Свято-Успенскую Киево - Печерскую Лавру. Я в ней был первый раз еще в 1972 году, когда учился в медучилище. Нас тогда была группа тридцать пацанов.  Это было весной, как раз цвели знаменитые киевские каштаны. Мы еще мало чего тогда соображали, но меня поразило обилие церковных зданий. Затем сами подземные тоннели. И  одинокие прихожане. Запомнил, как на входе в пещеры, какая – то, вся в черном –как ворона,  ведунья,  вещала, что все, кто в Бога не верует, или кто имеет большие грехи, тот не сможет переступить порог в подземелье. У таких, мол, начнутся припадки, судороги, рвоты и прочие проблемы.

   Тогда, хоть я вида и не подавал,  мое не закаленное сердце затрепетало. И при этом  подумал: "А что если и правда? И будет позор перед всей группой". Но ничего ни со мною, ни с окружающими, не произошло.  Грешников тогда  среди нас, получается, не оказалось. Все спокойно спустились по узким, выщербленным ступенькам в прохладное подземелье и разбрелись по кривым лабиринтам. Вот так и в этот раз. Прошло уже с тех пор двадцать шесть лет, а на входе, видимо, уже другая ведьма, в более современном прикиде, продолжала каркать все те же устрашения. По - прежнему, никто не падал в припадке, но многие задумывались и,  возможно,  побаивались.

       Оказалось, что среди нас все - таки есть и более внушаемые. Игорь Гонтарь, перед тем, как переступить первую ступеньку вниз, начал усердно креститься, раскланиваясь во все стороны, потом я заметил, что и возле каждой раки* с мощами он тоже  продолжал осенять свое чело и туловище крестным знамением. Мне, как всегда в таких случаях, было и смешно и грешно, но так, как остальные члены нашей небольшой группы сохраняли серьезный вид, то и я,  вдыхая затхлый, пещерный воздух, сохранял спокойствие.

   Как и много лет назад меня поразил маленький по размерам гробик  «богатыря»,  Ильи Муромца. Я даже прикинул, что его рост не превышал ста семидети пяти сантиметров, но, видимо, по тем временам среди пигмеев он был, действительно, богатырем.

 Находившись по крутым и узким тоннелям подземелья, насмотревшись на мумии древних покойников, обилие икон и лампад, я заторопился наверх. Ничего удивительного в этом доступном для зрителей царстве Аида я для себя не находил. Это же надо было такое придумать, чтобы лицезреть покойников  под землей.  Только попы могли до этого додуматься.

      Наверху хотел проведать могилу еще одного знаменитого усопшего. Желал убедиться, не убрали ли его надгробие вместе с могилой в свете последних веяний истории.  Знал, что на территории Лавры покоился прах убиенного «ггеволюционеггами» российского премьера Петра Столыпина. На эту плиту я тоже наткнулся тогда в далеком семьдесят втором и удивился, что его не выкинули в советские времена. Ведь по изучаемой тогда нами истории мы знали его, как мучителя и вешателя крестьянства. Столыпинский «галстук» и все такое. Оказалось, что плита на месте. Он  все таки дождался, когда ему снова стали оказывать всевозможные почести и славословия. Обошел вокруг плиты и двинул на выход.
 
    На входе-выходе в Лавру, как всегда стояли и сидели толпы попрошаек. Только если в семьдесят втором  году это были безногие-безрукие  инвалиды в потрепанных пиджаках, с горстью медалей за Великую Отечественную войну, то сейчас стояли на костылях здоровенные парни "афганцы" в камуфляжах, с протянутыми под подаяние кепками. Я всегда чувствую себя неловко в таких ситуациях. Во -первых, потому что у самого в карманах всегда пусто и подать нечего, во -вторых, мне их жалко, а самому неудобно, что я все-таки еще несмотря ни на что, с ногами и руками. А посему стараюсь, не глядя им в глаза, как можно быстрее проскочить мимо.

        Далее по нашему плану была площадь, на которой стоит памятник Богдану Хмельницкому. Он все так же указывал булавой, как лучом, на северо-восток, указывая по - прежнему потомкам, с кем нужно дружить и жить в мире. Здесь же по близости, как известно, находится колокольня. Для того, чтобы подняться на верх, Игорю, как участнику боевых действий -бесплатно,  для нас , не нюхавших пороху -четыре гривны. По тем временам, целый бакс. Ну, да ладно, когда еще будет возможность взглянуть на столицу с  высоты падения птичьего помета. Колокольня - то вроде, как и не высокая, всего 76 метров. Построена в конце семнадцатого-начале восемнадцатого веков. Но широкая винтовая лестница из дубовых брусьев, как - то устроена так, что с непривычки по ней тяжело подниматься, даже нашим еще не старым организмам. Тем не менее, поднялись, осмотрелись на каждом этаже. Правда, октябрьские сквозняки через широкие, открытые арочные проемы доставляли мало удовольствия.

 Из ее истории известно,  что  В 1709 году у стен колокольни состоялась торжественная встреча победителей Полтавской битвы во главе с Петром Первым, поэтому ее часто называют Триумфальной. Во втором ярусе сохранился колокол, отлитый в 1705 году. Его вес около 13 тонн. Вся древняя «высотка» украшена богатой лепниной в стиле украинского народного творчества.

      После спуска обратно, стали думать, а чем завершить наше сегодняшнее путешествие?  Решили спуститься на набережную  в парк «Владимирской горки». Рассмотреть статую Владимира Мономаха (Великого). Походили-побродили, посмотрели. Ноги, особенно после посещения колокольни устали, аж гудят. Особенно мышцы бедер, они потом еще неделю давали о себе знать. И здесь, возле крестителя, у  меня оторвался каблук.
- Лапти не выдержали! - рассмеялся Андрей.
Пришлось досрочно сворачивать программу экскурсии и хромать до ближайшей станции метро.

    На следующие субботу-воскресенье спланировали обойти правительственный квартал. Плана, конечно, никакого ни у кого не было. Просто я предложил, остальные поддержали, потому что киснуть в полумраке четырех стен нашей богадельни никто не хотел. В первую очередь, добрались до улицы Банковой. Там находилась главная резиденция президента, который нами в то время правил. Нам даже все СМИ того времени втирали, что это мы его выбрали. У него тогда подходил к концу первый срок. И  мы надеялись, что скоро наймем другого, более приемлемого и достойного на эту должность. Совсем по - другому думал он сам. Он собирался, как оказалось в последствии, на второй срок.

     Само заведение резиденции нас не впечатлило. Ничего особенного. Глыба какая -то, давящая на окружающее пространство. Здесь мы даже задерживаться не стали. Вторым зданием нашего путешествия стала Верховная Рада. Обошли его вокруг. Я подергал ручку входной двери. Здесь мы даже все вместе сфотографировались. Здание под стеклянным куполом нам понравилось больше. Оно тогда еще дышало какой -то более светлой аурой. Это немного позже оно стало ареной всевозможных псевдоисторических событий. Затем переместились к Мариинскому дворцу. Он тогда частенько мелькал на экранах наших телеящиков. Зловредный паук-президент облюбовал его тогда в качестве своего постоянного места обитания.
 Дворец, одноэтажный сарай с лепниной, стоял вплотную к берегу Днепра. Перед фасадом, вниз , до самого берега тянулся неухоженный, запущенный, с кучами мусора, сквер. Какой король, такой у него и дворец.

      Пошли далее и прибились к зданию кабинета министров. Лично мне оно нравилось своей оригинальной архитектурой. Я к тому времени уже познакомился с корпусами правительственных зданий в  Берлине и Ленинграде, Москве и Ереване, Тбилиси и Баку, Фрунзе(Пишкеке) и Кишиневе. Везде архитектура была своеобразная, только этим республикам и государствам соответствующая. Но мне больше всего нравилось в Киеве. Монументальность и неповторимость. Здесь мы тоже запечатлели себя на фоне этого огромного подковообразного здания.

К концу путешествия посетили Байковое кладбище. В минуте молчания я постоял возле могилы освободителя Украины от фашистов, генерала  Ватутина.

*Рака- ковчег с мощами святых, изготавливаемый обычно в форме гроба. Здесь часто с застекленной верхней крышкой.