Об особенностях отдыха

Жилкин Олег
"Как человек работает, так он и отдыхает" - гласит известная мудрость, которая на русский язык переводится примерно так: "Насколько человек тяжело работает, настолько страшно он и пьет". Поскольку я несколько лет проработал в туризме и с индустрией отдыха и развлечений немного знаком, то кое-что об этом знаю и могу рассказать, если кому интересно.

Так вот, по моим наблюдениям, самая тяжелая работа у директоров школ, за ними идут трепетные библиотекари, далее, по нисходящей, работники торговли и бизнесмены. Бизнесмены отдыхают шумно и бестолково. Баня, водка, девки, танцы. Причем, баня и водка на первом месте, поэтому девки, чаще всего, танцуют сами, а бизнесмены пьют в остывшей бане до рассвета, а с полудня все повторяется. Работать с этой категорией трудящихся одно удовольствие - строгая приверженность традиции и никаких эксцессов.

Работники торговли мало отличаются от бизнесменов, с той лишь разницей, что они, по преимуществу, сами девки, поэтому девки автоматически исключаются, но добавляются личные водители, которые сразу, по приезду на место отдыха, начинают пить водку в холодной бане, поэтому баню можно не топить, все равно в ней никто мыться не будет. Танцы тоже исключены, хотя, как фон, музыкальное сопровождение необходимо. Пить работники торговли будут много и хорошо при этом закусывать. Как клиенты это очень стабильная категория, эксцессы практически исключены, однако, возможны драки между сотрудниками турбазы и персоналом, поскольку алкоголь будет в широком доступе, при отсутствии должной закалки и общем истощении организмов.

Страшнее всего выглядит отдых работников культуры и педагогов. При тех же скупых составляющих отдыха, их комбинация и последствия могут оказаться совершенно неожиданными. Самое сложное, что события невозможно предугадать. Сценарий действий никогда не повторяется. Танцы могут начаться в бане или ею закончиться. Работники базы и персонал будут неизбежно вовлечены в происходящее, причем, как правило, в качестве пострадавшей стороны, ко всеобщему, впрочем, удовольствию. Описать все это практически невозможно, по причине недостатка выразительных возможностей языка, а также ввиду соображений этического характера, поскольку многие из участников еще живы.

И все же, самый тяжелый труд у директоров школ, в чем мне пришлось убедиться в ходе организации праздничных мероприятий по поводу окончания курсов повышения квалификации, где им вручались сертификаты менеджеров учебных заведений. Неофициальная часть празднования предусмотрительно проходила на отдаленной турбазе, вдали от посторонних глаз, на берегу Байкала, где измученные учебой педагоги могли, наконец, расслабиться и отдохнуть в непринужденной обстановке. Единственным мужчиной в составе группы был руководитель курсов и все женское внимание досталось ему, что, в конечном счете, его и сгубило. Мужчина довольно скоро сломался и почил богатырским сном в одном из номеров. Часть нерастраченной женской энергии нашла выход в танце, другая ее часть выплеснулась наружу, а, вернее сказать, на крышу турбазы. Одна из новоиспеченных менеджеров каким-то образом пробралась на самый козырек памятника архитектуры и оттуда принялась распевать русские народные песни. Красоту вокала невероятно подчеркивал оригинальный образ исполнительницы - она была в одном нижнем белье и было ощущение, что закончится все это действие может настоящим акробатическим трюком. Убедить директора школы спуститься было совершенно невозможно. Женщина утверждала, что с этой точки открывается невероятный вид на Байкал и, судя по выражению ее лица, готовилась пережить катарсис.
- Только не на моей крыше - решил директор турбазы, который обматал себя какими-то веревками и с кошачей грацией скользнул на крышу. Вскоре женщина оказалась в крепких мужских объятьях и, не заметив подмены, все-таки, пережила катарсис, причем дважды. Надо ли говорить, что все это происходило при стечении публики, и отчаянный поступок героя нашел горячий отклик в сердцах дам, с лихвой отблагодаривших мужчину за спасение коллеги. Празднику неожиданно помешал проснувшийся руководитель курсов, который почуяв конкуренцию, в решительных интонациях потребовал прекратить безобразие, за что незамедлительно был послан директором базы в бан, и все бы неизбежно закончилось дракой, если бы не гудок подоспевшего катера, известившего о том, что праздник закончился и пора возвращаться в социум, к исполнению нелегких директорских, а, вернее сказать, менеджерских обязанностей, в вверенные им учебные заведения.

Корабль уплыл, мы с директором базы молча допили оставшуюся водку, каждый думал о своем: директор думал о том, что надо бы обновить железное покрытие на крыше, мне же вскоре предстояло заниматься приемом группы депутатов Государственной думы, а у меня совершенно, на тот момент, не было опыта приема гостей такого уровня. Я абсолютно не догадывался, чем мне это грозит, справедливо сомневался в том, хватит ли закупленного алкоголя, многое еще чего я не знал, зато уже тогда в моей голове сложилось твердое понимание того, что страшнее всего в жизни это неопределенность и недостаток базовых знаний особенностей социального поведения отдельных профессиональных групп населения.