Верблюд и черепаха

Валерий Камаев
(Сказка по мотивам афганского фольклора)

Было ли, не было, только однажды в предгорьях Гиндукуша встретились верблюд и черепаха. Верблюд был любопытный и самоуверенный, а черепаха — старая и разуверившаяся во всём, ибо она давно жила на свете и поэтому почти ничему не удивлялась.
— Здравствуйте! — сказал верблюд.
— И тебе мир, уважаемый верблюд.
— А как вы попали в эти предгорья?
— Приползла в поисках еды из Бактрии*. — ответила черепаха.
— А там разве нет еды? — удивился верблюд.
— Там сушь, то есть засуха.
— А здесь что нашли?
— Да так, парочку жирных червей да немного сочной листвы.
Вдруг неподалёку от них кто-то застонал.
— Кто это стонет? — удивился верблюд.
— А это бедный крестьянин. Хлеб в этом году сохнет, и человек просит Аллаха послать на землю дождь.
— И как вы думаете, дождь будет? — поинтересовался верблюд.
— Опыт подсказывает мне, что будет, но не сегодня, — ответила черепаха.
— А почему же этот бедняк так стонет?
— Он стонет потому, что у него нет помощника.
— Неужели великий Аллах не создал ему помощника в делах?
— Если бы Аллах откликался на стон каждого своего творения, он бы не был великим, — изрекла черепаха.

*Бактрия — историческая область в Средней Азии.
— Тогда я смогу быть другом этому крестьянину, — сказал верблюд,
— Ты? А что ты можешь?
— Могу долго не пить, могу таскать на своём горбу тяжёлые грузы. Я также не боюсь горячего воздуха и жары.
— Ну что ж, иди, — сказала черепаха, а про себя подумала: «Пусть этот глупец идёт в добровольное рабство».
На том они и расстались.
Много ли мало ли прошло времени, только верблюд и черепаха опять встретились на том же месте.
— Ну, как, друг верблюд, поживаешь?
— Живу хорошо, потому что зарабатываю хлеб свой трудом, и горб мой полон жиром, так что я не умру от жажды. А ты как, черепаха, живёшь?
— Живу и всё думаю, размышляю, — ответила черепаха.
— И о чём же ты размышляешь?
— О жизни твоей и своей. Ибо прожила я на свете много лет, а добра от людей так и не видела. Один мальчик из орды великого хана бросил в меня камнем, и я с трудом увернулась. Но тогда я была молода и не знала, что такое опасность. А ты сразу нашёл себе друга. От чего так?
— Это от того, дорогая, что я не искал богатства, а хотел трудиться. Вот Аллах и послал мне то, чего я долго добивался.
— Аллах велик! — согласилась черепаха.
На этом они расстались, и каждый пошёл своей дорогой. Черепаха окончила свои дни в грусти и печали, хотя, по своему мнению была очень мудрой. А верблюд работал, оставил много потомков и ушёл в лучший мир во сне.
Афганцы говорят: «Есть две дороги, каждая из них ведёт к Аллаху. Выбирайте ту, которая вам ближе.

*Бактрия — историческая область в Средней Азии.