История и теория советов

Зуев Андрей Яковлевич
История и теория Советов

       К размещению на сайте КПРФ ПЕРМЬ материал подготовлен слушателем Красного университета второго отделения Фонда Рабочей Академии (СПб) членом Пермского краевого комитета политической партии КПРФ, членом местного отделения КПРФ Ленинского района г. Перми Зуевым Андреем Яковлевичем, врачом - социальным психотерапевтом 07.02.2016 года. Пос. Сылва, Пермский край.


Красный университет. 1-е отд. 11.03.2015. Семинар: "История и теория Советов". Дегтерёв Денис Борисович, кандидат медицинских наук - See more at: http://www.len.ru/red-univer-2015-03-11#sthash.EVEZ59mH.dpuf
 
       В Ульяновске прошла конференция, посвящённая перспективам возрождения Советской власти.  Был большой общественный резонанс. Наверное, не случайно поле неё произошёл пожар в музее В.И. Ленина. На сайте Красного ТВ опубликован проект Конституции и проект Закона о выборах в Новороссии. Здесь представлен механизм выборов Совета рабочих и крестьянских депутатов. Каковы теоретические основы Советов и Советской власти?

       Исторические формы диктатуры пролетариата: Парижская коммуна (18, 03. – 28.05. 1881 года) и Советское государство. Некоторые люди вспоминают ещё вариант «народной демократии», когда выборы проводятся по территориальным округам. Такая форма демократии по сути дела есть парламентская республика. Надо отметить тот факт, что к переходу на выборы по округам перешла в своё время  и наша страна, после чего тоже стала парламентской республикой.

       Парижская коммуна была создана французским пролетариатом как диктатура пролетариата в ходе революции 1871 года. В ней проявились основные черты государства диктатуры пролетариата. Первое, выборность и сменяемость всех чиновников. Второе, заработная плата чиновника ограничивалась уровнем заработной платы рабочего. Третье, совмещение функций законодательной и исполнительной власти. Четвёртое, замена постоянной армии вооружённым народом. В то же время коммуна сохраняла территориальный принцип выборов, что и отличает её от второй исторической формы, которая была создана российским рабочим классом в процессе забастовочной борьбы – советов рабочих депутатов. Они отличаются от Парижской коммуны и парламентской демократии тем, что основной территорией выборов является промышленное предприятие: крупная фабрика или завод.

       Что же такое народная демократия? Ответ можно найти в книге В.И. Ленина «Государство и революция» в том разделе, где говорится о первой фазе коммунизма - социализме. Первая фаза коммунизма, которая берёт своё начало от социалистической революции, несёт на себе отпечаток того строя, из которого она вышла - капитализма. Если средства производства при социализме находятся в общей собственности и, соответственно, производство служит не для производства стоимости, а для удовлетворения потребностей общества.  В отношении предметов потребления сохраняется ещё принцип капиталистический, то есть распределение по труду. Принцип первой фазы коммунизма: от каждого по способностям, каждому по труду.

       Это означает, что сохраняется буржуазное право в социалистическом  государстве. Для осуществления права необходимо принуждение. Осуществлять буржуазное право может только буржуазное государство. «Буржуазное право по отношению к распределению продуктов потребления предполагает, конечно, неизбежно и буржуазное государство, ибо право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права. Выходит, что не только при коммунизме остаётся в течение известного времени буржуазное право, но и, даже, буржуазное государство без буржуазии» - В.И. Ленин.  Вот, что такое, на деле, народная демократия. Народная демократия – это то же буржуазное государство, которое продолжает осуществлять свои функции в низшую фазу коммунизма. Это переходный период от классового общества к бесклассовому обществу. В первую фазу коммунизма классы ещё есть, но происходит их постепенное уничтожение. 

       [Конечно, общественная собственность на средства производства, безусловно, разрешает межклассовый конфликт, но не уничтожает объективное противоречие между классами. Объективное противоречие никогда не уничтожается, оно разрешается упорным и, в определённом смысле, бесконечным трудом. Уничтожение классов – трудоёмкая задача, требующая для своего решения немало времени и усилий, которые поддерживают тенденцию развития общества.

       Обобществление средств производства, без сомнения, объективная, прогрессивная, революционная тенденция в развитии современного общества. Однако, средства производства существуют не сами по себе, а вместе с людьми, владеющими ими. Вместе они составляют производительные силы общества. В производительных силах, кроме средств производства (частных или обобществлённых) мы имеем ещё и частную инициативу (активную жизненную позицию), которую обобществить никак нельзя. При попытке обобществления частная (индивидуальная) инициатива исчезает, а вместе с ней и интерес к общественной собственности.

       Таким образом, разрешая классовое противоречие, путём уничтожения классов обобществлением средств производства, мы выходим на иной уровень объективного противоречия, который при определённой тенденции может вновь перерасти в классовый конфликт, в контрреволюцию с возникновением антагонистических классов.  Надо как-то отделить индивидуальный интерес от собственности на средства производства.] – Текст в скобках или курсив мой (А.З.)

       Мы видим, что народная демократия по форме есть буржуазное государство. Оно является неустойчивой формой и при отсутствии контроля со стороны народа, господствующего класса – пролетариата, приводит к реставрации капитализма, что мы наблюдали в нашей стране и странах народной демократии. Чистыми формами диктатуры пролетариата, которые известны на сегодняшний день, являются две формы: Парижская коммуна и Советы (Советская власть).
       Второй вопрос: «Производственные коллективы как основные ячейки диктатуры пролетариата». Третий вопрос: «Причины и этапы разрушения Советской власти».
       Предпосылки возрождения Советов в России: исторические, теоретические, практические (активность трудящихся).