Праславяне, этруски, Крит

Анатолий Обросков
Древних римлян называют учителями Западной Европы. Учителя учителей – этруски.
Более двух тысяч лет назад (VIII – II вв. до Р.Х.) этруски владели значительной частью Апеннинского полуострова, воздвигали города и некрополи, своим богатством не уступавшие египетским пирамидам. Этруски основали Рим. “Капитолийская волчица”, символ этого “вечного города”, также является творением рук безымянного этрусского мастера (правда, младенцев Ромула и Рема “приделали” римляне). Жилое здание с крытым двориком в центре дома принято называть “римским” – на самом деле его изобрели этруски. Водосточная и канализационная системы также были введены не римлянами, а этрусками. Этруски были хозяевами западных морей и безраздельно господствовали на “своем”море – Тирренском (греки называли этрусков “тиррены”). Они-то и научили римлян судостроительству, искусству вождения кораблей, искусству, благодаря которому Риму удалось сокрушить могущество своего грозного соперника – Карфагена (этруски же были в дружественных отношениях с Карфагенской державой).
Этруски оказали большое влияние на римлян и другие народы в военном деле – это признавали сами римляне. Этрускам приписывают изобретение якоря и медного тарана, укреплявшегося на носу корабля в его подводной части.
Многие боги, которым приносили жертвы римляне, были богами этрусков. Этрусское происхождение имела и влиятельная коллегия римских жрецов – гадателей по внутренностям животных – гаруспиков. Без их советов и заключений римляне не начинали ни одного сражения, не приступали к обсуждению государственных дел. Собрание правил и поучений гаруспиков римляне называли “этрусской дисциплиной”, и для её усвоения богатые патриции посылали своих детей в Этрурию.

Этрускам принадлежат древнейшие на Апеннинском полуострове памятники письменности, и именно этрусское письмо легло в основу современного латинского алфавита, которым пользуется добрая половина человечества.
К римлянам перешли от этрусков знаки государственной власти, одежда, устройство дома, цирк, гладиаторские бои.
Можно еще долго перечислять “римские изобретения”, авторами которых являются этруски. Но ясно и так, что история культуры Запада неразрывно связана с культурой и историей этрусков и восходит своими корнями к этрусской цивилизации.

Интерес к этрускам возник ещё во времена правления римских императоров. Один из них, Клавдий, в первом веке нашей эры написал двадцатитомную историю этрусков, но его сочинение погибло при пожаре Александрийской библиотеки. Время уничтожило и многие другие труды античных ученых, посвященные этрускам, и до нас дошли лишь отрывочные и противоречивые свидетельства, скорее, упоминания об этом великом народе. Знаем мало, но все же достаточно, чтобы с достоверностью сказать, откуда пришли на Апеннинский полуостров этруски.
“Остров есть Крит посреди виноцветного моря, прекрасный, тучный, отвсюду объятый водами, людьми изобильный”, - писал Гомер в “Одиссее”. Древние греческие мифы рассказывают о том, что Зевс был отцом правителя Крита – Миноса. Приняв образ прекрасного быка, Зевс похитил Европу, дочь финикийского царя, и, переплыв море, доставил её на своей спине на Крит. На этом острове жил и трудился легендарный Дедал – изобретатель, скульптор и зодчий. Он по приказу царя Миноса построил в столице Крита, городе Кноссе, знаменитый Лабиринт, представляющий собой грандиозное по масштабам сооружение с многочисленными запутанными ходами, выбраться из которых не мог никто из вошедших туда. В Лабиринте обитал Минотавр – чудовище с человечьим телом и бычьей головой, питавшийся людьми. Его сумел победить сын афинского царя Эгея Тесей: пробравшись в Лабиринт, он убил чудовище; а выбраться из Лабиринта ему помог клубок ниток, подаренный Ариадной, прекрасной дочерью царя Миноса.

Много других красивых и поэтических легенд сложили древние греки о Крите, его обитателях, его сокровищах. Но долгое время мифы и сказания расценивались лишь как литературные предания, далёкие от реальности. Прошло не одно и не два, а целых двадцать столетий, прежде чем предания античности перестали быть сказками. На острове Крит была открыта цивилизация, являющаяся колыбелью современной европейской культуры. Её искусство, по существу, явилось первым поднявшимся до высот реализма искусством на территории Европы. Эгейская культура, создавшая замечательные произведения искусства, внесла свой вклад в историю мирового искусства и явилась той основой, на которой вырастет со временем гениальное искусство Древней Греции.
Государство Крита было великой морской державой. Флот правителей Кносса не имел себе равных во всем древнем мире! Весельные и парусные корабли, лёгкие галеры и мощные грузовые суда бороздили волны Средиземного моря. Критяне достигали берегов Египта и Испании, Босфора и Гибралтара, Кавказа и даже выходили в Атлантический океан. Критские мореходы и торговцы поддерживали тесные контакты с Египтом. (Кефтиу – Крит часто упоминается в египетских папирусах) и даже с Двуречьем (на Крите найдены характерные месопотамские печати-цилиндры).

А теперь перенесёмся мысленно на берега Днепра. К III тысячелетию до Р.Х. на европейской территории России сложились уже те этнические единства, с которыми имеет дело позднейшая история. В степных местностях, на черноземах, при благодатном климате возникла так называемая трипольская культура. Племена Триполья были многолюдны, о чем свидетельствует большое число огромных трипольских поселений. Трипольцы – славянское племя – в культурном отношении значительно превышали своих соседей. Имели они и письменность. Пространных текстов трипольских надписей пока не найдено, но отдельные знаки, имеющие абсолютное сходство со знаками письменности типа “черт и резов”, имеют место на обломках трипольской керамики. Это серьезное основание для того, чтобы считать, что славянская письменность зародилась в Триполье, на берегах Днепра или Дуная, по крайней мере, не менее 5 тысяч лет тому назад.
В начале II тысячелетия до Р.Х. произошло внезапное прекращение развития трипольской культуры, носившее катастрофический характер. Восточные соседи, представители так называемой катакомбной культуры, сумевшие приручить лошадь и достигшие совершенства в металлургии меди, обрушились на трипольцев и оказались победителями. Трипольцы покидали свои поселения с такой поспешностью, что бросали в своих домах массу вещей и даже домашних идолов.

Исход трипольцев из Среднего Поднепровья, где потом, почти через 2,5 тысячи лет, возникнет государство восточных славян – Киевская Русь, по времени точно согласуется со временем появления на Балканах, в догреческой Греции, на островах Эгейского моря, в том числе на Крите, пеласгов.

Путь, которым прошли трипольцы-пеласги из Триполья на Крит, отмечен археологами. Им известно, что “около 2500 года до Р.Х. в Фессалонии возникает так называемая культура Димини, родственная культурам придунайских племен, и в частности трипольской. Эта культура постепенно распространяется на юг, вплоть до Крита: образцы характерной для этого периода керамики были обнаружены в древнейших слоях Трои и на Крите”.
Критское государство находилось на вершине своего могущества, когда стихийное бедствие нанесло ему жестокий удар: на острове Санторин, лежащем в 110 километрах к северу от Крита, взорвался вулкан, что вызвало сильное землетрясение. Взрывная волна, затем цунами и огромная пепловая туча вызвали сильные разрушения на Крите. Случилось это около 1450 года до Р.Х. Быть может, и выстояла бы критская цивилизация, да, как это часто случается, ослабленному бедой государству оказали “гуманитарную помощь” соседи: греки-ахейцы вторглись на остров и завладели им, и хотя единое Критское государство со столицей в Кноссе продолжало существовать, но господствующее положение в нём занимали уже не минойцы, а поселившиеся многочисленные пришельцы.
Античный историк Гелланик (V век до Р.Х.) утверждал, что “этруски – это ответвление эгейских пеласгов”. По его мнению, пеласги, изгнанные греками, приплыли к устью реки По в Италии, продвинулись вглубь страны, захватили город Кротон (Кортону) и поселились в местности, получившей название “Тиррения”. “Этрусками” этрусков называли римляне (латиняне); греки называли этрусков “тирренами”, а сами этруски, согласно Дионисию Галикарнасскому, называли себя расена, и это всё памятуя, что “совершенно безоговорочно этруски названы славянскими племенами в словаре Стефана Византийского”. Сказанное можно представить в виде схемы: пеласги-этруски-славянское племя (расены) и сделать предположительный вывод, что пеласги – это славянское племя, т.е. праславяне.

Летом 1908 года итальянские археологи при раскопках царского дворца на акрополе древнего критского города Феста нашли небольшой по размерам диск из хорошо обожжённой глины, имевший диаметр 15,8-16,5 см и толщину 1,6-2,1 см. С обеих сторон его покрывала спирально идущая надпись на неизвестном языке. Диск был датирован 1700 годом до Р.Х. Вот уже много десятилетий ученые пытаются прочитать загадочные письмена. Современный русский лингвист Г.С.Гриневич предлагает свою версию прочтения:
“Сторона А
Горести прошлые не сочтёшь, однако горести нынешние горше. На новом месте вы почувствуете их. Все вместе. Что вам послал ещё Господь? Место в мире Божьем. Распри прошлые не считайте. Место в мире Божьем, что вам послал Господь, окружите тесными рядами. Защищайте его днем и ночью: не место – волю. За мощь его радейте. Живы ещё чада Её, ведал, чьи они в этом мире Божьем.
Сторона Б
Будем опять жить. Будет служение Богу. Будет всё в прошлом – забудем кто есть мы. Где вы пребудете, чада будут, нивы будут, прекрасная жизнь – забудем кто есть мы. Чада есть – узы есть – забудем кто есть. Что считать, Господи! Рысиюния чарует очи. Никуда от неё не денешься, не излечишься. Ни единожды будет, услышим мы: вы чьи будете, рысичи, что для вас почести, в кудрях шлемы; разговоры о вас. Не есть ещё, будем Её мы, в этом мире Божьем”.
Содержание текста Фестского диска предельно ясное: племя (народ) “рысичей” вынуждено было оставить свою прежнюю землю – ‘Рысиюнию”, где на их долю выпало много страданий и горя. Новую землю “рысичи” обрели на Крите. Автор текста призывает беречь эту землю: защищать её, радеть о её мощи и силе. Неизбывная тоска, от которой никуда не деться, не излечиться, наполняет текст при воспоминании автора о “Рысиюнии”.
Минойцы (жители Крита), они же трипольцы-пеласги, предки этрусков, являлись славянским племенем. К этому теперь ещё можно добавить, что подлинное, неискаженное самоназвание этого племени было “Рысь”, а “рысичи” – это представители этого племени. Этот тотем наших далёких предков достаточно уверенно подтверждает версию о том, что на Крит они пришли с севера, т.е. из Триполья.
Лингвистам хорошо известно: роса-русый-ржавый-рудный-рыжий-рысь – семья однокоренных слов. Используя эту информацию, можно поставить знак равенства между словами “Рысь” и “Русь”, “рысичи” и “русичи”.
Вот так неожиданно Рим и Москва оказались связаны общностью предков. История – ещё слишком молодая наука, не проникшая в далекие уголки прошлого. Однако и сегодня уже ясно: история нашего народа простирается куда дальше, нежели на тысячу лет Киевской и Московской Руси, и, как знать, не откроются ли ещё документы, хранящиеся в толщах земли и ждущие археологов, прольющих свет на загадочные мифы и легенды, которые, как подтверждает наука, зачастую имеют под собой действительные события и факты.

http://forum.ellegirl.ru/index.php?showtopic=6623&st=20