Ву и Пустыня

Ааабэлла
                (предыдущее: http://www.proza.ru/2016/02/05/2574)





А что же делал «тем временем» или иным (кто знает?) сам Ву, которого мы оставили в пустыне?

Он принял решение не возвращаться, и его мучения начались снова. Оба солнца опять принялись за работу, выпаривая живительную влагу, напитавшую тело мальчика. Вновь обжигающий при вдохе воздух и отсутствие малейшего спасительного ветерка или тени.
Остались лишь ноги, цепляющиеся за барханы, тяжёлые ноги, которые почти не поднять… и движение внутри горячей печи. Наконец, он упал – без сил, без желаний. Нет, пожалуй, только с одним желанием: чтобы окончились эти мучения.
В тот момент с ним что-то произошло, и поначалу мальчик не понял что именно. Он перестал ощущать жару, обретя удивительную лёгкость. Как во сне с великаном, когда тот одел на Ву белое одеяние. И почему-то этой части пустыни коснулась тень… Уж не великан ли явился?
Мальчик поднял голову, но никого не обнаружил. Если б он посмотрел выше, то узрел бы небольшое затмение в восходившем солнце, а так остался в неведенье.

В любом случае ему полегчало. Можно было перевести дух и поразмыслить над мучившей загадкой.  Для этого Ву скрестил под собой ноги и воспарил над песком.  Он принялся перебирать свои мысли и разговоры за предыдущий день. Это ни на что не навело.

Тогда он задал себе вопрос: после чего исчез Всеблагой? И вспомнил, как Тот сказал, что провидит будущее. А после – свои мысли в кустиках о том, что, значит, Он знает, как будет со мной… не зря же позвал, а ведь зла Он никому желает. То есть, со мной ничего плохого не случится… И горькое: «Эх…» после этого.
Пожалел его Всеблагой, потому что провидел, что… случится? Или… Это «или» было особенно неприятно. Оно означало, что Ву был не готов рисковать ради благой цели, а полагался на своего могущественного покровителя. Трусил, одним словом. И, конечно, такой Всеблагому был не нужен. Вот она – истина, скрытая в вопросах…

Ву попытался оправдать себя. Всё же он – только мальчик, маленький и слабый, мало что знающий. А его покровитель всемогущ и Ему ничто не угрожает. И всё таки… Всё таки от последнего предположения на душе было скверно. О, сколькому нужно ему ещё учиться…

Он вспомнил слова из наставлений дедушки Свята:
- Ничто не происходит просто так. И горе тому, кто этого не понимает. Он пройдёт мимо причины, не заметит знак. Каждый раз задавай себе вопрос: почему так случилось? Для чего?
И Ву задал себе вопрос: «Если всё не случайно, то для чего… эта пустыня?»
Он потряс головой, пытаясь сообразить. Не помогло. Но ответ должен существовать… Скажем, сначала пустыня гнала его прочь своим жаром, чтобы он воспринял бегство, как избавление, а ниспосланное облако – спасением. Пожалуй, так и есть… А что теперь?
«Кстати, - подумал Ву, - настоящая она или нет?» И попытался потрогать песок, не ощутив его. Как и жару, отметил он. Значит, пустыня – не настоящая… Тогда для чего она сейчас?
Дедушка Свят рассказывал, что в таких местах живут святые отшельники и мудрецы, у которых есть чему поучиться. А мне есть чему учиться. Выходит, надо идти искать их.
Но эту мысль перебила другая: «Если пустыня не настоящая, то почему мудрецы её должны оказаться лучше?»
И словно в ответ раздался визгливый смешок.
Ву огляделся.  Никого.

Он не знал, что в пустынях случаются видения, миражи и даже слышатся голоса. Поэтому принялся рассуждать: раз никого вокруг нет, то разговаривать может… сама Пустыня. Нужно попробовать задать ей вопрос и послушать, что будет. Он обратился к ней со всей деликатностью, как спросил бы у взрослой женщины:
- Любезная Пустыня, чем я вызвал ваш смех?
И поклонился.
На сей раз послышалось два странных смешка и насмешливый голос – женщины в возрасте – произнёс:
- Дитя… мой песок не касается твоих пальцев, и поэтому ты определил, что я – не настоящая, а лишь видение твоё… Коль ты в том уверен, то к кому обращаешься? И кто отвечает тебе?
За последние дни Ву растерял былую уверенность в реальности того, что сообщали ему глаза и уши и оттого задумался.
- Не знаю… - наконец, признался он.
В ответ раздался визгливый хохот и слова:
- Не плохо для начала.
Затем она сказала:
- За это преподам тебе первый урок. Ещё до того, как ты доберёшься до тех, кем я славна.
Ты – парящий надо мной и не ощущающий моего жара, от которого недавно погибал… Насколько ты реален?   
«Законный вопрос… - подумал Ву, - что, если реальна она, а я не ощущаю это… тогда…» Однако что тогда мальчик не смог сказать, чувствуя не пустыню, а то, как ум у него заходит за разум при попытке домыслить это. «Пожалуй, делать этого не стоит, - решил он, - а то вдруг окажется, что ненастоящий – я, а не она. Как мне тогда с этим жить?»
И он попросил извинения у собеседницы за то, что разочаровал её.
В ответ послышалось фырканье и возражение:
- С чего ты взял, что я была очарована? И кем?
«С ней всё труднее разговаривать, - сделал вывод Ву, - не иначе, как набралась ума-разума от своих пустынников. Как же тогда с ними общаться?»
И попытался тишком, да бочком уйти от пустыни. Да куда ж от неё уйдёшь, если куда не кинь взгляд – всюду она?
Но вопросов больше она Ву не задавала.

Он довольно долго перебирал ногами над песком. Одно солнце успело зайти, а другое подняться. Всё это время он не нуждался в еде и питье, и не уставал, что, в конечном итоге, навело бы столь пытливый ум на вопросы, если б не показались пещеры, в которых могли обитать отшельники, и эта надежда отвлекла.

Пещеры располагались в разных частях горы и на различной высоте. Никого снаружи не было видно. «Интересно, - подумал Ву, - в какой из них живёт тот, кто захочет ответить на мои вопросы? Хотя тот, кто захочет не обязательно верно ответит… А если знающий не захочет? И пойму ли я ответы?»

  Так, сомневаясь, он приблизился к нижней пещере. По-прежнему никто не показывался. Ву не решился без позволения заглянуть внутрь и позвал:
- Есть тут кто-нибудь?
В ответ раздался кашель и прозвучал неприветливый старческий голос:
- Если тебе нужен «Кто-Нибудь», то ты пришёл не по адресу!
Ву обрадовался, как ни странно, этим словам, и уточнил:
- Мне как раз какой-нибудь кто-нибудь не нужен. А нужен тот, кто ответит на вопросы.
- Хэ! – раздалось из пещеры, - Какая глупость! На свои вопросы можно отвечать только самому. Как и за них. Или ты предпочитаешь отвечать за чужие глупости?
Ву не нашёлся с ответом. Может быть, потому, что тот, в пещере, был прав?
- Мне нравятся ваши рассуждения, - через некоторое время сказал мальчик, - Можно ли им научиться?
Новое: «Хэ!» явилось ему ответом. Потом невидимый пещерный житель проговорил:
- Попробуй. Начнём с простого: знаешь ли ты себя? Не торопись с ответом! Ведь себя ищут… некоторые всю жизнь идут к себе и, заставая кого-то, пытаются понять: того ли встретили которого искали? И, если даже полагают, что он – тот, не исключено, что тип окажется весьма не симпатичным… Или, как говаривал один остроумец: «Оставшись сам с собою, присмотрись к обоим». Хэ-хэ-хэ!
Ву хмыкнул и по здравому размышлению начал:
- Пожалуй, себя я знаю постольку, поскольку приходится с самим собой иметь дело…
Но невидимый старец прервал его:
- Не дело, а тело! Хэ-хэ… его вы делите. Хорошо ещё если по этому вопросу не имеете разногласий.
- Вот это, как раз вопрос! – обрадовался мальчик, - Я сам не знаю настоящий ли я…
- Хм! – донеслось из пещеры, - Ничего удивительного, я уже не помню, когда здесь встречал что-либо или кого-либо настоящего. Так, одни видения с голосами, нередко мнящие о себе.
- Я в том смысле, что не чувствую своего тела…
- Ещё один мираж… Ты можешь это проверить.
- Как?
- Возьми камень…
- Тут нет их!
- И у тебя за пазухой?
- Тем более… Я думал, вы скажите: видите ли меня?
- Не вижу. Но я давно уже ничего не вижу и не слышу. Реального.
- Но вы же отвечаете мне, - удивился Ву.
- Как своему видению.
- Тогда у нас вами оно общее, ведь я вас тоже слышу. … и что это может значить?
- Кто ж его знает… Ээ! я придумал, как проверить твою материальность без камня! Ты у входа?
- Да.
- Стой там, я сейчас высуну свою палку, попробуй в неё упереться грудью.
Скоро в отверстии пещеры появился конец посоха и, легко пройдя сквозь Ву, упёрся в мешок за его спиной. Сам Ву ничего не ощутил.
- Эх, - вздохнул он, оставаясь с посохом внутри, - я… ненастоящий! Твоя палка сейчас ощупывает мой заплечный мешок…
- Правильно, - сказал древний старик в рубище, показываясь наружу. Белая борода его была столь длинной, что, будучи переброшенной через плечо, свисала сзади до пят, - Не будь ты видением, я бы не слышал тебя. Странно, что я тебя не вижу…
- Тогда я – не видение, - заметил Ву, - Кто ж я тогда?
- Можем подойти к твоему вопросу с другой стороны, - старец вернул себе посох, опёрся о него и стоял, раскачиваясь, - применив определение одного мыслителя, который утверждал, что существует только то, что мыслит. Ты пытаешься научиться мыслить, следовательно, хочешь существовать. Пока это у тебя не слишком получается, почему ты и как бы… не существуешь. Логично?
И сам себе ответил:
- Логично. Не унывай, дитя, существовать удаётся немногим.
- Погодите, - возразил Ву, - неужели всё, что существует, разумно?
- Если по Велению Свыше, то да. Или ты сомневаешься в Создателе?
«Я-то нет, - подумал Ву, - похоже, это Он во мне сомневается…»
Только подумал, но мудрец, будто услышав его мысли, спросил:
- Кто ты такой, чтоб в тебе сомневался Сам?
- Мы опять вернулись к моему первому вопросу… - уныло покачал головой Ву. И тут до него дошло, что старец подслушал то, что он не произнёс. «Хотя, если я – не настоящий, то и говорить не могу, а только помышлять… Значит, я… мыслю! Не существуя. Тот мыслитель неправ».
И услышал хихиканье:
- Хэ-хэ-хэ! Ты опроверг его… Да, только наивные могут неразумно полагать, что вокруг одни разумные… которые творят то, что не умещается в голове. 
  «Но как же тогда быть с Создателем? – подумал наш Ву, - Не мог же Он сотворить неразумный мир…»
- А почему бы и нет? – парировал старик, - Создать такой сложный мир из пустоты или хаоса, по сути, из ничего, из  космического сора, из зла, наконец, когда больше не из чего сделать добро – великое искусство. Творящий может действовать по наитию, ведь этот художник рождает то, чего прежде не существовало. Как тогда знать, чем оно окажется? И у гения не всё одинаково удачно… Один безумно…гениальный художник даже со временем скажет: «О Боге нельзя судить по созданному им миру: это лишь неудачный этюд".
Ву вспомнил свои слова, сказанные Всеблагому, которых сам испугался:
- Я подумал, что ведь это Ты создал таким мир и этих несчастных. А если до того ничего не было, кроме Тебя… то Тебе пришлось сотворить их подобными… Тебе. Брать пример больше было не с кого…
- Именно.
- Ты можешь всё…  в Тебе живут все возможности, иначе бы Ты не был всемогущ.
- Логично.
- Тогда в тебе есть и зло, которое Ты порицаешь в них. И оно в них – от Тебя. Откуда ему ещё взяться?

Старец, конечно, услышавший это, молчал.
Спустя какое-то время, которого, казалось, здесь не существовало, он с трудом опустился в тени на песок и спросил:
- Кто ты?
Ву только мысленно развёл руками.

            

                (продолжение: http://www.proza.ru/2016/02/08/861)