Загонная охота у древних тюрков и индейцев

Гахраман Гумбатов
Американский учёный Айзек Азимов в книге «Ближний Восток» пишет: «Приблизительно 9 тыс. лет назад человечество столкнулось с большими переменами. В течение многих тысяч лет люди добывали пищу там, где могли ее найти. Они охотились на диких животных, собирали плоды и ягоды, искали съедобные корешки и орехи. Если им везло, то удавалось выжить. Зимы всегда были голодным временем. Затем постепенно люди научились сохранять пищу впрок. Вместо того чтобы охотиться на животных и убивать их на месте, человек научился беречь их и заботиться о них. В специальном загоне животные плодились и размножались. Человек убивал их время от времени для пропитания. Так он получал не только мясо, но и молоко, шерсть. Животных нужно пасти, а это означало, что время от времени необходимо было искать свежие зеленые пастбища».
        В последние годы археологи на различных территориях обнаружили "монументальные сооружения" - постройки, требующие долговременной организации и кооперации сотен, если не тысяч, людей. Изучив эти древнейшие постройки, учёные пришли к выводу эти сооружения, связаны с одним из древнейших занятий рода человеческого - охотой. Одним из наиболее интересных типов подобных сооружений являются гигантские загоны для дичи - называемые "desert kites" - "пустынные воздушные змеи". Они представляют из себя две сложенных из камней стены сходящиеся под углом. В месте пересечения находится загон округлой формы, размером в несколько десятков метров. Общая длина стен могла достигать нескольких километров. Они использовались для загона больших стад газелей, диких коз и овец. Они строились весьма искусно: высота стен у "хвостов" подобного змея была небольшой, чтобы не препятствовать свободному проходу стада, но достаточной, чтобы в момент опасности и погони животные предпочитали бежать вдоль стены, не пересекая её. Ближе к загону высота стен увеличивалась, и перепрыгнуть их было всё труднее, наконец, стадо оказывалось загнанным в узкое пространство с высокими стенами, из которого оно уже было не в состоянии выбраться. Сотни остатков таких сооружений обнаружено в пустынных районах Ближнего востока. Такие загоны появились по крайней мере около 6000 лет до н.э., и использовались в течении сотен, если не тысяч, лет.
       Lenta.ru: «До последнего времени считалось недоказанным, что древние люди применяли те же методы массовой охоты на газелей, которые привели к почти полному их уничтожению на Ближнем Востоке в конце XIX - начале XX века. Тогда использовались огромные каменные загоны, некоторые из которых достигали десятков километров в длину. Подобные загоны возрастом несколько тысяч лет ученые обнаруживали и раньше, однако доказать, что они использовались для охоты, не могли. Теперь исследователи провели анализ костей газелей (2631 фрагмента), обнаруженных на северо-востоке Сирии, и установили, что они принадлежали животным всех возрастов - от детенышей до уже взрослых. Кроме этого, недалеко от захоронения были найдены загоны и наскальная живопись, которая демонстрирует охоту. Из этого ученые заключили, что 5,5 - 5,1 тысячи лет назад в данной местности люди устраивали массовую охоту на газелей. Исследователи подчеркивают, что результатом подобной охоты могла стать низкая численность животных, а также, возможно, истребление новых видов. Кроме этого, археологи отмечают, что, судя по возрасту костей, охота происходила в то время, когда уже началось одомашнивание животных. Из этого они заключили, что подобные события имели важное социальное значение - они сплачивали общины древних людей вместе, поскольку требовали координированных действий больших групп людей». Далее  С.П.Толстов пишет: «Огузы X — начала XI в. выступают перед нами как народ, сохранивший старые оседлые традиции и комплексное, скотоводчески-земледельчески-рыболовное хозяйство своих предков, близкое по типу к хозяйству хазар. Ал-Идриси и наиболее осведомленный писатель конца XI в. Махмуд Кашгарский подчеркивают обилие городов в земле огузов. «Города гузов многочисленны, они тянутся друг за другом на север и восток», — говорит ал-Идриси. Махмуд Кашгарский, не ограничиваясь перечислением ряда огузских городов на Сыр-дарье, на своей карте обозначает бассейн Нижней Сыр-дарьи как область «городов гузов». В обстановку напряженной борьбы с огузами вводят нас археологические памятники северо-западной окраины Хорезма, открытые и обследованные нами в 1946 г. Вдоль всей окаймляющей долину нижней Аму-дарьи с запада могучей пятидесятиметровой стены «Чинка (обрыва) плато Устюрта расположена цепь хорезмийских укреплений, выстроенных в X в. и закрывающих все спуски с Устюрта в долину. Эти укрепления сочетаются со своеобразной системой сигнальных башен-маяков, видимо пунктов световой сигнализации. Каждая такая башня, сложенная из тесаного камня, стоит на краю Устюрта, над спуском. Все башни взаимно хорошо проглядываются, являясь и сейчас великолепными ориентирами в этой местности. Цепь их начинается от мыса Урга; далее они тянутся вдоль Чинка на юг с дистанцией около 20 километров одна от другой, составляя единую систему, по которой световой сигнал о появлении враждебных степняков на плато мог бы быть передан в Ургенч с любого пункта Чинка в течение какого-нибудь получаса. Небольшие каменные форты расположены на равнине или на скалах, фланкирующих спуск со стороны долины».
       Российский исследователь Александр Таиров в статье «Кочевники Арало-Каспия и Хорезм в V – IV вв. до н.э.» пишет: «Процесс освоения номадами Восточного Прикаспия района Узбоя, начавшийся не ранее середины I тыс. до н.э. и связанный с изменением экологической обстановки, привел к тому, что на рубеже V;IV вв. до н.э. здесь появляются отдельные памятники, а в IV в. до н.э. складывается своеобразная культура скотоводческого населения…Прослеживаются тесные связи скотоводов этого региона и с оседлым населением Хорезма и подгорной равнины Копетдага, а также с более отдаленными областями Ирана и Закавказья».
       Цель строительства аранов-это приручение диких животных. Для того, чтобы просто убивать животных нет необходимости строить сложные трудоемкие многокилометровые загоны. Достаточно иметь лук и стрелы (у современных охотников дальнобойные мощные винтовки с оптическим прицелом). Используя араны древние тюрки доместицировали, обитающих в горах Кавказа горных козлов и горных баранов.
Араны-каменные охотничьи загоны древних тюрков. На Южном Кавказе до сих пор сохранились остатки каменных охотничьих загонов. Древние тюрки называли эти загоны аранами, а заградительные камни этих загонов — гошундашами, то есть — каменными охотниками или каменным войском. На сегодня некоторые гошундаши-араны сохранились во многих регионах Евразии. При изучении наскальных рисунков в разных местах Евразии от Закавказья до Алтая, археологи обнаружили множество рисунков сцен загонной охоты и загонов-ловушек. Например, Несколько лет тому назад археологами на плато Устюрт были найдены следы огромной системы загонных сооружений древних тюрков — аранов. Протяженность системы измеряется многими десятками километров и ее фрагменты с высоты птичьего полета напоминают загадочные стреловидные знаки, указывающие куда-то в глубь пустыни. Учёные определили, что выявленные на Устюрте араны — стреловидные загоны предназначались для отлова джейранов, муфлонов и сайгаков.
        Как известно, на территории Кавказа древними историками не раз упоминается древнетюркское Аранское/Албанское государство (груз. Рани; парф. Aran; сир. Аран; араб. Арран).
     В Закавказье до сих пор сохранились следующие топонимы: «Аран-дагы (гора Аран), Аран дюзу (равнина Аран), Аран гала (крепость Аран), село Аран, Аран тепелери (Аранские холмы),  Йазы-Аран (Степь Аран), Бёюк Аран (Большой Аран), Аран булаг (Родник Аран)  и другие. В Крыму на берегу реки Бурульча сохранились развалины села Кой Аран – «овечий загон». Лаки Дагестана страну, заселенную кумыками, называли аран или ариян. (184а)
  В казахском языке древнетюркское слово аран сохранило несколько значений:
- (ловушка из наклонных остроконечных — деревянных, железных — кольев, старинный способ ловли зверей); аран;а ;рыну ; напороться на колья (ловушки); а;ды аран;а айдау ; загонять зверя в ловушку;
- воен. рожон; заостренный кол;
- загон (для скота, обставленный кругом вбитыми в землю кольями); мал аранда т;р ; скот находится в загоне.
        Мусульманский учёный и писатель, филолог, путешественник, историк и географ Якут аль-Хамави (1178-1229) в своём знаменитом топонимическом  «Словаре стран» («Муджам аль-булдан») пишет: «АРРАН — неарабское название обширной области со многими городами, в числе которых Джанза, а народ ее называет Ганджа, Барда, Шамкур и Байлакан. Между Азербайджаном и Арраном протекает река под названием Аррас (Аракc). Все, что находится западнее и севернее этой реки, относится к Аррану, а что находится восточнее ее, к Азербайджану… АЛ-КУРР (Кура) — река в Арране. Она протекает через город Тифлис и находится в двух фарсахах от Барды. Ниже ее ал-Курр сливается с рекой ар-Расе, а затем впадает в Хазарское или Табаристанское море».
     Член-корр. АН СССР К. В.  Тревер в статье «К вопросу о культуре Кавказской Албании» пишет: «Происхождение названия "Албания" до сих пор окончательно не установлено… Допустимо предположение, именно что греки и римляне придавали названием "Албания" близкое к их языкам звучание местному самоназванию — "Аран". Это предположение подтверждается, как мне кажется, и тем фактом, что в надписях царя Шапура и жреца Картира (III в. н. э.) на Кааба-и Зардушт в Накш-и Рустаме слову "Албания" в греческой версии соответствуют в парфянском тексте и в парсик слово "Аран". Как известно, это же название, в форме "Арран" носит страна со времени завоевания ее арабами».
        Слово аран – «загон, ограждённое место», можно предположить, возникло в древнетюркском языке в период вхождения предков древних тюрков (прототюрков) в ностратическую общность. В языке современных осетин слово ар;н означает «граница».  Часть ностратов (предки прототюрков), став скотоводами, заселили территорию Южного Кавказа и сопредельные территории Передней Азии. Некоторые другие скотоводческие ностратические племена заселили равнинные и предгорные территории Западной Европы. В дальнейшем часть из них, видимо, вынуждена была переселиться на Британские острова, а другая часть на - территорию Северной и Южной Америки (предки индейцев).

    Отлов чилийскими индейцами викуний.
Викунья  — вид парнокопытных млекопитающих семейства верблюдовых.
Обитает в высокогорных районах Анд (Южная Америка. Чили). Викуньи также распространены в Андах Эквадора, Перу, Боливии и Аргентины. Встречаются на высоте от 3500 до 5500 метров. Викуньи живут в родовых стадах с чётко ограниченными ареалами и ведомых главным самцом. Помимо них существуют группы молодых самцов-холостяков, которые в силу своего незрелого возраста ещё не в состоянии защищать собственную территорию. Также встречаются одинокие старые самцы, изгнанные из стада младшими соперниками.
Отлов викуний осуществляется с помощью портативных ловушек (mangas). Ловушка состоит из раструба и загона (кораля, серко).
Ограждения раструба изготавливаются из сетки. Они имеют высоту 2 м и базовую длину от 500 до 1000 м. Ограждения ставятся под углом приблизительно 35°. Раструб снабжен двумя поперечными сетями, которые лежат на земле и поднимаются, когда животные их пересекают. Вторая сеть предназначена для того, чтобы при необходимости можно было разделить животных на подгруппы.
Перед установкой ловушек изучается передвижение викуний, чтобы раструб разместить входом в сторону того места, откуда должны появиться животные.
Для того чтобы загнать викуний в ловушку, поступают следующим образом, где · – люди, V – викуньи). Часть загонщиков выстраивается по обе стороны раструба, как бы становясь его продолжением. Другая группа людей образует барьер позади стада викуний. Она и гонит животных к ловушке. Люди объединены веревкой с цветными лентами, которые отпугнут викуний, если те попытаются убежать. С криками «Чаку! Чаку!» викуний гонят в загон (кораль). В заповеднике Пампа-Галерас применяют свою собственную систему отлова викуний. В ней люди, объединенные веревкой с цветными лентами, образуют лишь половину круга. Вторую половину круга составляет ограждение. Животные, убегая от людей, натыкаются на это ограждение, следуют вдоль него в поисках выхода и неизбежно попадают в раструб ловушки. В основном викуний стригут, а затем их отпускают обратно в горы.

http://vicuna.ru/index.php/moderno-chaccu/
https://www.youtube.com/watch?v=zWRWc49kCKA