Последние воздушные тараны 1945 года

Олег Каминский
     За время Великой Отечественной войны советскими летчиками было совершено, по некоторым подсчетам, нуждающимся в уточнении, более 600 воздушных таранов. Подавляющее большинство их произошло в начальный период войны, несколько меньше в середине войны, а в конце войны количество таранов вообще резко сократилось. Причем, если раньше утверждалось, что советские летчики совершали воздушные тараны сознательно, то, теперь стали признавать, что многие тараны, произошли совершенно случайно, особенно при лобовых атаках. Особенно характерно это видно на примерах боев, произошедших на завершающем этапе войны. Предлагаемая хронология воздушных таранов 1945 года составлена на основе документальных данных, в первую очередь наградных документов и списков безвозвратных потерь, а также информацией из немецких документов. При описании боевых эпизодов, для большей убедительности, в основном, сохранена орфография штабных писарей, но в некоторых случаях, особо сложных для прочтения и понимания, а также ради уточнения географических мест и других подробностей, текст документов слегка подкорректирован. 

     Судя по всему, первые случаи таранов в 1945 году произошли 16 января. Во второй половине дня летчик 813-го истребительного авиационного полка 4-й воздушной армии младший лейтенант Григорий Андреевич Волошин (05.02.1922) в составе восьмерки самолетов Ла-5 вылетел на боевое задание по прикрытию наземных войск на поле боя. В районе Насельска северо-западнее Варшавы, группа встретилась с превосходящими силами противника – около тридцати штурмовиков ФВ-190 с подвешенными бомбами. Как написано в наградном документе: «Горя ненавистью к врагу Волошин шел на лобовое сближение с противником, чтобы наверняка его разить. Видя, что противник не принимает боя и уходит со снижением, тов. Волошин, не считаясь со своей жизнью, пошел на таран противника и своим самолетом сразил его». В результате лобового удара оба самолета рассыпались в воздухе и летчики погибли.
     В списках безвозвратных потерь о гибели Волошина записано следующее: «При прикрытии наземных войск в районе Насельск – Цеханув во время воздушного боя таранил самолет противника».
     Наш самолет упал на вражеской территории, и где был захоронен летчик - установить не удалось.
     Посмертно младший лейтенант Г. А. Волошин был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени (22.02.1945).

     Другим летчиком, совершившим таран в этот же день на самолете Як-9У, был командир звена 139-го гвардейского истребительного авиационного полка 1-й воздушной армии гвардии лейтенант Сергей Семенович Долгалев (Долголев) (01.05.1923). Подробности этого, к сожалению, отсутствуют. Известно лишь, что после тарана летчик сумел приземлиться на своем аэродроме. В книге М. Ю. Быкова «Советские асы 1941-1945. Победы Сталинских соколов» отмечено, что из двух ФВ-190, сбитых Долгалевым восточнее Маллвишкен, ныне Майское Калининградской области (Россия), «один сбит таранным ударом». А в наградных документах о таране, почему-то, не упоминается. Там записано только, что «За период Восточно-Прусской операции сбил два ФВ-190 и одного подбил».
     Гвардии лейтенант С. С. Долгалев был награжден орденом Красного Знамени (24.01.1945).
     С большой долей вероятности можно предположить, что протараненный ФВ-190 был из состава немецкой штурмовой эскадры SG.3. В тот день потери эскадры составили пять самолетов, поэтому, сложно определить, какой из самолетов был сбит тараном.

     20 января снова были отмечены два случая таранов. Одним из героев тарана был летчик 812-го истребительного авиационного полка 16-й воздушной армии лейтенант Александр Иванович Филиппов (1918). В составе четверки истребителей Як-9Д под командованием капитана Д. В. Джабидзе он вылетел на сопровождение двух групп штурмовиков Ил-2 по восемь самолетов в каждой, имевших задание нанести удар по железнодорожной станции Мацишевиче западнее Варшавы. Недалеко от цели советские самолеты встретились с девятью ФВ-190. О том, что произошло дальше, есть различные описания в прессе, которые несколько отличаются друг от друга. Поэтому, для более правдивого изложения, лучше всего всё же воспользоваться текстом наградного документа. Вот что в нем написано: «При подходе к цели, умело отбивал атаки четырех ФВ-190 от Илов. В бою заметил, что ведущий ФВ-190 атакует ведущего Ил-2 командира 58-го гвардейского штурмового авиационного полка Героя Советского Союза подполковника В. Д. Панфилова.
     Ведя огонь по ФВ-190, лейтенант Филиппов видел, как он приближался к Илу и уже хотел открыть огонь. Тогда коммунист Филиппов резко развернулся и пошел на таран, начав рубить самолет противника с хвоста. Затем Филиппов выбросился на парашюте, но в воздухе был расстрелян другим ФВ-190 и при быстром падении, упав на землю в районе Жиронице, потерял сознание и попал в плен. Из плена совершил побег, затем перебрался к союзникам и оттуда вернулся в свою часть.
     Прошел спецпроверку в органах СМЕРШ при 16-й Воздушной Армии и был допущен к боевой работе».
     Лейтенант А. И. Филиппов был награжден орденом Красного Знамени (04.06.1945).
     Немецкая авиация в тот день понесла очень большие потери, поэтому установить, какой ФВ-190 был сбит тараном, практически, не возможно.      

     Но если Филиппову повезло и он, несмотря на плен, всё же остался жив, другой случай тарана закончился трагически. При этом погиб экипаж штурмовика Ил-2 в составе пилота гвардии младшего лейтенанта Петра Пантелеевича Иванникова (23.06.1921) и стрелка гвардии младшего сержанта Анатолия Емельяновича Сорокалетова (1923) из 140-го гвардейского штурмового авиационного полка 2-й воздушной армии. К сожалению, за свой таран, погибшие летчики награждены не были. Однако упоминание о таране есть в наградном документе на заместителя командира 140-го полка гвардии майора А. А. Яковицкого: «Ведомый группы гвардии младший лейтенант Иванников, израсходовав свои боеприпасы, своими дерзкими действиями, мужеством и преданностью Родине, пошел на таран Ю-87, в результате Ю-87 сбит и горящим пламенем вместе со своим экипажем врезался в землю. В этом бою погибли смертью храбрых тов. Иванников со своим стрелком и самолетом».
     Наш самолет упал на территории, занятой вражескими войсками и, к сожалению, нет никаких сведений о месте захоронения погибших летчиков.
     Судя по публикациям в прессе, таран произошел при следующих обстоятельствах. Группа в составе девяти штурмовиков Ил-2 140-го гвардейского штурмового авиационного полка (ведущий - гвардии майор А. А. Яковицкий) в сопровождении четырех истребителей Як-1 156-го гвардейского истребительного авиационного полка (ведущий - гвардии старший лейтенант А. Ф. Шаманский) вылетела с задачей - нанести бомбардировочно-штурмовой удар по скопившимся эшелонам противника на железнодорожной станции Воссовка. Однако, не доходя до цели, в районе Люблинец (Польша), группа встретила до 20 Ю-87 под прикрытием 12 Ме-109 и ФВ-190, шедших бомбардировать боевые порядки наших наземных войск. Шесть Ме-109, ФВ-190 и до десяти Ю-87 навязали воздушный бой нашему сопровождению, остальные самолеты противника навязали воздушный бой группе Илов. В ходе воздушного боя советские летчики сбили 3 Ю-87 и 1 Ме-109, в том числе тараном Иванникова был сбит 1 Ю-87.
     Достоверно известно, что в результате тарана был уничтожен Ju 87G-2 WNr. 491216 кавалера Рыцарского креста обер-фельдфебеля Ганса Лудвига (Oberfeldwebel Hans Ludwig) (06.02.1921) из 10.(Pz)/SG.2 «Immelmann».
     Этот случай подтверждают и немецкие документы. Вот что в них написано о гибели обер-фельдфебеля Ганса Лудвига: «При атаке танков был таранен одним из Ил-2, при этом половина правой плоскости Ю-87 была отбита, самолет вошел в штопор и врезался в землю в районе деревни Лобен. Вместе с ним погиб руководитель полетов эскадры лейтенант Герберт Вайссбах (Leutnant Herbert Weissbach), который летел на самолете в качестве бортового стрелка».    

     7 февраля 1945 года в газете советских ВВС «Сталинский сокол» было опубликовано сообщение о таране командира звена одного из истребительных авиационных полков лейтенанта Григория Степановича Ермакова. Вкратце обстоятельства тараны были следующие. Ермаков вылетел на перехват немецкого бомбардировщика. В воздушном бою подбил вражеский самолёт, но тот продолжал полёт. Израсходовав боеприпасы, Ермаков пошёл на таран. Бомбардировщик потерял управление и врезался в землю. Вот и всё. Наградных документов на Ермакова нет, в списках погибших он не значится. Не известна ни точная дата, ни район боя, ни номер полка, ни каких-либо других подробностей этого случая. 

     Зато о подвиге командира звена 5-го гвардейского истребительного авиационного полка 2-й воздушной армии гвардии старшего лейтенанта Александра Борисовича Мастеркова (12.09.1921), совершившего таран 10 февраля в районе Губена юго-восточнее Берлина, в наградных документах есть такие строки: «Выполняя боевое задание четыре Ла-5, в составе которых находился тов. Мастерков, встретили двадцать самолетов противника Ю-87, шедших под прикрытием четырех ФВ-190 к переднему краю наших войск. Несмотря на присутствие истребителей противника, прикрывающих бомбардировщиков, четверка Ла-5 смело атаковала последних и в напряженном воздушном бою сбила шесть Ю-87, не потеряв при этом ни одного своего самолета. Тов. Мастерков в этом бою сбил три бомбардировщика противника. Когда два самолета были сбиты огнем, пушки отказали, но Мастерков уже зашел в хвост третьему Ю-87 и, подойдя вплотную, отрубил винтом хвостовое оперение бомбардировщику. Самолет противника врезался в землю».
     За 17 сбитых самолетов и воздушный таран гвардии старшему лейтенанту А. Б. Мастеркову 27 июня 1945 года было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно (он был сбит зенитным огнем 20 марта 1945 года в районе Бауцена). 
     По данным документов немецкого 6-го воздушного флота в тот день один Ju 87 из состава 10(Pz)/SG.77 был сбит в воздушном бою и ещё один Ju 87 из 1(Pz)/SG.9 был поврежден на 50% при вынужденной посадке. Учитывая, что в бою, в котором участвовал Мастерков, по заявкам летчиков, было сбито шесть Ю-87, точно установить какой из них он таранил, пока не представляется возможным. 

     Очередной случай тарана, в котором отличился заместитель командира эскадрильи 233-го истребительного авиационного полка 16-й воздушной армии лейтенант Александр Михайлович Ершов (1923), произошел 19 февраля. Вот как описано это в наградном документе: «В группе восьми самолетов Як-3 вылетел на прикрытие наших наземных войск в район Крюссов-Залентин (возможно Клоссов-Каленциг). В районе цели встретили до 30 самолетов противника, с которыми завязался бой. Во время боя оказался между тремя ФВ-190, атаковать и выйти из атаки не смог, так как мог попасть под огонь вражеского самолета. Принял решение таранить один самолет, в результате чего вышел победителем, своей плоскостью ударил по хвостовому оперению ФВ-190, который в беспорядочном падении врезался в землю. У самолета лейтенанта Ершова была повреждена плоскость». К этому можно добавить, что, несмотря на повреждения, Ершов сбил ещё один ФВ-190. Можно также уточнить, что бой происходил над Кюстринским плацдармом, первый ФВ-190 упал южнее Шлетениц, а второй - в районе Мегов. А всего в том бою наши летчики сбили девять вражеских самолетов. 
     Лейтенант А. М. Ершов был награжден орденом Красного Знамени (30.03.1945).

     В марте 1945 года в скорой победе над Германией никто уже не сомневался, но упорные бои пока ещё продолжались. По имеющимся данным, в течение месяца произошло не менее пяти воздушных таранов.

     В одном из воздушных боев 3 марта заместитель командира эскадрильи 133-го истребительного авиационного полка 16-й воздушной армии старший лейтенант Николай Михайлович Антипов (1918) столкнулся с немецким самолетом. Произошло это, по данным открытой печати, при следующих обстоятельствах.
     Четверка Як-3 во главе с капитаном Г. А. Даниленковым сопровождала шестерку Ил-2 173-го гвардейского штурмового авиационного полка ведомую Героем Советского Союза капитаном М. И. Румянцевым. В районе Фрайенвальде, ныне Хоцивель (Польша), восточнее Штеттина Ил-2 занялись штурмовкой войск отступавшего противника. После первого захода штурмовики были атакованы шестью ФВ-190, которых прикрывала сверху четверка истребителей. Воздушные стрелки встретили врага дружным огнем. Вступившие в бой наши летчики-истребители сбили один ФВ-190, а ещё один ФВ-190 столкнулся с Як-3 Антипова, при этом оба самолета взорвались в воздухе.
     Старший лейтенант Антипов погиб и был похоронен сначала в Машево, а позже в Грыфино Щецинского воеводства (Западно-Поморского воеводства) (Польша).
     К сожалению, после гибели Антипова к награде не представили, поэтому документального описания тарана нет.
     В книге М. Ю. Быкова указывается, что Антипов «был сбит в воздушном бою». При этом в примечании написано следующее: «Литературные сведения о том, что в последнем бою Антипов таранил самолет противника и при этом погиб, не подтверждаются документально».
     Зато в списке безвозвратных потерь четко зафиксировано: «Погиб при таране самолета противника в районе Массов (Берлинское направление)».

     При воздушном таране 5 марта в 12 часов 40 минут геройски погиб командир звена 104-го гвардейского истребительного авиационного полка 2-й воздушной армии гвардии лейтенант Николай Николаевич Климов (1918). О его подвиге, в наградном документе написано следующее: «Выполняя задание по прикрытию своих войск в районе Бунцлау, группа в составе шести истребителей Р-39 «Аэрокобра» была неожиданно атакована из-за облачности восемью Ме-109. Разгорелся неравный по численности воздушный бой. На гвардии лейтенанта Климова в лобовую атаку шел ведущий группы истребителей противника. Климов довернул свой самолет и пошел ему в лоб, не уступил дорогу противнику и на скорости 600 км в час таранил ведущего истребителей противника. В результате лобового тарана гвардии лейтенант Климов погиб смертью героя». У его «Аэрокобры» оторвалось крыло, самолет вошел в штопор и упал на околице Бунцлау, ныне Болеславец (Польша).
     Погибший летчик был похоронен на центральной площади Волау, ныне Волув (Польша).
     Посмертно гвардии лейтенант Н. Н. Климов был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени (24.03.1945).
     От удара у Ме-109 отлетело хвостовое оперение, и он тоже упал на околице Бунцлау. Летчик также погиб и был захоронен рядом с обломками своего истребителя. По некоторым данным, немец был в звании капитана, награжденный Железным крестом.
    
     7 марта произошло ещё одно трагическое столкновение в воздухе, при котором оба летчика, - советский и фашистский, - также погибли. В советских документах этот случай не отражен, зато есть весьма красноречивые данные немецких документов об этой драме. По этим данным, в 14 часов 45 минут (время Берлинское) шестерка Ме-109 во главе с командиром эскадры JG.77 «Herz Аs» майором Ляйе вылетела на боевое задание. В 15 часов 30 минут в квадрате Pl.Qu. 80256 майор Ляйе атаковал один Як-9, но при выходе из атаки врезался в него. С высоты всего 60 метров Ляйе выбросился с парашютом из потерявшего управление Bf 109 G-14/AS WNr. 786329 «Schwarzer Winkel 1», но парашют не успел раскрыться и Ляйе разбился в районе Дрогомысля северо-западнее Билица, ныне Бельска Бяла (Польша).      
     Майор Эрих Ляйе (Major Erich Leie) (10.09.1916) был очень известным асом Люфтваффе, имевшим на своем счету 118 (или 121) сбитых самолетов противника и награжденным Рыцарским крестом.
     Ляйе был похоронен в Глучине (Чехия), посмертно ему было присвоено звание подполковника.
     Как уже говорилось, в советских документах об этом столкновении ничего не сказано. Тем не менее, по данным журнала боевых действий 100-го отдельного корректировочно-разведывательного авиационного полка 8-й воздушной армии можно составить следующую картину произошедшего. В 17 часов (время Московское) три самолета полка вылетели в район Прухна - Дрогомысль, для проведения визуальной разведки. Непосредственно разведкой занимался экипаж Ил-2 лейтенанта П. П. Слугина, а прикрытие осуществляли два Як-9 командира звена лейтенанта В. Ф. Стаканова и летчика лейтенанта В. И. Бизяева. В заданном районе наши самолеты были атакованы истребителями противника. Во время воздушного боя на высоте 1.200 метров в 17 часов 35 минут лейтенант Василий Иванович Бизяев (1922) был сбит, его самолет Як-9 №1515363 свалился в штопор, упал на вражеской территории в районе Охабы, что в 2-3 км юго-восточнее Дрогомысля, и при ударе о землю взорвался.
     Лейтенант В. И. Бизяев погиб, место его захоронения не известно.
     Судя по всему, в ходе боя остальные наши летчики не заметили момент столкновения, но место падения самолетов и время боя (разница между Берлинским и Московским временем составляет два часа) совпадают идеально, поэтому, без сомнений, жертвой столкновения с немецким самолетом был советский летчик лейтенант В. И. Бизяев.   

     Интересный случай воздушного тарана произошел 11 марта в районе железнодорожной станции Илмая северо-восточнее Либавы, ныне Лиепая (Латвия). Командир звена 187-го отдельного корректировочно-разведывательного авиационного полка 15-й воздушной армии лейтенант Нестер (Нестор) Афанасьевич Бибин (02.11.1920) доставил на аэродром даже вещественные доказательства своего тарана. Вот как описан этот случай в наградном документе: «Повел четверку Як-9 на прикрытие звена Ил-2 при фотографировании района ст. Илмая. В районе цели Яки были неожиданно атакованы четырьмя ФВ-190. Лейтенант Бибин увидел истребителей противника на дистанции прицельного огня в 400 метров и мгновенно развернул своего ястребка на 180 градусов, направив его встречным курсом в лобовую атаку на стервятника. За это время дистанция настолько сократилась, что лейтенант Бибин не успел произвести выстрелов из пушки, как самолеты подошли в сближение 5-10 метров. Мысль волевого летчика и в этот критический момент работала спокойно и здраво. Взяв руль на себя, лейтенант Бибин пошел на таран сверху по самолету противника и винтом ударил по кабине, а водяным радиатором снес киль и ФВ-190 пошел под отрицательным углом и врезался в землю, что наблюдали все экипажи Ил-2 и Як-9.
     Несмотря на полученные сильные повреждения своего самолета (побиты две лопасти винта, пробит водяной и маслорадиатор) лейтенант Бибин чудом привел самолет на свой аэродром, где отлично произвел посадку. Как существенное доказательство в водяном радиаторе привез отбитую часть киля самолета ФВ-190 с номером 66».
     По данным немецких документов, в боях над Курляндией в этот день один Fw 190 A-9 WNr. 638096 из состава III./SG.3 был поврежден зенитным огнем и совершил вынужденную посадку в районе Броцены, в 65 км западнее Елгавы (Латвия). Повреждения самолета составили 20%.
     Лейтенант Н. А. Бибин был награжден орденом Красного Знамени (23.03.1945).

     24 марта после мощной артиллерийской и авиационной подготовки войска 4-го Украинского фронта прорвали немецкую оборону и стали наступать, с целью обхода Моравска-Остравы. В этот день группа летчиков 88-го гвардейского истребительного авиационного полка 2-й воздушной армии под командованием гвардии старшего лейтенанта П. М. Никонорова вела воздушный бой с немецкими истребителями Ме-109 в районе Егерндорфа. Что произошло дальше – отражено в наградном документе: «В паре с Героем Советского Союза гвардии старшим лейтенантом Никоноровым, выполнял боевое задание по прикрытию боевых порядков наземных войск. В районе прикрытия летчики встретили шесть Ме-109 с которыми завязали воздушный бой. В ходе боя гвардии младший лейтенант Алексей Иванович Новичков (1922) обеспечил Герою Советского Союза гвардии старшему лейтенанту Никонорову сбитие ведущего первой пары Ме-109, а сам геройски таранил ведомого первой пары и погиб. Самолет противника загорелся и упал».
     По показаниям Никонорова его ведомый Новичков при атаке с близкой дистанции не успел отвернуть и врезался в самолет противника.
     В книге М. Ю. Быкова написано, что Новичков «Столкнулся при лобовой атаке с самолетом противника воздушном бою», а в списке безвозвратных потерь записано, что он «Погиб в воздушном бою на самолете Ла-5 при таране самолета противника», правда, указывается другой тип немецкого самолета - ФВ-190.
     После столкновения Новичков вместе со своим истребителем Ла-5 № 39211895 упал на территории противника и погиб. Место его захоронения не известно.
     Посмертно младший лейтенант А. И. Новичков был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени (05.04.1945).
     Сравнительно недавно фрагменты упавшего Ла-5 были обнаружены в поле недалеко от села Табор, в 10 км юго-восточнее Егерндорфа, ныне Крнов, северо-западнее Моравско - Остравы (Чехия). В 3 км от места падения Ла-5 были обнаружены и фрагменты немецкого Ме-109.

     16 апреля в 6 часов 15 минут залп нескольких тысяч орудий и минометов возвестил начало битвы за Берлин. Войска 1-го Украинского фронта после мощной артиллерийской и авиационной подготовки перешли в решительное наступление. С утра туман немного мешал действиям авиации, но потом погода улучшилась, и армады из сотен самолетов стали одни за другими вылетать на задания. Всего 16-я воздушная армия произвела 5.342 боевых вылета, в том числе 2.545 вылета совершили истребители. Самолеты Люфтваффе смогли выполнить всего лишь 891 боевой вылет.
     Несмотря на полное господство в воздухе нашей авиации, немецкие истребители и штурмовики группами по 4 - 6 и до 20 самолетов пытались бомбить и обстреливать боевые порядки наших войск, а также переправы через реку Одер. Воздушные бои, как правило, завязывались еще на подходе к цели с нашими истребителями прикрытия наземных войск и сопровождения бомбардировщиков и штурмовиков.
     В целом активность немецких летчиков в первый день сражения была достаточно высокой. Их жертвами стали не менее 13 советских самолетов: 3 Ту-2, 3 Б-25, 1 Пе-2, 2 Ил-2, 1 Як-9, 1 Р-39 «Аэрокобра» и 2 Ла-7. Из числа не вернувшихся с боевых заданий 54 самолетов 16-й армии многие наверняка также были сбиты немецкими летчиками. Общие потери 16-й воздушной армии составили 87 самолетов.
     Летчики 16-й армии заявили об уничтожении в 140 воздушных боях 165 самолетов противника, в свою очередь, летчики Люфтваффе заявили о 125 воздушных победах и потерях 34 самолетов.

     Во время этой масштабной воздушной битвы произошло сразу несколько случаев таранов и случайных столкновений. Один из таких эпизодов, произошедший с летчиком 56-го гвардейского истребительного авиационного полка 16-й воздушной армии гвардии младшим лейтенантом Олегом Павловичем Белозеровым (24.06.1922), описан в наградных документах: «Во время прикрытия своих войск в районе Зеелов восточнее Берлина в период 11.52-12.56, при лобовых атаках произошел непроизвольный таран в воздушном бою с превосходящими силами противника. Бой в составе шести Як-3 вел с группой из восьми ФВ-190. Атаки производил смело и дерзко, не давая противнику действовать по боевым порядкам наших войск. В результате боя и непроизвольного тарана летчик и самолет противника разбились на территории противника в 2 км юго-западнее Зеелов. Сам Белозеров выпрыгнул на парашюте и приземлился на огневые позиции противника переднего края обороны и тут же был взят в плен. Из плена был освобожден нашими войсками и прибыл в часть 16.5.1945 года».
     Гвардии младший лейтенант О. П. Белозеров был награжден орденом Красного Знамени (15.06.1945).

     В наградном документе на заместителя командира эскадрильи 174-го гвардейского штурмового авиационного полка 16-й воздушной армии гвардии старшего лейтенанта Николая Никифоровича Аравина (1918) тоже упоминается о воздушном таране, но на этот раз … неизвестного немецкого пилота истребителя ФВ-190! Вот что написано об этом случае в наградном документе: «В районе цели группа из шести штурмовиков Ил-2 вела воздушный бой с восьмеркой ФВ-190 в районе Франкфурта-на-Одере, в которой группой сбито два самолета противника, один из которых сбит воздушным стрелком Аравина гвардии лейтенантом Андреем Ермиловичем Гладышевым (1921). Поврежденный огнем зенитной артиллерией, с отбитой тараном самолета ФВ-190 половиной руля поворота и киля, тяжело управляемый самолет привел и отлично посадил на свой аэродром».
     К сожалению, немецких данных об этом случае нет, и что произошло с немецким летчиком – история умалчивает.
     Гвардии старший лейтенант Н. Н. Аравин и гвардии лейтенант А. Е. Гладышев были награждены орденами Красного Знамени (10.05.1945).
 
     Действовавшие чуть южнее Берлина авиационные части 2-й воздушной армии произвели в тот же день 3.376 боевых вылетов, в воздушных боях было сбито 37 самолетов противника. По данным службы наблюдения, немецкая авиация произвела всего 220 самолето-вылетов.

     Во время одного из воздушных боев летчиков 16-го гвардейского истребительного авиационного полка 2-й воздушной армии в период 10.05-11.15 произошел совершенно нелепый случай столкновения с самолетом противника, о котором в советских документах упоминается следующее: «В 10.05 восемь самолетов Р-39 «Аэрокобра» под общим управлением гвардии капитана Н. Л. Трофимова вылетели на прикрытие боевых порядков наземных войск в районе Кляйн-Бадемейзель – Кляйн Зерхен недалеко от Шпремберга, юго-восточнее Берлина. Здесь звено гвардии старшего лейтенант Виктора Никитовича Никитина (1922) встретило четыре ФВ-190, которые, увидев численно равное количество советских истребителей, поле боя покидать не захотели и ввязались в воздушный бой. Ведущий второй пары гвардии лейтенант Петр Петрович Табаченко (05.11.1918) атаковал немецкий самолет слева сзади на боевом развороте. «Фокке-Вульф» стал уходить от атакующей ее «Аэрокобры» с набором высоты. В верхней точке левого боевого разворота подбитый ФВ-190, потеряв скорость, горящим штопором начал валиться вниз. Петр Табаченко, который находился на «убойной» дистанции, отвернуть в сторону свой самолет Р-39 «Аэрокобра» № 42589 не успел и принял удар падающего немецкого самолета правой плоскостью крыла «Аэрокобры». Теперь однокрылый советский самолет и горящий «Фокке-Вульф», разваливаясь, падали к земле вместе. Летчик гвардии лейтенант Табаченко сумел покинуть свою разбитую «Аэрокобру» с парашютом и приземлился недалеко от КП 1-го Украинского фронта (в том числе и командующего 2-й воздушной армии) – 1 км юго-западнее Трибеля.
     В это время пара командира звена Виктора Никитина находилась ниже столкнувшихся в небе самолетов. Падающими обломками ФВ-190 и «Аэрокобры» был снесен фонарь кабины самолета «Аэрокобра» № 432367, пилотированного гвардии старшим лейтенантом Никитиным. Он был выброшен из самолета и приземлился, воспользовавшись парашютом, в районе 2 км юго-западнее Трибеля».
     Вот так, в результате этого казуса были потеряны два советских боевых самолета и только благодаря случайности их летчики не погибли.
     Достоверно известно, что немецкий летчик, непроизвольно совершивший сразу два тарана русских самолетов, был из состава истребительной группы I./JG.6 «Хорст Вессель». Но, поскольку группа потеряла в тот день трех летчиков, установить, кто-же из них произвел этот уникальный таран, пока не представляется возможным.

     А вот летчик 122-го истребительного авиационного полка 5-й воздушной армии младший лейтенант Константин Степанович Маенко (01.01.1921) погиб на истребителе Як-9TM № 2015381 при подобных обстоятельствах в тот же день 16 апреля в 13 часов 35 минут. В наградном документе подробностей этой трагедии нет, записано лишь, что он погиб в воздушном бою. В журнале безвозвратных потерь полка тоже всего одна фраза: «В районе Борковани юго-восточнее Брно при ведении воздушного боя, столкнулся со сбитым самолетом противника и загорелся в воздухе».
     Вместе с самолетом летчик упал в районе Немчички. Похоронили Маенко на кладбище Советской Армии в Густопече. По другим данным он был похоронен в селе Горкович Южно-Моравской области (Чехия).
     Посмертно младший лейтенант К. С. Маенко был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени (29.04.1945).
     С большой долей вероятности можно предположить, что протараненным самолетом был Ме-109 из состава немецкой истребительной эскадры JG.77 «Herz Аs». В тот день потери эскадры составили пять самолетов, поэтому, сложно определить, какой из самолетов был сбит тараном.

     18 апреля летчики 2-й воздушной армии произвели 2.153 боевых вылета, провели 57 воздушных боев, в которых одержали 67 побед. Во второй половине дня очень запутанная история с воздушным тараном произошла у командира эскадрильи 5-го гвардейского истребительного авиационного полка 2-й воздушной армии гвардии капитана Виталия Ивановича Попкова (01.05.1922).
     По одним данным, в воздушном бою шестерки Ла-5 и десяти Ил-2 с шестнадцатью ФВ-190 в районе Котбуса, он сбил один и таранил ударом крыла по фонарю кабины второй ФВ-190. Немецкий самолет упал в районе Требендорфа юго-восточнее Шпремберга, а истребитель Попкова от удара перевернулся, упал на линию электропередач, а затем хвостом воткнулся в болото.
     По другим данным, он поджег ФВ-190, который, падая, протаранил его самолет. В результате столкновения Ла-5 получил серьезные повреждения, поэтому летчик совершил вынужденную посадку на фюзеляж прямо на автостраду. При этом сам Попков был тяжело ранен. Немецкому летчику не повезло ещё больше: хотя он успел выпрыгнуть с парашютом, но парашют не раскрылся и немец погиб.
     Данные справочника М. Ю. Быкова подтверждают, что Попков 18 апреля сбил один ФВ-190 в районе Коннац, а второй ФВ-190 был «сбит в результате столкновения» в районе Требендорф.
     А вот в наградном документе о таране или столкновении вообще ни слова. Там лишь говорится, что Попков: «Два самолета типа ФВ-190 сбил 18.4.45, которые упали в районе Галихен, Матердорф. Сбитые самолеты противника подтверждены наземными войсками и летчиками, участвовавшими в воздушном бою». И всё.
     По данным же немецких документов, в районе северо-восточнее Шпремберга столкнулись друг с другом Fw 190 F-9 WNr. 424136 «Schwarzer 10» лейтенанта Райнгарда Бербига (Leutnant Reinhard Berbig) и Fw 190 F-8 WNr. 933417 «Schwarzer 7» ефрейтора Рихарда Линдерса (Gefreuter Richard Linders) из 8./SG.77. Оба летчика погибли, Бербиг был похоронен на воинском кладбище в Хальбе, а Линдерс – в Гросс-Луйя.
     В общем, как всё произошло в действительности, ещё предстоит когда-нибудь выяснить.
     За 40 сбитых самолетов гвардии капитан В. И. Попков 27 июня 1945 года был удостоен звания дважды Героя Советского Союза.

     На следующий день 19 апреля летчики 16-й воздушной армии произвели 4.398 боевых вылетов и в 110 воздушных боях в районе Берлина уничтожили 112 немецких самолетов. В том числе один ФВ-190 немцы потеряли в результате случайного столкновения с истребителем Р-39 «Аэрокобра» старшего летчика 30-го гвардейского истребительного авиационного полка 16-й воздушной армии гвардии младшего лейтенанта Михаила Андреевича Дивакова (1921). По данным наградного документа, это произошло таким образом: «Сопровождал штурмовиков в район Тифензее-Хиршфельде северо-восточнее Берлина. Во время работы штурмовиков на высоте 100 метров, до двенадцати ФВ-190 четверками пытались их атаковать. В воздушном бою в 14 часов 05 минут один ФВ-190 при выходе из атаки на большой скорости задел левой плоскостью за руль поворота самолета гвардии младшего лейтенанта Дивакова. У самолета противника отлетела половина плоскости, в результате чего ФВ-190 упал в районе Гильсдорф, а у самолета гвардии младшего лейтенанта Дивакова отбито 2/3 руля поворота и 1/3 киля. После выполнения боевого задания гвардии младший лейтенант Диваков пришел на свой аэродром и благополучно произвел посадку». Получается, что героем тарана или невольным виновником неумышленного столкновения был немецкий летчик.
     Гвардии младший лейтенант М. А. Диваков был награжден орденом (16.06.1945).

     20 апреля содействуя наземным войскам в наступлении, части 16-й воздушной армии произвели 4.054 боевых вылета, в том числе истребители - 2.133 вылета. Потери армии составили 50 самолетов.
     Немецкая авиация по-прежнему проявляла значительную активность, выполняя задачи прикрытия своих войск и оказывая противодействие боевой работе нашей авиации.
     В течение дня летчики 16-й воздушной армии провели 122 воздушных боя и сбили 90 немецких самолетов, из них: 76 ФВ-190, 13 Ме-109 и 1 Хе-126. Особенно хорошо дрались летчики 30-го гвардейского истребительного авиационного полка: они уничтожили 15 самолетов. Один из этих самолетов был сбит случайным тараном заместителя командира 30-го полка гвардии майора Иннокентия Васильевича Кузнецова (12.12.1914). Обстоятельства этого описаны в наградном документе: «При сопровождении штурмовиков Ил-2, в составе четырех экипажей Р-39 «Аэрокобра» в районе Штернебек северо-восточнее Берлина встретили группу из двенадцати ФВ-190. Противник, имея численное превосходство, атаковал отважную четверку. В завязавшемся неравном воздушном бою гвардии майор Кузнецов лично сбил один ФВ-190. Внезапно из облачности вынырнул ФВ-190, которого гвардии майор Кузнецов рассек винтом. Самолет противника развалился и упал в районе Штернебек. Гвардии майор Кузнецов на неисправном самолете произвел посадку на нейтральной полосе южнее пункта Хорнекоп, откуда был подобран».
     О том, что это было именно случайное столкновение, говорится и в акте на сбитые самолеты: «При выполнении боевого задания на сопровождение Ил-2 в район Штернбек, в период 13.49-14.55, в воздушном бою на высоте 2.000 метров под ракурсом 2/4 сзади, сверху, с дистанции 150-200 метров сбил один ФВ-190. Второй ФВ-190, вынырнув из-под облачности, попал под винт гвардии майора Кузнецова, в результате получился непроизвольный таран, самолету ФВ-190 отрубило хвостовое оперение. Сбитый и тараненный самолеты ФВ-190 упали в районе Штернебек».
     Гвардии майор И. В. Кузнецов был награжден орденом Александра Невского (31.07.1945).
     Учитывая, что летчики 16-й воздушной армии доложили о 76 уничтоженных «фокке-вульфах», определить жертву случайного столкновения вряд ли возможно.   

     В этот же день в результате воздушных таранов погибли два летчика 4-й воздушной армии действовавшей в полосе 2-го Белорусского фронта в районе Штеттина, ныне Щецин (Польша).
     Одним из них был летчик 42-го гвардейского истребительного авиационного полка 4-й воздушной армии гвардии младший лейтенант Андрей Васильевич Пашинцев (1922). Текст наградного документа повествует о геройском поступке летчика так: «В составе четырех Як-9М вылетал на сопровождение шести Ил-2 в район Тантов юго-западнее Штеттина, для нанесения бомбо-штурмового удара по переднему краю обороны и траншеям немецких войск. Задание выполнено отлично. На обратном маршруте шел в паре с ведущим гвардии младшим лейтенантом Д. А. Пашуном на высоте 800 метров сзади с превышением самолетов своей группы. В районе озера Гроссен-Вальтаньер два ФВ-190 сзади сверху атаковали тов. Пашуна. Тов. Пашинцев, отражая атаку немецких истребителей от своего ведущего, плоскостью своего самолета таранил одного ФВ-190. Самолет противника упал в районе Вартенберг. Немецкий летчик выбросился с парашютом и взят нашими наземными войсками в плен.
     Самолет летчика Пашинцева загорелся. Проявляя исключительное мужество, стараясь погасить пламя и производя посадку горящего самолета тов. Пашинцев скапотировал и погиб смертью храбрых. Героические действия летчика гвардейца Пашинцева наблюдали наземные части наших войск и летчики 8-го истребительного авиационного корпуса».
     Погибший летчик был похоронен в селе Гроссенхаген Новоградского повета Щецинского воеводства (Польша).
     Гвардии младший лейтенант А. В. Пашинцев посмертно был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени (08.06.1945).   
     С большой долей вероятности, можно предположить, что в результате тарана был сбит ФВ-190 из  состава немецкой группы истребителей IV./JG.3 «Udet», которая потеряла в этот день трех пилотов, не вернувшихся с боевых заданий в районе Штеттина.

     Вторым погибшим героем был летчик 209-го отдельного корректировочно-разведывательного авиационного полка 4-й воздушной армии младший лейтенант Александр Леонтьевич Колесников (25.03.1922). Подробностей его тарана очень мало. К награде за таран его не представили, а в списках безвозвратных потерь об этом случае записано лишь, что летчик «Погиб при таране самолета противника».
     По некоторым другим данным, опубликованным в открытой печати, произошло это вечером, после 16 часов. Колесников в составе пары истребителей Як-9 прикрывал самолет-корректировщик Ил-2 в районе Хейннеринсдорфа за Одером. Советские самолеты были атакованы четверкой Ме-109, при этом Колесников был ранен. Собрав последние силы, летчик направил свой подбитый истребитель на один из Ме-109 и таранил его. Немецкий летчик выпрыгнул с парашютом и был взят в плен. А наш летчик погиб.
     Младший лейтенант А. Л. Колесников был похоронен в садике у школы на северной окраине Боркенхагена (Гросс Боркенхагена) ныне Борково Вельки гмина Радово Мале Западно-Поморского воеводства (Польша).
     Вполне возможно, что тараненный немецкий самолет был не Ме-109, а ФВ-190 из состава IV./JG.3 «Udet», которая, как уже отмечалось выше, потеряла в тот день трех пилотов на самолетах этого типа. 

     24 апреля произошел, вероятно, последний случай воздушного тарана на советско-германском фронте. Его героем оказался немецкий летчик фельдфебель Оскар Бёш (Feldwebel Oscar B;sch) (18.05.1924) из IV./JG.3 «Udet». Предположительно в районе Пренцлау он на истребителе Fw 190 A-8 «Schwarzer 14» столкнулся во время воздушного боя с истребителем Як-3 или Як-9 неизвестного советского летчика, вероятно, из состава 4-й воздушной армии. Выпрыгнув с парашютом, он попал в плен к русским, но через три дня смог убежать.

     В открытой печати упоминается также и о других случаях воздушных таранов, которые, однако, вызывают большие сомнения и правдивость их ещё предстоит выяснить. Некоторые «тараны» вообще не соответствуют действительности.

     Например, встречается информация о том, что 12 января командир звена 42-го гвардейского истребительного авиационного полка 4-й воздушной армии гвардии старший лейтенант Николай Андреевич Глядяев (15.10.1921) в воздушном бою северо-восточнее города Насельска таранил вражеский истребитель ФВ-190 и приземлился на парашюте. Однако в наградных документах и в справочнике М. Ю. Быкова о таране ничего не написано.

     Совершенно неверно утверждение, что 29 января командир эскадрильи 530-го истребительного авиационного полка 17-й воздушной армии майор Николай Федорович Краснов (09.12.1914) при облете аэродрома в районе Будапешта обнаружил вражеский самолет и, не имея боеприпасов, таранил его и погиб при этом. В действительности он погиб в авиакатастрофе: возвращаясь с задания, совершил вынужденную посадку в поле в районе Текель, скапотировал и умер, не сумев выбраться из перевернутого самолета.

     Неверны также сведения о том, что 6 апреля штурман 295-й истребительной авиационной дивизии 17-й воздушной армии майор Владимир Алексеевич Середин (09.02.1917) таранил вражеский самолет и погиб. В действительности он тоже погиб в авиакатастрофе: разбился во время полета на трофейном учебном самолете Бюккер-131.

     В своих опубликованных мемуарах «За чистое небо» бывший заместитель командира эскадрильи 42-го гвардейского истребительного авиационного полка 4-й воздушной армии гвардии капитан Василий Васильевич Исаев (07.01.1917) красочно описал воздушный бой в апреле, в котором он крылом Як-9 таранил ФВ-190, после чего посадил свой поврежденный самолет на аэродром. Однако данные наградных документов и справочника М. Ю. Быкова таран не подтверждают.

     Упоминается в открытой печати и о воздушном таране командира звена 66-го истребительного авиационного полка 4-й воздушной армии старшего лейтенанта Федора Семеновича Петрова (1920), который в апреле на истребителе Р-39 «Аэрокобра» сбил над железнодорожным узлом Вурцен два и таранил третий, а сам спасся на парашюте. Тем не менее, ни в наградных документах, ни в справочнике М. Ю. Быкова о таране информации нет. Там лишь указано, что 16 апреля Петров сбил северо-восточнее Врицен два ФВ-190, а 25 апреля в районе Штеттина ещё один ФВ-190.

     В некоторых источниках есть информация о том, что в апреле командир эскадрильи 141-го гвардейского штурмового авиационного полка 2-й воздушной армии гвардии капитан Отари Григорьевич Чечелашвили (24.12.1923), возвращаясь с задания, заметил над своим аэродромом немецкий разведчик Ю-88 и на штурмовике Ил-2 таранил его винтом по хвостовому оперению. Однако в Представлении на Героя Советского Союза от 5 мая 1945 года, в котором перечислены многие подвиги Чечелашвили, о воздушном таране ничего не говорится. 

     Проанализировав случаи воздушных таранов 1945 года можно сделать следующие выводы. Во-первых, в отличие от таранов, например, 1941 года, когда объектами таранных атак становились, в подавляющем большинстве, бомбардировщики, жертвами таранов 1945 года были в основном истребители и штурмовики. Это объясняется тем, что к тому времени почти все немецкие бомбардировочные эскадры были расформированы или были преобразованы в истребительные эскадры. Обычных бомбардировщиков типа Юнкерс-88 или Хейнкель-111 на фронте уже почти не было, они остались, практически, лишь в частях ночной истребительной и разведывательной авиации. Во-вторых, кроме нескольких воздушных таранов, на которые летчики шли сознательно, многие другие произошли в сумятице боев, особенно в лобовых атаках, совершенно случайно, о чем прямо говорится в некоторых документах. Кроме того, появились даже упоминания о таранах совершенных летчиками Люфтваффе.   

     Подводя итог, можно сказать также, что в 1945 году советские летчики воевали уже несколько иначе, чем, скажем, в 1941 или 1942 годах. В начальный период войны, когда множество наших летчиков погибали, не успев причинить противнику никакого ущерба, воздушные тараны были достаточно эффективным способом борьбы. Поэтому, тогда, в условиях огромных потерь и постоянной нехватки самолетов, от наших летчиков требовали главным образом одно – любой ценой уничтожать самолеты врага, даже ценой своей жизни. Теперь же, когда численное превосходство советской авиации перед Люфтваффе было подавляющим, подобные задачи летчикам уже не ставились. Рисковать жизнями летчиков не было необходимости. К тому же война подходила к концу. И никто не хотел умирать…