Такая короткая жизнь - 2

Лена Север
 На рыбной и молочной диете наш кот рос, как на дрожжах.
Но, ближе к весне, ему захотелось чего-нибудь особенного.  Сказывалось отсутствие зелёной травки, на которой взрослые коты иногда  смешно пасутся, как пушистые коровки.  Мне тоже захотелось витаминов, и я наготовила целую кастрюлю винегрета, которую  отважно намеревалась слопать одна – муж салаты за еду не считал.  Баська почуяв запах овощей, незамедлительно материализовался на кухне и беспрекословным тоном «завякал», упираясь передними лапками мне в колени.
 
«Будешь ли ты это есть? Тут же лук и огурцы соленые, да ещё квашеная капуста добавлена», – спросила я кота.
 «Хм… она ещё сомневается!!! Ну, чего ты тормозишь,  накладывай скорей в мою миску, а я уж там сам разберусь, хомячить мне это или нет»,– кот, явно, чётко знал, чего хотел.
   И тут я вспомнила одну кошку, которая ела сырые, белые грибы в неограниченном количестве, и «ничтоже сумняшеся»  поделилась с Басяней  салатом.
  Первые две ложки кот съел весьма уверенно, без остатка, с луком и другими компонентами.  После этого, уже не сомневаясь в его вкусах,  я всегда готовила винегрет на двоих.  Мне и коту.
    Дна у  Баськи на еду не было и  поэтому, довольно быстро, наш «откормыш»    по размеру сравнялся с небольшой собакой.  Цвет его глаз изменился и стал картинно ярко-оранжевым, ремешок на  спине и мраморные полоски на боках потемнели,  шерсть залоснилась и заблестела. Белоснежные носочки на лапах словно светились в темноте. Роскошные усы украшали наглую, сытую  Баськину мордашку. Длинный, упитанный хвостяра распушился и был всегда гордо задран, как боевое знамя.
    Кот расцвел. Начались весенние драки  с другими котами и животными за любовь, власть и освоение новых территорий.
     В нашем дворе как раз в это время появилась новая собака – крупный, лобастый, наивный кобель гончей породы. Остальные псы уже были знакомы с независимым и смелым нравом нашего Басурмана,  и поэтому близко к нему не совались. Ещё будучи маленьким котёнком,  Баська на любую собаку реагировал одинаково.  Резко останавливался и, выгибаясь в дугу,  превращался в шипящего, как гадюка, злобнючего дикобраза, словно  у него вместо мягкой шерсти куча  была колючек  щедро снабжённых ядом. Округлял наш «авторитет» свои огромные, светофорно-стопные глаза и делал пару шагов боком вперёд  на озадаченного противника.  Боком, это, как я понимаю, чтобы масштабнее казаться. Собаки, все как одна, верили в этот  моно-спектакль и молчаливо поспешно уходили с Баськиной дороги. А вот новый кобель как-то  не проникся почтением и совершенно необдуманно, по-доброму, сунулся мордой к «странному существу».
    Секунда, и… весь двор встал на уши!  Запаниковали  все, но громче всех взвыл страдающий  от жестоких кошачьих когтей  пёс.  Баська оседлал собаку, как заправский наездник,  и беспощадно рвал когтями мягкие, беззащитные пёсьи уши, добираясь до глаз и чувствительного невинного носа. Гончар, ошалев от дикой боли, нарезал по двору большие, бессмысленные круги!  При этом  во все стороны летели простыни, тазики, вёдра, люди и другие случайные препятствия!

– Снимите своего кота, он мне пса испортит!!! – Вопил незадачливый хозяин гончей.

   Куда там!  Их же обоих ещё поймать надо было!  Сумасшедшая  «коррида» продолжалась… Звери галопировали по арене боевых действий. Двор уверенно заполнялся хаосом разрушений и клочьями собачьей шерсти…
    Наконец, в мозгах пса что-то с тихим щелчком сработало, и он помчался к спасительным сараям,  где, повизгивая и скуля от боли, большущий  гончар сунулся головой в узкий лаз под дверью, оставив  на растерзание злобному кошаку все остальные, тоже, впрочем, ни в чём не повинные, части своего дрожащего тела. 
Тут-то мы Баську и смогли отодрать от несчастной, заезженной вусмерть жертвы.
  Кот ещё долго переживал свой поединок, недовольно ворча себе что-то под нос и брезгливо слизывая с себя  ненавистный собачий запах.
Несчастный гончар  после этого случая, при встрече всегда почтительно отводя глаза, шепотом и чуть ли не на цыпочках обходил нашего кота по другой стороне улицы.
   Время шло, наступила долгожданная для Вятки весна.
   К концу мая снег уже почти открыл мой новый  фронт работ. Под окном квартиры находился участок земли  площадью метров двадцать. Вот тут я и решила приложить свои творческие усилия. Раздобыла у соседей лопату и начала копать. Баська ничего не понял, но хозяйку в её «развлечениях» поддержал, усиленно, по самые «локти» пачкаясь в земле,  пытаясь (с вполне серьёзным видом) рыть рядом.  Чихал, фыркал и снова старательно продолжал.  Вместе работать гораздо веселее, и через два дня я гордо предъявила главе семейства кровавые мозоли своих ладошек и разработанный донельзя  «огород». Вернувшийся с работы муж прямо с порога начал похохатывать: «Что это вы за кладбище на участке устроили.  Это же могилки, а не грядки»!  Я окинула нашу работу «посторонним»  взглядом.
    Хм….((( ….. И, правда, шесть маленьких высоких холмиков слегка напоминали хорошо ухоженные, свежие могилки. Но не признаваться же мужу в том, что не права!
Поэтому,  сделав высоко-умное лицо,  я невозмутимо возразила:
«Знаешь, просто я где-то слышала, что грядки должны быть подняты повыше,
чтоб вода в них не застаивалась. Впрочем, если тебе не нравится, то возьми лопату и всё сам переделай!  А мы с Баськой и так до мозолей  накопались»!
Про перчатки мы тогда как-то не додумались,  как, впрочем, и про то, что при копании земли надо не руками, а ногой на лопату налегать. Это озарение снизошло на меня, как величайшее открытие неандертальца, гораздо позже. Как говорится с горьким жизненным опытом. Городское детство, что тут скажешь…
   Конечно же,  переделывать нашу работу никто не стал и через определённое время мои « могилки» гордо покрылись чахлой растительностью. Мы с Баськой стали ждать богатый урожай.  Но… не тут-то было!
    Один раз выглянула я утром в окно на свой огород и ахнула.
 Ночью как будто бомбежка по нему прошла – везде повредокопал  крот, выворачивая и без того хлипкую растительность. Баська прошелся с инспекцией по участку, тщательно обнюхал все кротовины, оценил ущерб и залёг между грядок в засаду.
  Две ночи прошли спокойно, а на третью Баськина охота дала, наконец, результат. На моём крыльце появился труп  жестоко ошибшегося адресом крота. Басяня задушил нарушителя, но есть его категорически отказался. Выложил напоказ, похвастаться. Я заметила, что на морде неопытного, молодого охотника появились первые, глубокие царапины – у крота очень острые когти на широких лапках,  и,  без боя,  он, явно, не сдался. Вредителя без почестей и салюта предали земле. 
   Больше кроты у нас не появлялись.
  За работой я не заметила, как быстро наступило короткое, северное лето.
 Жара стояла до +35. Загар у меня был не хуже крымского. Люди жались к водоёмам, а мы спасались от жары в лесу. Такие перепады температур в разные сезоны требуют особой приспособленности организма. Но таёжный костер лечил все простуды за пару часов. Лекарства с собой в лес  никогда не брали, только йод и пластырь с бинтом. Мало ли что?
    Летняя тайга беспрерывно, нежно-трансформаторно гудела от комаров и мошки. Средства от этих «зверей» в магазине пользовались стабильным спросом, а иначе в лес можно было не соваться. Съедят заживо, и это не шутка. Только дома, приползая с двухдневной рыбалки,  мы облегчённо смывали  с себя шестой слой «антикомарина».
Чистили пойманную рыбу ещё в лесу, иначе в жару быстро портящийся продукт не донесёшь. Слегка солили изнутри. Занимались этим только мужчины, мне доверяли кашу варить и уху готовить. Я не любила и по сю пору не люблю чистить живую рыбу – она на меня смотрит!
 «В лесу – это не грязь, это – природа», – без этого правила там не выдержишь. Вкуснее еды, чем  приготовленная в тайге, я не пробовала. Но, пока несёшь ложку ко рту, в неё попадает 8-12 комаров. Не преувеличиваю нисколько!
Можешь попытаться выловить лишние калории, но это бесполезно – кашу съедят, а ты останешься голодной. На первых порах закрываешь глаза и ешь, а потом уже всё равно.
 И так вкусно.
 Вернувшись домой мы сразу же разбирали добычу. Баська нам в этом усердно помогал. Разгрузочные дни у него заканчивались, и кот наедался рыбой до отдышки.  Мелочь для него не присаливали и, конечно же, не чистили.
 А у меня в ушах ещё долго потом стоял надоедливый, комариный звон.
Быстро проходила рабочая неделя, и следующие выходные мы снова проводили на рыбалке,  в тайге.  Романтика!

   Зима приходила вместе с первыми снегопадами уже в середине сентября.
 К октябрю снег ложился уверенно и надолго. Попробуй, перезимуй без хорошего запаса дров!
Лесозаготовка – основное дело тамошних жителей, вокруг этого и строилась вся людская жизнь. Благо дело, муж обеспечивал нас дровами дёшево и быстро. Но, рассказ не об этом.
    У нашего «немногословного» Баськи был свой способ попадать в квартиру. Своеобразная игра в человека-невидимку. Придя с улицы, он всем своим весом прыгал на старенькую, обитую дерматином дверь  и,  по фильмо-ужасковому скобля её когтями,  повисал на ветхой, коричневой обивке. Я слышала, что кто-то скребётся, открывала  – за дверью никого. И вот, с грузным стуком, как мешок картошки,  Басян обрушивался с двери на пол и важно, медлеенно втягивался в комнату. А ведь делать это нужно было предельно быстро  – приближались холода, а морозы в тех местах были нешуточные.  Бесхвостые коты пользовались бы там особым, гораздо бОльшим уважением. Шучу, конечно.
     Грелись мы тогда с помощью небольшой,  но вместительной и прожорливой печки,  размером и формой с обычный кухонный стол. Придя с работы в холодную комнату, поделенную тонкой перегородкой на кухню и  «зал», надо было скорей растапливать печь, чтобы домашняя температура стала более подходящей для жизни. Через два часа после растопки становилось гораздо теплее. На кухне +14, а в зале +10, но это в самые холода. Готовили еду мы чаще всего на одноконфорочной, жутко медлительной электроплитке, а на печке грели принесённую из колонки воду для мытья и стирки.
   Странно, но сейчас все эти сложности вспоминаются,  как самое счастливое время моей жизни.   Было мне тогда всего девятнадцать лет…

   Баська и я относились к теплолюбивым, летним созданиям, и жались всегда поближе к печке.  Вместе  мы  согревались, часами сидя у открытого огня и глядя на завораживающие, танцующие языки пламени.
  Однажды я, как обычно, прибежала с работы, заложила в печь длинные дрова и,  не закрыв печную дверцу,  пошла в сарай за новой партией  дров.  Вернувшись, разожгла огонь, и плотно захлопнула чугунную заслонку. Пять минут тишины и,  вдруг, что-то с диким рёвом вышибает дверцу печки изнутри. Копченого цвета шар на полу быстро разворачивается.  Баська!!!  Глаза бешенные, перепачканная в чёрную сажу шерсть дыбом! Чудо, но крепкая,  металлическая задвижка каким-то невероятным способом смогла изнутри,  от удара кота, открыться.  В глубине печки хранилось тепло и, за несколько минут моего отсутствия, замёрзший кот быстро пролез внутрь, а так как печка у нас была объемная,  в темноте, за дровами,  я его не заметила и подожгла огонь. Коту пришлось преодолеть стену разгоревшегося пламени!  Повезло ещё, что Баська не обгорел и не обжёг
нежные подушечки на лапках,  пострадали только его шикарные усы –  они от жара скрутились в  смешные колечки.
Полгода после этого бедолага ходил с гусарской «химией» на морде…

    Правда, на этом  наши приключения со злополучной печкой не закончились. Зима в тот год выдалась суровая, третью неделю были закрыты детские сады и школы. Столбики термометров снова дрожали на отметках – 42 – 45. У меня, как у учителя, тоже продолжались вынужденные, «погодные» выходные. Муж был на работе, а мы с Баськой остались дома хозяйничать.
    Когда обед был готов, белье постирано, я добавила в печку дров и забралась с Баськой под одеяло греться. В тепле, под мирное урчание кота, меня сморил сон.  Проснулась примерно через час потому,  что мой  неразговорчивый кот громко орал и царапал когтями дверь, просясь на улицу. Открываю глаза и вижу: вся квартира в дыму, как в тумане.
От пола, на сорок сантиметров  в высоту, чистое от дыма пространство, но едкий, угарный газ уже заполняет и это свободное место. Я зажала рот и нос полотенцем,  выпустила вопящего кота на спасительную улицу.
Вернулась в задымленную квартиру, открыла все окна и двери.
Никого из соседей дома не было, поэтому действовать надо было самой. Только потом мы выяснили причину: оказывается,  в старой печной трубе обвалилось два кирпича, и они перекрыли дымоход.  Огонь в печке разгорелся вовсю,  и весь дымный угар пошел внутрь дома. Мешкать было нельзя, и я ничего лучшего не придумала, как вылить в горящее пламя ведро воды! Дыма вместе с паром стало ещё больше, дрова злобно зашипели, но гореть не перестали. Второе ведро – тот же результат. Вода кончилась, а снегом тушить было бесполезно. Тогда я принесла с улицы оцинкованный таз и вытянула горящие дрова в него. Оттащила таз на улицу и выбросила горящие дрова в сугроб.
 Вся одежда, бельё и стены ещё не одну неделю после этого пахли дымом. СтиИиИирки былоОоОоо…. Но это уже мелочи. Ведь если бы не Баська,  я могла бы не проснуться, а запросто угореть во сне.  Получается, что кот спас нам обоим жизнь.

http://www.proza.ru/2016/02/06/750 продолжение

(рисунок мой)