Такая короткая жизнь - 1

Лена Север
  Произошло это много лет назад,  когда жили мы  в «местах, столь отдаленных», что  и представить себе трудно…
   Наша семейная жизнь ещё только начиналась,  детей у нас не было,  и пока не планировалось.  И, видимо, в качестве тренировки, судьба решила нас проверить на одном маленьком, но очень самостоятельном существе.
           Был самый обычный будний день.
    Я стояла в очереди за молоком,  в то время – обычное явление,  а сейчас, даже писать об этом удивительно. Стоять мне уже оставалось недолго и вдруг, прямо под ноги людей, выкатилось на тонких лапках  это хлипкое, дрожащее, неопределенного цвета создание.
  Котенок, слегка пошатывался от слабости и хоть медленно, но решительно брёл к людям.
– Один остался, остальные без мамки уж померли. Трое их было, а кошку-мать
овчарка задушила, – сердобольная старушка скорбно закачала головой, – ты бы взяла его, дочка.  Он здесь ничейный, пропадёт с голодухи.
   Я задумалась, но ненадолго. Вопрос жизни или смерти надо было решать немедленно.  Муж мой против котов никогда не возражал. Жили мы тогда уже отдельно от родителей, в одной из четырех квартир одноэтажного барака. «Четыре стенки с печкой»,  как я её называла.
   На печке все условия для моей комфортной жизни и заканчивались.
Вода – в колонке, через  три  дома от нас, а зимой, когда колонка замерзала, воду привозили машиной.  Не успеешь к четырем часам дня  к водовозу – топи снег. Общий для всего барака туалет находился за сараями.  Но и этому жилью мы тогда были рады,  наша первая отдельная квартира – сплошная романтика. Так что взять малыша  в дом  нам никто не мешал, но последнее слово было за котёнком.  Согласится ли он со мной пойти?  Надо проверить. Иногда животные сами выбирают себе хозяина, словно чувствуют своё предназначение.
Я присела на корточки и тихонько позвала: «Кис-кис-кис». Котёнок неуклюже повернул на зов большую, замурзанную голову и,  качнувшись всем тельцем,  уверенно потопал ко мне. Смело дал взять себя на руки.   
Идти нужно было далеко, а малыш весь дрожал от холода и поэтому не противился,  когда я поместила его к себе за пазуху.  Я поспешила домой, а звереныш по дороге ни разу не пискнул, как будто знал, что его ждёт.
 Позже, в тепле, я смогла спокойно рассмотреть своё приобретение.
    Помещался новый жилец на двух ладонях.  Шерстка его свалялась и торчала нелепыми, чумазыми клочьями.  Грязно-серый с полосками цвет угадывался с трудом, худенькие лапки и по-мышиному тонкий хвостик – довольно жалкое зрелище...  Впалый животик, который раньше был явно более светлого цвета. Большая, тяжелая голова с трудом держалась на слабой шейке. Серо-голубые глазки  слезились от грязи.
Пол котенка определить  было сложно, поэтому я назвала его Баськой.  Вырастет кот или кошка – имя подойдёт. Но первым делом зверя надо было покормить.  Налила большую тарелку молочного супа с вермишелью, поставила котёнку под нос.
  И дело пошло,  через пять минут суп трансформировался в круглый Баськин животик.  Пока малыш расправлялся с едой, я успела достать невысокую картонную коробку, наполовину заполнила её сухим песком и мелко порванными бумажками. За котенком в первые часы нужно было проследить.
    Еда быстро сделала своё дело и Баська, не сильно сомневаясь, пристроился в дальнем углу комнаты. Это был первый и единственный раз,  когда мой кот "нахулиганил" в доме.
 Больше проблем с порядком из-за малыша у нас не было. Маленькую лужицу я быстро убрала туалетной бумагой, а  на это самое место поставила коробку с песком и добавила использованную бумагу, для запаха. Потом Баську посадила  в песок, чтобы он освоился.
  Котёнок внимательно всё обнюхал и культурно зарыл источник запаха в песок.
 «Сработаемся», – подумала я и занялась следующим делом –  суровой экзекуцией для новобранца. Его нужно было аккуратно выкупать.
 Удивительно,  я ждала истерики и когтей с зубами, но умный зверёныш принял тёплую ванну так спокойно, будто купался почти каждый день своей, ещё такой короткой,  жизни. После купания выяснилось, что у Баськи  красивые белые носочки на лапках и белая мордочка с ярко выраженной буквой М из тёмных полосок над глазами. Вдоль всей спинки котенка тянулся чёрный ремешок,  полоски на боках образовывали красивый мраморный узор, а  худой пока хвостик заканчивался белым пятном.
 Со временем кот должен был стать очень даже красивым…
   Муж, придя вечером с работы, сразу же взял малыша к себе на руки:
«Ну, привет, мелкий.  Теперь у нас будет веселее. Вот и мелкую рыбу, пойманную на рыбалке,  будет кому нести».  Котенок  чихнул от запаха табака  и спокойно пристроился спать на мужских коленях. Со стороны казалось, что так у нас было всегда.  Животное в доме уравновешивает все негативные эмоции,  умиротворяет душу  и успокаивает нервы. Вот Баська и взялся за это нелегкое дело.
      Жили мы тогда скромно, в магазинах было не густо. Мяса купить было почти не реально, иногда появлялись в продаже куриные яйца и все запасались этим продуктом на долгое время вперёд.  Свободно продавались лишь крупы,  хлеб и макароны.  Баська, видя такое дело, полюбил куриные яйца всей душой,  и прибегал на кухню с реактивной скоростью, если слышал стук варёного яйца по столу. Особенностью нашего питомца было то, что он никогда не применял свой голос. Просил еду  молча,  вставая на задние лапы и открывая рот, тихо шептал: «Вя-а-а».
   Зимой,  когда морозы набирали полную силу,  столбики уличных термометров опускались до -42, -45 градусов. Молоко в такие дни привозили в виде больших белых замороженных кругов, похожих на сырные головки. Продавали его прямо на улице с машины, чтобы не растаяло. Вкус у продукта  после разморозки напоминал простую воду, и покупали мы его в таком виде редко.
    Но, магазинные  плюсы в нашей жизни  все-таки были,  и заключались они в том, что развесное мороженое, которое иногда появлялось в продаже, здесь принято было покупать сразу целой коробкой. В холодильник оно, конечно же, не помешалось, и ели его торопливо, щедро накладывая прямо в кастрюлю,  в течение всей недели. Коробку держали на высоком столе в сарае, и за семь дней в нас перемещалось все 25 килограммов вкуснейшего сливочного пломбира. При таких морозах и скоростях поедания,  форму мороженое никогда не успевало потерять. Ну, а мы,  на такой диете, почему-то не поправлялись.
    Как только Баська слегка подрос, он тут же взялся ходить за мной повсюду, как привязанная собачонка.  Встречающиеся нам люди только улыбались и качали головой: «Смотри-ка, словно по команде, у самой ноги идёт». И правда, молодой котик не оставлял нас ни на минуту, куда мы – туда и он.  Расстояние тут большой роли не играло.  Больше всего Баська любил походы в магазин, а это километра два туда и столько же обратно.
  Обычно кошки не любят ходить на большие расстояния. Подушечки их лапок мягче, чем у собак и хуже переносят  жёсткий асфальт.  Но  нашего кота это нисколько не смущало. Я – в магазин, он семенит рядом. Мы идем вечером гулять,  и Баська  неотступно  топает с нами. Видимо, он решил, что за нами надо присматривать – как бы не потерялись.
Но однажды эта привычка чуть его не погубила.
    Мы переходили дорогу,  а  кот слегка замешкался.  Вдруг ближайшая к нам машина резко увеличила скорость. Подвыпивший,  молодой водитель решил повеселиться и начал охоту на кота. Баська метнулся  на спасительный тротуар. Мы едва успели отпрыгнуть, как вслед за ним, на пешеходную дорожку выскочила машина. На наших глазах пытались задавить нашего кота!!!
   
Азарт охотника заглушил все разумные эмоции  шофера, и  он продолжал гнать животное по тротуару!  Муж бросился спасать Баську, попутно вспоминая все маты, которые знал.
  Закричали очевидцы на противоположной стороне улицы.
 Кота спас узкий лаз в заборе, куда он не замедлил нырнуть.
Пьяница за рулем, потеряв цель, вдруг очухался.  Прекратил безумную гонку, вырулил на дорогу и поспешил ретироваться. Но номер этой машины мы запомнили хорошо.
   Позже муж нашёл его и вправил парню мозги на место, чтобы впредь не повадно было. Испугались мы тогда за Баську сильно.  Я думала, что этот случай повлияет на кота, и он не станет так смело сопровождать нас на прогулках,  но ошиблась. Баська словно забыл об этом происшествии и гулял с нами, так же как и прежде.
   Однажды в нашем магазине выстроилась длинная очередь сладкоежек – привезли разливное сгущенное молоко.  Люди брали его в бидончики  по три, по пять литров. Стоило оно тогда всего 80 копеек за литр, для сравнения, простое молоко было по 21 копейке, за тот же объём.  Нельзя же было упускать такую шикарную возможность отвести душу один раз и навсегда! Закупились мы с Баськой сгущёнкой, принесли три литра домой, и сразу же стали есть. Муж, глядя на то, как мы за один вечер «уговорили» литр ценного продукта, посоветовал нам притормозить, и оставить сгущенку на завтра:
«Как бы вам плохо с такого количества не стало». До сих пор жалею, что я его послушалась. Оставшаяся сгущенка была поставлена на нижнюю полку в самодельный «холодильник»,  (на Севере это просто ниша в стене под подоконником, закрытая с улицы тонкой доской, а со стороны дома плотными  дверцами).
Наутро, едва открыв глаза, мы с Баськой тут же сунулись в бидончик с деликатесом и…   О, ужас!!! На самом верху густой сгущенки лежала, утонувшая в сладости, маленькая мышка!  Наверное, ночью  глупый мышонок спрыгнул с верхней полки на нижнюю, попал на крышку бидончика, а она, сработав как ловушка,  перевернулась,  и мышь не смогла выбраться из густого продукта.
«Счастливая смерть», –  огорченно вздохнула я.  Есть сгущенку,  после такой находки, мне сразу же расхотелось.  Один Баська был невозмутимо счастлив, ему-то было всё равно, была там  мышь или нет. Думаю, он даже решил, что мы специально приготовили ему такой подарок – мышь в сгущенке. Когда он сам научился ловить мышей,  он вернул свой долг.
 В  случайно оставленную на столе пустую тарелку выложил свежепойманную крысу – поделился мясом с хозяйкой.
    Почему-то считается, что коты не ловят крыс, и  кошки – более удачливые охотники. Но, в случае с нашим Баськой, это было далеко не так. Видя, что на нас рассчитывать не приходится, мясо он себе добывал сам. Сначала, правда, я ему отдавала маленьких мышей или крысят, попавших в мышеловку. Кот с ними подолгу играл, тренировался. А потом освоился, и сам стал ловить и приносить на своё крыльцо довольно больших крыс. Любил похвастаться, выложив добычу на видное место, а уж потом, после похвалы, съедал всё, без остатка.
      Каждые выходные у нас проходили в тайге, на рыбалке,  где надо было преодолеть пешком  сначала до шестнадцати километров туда, а через двое суток столько же, назад. И это в любую погоду!  Зато тайга, не скупясь,  делилась с нами своими запасами. Осенью мы заготавливали сушеные и маринованные белые грибы, клюкву, красную смородину.   Рыбалка  приносила до десяти килограммов крупной рыбы за двое суток,  в любую пору года, кроме зимы. В холода, из ледяных лунок, несколькими удочками можно было наловить вполовину меньше. Но, ни разу мы не возвращались  домой с плохим уловом.  Уху, например, варили так – в двухлитровую кастрюлю сворачивали крупную выпотрошенную щуку в три кольца и заливали её водой, а уж потом добавляли все остальное. 
Вот это была уха!
    http://www.proza.ru/2016/02/06/740 продолжение

(рисунок мой)