Отрезок 3. Мне так больше не подходит!

Юлия Лобес
 
Всплеск творческой активности часто происходит во время возрастных нормативных  кризисов. В переводе с греческого слово «кризис» означает «переход», «поворотный момент», «состояние, в котором прежние способы и средства достижения целей оказываются более неэффективными».  Внутренняя ситуация о  которой  говорят так:  "то, что знаю не хочу, а чего хочу не знаю", или так: "по старому не могу, а по-новому еще не умею".

  Во время таких  духовных "переходов"- прямые показания к творческим занятиям.  Во-первых, снятие приступов тревоги (она неизбежна), во-вторых,  присвоение прошлого опыта. Чтобы двинуться вперед, надо старое куда-то пристроить. Вариант, который часто предлагают клиенты-"я хочу забыть свое прошлое," , "помогите мне избавиться от...", "как мне это выбросить из головы, сердца, печени и почек?"- вносит еще большую диссоциацию в ряды его субличностей.  Задача как раз совершенно противоположная, а именно -каждому опыту найти свое  почетное место по заслугам, приладить, приспособить, пришить внутренние кусочки в единое полотно собственной зрелой личности. Короче, творческие занятие-это мост или канал, соединяющий прошлый опыт и  размытый образ будущего. Да, строится он потом и кровью, омывается слезами и прочими жидкостями,  выходящими из нас   во время психотерапевтических  сессий. Творчество- естественное, природное средство,   "вшитое" в наши гены , прочный женский древний ритуал, который  помогал нашим праматерям находить ответы, латать поврежденные участки души, становиться более цельными,  радостными, живыми и сильными.  Есть у нас такая способность и возможность, а дальше каждая сама  решает- воспользоваться ею   или нет.
   
  Я помню,  когда я только-только  начала нащупывать свою тему в психотерапии, проводила свои первые опыты на живых людях (консультации, воркшопы, мастер-классы, презентации), то мне снилось как я соединяю разные кусочки тканей. Мне не давало это покоя. А ведь нам-то психологам известно, что сон-это королевская дорога к бессознательному.  Так  я начала шить лоскутное одеяло  и подушки.  До дрожи мне хотелось это делать. Мне казалось, если я не сошью хотя бы 2 квадратика вместе- день прошел зря. Так сильно мне это было нужно. Шила несколько месяцев  параллельно с другими работами. Ткани, которые я использовала приходили ко мне из разных мест и  от разных  людей. Это были близкие родные и далекие, которых я даже  не знала.  Поразительно,  как иногда ресурсы находят дорогу через вторые, третьи руки, просачиваются совершенно непостижимым образом. Люди отдавали со словами:"Ты найдешь применение, а мне некуда" ,  "Можно я тебе отдам, чтобы не пропало?", "Тебе  точно пригодиться!". Я благодарю всех этих женщин. Тогда я еще сама толком не знала  почему мне, а они видели.  Пожалуй сама дорогая ткань в этом пледе- кружева ручной работы моей бабушки - Хильды Карловны Дамм. Моя тетушка удивлялась- что ты с ними сделаешь, они же пропали совсем, им же лет 50? А я сделала , я догадалась! Вырезала целые куски кружев и пристрочила на  квадраты ткани, а дальше сшила квадраты в плед. Надо ли говорить, как это красиво.  Я дошила. Я довольна. Я- часть большого женского сообщества , я  почувствовала, ЧТО имела в виду Кларисса Пинкола Эстес,  говоря  "я  стою на плечах своих прародительниц". Это не просто плед, это символ опоры и  объединения в целое,  восстановления  и восполнения .  После  окончания этой титанической работы шитье, как вид рукоделия,  прочно поселилось в моем доме. А как вид подкачивания энергии уверенно  держит первое место в моем сердце .
 
  Иногда бывает,  что до прихода кризиса женщина к  творчеству никак не относилась и места ему не было в стабильной благополучной жизни. Не было бы счастья, да несчастье помогло!  По словам одной  участницы из свежеиспеченных рукодельниц:" А как прижмет, так  еще и не то сделаешь, хоть чем станешь заниматься, лишь бы отпустило! ".   В общем, когда нас " колбасит", то   мы интуитивно ищем способы выжить, и находим для себя новые жанры.

  Известно, что задача кризиса  30 лет- отделение от родительских сценариев, его еще называют кризисом  сценарной эмансипации. Если в двух словах, до 30 лет мы неосознанно идем по родительской лыжне, при этом уже подкопился и свой опыт.  Плюс- минус к 30 годам встает вопрос- дальше жить как завещали родители  или нет? Может пора начать  сшивать свою собственную жизнь по своим меркам и лекалам,  а не по родительским? Каждый из нас ответит на эти вопросы и заплатит цену этого решения, всю до  последнего пятака. И никаких скидок.
  Приведу классический пример сессии на эту тему.
Группа "Целебное рукотворчество"  накануне Нового года. Договорились делать новогодние аксессуары для дома, подарки родным- декупажить  свечи, расписывать фигурки из соленого теста, золотить-серебрить орехи и т.д.

 Наташа, 29 лет. Приятная, молодая женщина.  Принесла свечи и другие  расходные материалы для новогоднего  декорирования. Основательно расположилась и с детской радостью приступила к таинству. Я  несколько раз по ее просьбе и по ее разрешению подсказывала как можно сделать, ни в коем случае не ограничивая ее,  а, напротив, поддерживая  ее творческий азарт.
 Рассказывает о себе так :"Я никогда в своей жизни творчеством не занималась, и у меня не было такого желания. А теперь я чувствую такую сильную потребность. Посмотрела несколько мастер-классов по инету, но не делала. Вот пришла. Я так хочу научиться."
-От хорошей жизни творчеством не занимаются- провоцирую я с улыбкой.
-Расскажи,  как ты живешь?- продолжаю знакомство.

 Я сильно сокращаю разговор, оставляю самую суть.
Оказалось, что  в декрете, дочке 2 года . Главная тема- как  "всплывать" из декрета. Что делать дальше?
-Я правильно понимаю, что  то, как было раньше перестало удовлетворять, а как по-новому ты  и понятия не имеешь?
-Совершенно верно. До похода в декрет-это просто работа , приличная, престижная, оплачиваемая. Работа только ради денег. Свекор и муж меня устроили на ту работу, говоря, что с опытом, который я там получу, я смогу всего добиться. И потом работать хоть где. А  я там просто умирала, я приходила домой без сил. Слава богу, я быстренько забеременела, но декрет кончается. Естественно муж и свекор инициируют этот вопрос, мол, пора бы тебе выходить на работу.

-А ты сама хочешь выйти на старую работу?
-Нет.
-Какие чувства к мужу и свекру?
-Раздражение, обида на то, что они продавливают.
-Скажи об этом.
Выбирает символического мужа  и по трехчастному высказыванию освобождается от негативных подавленных чувств по отношению к мужу. Затем  вышла на сцену вина.
-Перед кем винишься?
-Перед Ариной  (дочка, прим. автора)
-Скажи ей об этом.
Продолжаем  психодраму. Выбирает на роль дочери худенькую участницу  группы.
-Ариша, когда я оставляю тебя с бабушкой и переключаю внимание на свою жизнь, я чувствую себя виноватой. Это означает, что я плохая мать. Я бы хотела быть не только хорошей матерью,  но и развиваться как личность.
С места дочери:

-Мама, когда ты на меня перекладываешь ответственность за свое развитие
 я возмущаюсь. Для меня значит, что ты прикрываешься мной. (Вот она бессознательная ловушка!).Я хочу, чтобы ты разделила ответственность. Я ребенок у меня есть свои детские дела, а у тебя свои взрослые задачи. Разбирайся с ними сама. Я буду разбираться со своими.
 -Мне легче. Я  ведь действительно прикрываюсь, чтобы не идти вперед. Радость,  что открылись глаза. Оказывается,  чтобы быть хорошей матерью совсем не обязательно круглосуточно сидеть рядом с ребенком, игнорируя свои личные потребности и жалуясь на судьбу.

-Страшно мне. Отказаться  от синицы в руке, ради неизвестно чего.
-Чего ты сама хочешь?
-Пока  не знаю.
Вот здесь ключевое слово -пока. Ясно, что не знаем . А если продать себя,  то и шансов нет узнать.
Дальше -поддержка здесь и сейчас.
-Ведь ты час назад тоже не знала как ты свечи будешь декорировать, правда?

  Ясно, что докопали  до страха. Когда  мы свой собственный страх не осознаем,  то привычно назначаем кое- кого виноватыми в том,  что мы не можем принять  свое трудное решение.  Типа, со мной все в порядке, это все они! На самом деле это мы сами не можем решить или решиться.

  К концу группы сделала несколько свечей в разных техниках, и очень довольная собой осталась. На прощание сказала, что решение все таки созрело: "На старую работу не выйду. Спасибо что поддержала".

   Импульс к творчеству означает желание перехода душевной организации на новый уровень. Это означает слом старых систем  управления собственным развитием и жизнью. Потребность в творческих занятиях в данном случае  означает пробуждение внутреннего творца, который жаждет  живительной воды и сытости, но он голоден. Это чудо, что у нас есть этот механизм. Специальная  кнопка где-то внутри начинает настойчиво сигнализировать- " мне так больше не подходит!". Напряжение, тревога, страх абсолютны закономерны, ведь  путь поиска  личного смысла и индивидуации- это путь без готового путеводителя и без гарантий. Путеводителем как раз служат чувство свобода и  жажда удовлетворения. В общем, сама-сама,  со своей скоростью и в своем темпе.

 Я рада, что это молодая женщина прислушалась , а не проигнорировала свое и собственной желание заняться таким «детским не престижным пустяковым делом». Желание творить означает стремление и зарождающуюся готовность творить свою собственную жизнь.

  Как сложилась ее судьба, спросите Вы? Она ее складывает. Сама. На постылую работу Наташа не вышла. Увлеклась дизайном ...ногтей! Закончила курсы, освоила все виды маникюра. Работает свободным художником, то есть на себя.  Кстати, муж поддержал ее решение, оплатил ее курсы и помог приобрести оборудование. А как же иначе? Закон простой- если мы с уважением, то и к нам с тем же.

  Пару  слов о синхронии. Сейчас, когда я пишу эту часть, я осипла. Уже несколько дней я обладательница  колоритного голоса с  хрипотцой. Не первый раз замужем, я в курсе уловок моего бессознательного, спасибо Лиз Бурбо : " Научись принимать с любовью то, что ты создаешь". Я так и делаю. Учусь.

Заканчиваю словами С. Кови :"Кто идет своим путем, идет медленно".

Продолжение следует...