Борис Аркадьевич

Александр Ашанин
Продолжение Анюйской истории неожиданно нашло меня в Хабаровске.И так по порядку.
Я жил в то время на северах Хабаровского края в поселке Тугур .Родители мои в ту пору еще жили в Хабаровске и мы с семьей часто наезжали в родной мне город. Бывая в Хабаровске я всегда любил заглянуть в букинистический магазин на Карла Маркса посмотреть на старые книги и что-нибудь прикупить.
Однажды выхожу из магазина ,останавливаюсь ,прикуриваю сигарету и чувствую  ,что кто-то осторожно дергает меня за рукав куртки .Поворачиваюсь, рядом стоит мужичок с трехдневной щетиной на лице ,вместо дорогого парфюма разит от него недельным перегаром. Часто моргая слезящимися глазами и заглядывая в лицо ,протягивает мне книгу в коричневом переплете с золотым тиснением названия. Читаю .История Пугачевского бунта и автор А.С.Пушкин.Омское книжное издательство 1912 года ,такая редкость и всего за 10 рублей. Спрашиваю,почему не хочет отдать книгу на комиссию .Ведь дадут за нее больше десятки .Отвечает ,что это долго ,а деньги нужны прямо сейчас ,вопрос жизни и смерти.
Книгу я у него купил.Получив деньги, он заторопился в овощной магазин ,который функционировал в одном здании с букинистической лавкой. В том овощном продавали перцовую настойку .Вдруг он резко затормозил ,развернулся и подошел опять ко мне. Подойдя, поинтересовался ,не хочу ли я взглянуть на его книги. Добавил ,что живет он здесь не далеко ,вон в том доме, на Петра Комарова. Неожиданно для себя я согласился. Книг в однокомнатной квартире было  много .Книги стояли на стеллажах ,лежали стопками на полу ,были везде.
Мы пили перцовую горькую ,вторую бутылку идя в гости я купил сам. Выпив пару стопок Борис Аркадьевич –так звали моего нового знакомого ,захмелел ,ожил лицом, стал очень разговорчивым. Принился  говорить ,что жил так он не всегда ,а книги очень любит, да нужда заставила их любимых продавать, что у него была жена ,которая ушла от него к другому мужчине, но он на нее зла не держит ,что выперли его ото всюду и никуда на работу не берут ,даже школьным учителем истории устроиться он не может.   
-Что же случилось ,то с вами? -поинтересовался я.
-А за Правду-Матушку пострадал –ответил гостеприимный хозяин. Затем допил свою рюмаху,закурил ,отодвинулся от стола и сказал: "Если хотите ,расскажу обо всем по порядку.
По образованию  я историк. С детства историей бредил .Закончил институт ,остался в аспирантуре ,лет через пять стал кандидатом ,изучал гражданскую войну на Дальнем Востоке и Сибири,все мои работы были посвящены этой теме .Я знаете ли дальневосточник в третьем поколении. Мне оформили допуск в партийный краевой архив ,ранее для меня закрытый и там я нашел такие материалы  ,которые в раз перечеркнули официальную историю ,это меня ошеломило и заставило пересмотреть мои взгляды на мир в котором мы живем и на историю в частности .В стране шла перестройка и гласность ,объявленная Горбачевым.Я в нее поверил и напечатал небольшую правдивую книгу ,основанием послужили документы хранящиеся в краевом архиве.И что вы думаете?Тираж изъяли ,а меня вызволи в партком ,накричали и выкинули из партии .Партия ,да черт с ней с партией. Меня выкинули ото всюду ,сломали жизнь.Я написал письмо Горбачеву ,вместо ответа пришли люди в сером ,перерыли весь дом,забрали все рукописи и черновики.Посоветовали вести себя скромней ,если не хочу поселится где-нибудь за Магаданом на постоянное место жительства".Я спросил,а что такое запретное было в его книге.Если даже во время объявленной гласности за него так жестко взялось КГБ. Закурив ,он долго думал ,покачивая головой ,словно решая ,можно ли со мной откровенничать дальше.Потом глубоко вздохнул и решившись наконец произнес: "Хотите знать?Тогда слушайте.

Речь пойдет о Хабаровске ,нашем с вами городе.Никогда с 1917 года по 1920 год большевистской власти в городе не было ,советская власть была-это факт,но в советах на всех важных постах сидели эсеры  и меньшевики. Фракция большевиков была самой малочисленной ,а городом все эти годы управляла Городская Дума ,которая заседала на Муравьева–Амурского, в доме рядом с соборной площадью ".Он помолчал ,затем продолжил.
"В городе менялась власть ,то казаки атамана Колмыкова ,то партизаны Бойко-Павлова,то Японцы .Советы периодически разбегались ,а Дума управляла городом при любой власти .Без крови ,репрессий процветала торговля ,ходили поезда и пароходы,работали театры и рестораны. Это был рай среди безумной гражданской войны.
Партизаны не были красными-это были в  большинстве своем, дезертиры ,слегка порозовевшие. Объединясь в отряды ,сидели по своим деревням жрали сало ,запивая его самогоном.Иногда от скуки грабили белые пароходы и поезда.Все изменилось после поражения белых войск во встречном Волачаевском сражении.Белые потерпели поражения и откатились к Хабаровску. Удержать город не смогли .Первыми в город ворвались чекисты Г.Е.Сократа и отряд особого назначения Мелехина и заняли  запруженный беженцами вокзал .С этого момента для Хабаровчан наступили черные дни. Рекой полилась кровь горожан и беженцев из центральной России .За особые заслуги П.П.Постышев назначает Сократа начальником отдела ГУГПО и поручает ему изъятие церковных ценностей и ликвидацию храмов и монастырей под предлогом их антисоветской деятельности. А надо сказать ,что Хабаровск до революции был городом богатым ,купеческим.Купцы владели пароходами ,золотыми приисками ,мукомольнями ,торговлей и капитал свой наживали порой на крови и обмане. Чтоб отмолить грехи ,щедро жертвовали деньги церквям и монастырям ,так что поживиться большевикам было чем. Изъятие церковных ценностей и избиение попов и монахов совпало по времени с самым мощным на дальнем востоке антисоветским восстанием "Нижне-Амурским"1923-1924 года.

После занятие Владивостока, местные большевики объявили об окончание гражданской войны в стране ,ликвидировали ДВР и вошли в состав РСФСР ,что было санкционировано Москвой.Партизанские розовые отряды ,помогавшие красным одолеть белых стали не нужны. Большевики распустили их по домам но прежде попытались разоружить.Партизаны разоружаться отказались и после многочисленных стычек с регулярными войсками НРА разошлись по домам с оружием. Оружие мужикам вскоре пригодилось в борьбе против бывших союзников.
В 1921 году ВЦИК во главе с Лениным после ряда восстаний против большевиком заменил продразверстку на продналог в центральной России ,но постановил в Сибири и на Дальнем Востоке взять с крестьян недоимки за все те года когда рука Москвы не могла до них дотянуться .В деревни на Амур хлынули продотряды, вооруженные пулеметами части ЧОНа .На Амуре первым восставшим селом была Иннокентьевка. Продотрядовцы ограбив богатое село устроили застолье ,перепились и потребовали у крестьян женщин для  любовных утех .В ответ бывшие партизаны по тихому перекололи тех вилами .Восстание получило название "Иннокентьевское".Не успели красные опомниться как их уже резали и стреляли по всему Амуру бывшие союзники партизаны.

Вот сюда-то на Амур в гущу кровавых событий и бежали многие спасшиеся от террора монахи и попы .Центром повстанцем стало большое и богатое село- Мариинское.Здесь-то и объявилась группа Хабаровских монахов с чудотворными иконами. Возглавлял ее отец Тихон. Монахи призывали повстанцев не жалея крови встать за поруганную Отчизну ,за Православную веру ,за други и братьев своих против антихристовой власти.Не ограничившись только призывами и агитацией лезли святые отцы в самое пекло .Воздев к небу иконы, перли впереди атакующих цепей на пулеметы и такая сила была в их неистовом напоре ,что зачастую красноармейцы бежали бросая пулеметы и винтовки и тогда за пулеметы ложились комиссары и били длинными очередями по попам и иконам,но иконы были как заговоренными.Не одна пуля,не один осколок так в них и не попал. Молва о героических монахах и чудотворных иконах перекатываясь по мятежным селам дошла и до Хабаровска ,до главного политкомиссара Серышева.
Серышев собрал совещание на котором поручил Г.Е Сократу тех зловредных попов-агитаторов уничтожить .Очень они со своими проповедями были большевистской власти опасны .Хочу добавить" помолчав ,сказал Борис Аркадьевич,что дела у повстанцев день ото дня шли хуже и хуже.Красные войска, которыми командовал Блюхер огнем тяжелой артиллерии сметали с лица земли целые села с повстанцами и местными жителями .Многие их них так никогда не возродились.Начальник ГПУ Сократ поручил возглавить операцию по поимке священников своему другу и заместитель–Арманду Мюллеру.Крепкий чекистский отряд в составе которого были венгры и китайцы приступил к поискам тех монахов ,но местные жители святых отцов берегли и прятали от чекистов и проводили на реку Анюй.
Затаив  дыхание ,я слушал этот рассказ, вспоминая свое приключение на небольшой горной речки Дымни.Так вот откуда там взялись беглые монахи подумалось мне . Чекисты их так и не нашли и объявили за них награду.По отчетам Мюллера награда вручена так не кому и не была.Ходили слухи ,что ушли те монахи через тайгу в Манжурию .Борис Аркадьевич замолчал и потянулся за бутылкой, а я волнуясь и сбиваясь продолжил его рассказ .Рассказал ему о Дымнях и монашьем ските. О страшной смерти монахов и нерукотворном кресте ,потом мы долго молчали,затем налили по рюмахи перцовой горькой и не чокаясь выпили  за помин души святых отцов и за ту безумную гражданскую войну.
Больше с Борисом Аркадьевичем мы никогда не встречались.