Эдвард Пейсон. Господь Царь

Инквизитор Эйзенхорн 2
ГОСПОДЬ ЦАРЬ
Эдвард Пейсон (1820)

Я Царь великий, говорит Господь
Мал.1.14

Когда Бог возвещает Своим творениям, что Он есть, Он использует язык в соответствии с их возможностями; это язык, который они могут понять. То, что Он есть Сам на самом деле, или то, что составляет Его сущность, ни один язык не может описать; и, следовательно, даже Он не может сообщить нам этого. Он может только сказать, что Я - это Я. Но то, Кем и чем Он является для Своих творений и какие отношения Он поддерживает с ними, может быть без труда показано в достаточно ясных выражениях. Все мы понимаем такие понятия, как отец, учитель, царь, и знаем что-то об отношениях, которые эти титулы в себя включают. Чтобы показать нам,  Кем и чем Он является для Своего творения, Бог принимает по очереди каждое из этих названий, и представляет Себя как поддерживающего каждое из этих отношений. Иногда Он называет Себя Отцом, иногда Учителем, а иногда, как в данном случае, Царем. Я Царь великий, говорит Господь.
Господь есть Великий Царь. Это истина, возвещенная нам в Писании. И это самая главная истина, в которой мы должны быть наставлены. Мой замысел здесь - кратко проиллюстрировать эту истину, а затем объяснить по возможности некоторые из наиболее важных следствий, которые она имеет.
I. Господь есть Царь. Царь или король есть политический глава или верховный правитель царства. Обычно разделяют два вида царствования: царская власть по праву и на деле. Царь по праву - это тот, кто имеет право на престол, хотя он не может овладеть им. Царь на самом деле - это тот, кто действительно обладает престолом, хотя он может не иметь на это права. Но тот, в ком право и обладание едины, может по праву считаться царем во всех отношениях. Таким Царем в самом полном и обширном смысле этого понятия является Иегова. В первую очередь Он есть Царь на самом деле. Его Царство - весь тварный мир, и Он фактически и полностью владеет всем этим Царством. Он является единственным и абсолютным Сувереном; у Него нет ни партнеров, ни советников, но Он совершает все по изволению воли Своей; Он творит по Своей воле среди воинства небесного и жителей земли, и никто не может взять Его за руку и спросить: что Ты делаешь? В отрывках слишком многочисленных, чтобы упоминать их в частности, вдохновенные писатели представляют Его как осуществляющего самую полную и неподсудную власть над всеми Своими творениями, и правящего с той же самой неограниченной властью царствами природы, провидения и благодати. Если кто-либо дерзнет отрицать, что Господь таким образом управляет вселенной, таковые должны предполагать, что она регулируется случайно, то есть ничем, ибо случайность есть лишь другое слово для обозначения ничто, небытия. Но предположить, что вселенная управляется ничем, не менее абсурдно, чем предположить, что она создана ничем, и никто, кроме безумца, который говорит в сердце своем: нет Бога, не будет предполагать ни того ни другого.
Во-вторых, Господь есть Царь по праву. Он является не только фактическим, но законным Повелителем вселенной. Он имеет высочайший и лучший из всех возможных титулов в Его Царстве, ибо Он создал его из ничего и постоянно поддерживает каждую его часть. Никто из рода человеческого не может отрицать, хотя бы с наименьшей тенью истины или приличия, что Господь его законный Властитель. Хорошо известно, что, помимо   нескольких несущественных исключений, все, кто родились во владениях любого монарха, являются его полноправными подданными, по крайней мере, до тех пор, пока они продолжают проживать в них. Но все люди родились во владениях Иеговы, ибо "Господня земля, и все, что наполняет ее".  И все они всегда находятся в Его владениях; они не могут оставить их, ибо Его владычество является вселенским в полном смысле этого слова. Взойдете ли вы на небо или окажетесь в аду, отправитесь на восток или на запад, к планетам или к неподвижным звездам - вы останетесь во владениях Иеговы не меньше, чем когда вы пребываете на земле. Люди не могут перестать быть Его подданными, не перестав существовать. Поэтому представляется, что Он есть Царь в полном смысле этого слова. И кроме Своего Царства, Он обладает всеми знаками царственной власти. У Него есть престол, ибо Небо - Его престол, и земля - подножие ног Его; у Него есть венец, ибо Он  увенчан славою, честью и бессмертием; у Него есть царские одежды, ибо Он облечен светом и величием. В собственном смысле Он один есть Царь, ибо земные цари не менее подотчетны Ему, чем самые низкие из их подданных. Им  цари царствуют и повелители узаконяют правду; ибо Он Царь царей и Господь господствующих. Даже троны и владения начальств и властей на небесах являются лишь достоянием Его слуг, которые со смиренной готовностью исполняют Его волю. Но это приводит нас к тому, что:
II. Господь есть Великий Царь. Он достоин всего возможного, всего мыслимого уважения; Он Великий Господь, и величие Его непостижимо. Каждой вещью, которая может должным образом рассматриваться как принадлежность царственного величия, Он обладает в такой степени, что это ставит Его на неизмеримую высоту над всеми земными царями. Люди могут измерять меру величия монарха в обширности его владений и количестве его подданных. Но какой монарх может в этом отношении сравниться с Иеговой? Обширность Его владений никогда не была точно измерена, помимо Его собственного бесконечного видения; число Его подданных никем и никогда не было исчислено. Мы говорим о великих и могучих царствах земли; но вся земля просто песчинка в Его Царстве, и все ее жители, как ничто перед Ним. Разве продолжительность и устойчивость владычества не входят в величие монарха? Бог есть Царь вечный. Его Царство есть вечное Царство. Земные царства поднимаются и опускаются, как пузыри на поверхности этого океана, но Царство, которое не подвигнется, как и Сам Бог, не имеет конца. Он не только живет, но царит во веки веков. Разве не великолепные дела и начинания делают монарха великим? Но, Господь, среди высших сил нет никого, как Ты, и нет дел, подобных Твоим. Разве истинное величие монарха не состоит в его интеллектуальных и моральных качествах, делающих его достойным своего трона? Незачем говорить, что Господь обладает, в бесконечной степени, всеми интеллектуальными и нравственными качествами, которые необходимы для Царя, для Властителя Царства, неизмеримого в протяженности и длительности. В отличие от земных князей, Он постоянно присутствует во всех частях своих владений, обширных, как ни у кого из них; прошлое, настоящее и будущее всегда перед Его взором, и Он всегда озирает Своих подданных, малых и великих. На самом деле вся мудрость, доброта, справедливость и мужество, которыми когда-либо обладали земные правители и их подданные, были получены от Него, ибо Он есть Отец светов, от Которого исходит любой добрый и прекрасный дар. Все интеллектуальное и моральное превосходство во Вселенной всего лишь капля из этого океана, луч от этого солнца.
Смертные часто превозносят своих великих, своих монархов, завоевателей и героев, которыми они могут похвастаться и чьей хвалой они гордятся, и смеют сравнивать их с Царем небес. Это оскорбление Господу - сравнивать Его с подобными ничтожествами! Кто они есть в Его присутствии: куклы, тени, ничто! Поэтому апостол говорит: хвалящийся да хвалится Господом. Он мог бы воскликнуть также: лучше верить в Господа, нежели надеяться на князей!
Видя, таким образом, ясно, что Господь есть Великий Царь, я перейду к некоторым важным следствиям того, что Он именно таков.
1. Если Бог есть Царь, то Он устанавливает закон для Своих подданных. Я полагаю, никто не будет отрицать, что если кто-то принимает  на себя какую-либо должность, он берется исполнять  все обязанности, которые она от него потребует. Это первый и самый непременный долг абсолютного Суверена - установить закон для Своих подданных. И как Его воля состоит в том, чтобы устанавливать закон, так и в том, чтобы повиноваться ему, когда он уже есть.  Правосудие, доброжелательность, внимание к благополучию подданных - вот то, чего требует от любого царя исполнение его обязанностей. Представляется невозможным, чтобы Абсолютный Суверен не должен был  устанавливать законы в той или иной форме. Как Существо разумное Он должен иметь волю; если у Него есть желание, Он не может не выразить его, и безупречная воля Царя выражена в Его законах. Поэтому я считаю оправданным утверждение, что Бог не может избежать роли Законодателя для Своих творений, не переставая быть их Царем. Но Он не может перестать быть их Царем, не отказываясь от всякой связи с ними, и Он не может оставить их таким образом без того, чтобы все они перестали существовать. Поэтому пока твари  продолжают существовать, кажется совершенно необходимым по самой природе вещей, что Бог, как их Творец и Царь, устанавливает закон, управляющий ими. В противном случае Он не мог бы быть Царем ни в каком смысле слова.
2. Если Господь есть Царь, то Он не просто устанавливает закон для Своих подданных, но дает им самые мудрые и самые лучшие законы. Я полагаю, что в этом никто не будет сомневаться. Наш Законодатель в силах установить самые лучшие законы, не такие, что поощряют насилие и обман, но самым действенным образом обеспечивающие права и содействующие благосостоянию Его послушных подданных. Именно такие законы Иегова как Суверенный и Верховный Законодатель вселенной устанавливает для Своих разумных творений. Он учитывает при этом стремления и склонности творений, и великие интересы Своего Царства. Если Он видит, что эти интересы будут лучше обеспечены законом, Он заповедует всем Своим разумным творениям быть совершенно святыми, любить своего Творца всем сердцем, и ближнего, как самого себя, и это обязанности, возлагаемые на нас Его законом. Этот закон таков, что для всех Его послушных подданных он свят, справедлив и добр, и им довольны все, кроме злобных мятежников.   
3. Если Господь есть великий Владыка Вселенной, Он не только установил Свой закон, но и установил наказание за любое нарушение его. Закон, нарушение которого не наказуемо - это не закон; по крайней мере, он не может ни в каком отношении исполнять цель законов. В этом сегодня может быть уверен каждый человек, который попытается представить себе закон без санкций. С какой целью вообще даются законы? Что будет следствием для подданных из того положения, когда можно невозбранно и безнаказанно преступать закон? Думается, ответ очевиден: должно быть ясно каждому, что это будет закон только по названию; он был бы не более чем рекомендацией или советом. Если же Бог возложил на Себя долг установить закон для Своих творений, Он также должен установить наказание за любое нарушение Его закона. Отсюда и возникла необходимость того, что Он должен обеспечить надлежащее место для этого наказания, темницу, в которую нарушители были бы помещены, чтобы лишить их возможности дальше творить зло. Он создал такую тюрьму, называемую адом; и тот, кто убежден, что Бог есть Царь, не может сомневаться в существовании такового, ибо кто когда-либо слышал о царе, во владениях которого нет тюрем?
4. Если Господь, как Владыка Вселенной, устанавливает законы для Своих творений и наказание за их нарушение, Он должен также обеспечить соблюдение этих законов и реальность наказания для всех, кто нарушает их. Каждый соображение, которое доказывает, что на Него по самой сути вещей возложено установление законов, одинаково доказывает, что на Него возложено и проведение их в жизнь и, конечно же, наказание нарушителей, ибо очевидно, что неисполняемый закон есть просто ничтожество, как и угроза наказания, превратившаяся в пустой звук. Но обязанность государя - устанавливать целительные законы, а не те, которые превратились в ничтожество! Его долг - обеспечить их соблюдение. Он не должен нести меч напрасно, но быть ужасом для злодеев. Писание заявляет: "Кто оправдывает нечестивого, и кто обвиняет праведного - оба мерзость пред Господом". Отсюда следует, что оправдание грешников, или освобождение их от заслуженного наказания, есть в глазах Бога не меньший акт несправедливости, чем осуждение невиновного. То, что это и должно быть таким образом, совершенно очевидно. Правосудие полновластного государя заключается в том, чтобы воздавать своим подданным то, что ими заслужено. Поэтому он может быть виновным в несправедливости, обращаясь с ними лучше или хуже, чем они того заслуживают. Но Бог не может действовать несправедливо; Он не может делать того, что Он Сам считал бы мерзостью, если бы это сделал любой земной монарх. Он  должен, как Владыка Вселенной, наказать тех, кто нарушает Его великий закон любви, и ввергнуть их в тюрьму, которую Он приготовил для этой цели; Он не был бы Великим Царем, если любой царь, достойный своего трона, никогда не поступил бы иначе. Должное внимание к этой истине покажет нам ошибочность самых правдоподобных возражений, которые делаются грешниками против библейского учения о будущем наказании. Они говорят, что рассматривают Бога только как Отца, и, следовательно, вправе сделать вывод, что, поскольку люди Его дети, Он не позволит, чтобы кто-либо из них стал навсегда несчастным. Но следует помнить, что если Он Отец, он также является Царем, и что как таковой Он находится под обязательством обеспечения соблюдения законов Своего Царства, и потому Он наказывает, хотя бы даже с неохотой, тех, кто нарушает их. Когда Царь и Отец встречаются в одном Лице, отцовские чувства должны уступить обязанностям Царя. На страницах истории описан по крайней мере один случай, когда отец был призван судить своего собственного сына, обвиняемого в заговоре против государства. Обвинение было полностью доказано, и чувства отца уступили долгу судьи, который должен был произнести приговор закона. Это была смерть, мучительная и позорная. Он произнес приговор, и видел его исполнение, и все последующие эпохи запомнили эту честь правосудия, которая принесла родительскую любовь в жертву общественному благу. И что, человек может быть больше Бога?  Должна ли справедливость, которую мы чтим в земном судье, охаиваться, когда речь идет о Боге, Который есть Вечный Царь Вселенной?
5. Из того, что Бог есть Царь, в связи со всем сказанным мы можем узнать о необходимости искупления за грех. Под искуплением мы имеем в виду прежде всего поддержание авторитета Закона Божьего, обеспечение великих интересов Его Царства и исполнение дела Его правления, которое не менее действенно, чем причинение заслуженного наказания  нарушителям. Если есть какая-то правда в замечаниях, которые были сделаны, из этого бесспорно следует, что без такого искупления Бог не может последовательно со Своим правосудием или с Его обязательствами как Царя простить даже одного преступника. Апостол говорит нам, что Бог судил Иисуса Христа ради умилостивления через веру в Его Кровь, чтобы оправдать верующих в Него, ибо оправдываются таким образом только верующие в Иисуса. Эти выражения совершенно очевидно намекают, что если бы не эта возможность милосердия, Бог никак не мог бы оправдать или помиловать нарушителей. И мы можем добавить, что они говорят с равной ясностью, что несмотря на эту милосердную возможность, Он не может по справедливости простить того, кто не верит.
6. Если Господь есть Царь, грех есть предательство и бунт, и каждый нераскаявшийся грешник является предателем и мятежником. Я понимаю, что эти эпитеты звучат сурово и неприятно, и представляется, что было бы нецелесообразно использовать их, если бы язык Откровения не давал к тому оснований. Но во многих местах Богодухновенной книги грех описывается как бунт, и понятия "грешник" и "бунтовщик" не отличаются почти ничем. И минутное размышление убедит нас в том, что это просто и совершенно правильно.  Бунтарь - это тот, кто не повинуется и противится авторитету своего законного государя. В этом виновен каждый нераскаянный грешник. Он не подчиняется великому Царю Вселенной. Он не любит ни Бога всем сердцем своим, ни ближнего как самого себя. Отказываясь покаяться, он практически оправдывает свое непослушание, и по сути отрицает, что Господь его Царь. Поэтому он должен рассматриваться как виновный в мятеже. Не менее очевидно то, что он совершает предательство. В этом преступлении виновен каждый, кто склоняется на сторону врагов своего суверена. Грех - это великий враг Иеговы как Царя. Он напрямую стремится подорвать Его правление. Он наносит удар по самим основаниям Его трона. Если бы грех возобладал повсеместно, тех, кто верен Богу, не осталось бы во всей вселенной. Этого врага Царя царей  каждый нераскаявшихся грешник развлекает и лелеет в сердце своем. Он виновен поэтому в измене своему Царю. И следует помнить, что вина в измене и мятеже против Бога столь же превосходит те же преступления против земных правителей, сколь Он превосходит их. Если эти преступления, совершенные против земных правителей, по праву караются смертью, те же преступления, совершенные против великого Государя Вселенной должно, безусловно, заслуживают вечной смерти, и наказать преступников есть Его святое право. Мы можем здесь добавить, что если каждый нераскаявшийся грешник бунтарь, каждый христианин является помилованным бунтарем. Он когда-то был грешником и не думал каяться, и был глубоко вовлечен в вину бунта против Иеговы. Но ему были дарованы покаяние и прощение грехов через Спасителя, в Которого он верит. Он должен чувствовать это и поступать соответствующим образом.  Вы можете легко представить, как должен чувствовать себя мятежник, если, когда его голова уже лежала на плахе, он получил прощение от своего государя. Вы можете понять, каким скромным и благодарным должен быть кающийся грешник, как он должен посвятить себя служению своему Господину после того, как он получил такое прощение? Именно такой характер и такие действия ожидаются от тех, кого простил Бог. В то время как они радуются тому, чем они стали, они никогда не должны забывать, чем они были. Они никогда не должны забывать, что они некогда восстали против величайшего и лучшего из правителей, и только Его богатой милостью и благодатью они были спасены от вечного пламени. Следовательно, они должны скромно ходить перед Богом все свои дни в глубоком смирении души; и в то время как они подходят к Нему с уверенностью в том, что Он их Отец, они должны также помнить, что Он их великий и славный Царь, Которому должно поклоняться с благоговением и страхом. Это наша обязанность, ибо Он уже явил нам Себя как Царь. Нечестивые и жадные люди среди евреев приносили Ему в жертву хромых и слепых животных, вопреки прямому запрету так делать. Это оскорбление глубоко возмущало Его, и Он говорит о том, что как Царь Он вправе  наказать тех, кто выступает против Него. "Проклят дающий лживые обеты и приносящий в жертву Господу поврежденное; ибо Я Царь великий, и имя Мое страшно, говорит Господь Саваоф". Друзья христиане, как часто мы, вследствие холодности, непочтительности и формальности, с которыми мы подходим к алтарю Божию, предлагаем Ему поврежденное! Когда Он взирает на собрания поклонения Ему, даже самые торжественные, как часто у Него есть причина сказать: здесь неправда! Позвольте выразить надежду, что Он никогда не найдет причину сказать это о собрании в нашем доме молитвы! Позвольте мне предупредить вас о Его ужасающем величии, и умолять вас милостью Его никогда не забывать, Кто Он есть, и что вы есть, когда вы приближаетесь к Его престолу благодати, и помнить, что Бог силен явиться в собрании Своих святых так, чтобы это вызвало страх и трепет, и заставило чтить Его во всем. Практическая память о Его истине незаменима для ваших религиозных интересов, ибо никто не может ожидать, что Бог будет посещать храм, где к Нему относятся с непочтением, и если Он минует вас Своими добрыми посещениями, Его слово не вернется напрасно, а вам не на что будет жаловаться.
Опуская многие другие важные выводы, которые могут быть извлечены из этой плодотворной темы, замечу, наконец, следующее. Если Господь есть Царь, у Него должны быть посланники. Необходимо, чтобы Его воля была доведена до Его подданных. Необходимо, чтобы Его восставшие люди были призваны вернуться к преданному служению Ему. Если им был открыт путь, на котором они могут избежать наказания, предназначенного законом для преступников против Него, и вернуть себе утраченную благосклонность, необходимо, чтобы этот путь был возвещен открыто. Для этих целей представляется целесообразным и правильным, чтобы использовались посланники. Мы знаем, что Бог счел нужным дать им работу. Его вдохновенные вестники, пророки и апостолы, были посланниками чрезвычайными. Они имели поручения и наставления с небесной печатью, и один из них прямо сказал: мы посланники от имени Христова. В более широком смысле, обычные служители Евангелия также есть посланники, ибо тот же отрывок, который сообщает нам, что Он поставил пророков и апостолов на дело служения, говорит также, что Он предназначил для той же важной работы пастырей и учителей. Земные монархи редко направляют послов к восставшим подданным, кроме случаев, когда они не в состоянии привести их к подчинению силой. Тем не менее Царь царей снисходит к нам, чтобы сделать это. Хотя Он способен с бесконечной легкостью повалить всех мятежников в прах и даже сокрушить их, как сосуд горшечника, но Он предпочитает направить к ним весть милосердия, чтобы предложить им условия мира. Более того, Он умоляет их принять эти условия! Именно потому, что Бог увещевает через нас, говорит апостол, мы молим от имени Христа: примиритесь с Богом!

Применение

Вы слышали, друзья мои, что Бог есть Царь. Вы слышали эту величественную и ужасающую истину. Вы слышали очень несовершенное описание Его величия. Вам напомнили, что все вы Его подданные. Обратитесь же к Иегове, и взгляните на вашего суверенного Владыку. Помните, что Он обитает в свете неприступном, и раскрывает Свою невыразимую славу лишь в меру, доступную нашему разумению, в делах Своего творения, провидения и благодати. Будем созерцать Его во славе на престоле высоком и превознесенном, в то время как небесные престолы и господства, начала и власти покрывают свои лица в смиренном преклонении пред трижды святым Господом Саваофом. Взглянем на Его всемогущую руку, в которой пребывает вечная сила, на скипетр Его верховной власти над всеми существами и мирами, в то время как из Его уст исходит вечный, непреложный закон, требуя совершенного послушания от всей разумной твари во Вселенной. Он говорит, что Он возвеличит имя Свое. О земля, земля, земля, слушай глас твоего Создателя и Царя твоего. Пусть молчит вселенная, когда Он говорит. Я Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину, преступление и грех; но ни в коем случае без наказания. Люди, слышали ли вы это? Понимаете ли вы, что это ваш Царь, Царь по праву и на самом деле? Признаете вы Его или нет, это так. Но есть ли Он Царь, Которого вы избрали, Господь вашей любви? Именно это, слушатели мои, есть главный для вас вопрос, ответ на который определит ваш характер и вашу судьбу. Самым греховным и  самым несчастным является человек, который, в то время как он по необходимости всегда подвластен Иегове, говорит в сердце своем: не хочу, чтобы Он царствовал надо мной; тот, кто не хочет повиноваться словам: Господь царствует, да торжествует земля! Чтобы ответить на великий вопрос, вы должны убедиться в том, что вы отдаете радостное послушание Его заповедям, ибо Его верные и готовые слуги - это лишь те, кто охотно и бодро подчиняются Ему. Неужели не знаете, говорит Апостол, что кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы; так кому вы будете повиноваться? Скажите тогда, мои слушатели: вы готовы подчиняться Ему таким образом? Вы действительно любите Его? Вы покаялись в своих прежних грехах против Его закона, и сердечно приняли Евангелие Сына Его? Вы ищете прежде Царства Божия и правды его, и живете жизнью преданного служения Ему, самоотречения, бдительности и молитвы? Если да, то вы Его верные подданные; даже более, Его дети, сыновья Царя небес, а если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники Христа и Его вечного Царства, и вы должны не только жить с Ним, но царствовать с Ним вечно. Пусть же каждый христианин радуется своему Царю; пусть дети Сиона радуются о Царе своем. Пусть они не боятся, что их радость когда-нибудь прекратиться, ибо Господь будет царствовать как Царь навсегда, ибо Он твой Бог, Сион, в род и род. Но если Господь не Царь ваших привязанностей, если Его закон не написан в сердцах ваших, если вы не оказываете сердечное послушание Его требованиям - то вы не Его верные слуги, ибо вы по-прежнему виновны и вовлечены в предательство и мятеж против Царя царей; и если вы не примиритесь с Его правлением, Он будет вынужден отнестись к вам как к Своим врагам. Вам ничто не поможет, если вы будете упорствовать в бунте против своего Царя. Вы все родились в Его владениях; вы по-прежнему живете и всегда будете жить в них. Он всемогущ; от Него не скроешься и не убежишь. Он везде присутствует, и Он видит все вещи. Вы не сможете оправдаться пред Ним в непослушании; Он прекрасно знает всю ложь. Вам не поможет лицемерие; Он знает, чего Он требует, и знает наши сердца. Ваше единственное прибежище, ваша единственная безопасность заключается в сердечном, безоговорочном подчинении. Как Его посланники, мы приглашаем и призываем вас Его именем, и если Сам Бог увещевает через нас, мы молим вас, от имени Христова: примиритесь с Богом!

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn