А вы когда последний раз душу свою омывали?

Олег Звонарев
Когда в нашу жизнь врывается серьезная болезнь (неважно, своя ли или кого-то из близких), привычный и обыденный ритм жизни резко нарушается:  в череду обычных дел в плотном житейском графике добавляется необходимость лечь в больницу, найти лекарства, нужных врачей и закупить набор подходящих продуктов. Чтобы все это успеть сделать, приходится брать такси. Во время поездки человек наконец-то погружается в собственные мысли: «За что мне это? Почему я? И что теперь делать, чтобы выкарабкаться?» Особенно эти недоумения усиливаются, когда врачи не могут поставить точный диагноз и направляют пройти обследования в других местах. И вот как раз во время таких поездок человек может (и готов) впитывать информацию о том, что есть Бог, спасение души, Православие…

Другими словами, такси – это одно из немногих мест в современном мире, где человек действительно может услышать Благую весть в доступной и понятной для себя форме; место, где катехизаторская (и даже миссионерская) деятельность может дать хороший результат. Во всяком случае, если человек хоть немного любит себя, то он обязательно задумается: стоит ли продолжать жить в прежнем болезненном состоянии или все-таки сделать внутреннюю переоценку ценностей, ведущую к духовному выздоровлению.

* * *

В эфире появился чисто больничный заказ: из Медгородка в одну из ведомственных поликлиник на Краснозвездном. Надо брать. По приезду таксист обнаруживает миловидную и ухоженную женщину лет 30-ти, совершенно не похожую на болящего человека. Садится, здороваются. После небольшой паузы, связанной и с безопасным выездом на уличную магистраль, таксист осмеливается задать пробные вопросы:

- Кого-то проведывали или сами приболели?

- Да что-то со здоровьем непонятно становится, - ответила женщина. – Вот решила обследоваться, но врачи пока ничего не обнаружили. Направили в другое место.

- Как думаете, откуда берутся болезни?

- Ну, по разному бывает: экология там, вода плохая… А вообще – от наших мыслей, от ума.

- Странно, - возразил таксист. – Вроде и промышленных производств у нас стало меньше, да и с очисткой вредных выбросов на оставшихся предприятиях дела обстоят получше, чем лет 40-50 назад. А больницы и сейчас полные. Значит, причина в другом. Вот про голову – это теплее. Только вот можете рассказать конкретнее, как голова влияет на происхождение болезней?

Женщина задумалась на мгновение и ответила:

- Ну… не знаю.

- Ну, у нас есть минут 10-12 времени поездки. Давайте, может, я попробую рассказать кое-что, а вы уже решите для себя, что так, а что – не так. Только, чур, маленькая просьба: если мой рассказ начнет вас утомлять, вы сразу же говорите об этом, и разговор на эту тему прекращается. Договорились?

- Хорошо, - ответила женщина и приготовилась слушать. 

Таксист начал с вопроса:

- Вы крещеная?

- А как же! – с некоторым даже оттенком возмущения в голосе ответила она. – А что, разве бывает по-другому?

- Не поверите, но… бывает. Тогда вы, может быть, знаете (или хотя бы догадываетесь), что человек состоит не только  из видимой части – тела, но у него еще есть и невидимая часть – душа. Но вот что интересно: как ухаживать за телом (мыть его, чистить, подстригать) – мы научены с пеленок; а вот как ухаживать за душой – многих из нас этому не учат ни дома, ни в школе, ни, тем более, в подворотне. Хотя душа – более важная часть человека, чем тело. Ведь рано или поздно, как бы мы ни ухаживали за своим телом, оно стареет-дряхлеет, в результате – смерть. После смерти физической тело предается тлению и превращается в прах. А что душа? Душа же, выйдя из тела в момент смерти, продолжает жизнь в окружающем нас невидимом духовном мире. Т.е. она неубиваемая, неистребляемая, вечная. Только вот куда душа направится при выходе из тела? Отягощенная своим состоянием – вниз? самизнаетекуда… Или очищенная, облегченная – вверх? К Богу, к свету, к теплу.

Так вот. Как правило, мы на стройке не работаем, уголь не добываем, но моемся часто. Многие – даже по два раза на день. Вроде и не грязные, а моемся… А вот представьте, чтобы не мыться месяц… год… всю жизнь…

- Бррр, что вы такое говорите – не мыться… Тело ж завоняется, коростой покроется, гнойнички сквозь коросту пробьются. – В зеркало заднего вида видно было, что женщину разговор не оставил равнодушной.

- Правильно, - сказал таксист. – Вот также и с душой: вроде бы и не убиваем/не прелюбодействуем, вот – не крадем (это вспоминают те, кто когда-то украл, остальные заповеди часто-густо многие из нас и не знают), да вот мелкая повседневная грязь/негатив собирается на душе (кого-то толкнули и не извинились, вспылили, матерились, во время обсуждения кого-либо незаметно перешли тонкую грань осуждения, и т.д.), и со временем ее становится так много, что оболочкой покрыта вся душа. Через которую начинают пробиваться своеобразные гнойнички. Как вы, наверное, уже догадались, грязь – это грехи, а сочащиеся гнойнички – это наши болезни. Другими словами, Святые Отцы Православной Церкви первопричиной появления болезней считают наше неочищенное (а попросту – греховное) состояние души. Что интересно, душа как бы уже болеет, и мы это чувствуем, а тело – еще нет. И до определенного момента врачи не могут определить телесное заболевание.

- Хорошо, с мытьем тела понятно. А как душу-то мыть? Свечку, что ли, поставить? – видно было, что деятельный женский ум и здесь начал искать ответ на вопрос, с виду простой и понятный.

- Не совсем так. Вернее, совсем не так, - ответил таксист. – Когда мы ставим свечку, мы, таким образом, приносим свою бескровную жертву Богу (ведь раньше приносились жертвоприношения с кровью). Хотя, являясь Самодостаточным и Вседержителем всего видимого и невидимого, Бог не нуждается в наших приношениях.

Если мы хотим что-то сказать Богу (например, поблагодарить или просить о чем-то/ком-то), то это называется молитвой. Причем, молитва может быть как своими словами, так и словами одного из святых Православной Церкви, в которой выстрадана и отточена каждая фраза, каждое слово.

Чтобы слышать глас Божий, нам нужно читать Евангелие. Причем, каждый день понемногу. Из него мы узнаем (не из просмотра телевизора, или из похождений по бутикам), как нам нужно жить, чтобы душа ушла в правильном направлении, при этом заранее собрав к моменту перехода богатства не земные, а небесные (добродетели (Мф.6:19)).

Так вот. Иисус Христос, придя в наш мир через вочеловечивание, претерпел смерть, причем крестную – самую позорную в то время. Умер. И Воскрес. Своим Воскресением Он показал нам: после смерти физической есть жизнь. Как минимум, жизнь души. Да, мы не знаем, что нас там ждет. И в каком виде. Но ведь и младенец, находясь в утробе матери почти 9 месяцев, тоже не знает, что за пределами живота есть другая жизнь. Но приходит момент и ребенок, не спрашивая нашего мнения, проходит свой родовой путь, пережив заново рождение, которое, по сути, одновременно является и смертью нахождения во чреве матери.  Вот так и с душой: сам Господь Бог показал – после смерти жизнь есть! Правда, готовиться к ней нужно постоянно, содержать в чистоте душу. Ведь именно через свою смерть Бог дал нам, христианам (которые правильно славят Бога), средство для очищения души. И это средство для очищения/омовения души называется… - тут таксист выдержал паузу и торжественно произнес:

- …Таинство Исповеди.

На несколько секунд в машине повисла тишина. Видно было, что женщина задумалась. Затем таксист снова обратился:

- Вот вопрос, на который вы можете мне не отвечать: вы когда последний душу свою омывали?

Женщина не стала жеманиться и выпалила как на духу:

- Никогда.

Помолчав немного, женщина спросила:

- А разве недостаточно просто попросить прощения у Бога, не ходя в храм? А то некоторые священники, сами знаете, вызывают отвращение.

- В общем-то, можно. И даже нужно. Дома, в уединенной обстановке, встать пред Образами (хочется – на коленки, текут слезы – плачьте: Бог смиренное и уничиженное сердце не сокрушит (Пс 50)) и просить о прощении своих грехов. Просить столько, сколько потребуется душе. Вспоминать всё-всё-всё, всё, что пришло на память нехорошего за время от последней исповеди. Когда почувствуете, что порыв души утих, сядьте и изложите свои грехи на бумаге. И с этой бумажкой отправляйтесь … к священнику на исповедь. Да-да. Без них – никак. По воле Божией, именно священникам дано право разрешать или оставлять грехи (Мф.18:18; Ин.20:21-23). Да, сами священники, являясь тоже человеками, могут иметь грехи. Но Господь Бог через Таинство Хиротонии наделил их особым правом - властью разрешать нам грехи, либо оставлять. Поэтому без священников – ну никак. Что интересно, оставить (т.е не разрешить) грехи священник может, и для этого накладывает на кающегося епитимью. Епитимья – это такое духовное делание тех или иных дел благочестия, которые позволяют постепенно уйти от того или иного греха, неотступно преследующего кающегося. Например, сделала женщина аборт – может дать кров детдомовцу. 

А что до отвращения к священнику – где вы их таких находите, даже ума не приложу. За последние 19 лет у меня только один вызвал настороженность, не более.  Ведь им не просто. Поэтому обсуждать/осуждать их мы не можем. Дабы не навлечь на себя беды.

В это время таксист развернулся на перекрестке, чтобы остановиться возле клиники.

- Вот мы и приехали, - сказал таксист. – Надеюсь, я вам не сильно надоел?

- Нет, что вы, - улыбнулась женщина в ответ. – Очень неожиданно и доступно.

- Можно, я вам подарю книжечку «Исповедь и Святое Причастие»? Она подготовлена монахами одной из самых почитаемых у нас Лавр. Но прежде, чем начать читать, начните с последней странички обложки. Это чтобы иметь память смертную.

Таксист ловким движением руки достал небольшую книжечку в мягком переплете, показал, кто издатель, и обратил внимание женщины на обложку. Пока женщина с интересом разглядывала подарок, таксист продолжил:

- Являясь Творцом всего видимого и невидимого, Бог создал нас, человеков, по Своему Образу. Будучи Личностью, причем Личностью, безгранично любящей каждого из нас, Бог дал нам право выбора: либо жить по Заповедям его и, таким образом, приближаться и к Подобию Божиему; либо жить по прихотям своего эго, своего тела и, таким образом, удаляться от Бога, все более погружаясь в неочищенное/греховное состояние души, приводящее к болезням и скорбям. Мы можем не соглашаться с Его волей, считать по-другому. Но мы должны понимать:

Бог поругаем не бывает – болеем мы, человеки.

Ну, а вы выбирайте теперь свой путь сами.