2 за честность

Владигор Рубцов
Прозвенел звонок. Начался урок биологии. В класс стремительно не вошла — ворвалась учительница. Алеся Михайловна. Она только первый год как начала работать в нашей гимназии, но уже успела внушить уважение коллегам и некоторую боязливость — ученикам. Нет, она не бал тираном в юбке — что вы! Но она хорошо учила своему предмету, прививала интерес к нему... а также была очень требовательной.
Молодая, она обладала прекрасной фигурой: длинноногая, высокая и... ну, опустим подробности. Скажем так: все было при ней. Ну и еще, она была для школы как глоток свежего воздуха — взрывной характер, поспешность в походке и решительность в суждениях. Неудивительно, что при таких-то данных ученик 7 класса вжался в стул, стараясь быть как можно незаметнее: он не подготовился к этому уроку. Как-то и другие предметы нужно было вчера сделать, и поиграть за не так давно появившимся компьютером... В общем, позабыл.
Пройдя к своему столу, Алеся Михайловна, или, как мы ее непочтительно называли — всегда шепотом - «биологица» сверила журнал. И начала самое страшное: диалог с классом.
— Итак, поговорим немного о строении клетки. Какую роль играют хлоропласты и в каких клетках они располагаются... Ваня?..
Не повезло ученику... Как он ни старался быть незаметным, острый взор не менее острой — на язык — наставницы его заметил, а заметив, уже не выпускал из поля зрения. Мысленно он заметался, в поисках выхода из ситуации и... кажется придумал! Говорят, честность ценится, говорят, за честное признание, вместо увиливания могут и простить. Но если?..
— Ваня? — прозвучал строгий голос учительницы.
Все, нет времени! Нет! Нужно говорить!
Учащийся седьмого «А» класса, ГУО Гимназии №1 города-героя Минска Ваня встает и выдает филигранно обкатанную за считанные секунды обдумывания фразу, в которой не было ничего лишнего: «Я не готов». Алеся Михайловна посмотрела на него, усмехнулась и ответила:
— Садись, два.

Позже, придя домой, пришлось признаваться:
— Ну, все в принципе неплохо, 8 по математике, 10 по истории! А, ну и там еще... ну так вышло, случайно... я это... 2 получил.
— По чем?! — чуть не скатилась с дивана мама.
— По биологии...
Вот теперь на грани обморока был и отец.
— За что?! — хором спросили они.
— За что, за что... за честность! — угрюмо сказал паренек.

По прошествии многих лет, снова рассказывая этот, так запомнившийся эпизод, автор и главный герой рассказа вновь столкнулся с вопросом:
— Так за что 2 получил-то? — хитро поглядела на него девушка.
— За... — он замялся. Ну не за честность же?! Скорее уж за... — За то, что не боролся. За то что лапки свесил и даже не попытался договориться, а предпочел спустить все на тормозах.
— Это она так сказала? — спросили.
— Нет. Это я понял... теперь понял.