Еше Цогьял

Яхья Мустафаоглу
ЕШЕ ЦОГЬЯЛ. ИЗ СЕРИИ БИОГРАФИИ ГЕРОИЧЕСКИХ ЖЕНЩИН.

Еше Цогьял (тиб. Ye Shes Mtsho Rgyal) Тибетская  принцесса, супруга Падмасамбхавы, с точки зрения историков  жившая примерно 757 – 817 годы, но в действительности это были годы ее мирской жизни, а вся ее жизнь согласно ею самой написанной автобиографии длилась более 211 лет!..   Еше Цогьял - величайшая духовно просветленная Йогиня, Дакини и Гуру, достигшая божественного совершенства такого высокого уровня, что на планете Земля в Кали Югу (Железный Век) практически достичь невозможно!..
 
Тибет имеет многотысячелетнюю историю. Но, записи отдельных исторических событий сохранились, только начиная с царя Сонгцэна Гампо, во времена Ярлунгской династии.

Легендарный царь Сонгцэн Гампо, (617-650 в.) ввел в Тибет буддизм. Затем наступили смутные времена, и буддизм потерял свое влияние. Но следующий великий царь Трисонг Децен, считающийся воплощением Бодхисатвы Манджушри, восстановил в стране Учение Гаутамы Будды с помощью великих индийских гуру Шантаракшиты и Падмасамбхавы.

Знаменитый монастырь Самье недалеко от Лхасы стал одним из первых тибетских буддийских монастырей, основанных Шантаракшитой. Он так же позаботился о качественном переводе на тибетский язык многих буддийских сочинений Индии.

Но тёмные жрецы Бон-По стали препятствовать распространению буддизма в Тибете. Тогда Шантаракшита посоветовал Тисонгу Децэну пригласить в Тибет великого тантрического йогина и духовного воина Падмасамбхаву («Лотосорождённого») из Уддияны, чтобы он усмирил местных бонских демонов и богов, негативно влиявших на народ через жрецов и шаманов.

Напомню, что когда космический Дхьяни Будда Амитабха увидел, что на земле нарушен порядок и людям нужна духовная помощь он решил воплотиться в трудно досягаемой горной стране Уддияне.  Послав чудесный Луч Света из своего Великого Сердца на лотосовый остров на озере Данакоша, что находилось в Уддияне, Он материализовался там на одном из больших лотосов восмилетним мальчиком. Поэтому его и назвали Падмасамбхава, что означает саморожденный в лотосе или просто – Лотосорожденный.

Шантаракшита и Падмасамбхава стали основателями первой буддийской школы Тибета — ньингма, которую иногда называют школой старых переводов.

Особое место в развитии буддизма в Тибете той эпохи имела деятельность супруги Падмасамбхавы - Еше Цогьял – величайшей Йогини и Гуру.

В Центральном Тибете был построен монастырский университет Самье  Линг, который до сих пор является одним из важнейших центров буддизма. Также по всему Тибету были построены многие другие монастыри и ступы.

В Тибете был установлен тантрический буддизм. Произошло это после того, как победителем, в знаменитой двухлетней дискуссии проходившей в монастыре Самье между китайским монахом Хэшаном и Камалашилой, учителем тантрического буддизма, царь Трисонг Децен признал Камалашила.

Падмасамбхава призвал богиню Сарасвати воплотиться и помочь распространению и утверждению Учения Благославенного Будды в Тибете. И с благославения Бодхисатв, спустя 9 месяцев, сопровождаемая чудестными предзнаменованиями, богиня родилась в семье правителя провинции, которой правил Карчен Шоннупа. Сын Карчен Шоннупа – Карчен Пелгьи Вонгчук и его жена – Гетцо из рода Нуб стали родителями чудесного ребенка – принцессы Еше Цогьял.

Пророческие сны  о том, что родится необычная девочка родители видели еще до рождения ребенка. А во время рождения Еше сотряслась земля, слышались раскаты грома, над местом рождения кружили птицы, увеличилось дворцовое озеро, а на его берегах расцвели белые, фиолетовые и красные цветы. Сам дворец стал светиться в радужных лучах, сошедших с неба. А в небе появилось множество Дакинь, которые играли на музыкальных инструментах и пели гимны, в честь новорожденной, чей дух, разум и тело несут в себе наивысшее совершенство. Дакини называли ее Матерью Победоносных Будд прошлого, настоящего и будущего, семиглазой Белой Тарой - Матерью Сострадания…

Так появился на свет этот чудесный ребенок. И это было совершенно безболезненно для матери. У ребенка уже при рождении были зубки цвета белой морской раковины и волосы почти закрывающие спину.. Когда мать впервые попыталась накормить ее, Еше заговорила с ней в поэтической форме, благословляя свою мать.

Девочка росла так быстро, что уже через месяц она выглядела как восьмилетний ребенок. Родители долго скрывали ее от посторонних взоров, ибо любой рожденный на земле ребенок в определенной степени является беззащитным. Особенно, в первые 40 дней, и далее до восьми лет… Но, когда девочке исполнилось 12 лет, ее тело приобрело совершенные формы и толпы людей со всего Тибета, Китая, Непала, Монголии, Джанга и Бирмы приходили взглянуть на маленькую красавицу.

Начали появляться женихи и вскоре соискателей стало так много, что родители решили – пусть сам царь Тибета решает, чьей она станет супругой. Да и сама Еше была против замужества. Один из женихов, некий Зуркхарпа, с согласия родителей даже попытался насильно увезти принцессу, чтобы стать ее мужем. Но она сбежала в долину Вомпу, где питалась разными плодами и носила одежды, сотканные из нитей хлопкового дерева. Неудавшийся жених, узнав, где она прячется, отправил за ней триста воинов, которые привезли к нему девушку силой. Но узнав о таком насилии, мудрый царь Трисонг Децен заступился за принцессу, объявив, что сам женится на Еше Цогьял…

Через некоторое время, когда Падмасамбхава снова посетил Трисонг Децена по его приглашению, царь оказал Гуру Ринпоче воистину царские почести. Он усадил Падмасамбхаву на специально для него приготовленный трон, украшенный драгоценными камнями, поднёс Учителю целую гору драгоценностей и устроил обильное подношение Ганачакры.

Ганачакра – (санскрит, тоже что и Цог или «Лама Чопа»,  тиб) – означает «Колесо Накопления». Это ритуал почитания Учителя и одновременно это сакральное подношение Учителю, которое считается одновременным подношением всем Бодхисатвам и Буддам, благодаря чему делающий подношение накапливает много заслуг и мудрости, которые способны разрушить корень Сансары (колеса бесконечных перерождений). Ганачакра или Цог, так же помогает очиститься и избежать не благой кармы в следующих воплощениях.

Из чего состоит подношение?

Первое и главное – это божественная Торжественность, подчеркивающая особое почитание Учителя. Для чего Ганачакра проводится в кругу учеников и почитателей Учителя т.е. в  особом собрании высшего духовного значения. Еще важнее то, что на такое торжественное собрание собираются и небесные существа - Боги, Богини, Тары, Будды предыдущих эпох, Бодхисатвы, Дакини, Гандхарвы, Апсары и др… Здесь же всему этому многомерному и многоуровневому собранию представляются все заслуги Учителя и вся Его безмерная Мудрость.

Кроме того, была сделана Мандала из золота и драгоценных камней, символизирующая всё царство Трисонг Децена. Так же Учителю и всему собранию было предложено  необыкновенно богатое и оригинальное угощение. А в качестве внутреннего подношения Трисонг Децен предложил учителю принцессу Еше Цогьял - воплощенную богиню Сараствати. Смысл последнего подношения в традиции Ганачакра – равнозначен подношению Высшей Божественной Самореализации, которая происходит в высшей степени гармонично и мощно в совместном одновременном вознесении мужской и женской энергий в Высшее Целостное Единое Божественное Самосознание!..  А это несет бесчисленные блага всему живому на земле и на небесах!..

В ответ Падмасамбхава посвятил царя в тайны учения Тантры, обучил тайным мантрам, освобождающим от Кармы – от Закона причин и следствий, создающих судьбу человека. Потом, Гуру сделал Еше Цогьял своей духовной супругой и уехал с ней в Чимпу для обучения Еше и посвящения ее в практику тайной йоги.

Прибыв в Чимпу Учитель посвятил Еше в Четыре Благородные Истины Гаутамы Будды. И дал основы Карма Йоги и праведной жизни. Одновременно Еше начала изучение Трипитаки. Ей явилась богиня Сарасвати и наделила ее совершенной памятью, дабы она с первого раза и навсегда запоминала все прочитанное и услышанное от Учителя.

Далее Цогьял была посвящена в различные обеты, которые она должна была свято соблюдать: это главные обеты тела, ума, речи и духа Будды и двадцать пять дополнительных обетов.

Например, одним из важнейших и труднейших обетов был обет Бодхичитты – обет сохранения Чистого Сознания Бодхисатвы, требующий полного владения своим умом и удержания его от любых форм, манифестаций, образов, представлений и мыслей. Ум обычного человека господствует над ним и тем самым является главным препятствием на пути духовного просветления. Так обычный человек считающий, что он живет в объективно существующем мире, на самом деле живет в тюрьме своего ума, и не ведает ничего, кроме его иллюзорных представлений о мире, о реальности, о боге и о себе самом. Поэтому освобождению от ограничений собственного ума Падмасабхава придавал первостепенное значение, ибо Реальность находится за рамками ума, которые необходимо преодолеть раз и навсегда, как завесу на пути Просветления и Вознесения!..

Суть всех этих обетов заключается в том, что бы человек стал свободным от иллюзий своего ума: от мыслей, эмоций, чувств, желаний и ожиданий, от времени (прошлого, настоящего и будущего в человеческом понимании), и тем самым, - от внешнего мира иллюзий, от всего земного!.. Ибо для духовного развития необходимо быть свободным от всего, что  имеет место быть в Майе – в Иллюзии Мира, от всего, кроме Божественной Реальности!

Далее Еше надо было усвоить и практиковать двадцать пять дополнительных обетов. Такие как:
• Пять допустимых благих действий.
• Пять допустимых благих эмоций.
• Пять допустимых для получения благих даров.
• Пять целей, которые необходимо достичь.
• Пять категорий высшего духовного знания или посвящения.
Все эти обеты необходимо было соблюдать с любовью, радостью и благодарностью!..
 
Еше Цогьял наилучшим образом практиковала все обеты и постигала высшие духовные истины. Продолжая обучение своей духовной супруги и ученицы Падмасамбхава в Яма Лунге, недалеко от Самье ввел Еше в духовное пространство Мандалы Тантрических Божеств, большинство из которых были женскими божествами Тайной Тантры. И там же они вознеслись в Высшую Нирвану полного Единения в чистоте Божественного Сознания! Наставления и посвящения Великого Гуру Ринпоче продолжались… Они практиковали в различных местах Тибета – на вершинах гор, на берегах святых озер и в тайных пещерах…

Так Еше Цогьял достигла высочайших вершин в духовной Самореализации, обретя самосознание всех пройденных внешних, внутренних и тайных посвящений! Она много путешесвовала в параллельных мирах высших измерений, одновременно путешествуя по Тибету, совершая благие деяния и чудеса, основанные на сотрудничестве с небесными божествами, и даровала людям земли и своим ученикам множество учений и посвящений…

По рекомендации Падмасамбхавы Еше Цогьял начала писать свою автобиографию, как сказал бы наш современник. Но это была не просто биография земного человека – это была бы лишь малая часть жизни того многомерного существа, которое известно на земле под именем  Еше Цогьял. Это была терма - сознательно (по указанию Учителя) скрытые тексты, содержащие многие тайные и духовные сокровища высших измерений…
Сокрытая самой Цогьял терма была открыта миру только в 18 веке тертоном Токшам Нуден Дорже по указанию свыше… Эта терма – духовно-земная биография, эта драгоценная книга – это сокровище высочайших духовных Истин называется «Тайное жизнеописание и гимны Еше Цогьял».

Слово тайное здесь означает суть и содержание небесной и земной миссии Божественной Сущьности, известной как богиня Сарасвати. Кто такая  Сарасвати?  В индо-тибетской традиции Сарасвати - очистительница, защитница и целительница. Она богиня мудрости, знания, речи, поэзии, искусства, красоты, звука, красноречия, музыки, танца, театра и художественного творчества в целом. Она супруга и помощница Брахмы в творении Вселенной. Сарасвати сочетает браком небо и землю. Именно она созидает небесный Брачный Храм - спасения и вечного блаженства. Сарасвати так же известна, как «дающая вечную жизнь» и «высшее знание». Она Божественный Мастер, соединяющий в себе все знание мира, все искусства, все науки, ремесла и благие деяния... Она Поток Вечной Жизни и Вечного Блаженства! И все это, составляет  ее жизнь, прежде всего, в небесном значении и понимании, не постижимом для людей!..

В книге ею самой изложена жизнь Еше Цогьял, начиная от принятия ею на небесах решения воплотиться,  пройденный ею на земле воистину Героический Путь Духовного Воина Света, совершенные ею бесчисленные подвиги во имя человечества и её возвращение в свое высшее божественное состояние Богини!
Но эта ее миссия и весь пройденный ею путь непостижим для ума. Его может постичь только просветленное сознание духовно высокоразвитой души! Для обычного человека недостижимо видение и пребывание в мирах высших измерений, где живут боги и богини, и где живет и действует сама богиня Сарасвати, одновременно воплощенная на земле. Вот почему это автобиография земного воплощения богини названа тайной…

Итак, далее приводится краткий пересказ биографии Еше Цогьял, изложенной ею самой в книге «Тайное жизнеописание и гимны Еше Цогьял»:

По  пророчеству святого Оргьена из благородного рода, мне в этой жизни суждено было прожить двести лет. Но прошло даже несколько больше этого срока. Я очень долгое время пребывала в Тибете.
Мне было 13 лет, когда я стала супругой императора.
В 16 лет Гуру (Падмасабхава) одарил меня своим состраданием и обнял своим сердцем.
В 20 лет я получила полностью все необходимые посвящения и практиковала самоотречение и высшую тантру.
К 30 годам я достигла полной реализации и начала священный труд на общее благо и всю  последующую жизнь я трудилась на благо других.
В 40 лет я соединилась с духом и сознанием своего Гуру.
В 50 лет я защитила учение, покорив множество различных демонов.
В 60 лет я распространяла писания и расширяла общину.
В 70 лет я постигла природу Реальности.
Мне было 80 лет, когда мой любимый Гуру удалился на юго-запад.
В 90 лет я узрела Истинную суть вещей.
В100 лет я достигла совершенства в знаниях.
В 120 лет я стала главным священником императора.
В 130 лет я путешествовала по всему Тибету.
В 150 лет я спрятала сокровища учения и оказывала помощь живым существам.
Когда мне было 160 лет, царь Мутри Ценпо покинул мир.
В 170 лет я привела к Освобождению своих учеников.
В 180 лет я материализовала множество форм в Лодраке (Lkodrakarchu - буддийский монастырь и университет школы Ньингма, вблизи  города Джакар на границе Бутана).
В 190 лет я встретилась со своей старшей сестрой Мандаравой. Получив от нее высшие наставления, я обрела Сиддхи Бессмертия, после чего признаки перевоплощений и смерти исчезают сами собой.
И вот прошло двести одиннадцать (211) лет. Тибет получил учение, достаточную защиту и покровительство. Это несомненно.
Так же, несомненно и то, что его боги и люди удовлетворены.
Теперь я ухожу, и вам (обращаясь к ученикам и последователям) кажется, что мы расстаёмся. Но не печальтесь, друзья мои! Молитесь с верой и усердием. Погружайтесь в чистое духовное пространство Дзогчен. Ибо нет иного способа избежать несчастий бытия в этом мире.

В третий день месяца птицы, в год, когда ей исполнилось 211 лет, находясь в верхней пещере Падма Ганга, она объявила своим ученикам, что они должны отправиться на вершину Запу, чтобы увидеть мистерию, которая состоится там на Горе цвета меди…
В седьмой день лунного месяца, взяв с собой одиннадцать ближайших учеников и около полусотни последователей, она отправилась на вершину Запу.
На восьмой день она нашла на вершине Запу пещеру, формой напоминающую мудру намасте. Там они провели ночь. Цогьял дала своим ученикам двадцать девять кратких учений, а затем, совершив подношение Ганачакры, устанавливающей единство с Учителем, её ученики собрались вокруг, и она по просьбе каждого из них дала им подробные личные наставления.

В утренних сумерках десятого дня появились четыре царя-хранителя Учения во главе несметного полчища внешних, внутренних и тайных дамченов, а также духов и демонов восьми и двенадцати классов. «Стража из Нгаяб Линга прибыла в полном составе, сказали они. — Мы готовы сопровождать тебя, Дакини Сияющего Синего Света, в Чистую Обитель Дакинь».

И вот с первыми лучами Солнца перед Еше Цогьял в форме восьми лепесткового лотоса света  предстали четыре Дакини. После чего, Еше Цогьял, встала на повозку и приняв форму Ваджрайогини с барабанчиком «дамару» в правой руке с чашей из черепа в левой, дала последние наставления. Закончив свою речь, она поклонилась всему сущему на земле и на небесах и, испустив великое радужное сияние стала стремительно уменьшаясь удаляться в высь и исчезла, растаяв в небесах…

Такова удивительная жизнь Богини Сарасвати, воплощенной на Земле в теле Еше Цогьял, ставшей духовной супругой Гуру Ринпоче и достигшей высшей самореализации под руководством величайшего из буддийских учителей - Падмасамбхавы, который сам был материализацией Амитабы Будды!..

Это не просто подвиг человека, подвиг женщины!.. Подвиги Еше Цогьял выходят далеко за рамки человеческих представлений, знаний и возможностей... Это многомерный Космический Подвиг Богини, ставшей женщиной и жившей вместе с обычными людьми, чтобы служить человечеству и всему живому на Земле! Так Она на Небесах и на Земле служит Космической Духовной Эволюции Планеты и всего человечества уже многие и многие эоны и эпохи!..

В глубине Духовного Сердца каждой земной женщины есть такой же великий духовный потенциал высочайшего божественного самосознания, героического преображения и вознесения в свою возвышенную духовную сущность, и тем самым, - в высшие измерения Бытия!.. И те велики души, кто раньше других осуществили эти высшие реализации, тем не менее, не покинули своих земных братьев и сестер, но возвращаются и воплощаются снова и снова на земле, во имя спасения, освобождения и вознесения всего человечества!.. Это и есть Божественный Подвиг! Её подвиг - это так же Великий Подвиг Матери Мира, одной из манифестаций которой было земное воплощение богини Сарасвати в форме земной женщины и великой Гуру - Еше Цогьял!..