Байский хап

Алексей Соколов Россия Литва
БАЙСКИЙ ХАП (концептуальная сказочка)

Откуда на земле горы взялись? Земля – она ведь круглая, как шар. А мало того, что круглая – так еще и крутится вокруг своей оси без остановки. Казалось бы, за много тысячелетий такого непрерывного вращения все горы уже давно сгладиться должны были, осыпаться по песчинке, да в равнины превратиться. Так нет же: до сих пор стоят горы, упираясь заснеженными вершинами в облака. И ведь не только отдельные песчинки с гор осыпаются да ветрами сдуваются: целые лавины сходят, камнепады грохочут… А горы все стоят. И всегда стоять будут.
 
А затем:

…Жили-были мужики. Жили, хлеб выращивали, скот держали, зверя в лесу стреляли, рыбу в реках ловили. Жены-красавицы у мужиков были, детишек рожали. Мужики старели – детишки вырастали, им на смену мужиками становились. Старые помирали – юные нарождались. Так и текла жизнь непрерывной чередой.
Словом, жили себе мужики – ни хорошо, ни плохо – просто жили. И никого над мужиками сроду не было – ни царя, ни Бога. Царя не было – потому что далеко от всех столиц с царями находилась та деревня. А в Бога не верили потому, что неграмотные были все поголовно.
Но вот однажды, когда мужики весной с посевных работ под вечер возвращались, приехал к ним в деревню некто Косой-Босой-на-кобыле-хромой, да стал кричать:
– Радуйтесь, мужики: счастья вам привалило! Раньше вы сами по себе жили, а теперь бай над вами будет!
– Какой еще бай? – удивились мужики. – Всю жизнь живем, никакого бая знать не знаем!
– Не знали – так теперь узнаете! Без бая жизнь скучная была, а теперь – сплошной праздник будет. С баем – хорошо, да без бая – плохо! – продолжал кричать Косой-Босой.
– Не нужен нам никакой бай, – отвечали мужики. – Сто лет без этого бая жили и еще сто лет проживем!
– Все так поначалу говорят! – возразил Косой-Босой, – потому что своего счастья не понимают. Но скоро поймете вы, мужики-дураки, как с баем хорошо – теперь-то только у вас настоящая жизнь и начнется! – прокричал он и, пришпорив свою кобылу хромую, умчался за горизонт.
Пожали плечами мужики, да задумываться сильно не стали о том, что Косой-Босой им сказал: мало таких косых-босых по свету бродит, всяких глупостей говорит – чего теперь, слушать их всех, что ли?

На другой день, когда под вечер мужики уже с поля вернулись да по домам – по семьям разошлись, обед кушать да по лавкам валяться, вновь в деревне появился тот самый Косой-Босой-на-кобыле-хромой. А к седлу у него был большой мешок привязан. Ехал Косой-Босой по деревне, да по всем дворам из мешка раскидывал леденцы да пряники целыми горстями. Как град с неба пряники на мужиков посыпались. Довольные детишки тут же помчались собирать угощение.
А сами мужики вышли со дворов на деревню, да спрашивают Косого-Босого:
– Это чего такое делается?
– Это байское приветствие делается, – отвечал Косой-Босой.
– А почему с леденцами да пряниками?
– А каким ему – байскому приветствию – еще быть, ежели теперь вся ваша жизнь такая же сладкая будет, как эти леденцы да пряники? – торжественно задравши указательный палец в небо, произнес Косой-Босой, да, пришпорив свою кобылу хромую, поскорее умачался за горизонт.
Пожали плечами мужики, да задумались. С одной стороны – пряники, оно, конечно, хорошо. А с другой – кто его знает? Ведь именно пряниками и леденцами хитрые цыгане на базаре обычно всех наивных и доверчивых завлекают, а потом обирают до нитки. А что, если и бай такой же хитрый – решил к мужикам в доверие зачем-то втереться?
Пока думали-гадали, проснулся самый Ленивый Мужик. Видит он: собрались остальные мужики в круг посереди деревни и обсуждают что-то. Он – к ним:
– О чем спор, мужики?
– О пряниках да леденцах, – отвечали те.
– О каких еще пряниках? – удивленно спросил ленивый мужик.
– Как это – о каких? О тех самых, которыми только что бай всех угощал!
– Это как так – всех угощал, а меня не угощал? – удивился Ленивый Мужик.
– А ты спал, – отвечали мужики. – Вот пока ты спал, приезжал в деревню Косой-Босой-на-кобыле-хромой, да пряники с леденцами по всем дворам целыми горстями раскидывал – говорил, что это байское приветствие такое. И к тебе во двор наверняка кучу пряников закинул – иди, посмотри, да жену с детишками поспрашивай.
Пошел Ленивый Мужик обратно к себе во двор, спрашивает жену и детишек:
– Где пряники? А ну, показывайте!
– Какие еще пряники? – удивленно спрашивали его жена с детишками.
– Как это какие? – Те, которыми бай всех угощал!
– Никакой бай нас никакими пряниками не угощал, – отвечали жена с детишками.
– Как не угощал, когда мужики говорили, что Косой-Босой-на-кобыле-хромой по всей деревне проскакал и по всем дворам пряники горстями раскидывал? Вон – теперь все мужики на деревне пряники жуют, все их детишки – с полными карманами леденцов бегают.
– Может, кто чего по дворам и раскидывал, а на наш двор ни одного леденца и ни одного пряника не попало, – грустно отвечали жена с детишками.
Разозлился Ленивый Мужик, пошел обратно к мужикам на деревню, и говорит:
– Тьфу на вас на всех и на вашего бая с его угощениями! Всех этот Косой-Босой пряниками да леденцами осыпал – да не всех, получается: мне-то ни одного так и не досталось! Ни мне, ни бабе моей, ни детишкам!
– Ты не злись, – отвечал Ленивому Мужику самый Умный Мужик. Пряников и леденцов нынче много у всех – мало ли, по какой беде к тебе на двор не попало? Мы вот сейчас все по одному прянику да по одному леденцу соберем – и будет тебе целая куча пряников.
Собрали все мужики по одному прянику да по одному леденцу, отдали Ленивому, да, пока тот не успел рта раскрыть, послали его скорее к жене и к детишкам – чтоб по-справедливому все было, чтоб всем пряников досталось.
Ленивый Мужик понес жене с детишками пряников, а мужики стали дальше обсуждать. Злые мужики так говорили:
– А зря мы Ленивому Мужику пряники собирали: раз такой ленивый, что на лавке все проспал – так и нечего ему пряники есть!
– Так-то оно так, – отвечали сердобольные мужики, – а детишек все равно жалко: они ж не виноваты, что отец у них такой ленивый!
– А мы думаем, – говорили мужики-скептики, – что этот бай – провокатор: специально так несправедливо пряники распределил, чтоб кому-то не досталось – хотел нас перессорить между собой!
– Точно, – вторили им податливые мужики, – хотел вражду между нами посеять проклятый бай! Но мы-то – не дети малые, чтоб из-за пряников ссориться! Мы-то знаем, что такое справедливость! Бай скандала хотел – а мы пряники так распределили, что всем досталось.
На том и порешили. А на бая злобу затаили. И Косого-Босого решили прогнать пинками да подзатыльниками, когда в следующий раз приедет. Потому что не нужен мужикам никакой бай, особенно – такой хитрый и несправедливый. И много еще слов всяких говорили про бая и про его Косого-Босого подельника, да только мы эти слова здесь повторять не будем, потому как бранные были все слова те.

На другой день снова примчался в деревню Косой-Босой-на-кобыле-хромой, и снова с большим мешком пряников да леденцов. Только мужики уже ждали его: собирались, как накануне сговорились, морду ему набить да прогнать из деревни пинками и подзатыльниками. Ждали только момента, когда Косой-Босой снова начнет пряники раскидывать. А Косой-Босой пряники раскидывать так и не начал: подъехал он ко двору Ленивого Мужика, да сразу весь большой мешок ему во двор и закинул.
– А это еще что такое? – удивленно спросили растерявшиеся мужики.
– А это байская справедливость, – отвечал Косой-Босой. – Я вчера всем байских леденцов и пряников раздал, а про Ленивого Мужика и забыл. А как к баю вернулся – он меня и спрашивает: «Всем пряников да леденцов хватило?» Тут-то я про Ленивого Мужика и вспомнил. Бай меня так ругал сильно, а сегодня послал ошибку исправлять да справедливость восстанавливать. Да кланяться всем мужикам велел.
Пока мужики репу чесали, пришпорил Косой-Босой свою хромую кобылу, да поскорее умчался за горизонт.
А Ленивый Мужик как увидел целый мешок пряников да леденцов у себя на дворе – так даже прослезился от избытка чувств. А потом он решил тоже быть справедливым, как бай, – и послал жену с детишками всем остальным мужикам пряников да леденцов раздать – чтоб снова всем досталось.
В этот день мужики молча по дворам сидели, пряники жевали да на деревню не выходили – стыдно было, что накануне бранными словами бая ругали и нехорошее про него думали.

И потом еще несколько дней мужики про бая старались не вспоминать. Только втихаря пряники живали, у кого осталось в карманах что припрятано. А как сжевали все пряники до последнего – так снова сладенького захотелось. Тут-то про бая вспомнили.
Дело было так. Сошлись мужики на деревне вечером – покурить да поболтать за жизнь. Тут один из мужиков и говорит:
– А моя жена вчера пряников напекла – детишкам так понравилось, сказали, что слаще байских получились!
– А моя тоже напекла позавчера, – отвечал другой мужик, – только детишки сказали, что байские-то послаще будут!
– Послаще-то они, может, и послаще, да только байские пряники Косой-Босой не каждый день привозит, а своя баба всегда испечь может.
Тут-то и появился Косой-Босой – только про него вспомнили. Хромая кобыла в телегу запряжена была, а на телеге большая бочка стояла. Подъехал Косой-Босой к мужикам, и говорит:
– Что это вы, мужики, на трезвую голову языками чешете? Непорядок! А ну, давайте вино пить – вон, аж целую бочку вам бай прислал!
– А с какой радости бай нам бочку вина прислал? – недоверчиво спросили мужики.
– Это называется байское угощение. Ну, время не теряйте – берите стаканы да ковшики, пейте вино и веселитесь!
Мужики, понятное дело, не дураки были – на вино сразу налегли, как следует: полбочки в один присест осилили. Самые слабые тут же сразу и попадали на землю лицом вверх. А кто покрепче да похитрее – те и давай пытать Косого-Босого:
– А чего это бай нас вдруг угостить решил?
– Добрый потому что, – отвечал Косой-Босой. – Захотел угостить – и угостил.
– И что: всех мужиков бай так угощает? – продолжали спрашивать мужики.
– Нет, не всех: только своих.
– Так, может, этому баю от нас чего надо?
– Ничего не надо. Просто угощает – и все.
Удивились мужики: отродясь они не видали, чтоб кто-то кого-то вином да пряниками просто так угощал. Выпили еще вина, задумались.
Тут вдруг Щедрый Мужик возьми, да спроси Косого-Босого да всех остальных мужиков, кто еще на ногах стоял:
– А, может, и нам бая в ответ чем угостить? Возьмем прямо сейчас, соберем гостинцев всяких, да баю отправим.
– Давайте, соберем гостинцев, – радостно поддержали его другие пьяные мужики.
– А вот этого нельзя, – отвечал Косой-Босой. – Бая угощать не положено.
– Как не положено? – удивились мужики. – Бай нам, значит, гостинцы присылает, а мы его что – даже отблагодарить не можем? А нам тоже хочется сделать человеку приятное!
– Не можете, говорю: не положено!
– Ну и что, что не положено – нам хочется! – возбужденно кричали пьяные мужики.
– Не положено, говорю вам, мужики-дураки! – настаивал на своем Косой-Босой. – Баю всего один раз подарки делать можно – на Байский Хап.
– Это что – праздник такой? – спрашивали мужики. – А когда он будет, этот Байский Хап?
– Эх, нескоро еще… – печально посмотрев на небо, отвечал Косой-Босой. – Но я вам заранее скажу, обещаю.
На том и порешили. И бочку вина до дна допили. Так напились, что все на землю попадали: даже самые крепкие мужики – и те на четвереньках уползли. Да и сам Косой-Босой только с третьей попытки сумел на свою телегу вскарабкаться: сначала два раза падал носом в землю и гадкими словами ругался при этом.

Растащили бабы пьяных мужиков по домам, спать уложили. Наутро протрезвели мужики, помылись, побрились, и пошла жизнь своим чередом. К баю после такого доброго угощения мужики уже с меньшим недоверием относиться стали – ясное дело, плохой человек хорошим вином угощать не станет. А вот жены ихние возненавидели бая лютой ненавистью. Оно и понятно: пьяного мужика домой по земле волочить – это ж все кишки наружу вылезут! Обычно как тяжелое что – так мужик тащит, а баба в стороне стоит. А тут вдруг самим бабам мужиков таскать пришлось, а те – ни в стебель, ни в дугу.
И судачили бабы про бая проклятого днями напролет, пока мужики в поле работали – даже обеды варить забывали. Мужики с поля приходили – а дома только посуда грязная с утра. Злились мужики, жен били. Детишки, видя такой разлад, выли и скандалили. Словом, зрела конфликтная среда в деревне, и оттого бабы еще сильнее начинали ненавидеть бая, который, по их мнению, весь разлад и инициировал. Недобрыми мыслями бабы друг с дружкой днем делились, про домашнее хозяйство позабыв совсем, а вечером семейные скандалы повторялись, и все сильнее с каждым днем затягивалась эта петля адская.
И вот, примерно недельку спустя с той ночи, когда многострадальные бабы себе пупки рвали, растаскивая по домам мужиков после байской пьянки, снова заявился на деревню Косой-Босой-на-кобыле-хромой. Причем, подлец, среди дня заявился, когда все мужики в поле были. Бабы в тот момент как раз языками чесали про то, как мужиков по земле правильно волочь надо и какой подлец бай, весь этот праздник устроивший. Как бабы Косого-Босого увидали – так и начали поливать его бранными словами, а самые языкатые еще спрашивали: «Зачем опять явился, вражья морда?» Тут Косой-Босой и отвечал бабам языкатым, что теперь он именно к ним – к бабам – приехал, с байскими извинениями. Бабы – народ горделивый: сколько б злобы не укопили – но когда кто по их честь заявляется, да еще и с извинениями – известное дело, выслушают внимательно. Тут-то и поведал им Косой-Босой, что осознал бай свою ошибку с прошлым угощением: мужикам-то он радость принес, а бабам – одни страдания. И велел Косому-Босому принести бабам свои извинения. А извинений тех, как все уже догадались, целый мешок был. И начал бай из того мешка платочки шелковые доставать, один краше другого. Тут еще сильнее в бабах гордость взыграла, да злость их на бая подошла к точке кипения: «За кого нас твой бай почитает, коли платочками откупиться решил?» И выцарапали бы глаза Косому-Босому, если б тот на струнах женского любопытства играть не умел.
– Эх, красавицы, да кабы простые платочки вам бай послал – так они ж не простые совсем, а с сюрпризом!
– С каким таким сюрпризом? – удивились любопытные бабы.
– А вот с каким. К каждому шелковому платочку тяжелая плетка прилагается. Платочки носите на здоровье да на бая больше не гневайтесь, а плетки припрячьте в дальний угол. А как у кого в другой раз мужик пьяным напьется да упадет посереди улицы – не тащите по земле, не надрывайтесь, а плетку достаньте, и всыпьте ему по ногам хорошенько – мигом вскочит на ноги и сам до дома добежит. Средство проверенное, много раз испытанное – у бая много мужиков, и никого бабы домой не таскают – все сами ходят.
Припомнили бабы, сколько раз каждой приходилось своего мужика пьяного волоком по земле домой волочить, и в основном все до бая – при бае такая беда всего один раз приключилась. А плетка – она теперь на всю жизнь в помощь. Тут и приняли бабы байские извинения – самые чувственные даже прослезились.
– А еще, – вещал Косой-Босой, – неправ был бай в том, что только мужиков угостить решил, а про баб забыл совершенно. Но теперь бай раскаивается в этом и хочет на деревне такой пир устроить, чтобы и мужики, и бабы – все за одним столом сидели и вместе вино пили. Но хотел бай вашего согласия спросить – согласны ли, бабы, такой пир устроить?
– Ежели все вместе – тогда согласны! – отвечали бабы: ясное дело, вина попить и они не дуры были.
– Тогда поможете мне завтра столы накрыть, чтобы к возвращению мужиков пир устроить?
– Поможем, поможем! – радостно кричали бабы: истосковались они по всякой работе за целую неделю непрерывного чесания языками и теперь рады были и руками немножко поработать.
На том и порешили. Умчался Косой-Босой-на-кобыле-хромой за горизонт, а бабы новые платочки надели, а плетки по дальним углам припрятали. Да заодно и грязь по домам убрали, за неделю накопившуюся, и ужин добрый мужикам приготовили. Так что, вернувшись с поля, радовался каждый мужик и чистоте в доме, и ужину сытному, и красоте своей бабы – особливо в новом шелковом платочке. И была в ту ночь в деревне сплошная любовь, а ругань и скандалы продолжать ни у кого охоты не было.

А когда на другой день мужики с поля вернулись – увидали они большой стол посереди деревни, а на нем – много вина и угощений. Вокруг стола – бабы румяные да нарядные, а с ними – Косой-Босой: мужиков приветствуют и к столу приглашают. Удивились мужики:
– Это чего за праздник?
А Косой-Босой им и отвечает:
– Это байский пир, мужики! Садитесь скорее, вина отведайте!
Обрадовались мужики, налегли на вино, и бабы с ними заодно. А как напились допьяна – снова начали Косого-Босого пытать: как бая отблагодарить за его пиры, угощения да другие радости? Но Косой-Босой, как и в прошлый раз, был непоколебим: не положено бая благодарить – и точка!
– А ну, Косой-Босой – а вот мы тебе сейчас морду набьем, – заговорил тут Задиристый Мужик. – У тебя бая благодарить не положено – а у нас не положено на подарки и угощения черной неблагодарностью отвечать.
Тут, как про мордобой речь зашла, повскакивали с мест мужики: ведь святое дело – в разгар пира рыло друг другу расквасить. А Косой-Босой не стал вскакивать, а, наоборот, понизил голос – чтобы все затихли да внимательнее слушали – и так говорил:
– Сам знаю, как всем мужикам бая поблагодарить хочется за радости и угощения – а нельзя. Не разрешает бай ответные подарки делать, и хоть бей друг друга, хоть провались.
– Тьфу в тебя, Косой-Босой, – орали пьяные мужики. – Что ж мы, по-твоему, так всю жизнь и будем пить да жрать на халяву, а баю в ответ так никогда ничего и не подарим?
– Можно будет баю подарки подарить, – хитро подмигнув, отвечал Косой-Босой почти шепотом, – но только один раз: на Байский Хап.
Тут самые трезвые мужики вспомнили, что и в прошлый раз Косой-Босой что-то про Байский Хап говорил, и давай его пытать:
– А когда он будет – этот Байский Хап?
– Эх, нескоро еще, – отвечал Косой-Босой с тоскою в голосе. – Но я непременно вам заранее скажу, обещаю – чтобы подарки успели подготовить. А пока – давайте еще вина выпьем!
На предложение вина выпить какой мужик откажется – выпили, конечно, кто стакан держать еще мог. И бабы с ними выпили. А потом еще выпили. И еще. И так – до тех пор, пока все не попадали. И волочь в этот раз никому никого не пришлось, и плетки бабам не понадобились – попадали бабы на землю вместе с мужиками, да так до утра и провалялись в грязи, как картошка на казенной овощебазе. Лишь Косого-Босого кобыла хромая на телеге за горизонт уволокла, а остальные так и остались, кто где упал.

На другой день бабы мужиков за пьянку не гнобили, как в прошлый раз – сами похмельем не меньше них маялись. И, понятное дело, ни о каких благодарностях баю за такой праздник никто и не вспоминал – все думали только о том, как на ногах удержаться. Да и потом как-то не до байских праздников и благодарностей было – текущих дел накопилось много, до которых за пьянками-гулянками руки не доходили.
Потекла обычная жизнь, про бая вспоминали редко, а когда вспоминали – так чаще добрым словом, нежели бранным. Доверчивые мужики окончательно убедились, что бай худого никому не сделает; скептики же держали ухо востро – неизвестно ведь, чего ждать от незнакомца, с которым даже вина не пил ни разу. Словом, привыкали постепенно мужики к баю.
А потом вот какая история приключилась.

Случился у двух братьев разлад. Прежде братья дружно жили, даже хозяйство общее вели. А тут повздорили. С чего все началось – никто ужу точно не припомнит: не то по пьяни друг другу братья морду набили, не то бабы их на тему побрякушек поскандалили. Слово за слово – переросла мелкая бытовая ссора в противостояние великое, и припомнили братья друг другу все обиды прежние. Ну и все соседи, понятное дело, в тяжбу втянулись: известное дело – когда братья ссорятся, под это дело весь мир вокруг может на два непримиримых лагеря разделиться и друг на друга войной пойти стенка на стенку. Велик соблазн права покачать, когда вроде и не за свой интерес бодаешься – тут любой землепашец войдет в образ прокурора или адвоката. В общем, начали братья под общий гул хозяйство делить. Дом пополам поделили, а дверь, соединяющую две половинки, гвоздями забили. Сад и огород забором перегородили, овец поровну поделили, кур, коз… И осталась одна корова, которая пополам не делилась, а резать нельзя было, потому как дойная. На дележ той коровы все мужики и собрались. Но кто бы какие выкрутасы не выдумывал – ну никак корова надвое не делилась. Вот в такой тяжелый час и появился в деревне Косой-Босой.
Подъехал Косой-Босой на своей кобыле хромой к мужикам, поздоровался. Мужики тоже поздоровались, но сдержанно очень: Косой-Босой обычно праздники всегда устраивал, когда приезжал, а нынче всем не до праздников было. Поначалу даже никто внимания не обратил, что Косой-Босой и без мешка, и без телеги – а ведь прежде не бывало такого.
– О чем спор? – спросил мужиков Косой-Босой.
Они ему вкратце поведали историю ссоры братьев и посетовали на затруднения с дележом имущества. Даже корову преткновения вывели продемонстрировать.
– Эх, кабы бай сейчас здесь был – он бы в миг дело уладил, да вот беда – нет у бая времени к мужикам своим в деревню ездить, – молвил Косой-Босой.
– Да как бы он это дело в миг уладил, когда мы тут всем миром третий день уладить не можем? – возразили мужики.
– А вот как – то только ему, одному баю, и ведомо – мудрый он. Но точно знаю, что в миг уладил бы.
– Слушай, Косой-Босой – а может ты как-нибудь уладишь, раз самому баю некогда? Ты ж бая давно знаешь – небось мудрости от него набрался.
– Не, я не смогу уладить, – отвечал Косой-Босой. – Я бы у бая давно мудрости набрался, кабы ума во мне хоть чуточку было, да только вот совсем дураком уродился: могу только делать то, что бай скажет, а сам без него решить ничего не могу.
– А чего ты тогда сейчас приперся, раз ничего решить не можешь?
– А я от бая вам веревку привез.
– Какую веревку?
– Известное дело: байскую веревку. Вот она.
И достал Косой-Босой из дорожной сумки веревку – самую простую, какая бывает только.
– И зачем нам бай эту веревку передать решил? – удивленно спросили мужики.
– А вот не знаю зачем – велел передать, я и передаю. Был бы я философом – предположил бы, что веревка та символизирует неразрывную связь между братьями, и что сами братья, вспомнив эту простую истину, поняли бы, что между собой ссориться – это во сто крат хуже, чем дойную корову резать. Но я не философ, а дурак от рождения, как говорил уже, потому просто передаю вам веревку, как бай велел, а как корову делить – сами думайте.
Не любили мужики философов, потому как сроду таковых не встречали. А дураков от рождения они жалели, так что Косому-Босому даже морду не набили.
– А что, мужики – вдруг байская веревка нам поможет правильно корову поделить? – догадался Смекалистый Мужик.
– А ведь правда, – вторили ему другие мужики, – прежде все, что бай присылал, только радость нам приносило – может, и теперь так будет?
Крутили веревку – вертели, даже по земле возили – узоры выписывали, но формула дележа коровы так и не начерталась. Вконец выбились из сил бедные мужики, и Косой-Босой вместе с ними. Не делится корова пополам, хоть крылья ей приделай!
Тут одного из мужиков и осенило:
– Слушай, Косой-Босой, раз баю твоему некогда самому к нам в деревню приехать и все уладить – может, ты к нему метнешься да о нашей беде поведаешь – бай и рассудит?
– Это я могу! – отвечал Косой-Босой. – И веревка как раз пригодится.
– Но веревка-то зачем?
– А на чем я корову к баю поведу?
– Ну баю-то корова зачем?
– Как зачем? Вот поведаю я баю всю историю, расскажу, что братья все поделили, кроме коровы. Бай и спросит: «Какой коровы?» И что я ему отвечу?
– А действительно: чтобы все по чести было – надо корову баю показать, – сказали Доверчивые Мужики. – Так веди же корову к баю быстрее, хватит здесь с нами языком трепаться!
Привязал Косой-Босой корову на веревку, сел на свою кобылу хромую, да двинулся в сторону горизонта. А мужики, конечно, сразу сообразили, что бай корову обратно не вернет, да все сделали вид, что поверили сказкам Косого-Босого – уж больно эта тяжба между братьями, зашедшая в тупик, всем надоела – прежде всего, самим братьям: даже коровы не жалко было – лишь бы оно все закончилось поскорее.

А на другой день, только вернулись мужики с поля, вновь появился в деревне Косой-Босой. Ехал он, как всегда, на своей кобыле хромой, а к кобыле справа и слева веревки были привязаны, и на каждой – корова. Удивились мужики:
– Что же это делается: была одна корова – а теперь две стало?
– А делается это байский суд, – отвечал Косой-Босой. – Бай так сказал: «Раз два брата одну корову поделить не смогли – пусть у каждого по корове будет», и приложил к своему решению вторую корову. А братьям велел больше не ссориться и мирно жить.
Ко всему мужики готовы были, но только не к этому. От избытка чувств даже бабы прослезились, а братья – помирились. Из погребов вина достали, напились все в барабан, а Косого-Босого так напоили, что тот на кобылу свою хромую только поперек забраться сумел.
С тех пор даже у Мужиков-Скептиков последняя тень недоверия к баю улетучилась: полюбили мужики бая, поняли, что прав был Косой-Босой, когда говорил, что без бая жизнь скучная, а с баем – сплошной праздник. А бай продолжал мужикам подарки да угощения присылать, а когда те в спорах и ссорах выхода найти не могли – всегда принимал за них правильные решения.
И только одно мужиков угнетало теперь: что не имели они возможности отблагодарить бая за доброту его, за щедрость да за человеколюбие. Даже никаких гостинцев передать баю нельзя было через Косого-Босого: каждый раз, когда об этом речь заходила, махал Косой-Босой руками, как ненормальный, кричал, что подарки баю дарить не положено. А когда мужики уж совсем сильно наседали и лютым мордобоем грозили – напоминал им тогда Косой-Босой о Байском Хапе. И ждали все мужики с нетерпением этого Байского Хапа – у каждого буквально душа горела доброго и мудрого бая за все отблагодарить.

И вот наконец-то осенью, когда мужики урожай в полях уже убрали, и делать было абсолютно нечего, появился в деревне Косой-Босой-на-кобыле-хромой. Был он в этот раз не смешливым и придурковатым, как все привыкли, а серьезным и угрюмым. Встретили его мужики, спрашивают:
– Чего такой угрюмый сегодня, Косой-Босой?
– Некогда мне нынче, занят сильно подготовкой к Байскому Хапу.
– К Байскому Хапу? Ну, наконец-то! – обрадовались мужики. – Говори, Косой-Босой, не томи: когда Байский Хап будет?
– Через три дня начнется.
– Вот радость-то! Наконец-то мы сможем нашему баю послать, кто что захочет!
– А вот и нет. Не «кто что захочет», а только то, что положено. Но зато не просто послать, а сами отнести сможете.
– А что положено? – недоверчиво спросили мужики.
– А положено вот что. Положено каждому из вас взять по три самых больших камня, которые только унести сможете. А кроме них строго-настрого не брать ничего, кроме еды на три дня пути туда и три дня – обратно. Впрочем, камни потяжелее выбирайте – чтобы даже мыслей не было еще что-то с собой тащить.
– Всего по три камня? Что ж это за подарок такой? – удивились мужики.
– Для вас, может, и не подарок, а у бая из этих камней горы до небес выкладываются в знак его могущества. Впрочем, чего я вам, дуракам, объясняю: положено так на Байский Хап – и все. Вот когда отнесете баю камни – тогда сами все и поймете, а пока лишних вопросов не задавайте, готовьтесь к походу. Через три дня на рассвете встречайте меня, да кроме трех камней и еды в дорогу ничего с собой не берите. Долгий т трудный путь нам предстоит: через леса и болота, через поля и степи, по холмам и оврагам. Как до дальних гор дойдем – так и наступит Байский Хап. Всем все понятно?
Тут один Шибко Занятой Мужик и спросил:
– Слушай, Косой-Босой, я тут через три дня как раз одно дело важное по хозяйству задумал – могу я свои камни баю с кем-нибудь передать, а сам не ходить?
– Так нельзя, – отвечал Косой-Босой. – Не хочешь ходить – не ходи, но твои камни баю никто, кроме тебя самого, за тебя не отнесет: не положено.
– Ну, раз такое дело – деваться некуда: перенесу на недельку все свои важные дела по хозяйству.
– Тогда до встречи через три дня на рассвете!
Тут Косой-Босой пришпорил свою кобылу хромую и умчался за горизонт.

Три дня тщательно готовились мужики к дальнему походу: одежду латали, подошвы на обуви укрепляли, лямки на дорожных мешках усиливали. Камни, понятное дело, самые тяжелые выбрали, какие только унести на себе могли: даже еды в дорогу поменьше взяли, чтобы не так тяжело нести было. Волновались очень: что-то мистическое и таинственное виделось им в предстоящей экспедиции. Но никто не захотел дома остаться: каждый жаждал лично вручить баю хотя бы камни – раз уж кроме камней бай не принимал ничего.
И вот наступил долгожданный рассвет. Еще затемно все мужики с дорожными мешками на деревню вышли Косого-Босого встречать. Наконец явился из утреннего тумана Косой-Босой-на-кобыле-хромой, построил мужиков попарно и повел в дальний путь.
Шли мужики первый день полями и перелесками, лесами и болотами – дотемна шли, только один раз на четверть часа присели на полянке перекусить, и дальше двинулись. Быстро шли: к концу дня плечи от дорожных мешков у всех так болели, что даже разговаривать сил не было. Повалились усталые мужики на землю, да заснули, как убитые.
Наутро разбудил всех Косой-Босой и дальше повел. Второй день шли мужики лугами да перелесками, через ручьи да овраги. Только раз за день остановились на четверть часа перекусить, и дальше двинулись. А как ночь наступила – плечи от дорожных мешков у всех так разболелись, что уже и слово лишнее произнести трудно было. Повалились мужики на землю и уснули, как убитые – даже снов не видели.
Наутро разбудил всех Косой-Босой и дальше повел. Третий день шли мужики степями да холмами, и уже перекусывать не останавливались даже: одна цель была у всех – дойти поскорее. А к вечеру вышли к подножью высоких гор.
– Вот здесь, у самых гор, и остановимся на ночлег, – скомандовал Косой-Босой, – а завтра утром будет Байский Хап.
И, хоть устали мужики так, что даже дышать трудно было, радость великая овладела ими: и до места дошли, и до долгожданного Байского Хапа всего одна ночь осталась.
– Смотрите, мужики, на эти горы, – говорил им перед сном Косой-Босой. – Все они из камней сложены во славу великого бая.
И заснули мужики, и снилось им, как тяжелые серые облака задевают горные вершины, и как оттого скрипят многочисленные камни, из которых горы сложены. А еще снилось, как миллионы мужиков, таких же, как они, приносят свои камни, и растут из этих камней новые горы. А в горах слышатся грозные раскаты байского смеха, от которого дрожат все, кто не знает еще, какой бай добрый и человеколюбивый.
И проснулись мужики, окрыленные чувством причастности к величию и могуществу бая. И, хоть болели плечи у всех от тяжелой ноши, готовились мужики к чему-то особенно радостному и непостижимому.
А Косой-Босой, хотя и не пешком, а на кобыле все три дня путешествовал да мешков с камнями не таскал, в этот день стал еще угрюмее, чем обычно. Построил он мужиков и такие слова говорил:
– Вот и наступил Байский Хап, который вы все так долго ждали. Наступил самый великий день в вашей жизни, мужики-дураки. Дошли мы до места благополучно, камни все в целости донесли. А теперь вам предстоит водрузить их вот на эту невысокую горочку. Слушайте меня теперь внимательно. На горку подниматься будете по одному. Камни выкладывать аккратно: так, чтобы их с горы никаким ветром вниз не сдуло. Камни будете по одному вынимать, и прежде, чем каждый уложить, приговаривайте: «Хапай, бай, хапай!» Но только от чистого сердца говорить! Кто покривит душой, кто не хочет, чтобы бай хапал – тому лучше вообще на гору не подниматься, а бежать бегом обратно к себе в деревню. Все меня поняли?
– Все! ¬ дружным хором отвечали мужики.
И началось великое действо. Каждый мужик поочередно на гору поднимался, выкладывал камни из мешка, да с каждым камнем приговаривал: «Хапай, бай, хапай!» И, хотя сути этого странного ритуала никто не понимал, хапать баю каждый пожелал от чистого сердца. На то все и рассчитано было.
Когда последний камень был на гору уложен, а последний мужик с горы спустился, стала гора чуточку выше – даже с земли это видно было невооруженным глазом. Тут и спросили мужикик Косого-Босого:
– А дальше-то что?
– Ясно что, – отвечал Косой-Босой. – От чистого сердца пожелали баю хапать, когда камни на гору укладывали?
– От чистого, от чистого, – признавались мужики.
– Так знайте, мужики-дураки, что байский хап успешно состоялся, с чем вас всех и поздравляю. Теперь можете спокойно возвращаться к себе в деревню, а мне с вами тут торчать больше надобности нет, да и некогда – знаете, сколько у меня еще таких, как вы, ждут байского хапа?
И, пришпорив свою хромую кобылу, умчался Косой-Босой за горизонт, оставив мужиков в недоумении.

Хоть и налегке возвращались домой мужики, да усталость предыдущих дней сказывалась, и боль в плечах после тяжелой ноши, как известно, сразу не проходит. К счастью, дорогу запомнили, не плутали: первый день – степями да холмами, второй день – лугами да перелесками, третий день – лесами да болотами: словом, как сюда шли, только в обратной последовательности. Перекусывать в середине дня не останавливались, да и не чем особо перекусывать было. Наконец, к вечеру третьего дня дошли они до своей деревни. Смотрят – а с деревней что-то непостижимое приключилось: все дома да амбары раскрыты нараспашку, везде – пусто: ни зерна, ни скота, ни другого добра; ни баб красивых, ни девок молодых. Пустота и разруха кругом, только старики со старухами да дети малые по лавкам сидят, и плачут.
– Что же здесь произошло, пока нас не было? – испуганно спросили мужики.
– Известно, что, – отвечали старики да старухи. – Пока вы там с Косым-Босым в камешки игрались, пришел ваш бай и все захапал.
Тут и сказке конец.


2011