Толстолобы

Владимир Соколов Хабар
       
      

- Поедем, проверим сенокосные угодья, - сказал Геннадий Милованов, направляясь к нанайской плоскодонной лодке, стоящей у берега протоки.
- Поехали, - в голос согласились мы с Олегом.

Мы приехали к нему на Шишловскую заимку на неделю, чтобы порыбачить и отдохнуть от городской суеты. Заимка была в тридцати километрах от ближайшего населенного пункта, а Гена жил здесь один, поэтому был рад своим неожиданным гостям.
 Я сел за весла, Геннадий на корму с рулевым веслом, а Олег  на среднюю лавочку.  В ногах у него на дно лодки прилег пёс Рекс.

 Тупоносая, длинная и узкая нанайская лодка была хорошо приспособлена для плавания по реке, поэтому мы быстро пересекли широкую протоку, которая начиналась из Амура и впадала опять в Амур, образуя  остров шириною в километр и длинною в три километра. Остров был весь изрезан мелкими проточками и заливами, на берегах которых рос густой тальник.

В одну из проточек Геннадий направил лодку и сказал:
- Греби веслами бесшумно и неторопливо, а сами сидите тихо.
Мы удивились такому распоряжению, но расспрашивать не стали, зная, что он ничего не расскажет до поры до времени. Проточка  была не широкой, всего метров пятнадцать в ширину с густыми кустами ивы на берегах, которые давали тень почти на середину протоки. Течение было слабым, а может, его не было совсем, потому лодка безо всяких моих усилий двигалась  медленно вперед. Было очень тихо и солнечно. Тишину нарушал только стрекот кузнечиков на берегу, да напев иволги. Минут десять мы   двигались по водному зеркалу.

 Вдруг Геннадий вскочил на ноги, что-то вскричал и шумно ударил веслом по воде несколько раз.
 Бог ты мой! Вода вокруг лодки вскипела! Из воды начали выпрыгивать большие и малые  серебристые плоские рыбины! Их было так много и так шумно они выскакивали, что мы от изумления и неожиданности вздрогнули и открыли рты. Рекс шумно залаял, а Олег вскочил на ноги и стал ловить проносившихся рыбин рядом с лодкой. Но это ему не удавалось.  Тогда он выхватил весло у меня и стал им азартно махать, пытаясь попасть по рыбине.

- Толстолоб, - сказал Гена,- он здесь кормится.  Если его напугать, то начинает прыгать из воды.
 Я об этом где-то читал, кажется у Сабанеева, но видел такое впервые.
 Вдруг по голове меня кто-то сильно ударил, я подумал, что Олег, промахнувшись, огрел меня веслом. Но к моим ногам упал здоровенный, длиной сантиметров восемьдесят, толстолоб и запрыгал. Я навалился на него всем телом, не давая ему опять выпрыгнуть за борт. Когда он успокоился, я поглядел на Геннадия. Он сидел на корме и довольный произведенным на нас впечатлением улыбался.

- Вот и уха будет. Не надо  и снасти разматывать, сети ставить. Рыба сама в котел просится.
А толстолобы все прыгали и прыгали. Рекс встал на борт ногами и  отчаянно на них лаял. Когда одна из рыбин выскочила рядом с бортом, он не выдержал и шумно прыгнул за ней, но не поймал. Рекс сделал несколько кругов по воде около лодки.  И вдруг все стихло. Как будто ничего не было.

- Ушла стая.  Передала нам привет и гостинец, и пошла по своим делам. А этот, видимо,  очень сильно нагрешил и его решили выбросить к нам, - сказал  Геннадий, указывая на лежащего на дне лодки толстолоба.

 Когда я смотрю на толстолобиков, которых осенью в изобилии продают на центральном рынке, невольно вспоминаю и Шишловскую заимку, и ту маленькую проточку, и серебристых прыгунов, и отчаянного Рекса рыбака- неудачника.