Эндрю Грей. Дверь в жизнь вечную

Инквизитор Эйзенхорн 2
ДВЕРЬ В ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ
Эндрю Грей (1655)

Читатель, я всегда думал, что хорошие книги, эти молчаливые учителя добра, должны составлять большую часть обстановки дома и лучшее благо всей страны. Тем не менее многие до сих пор не только не читают, но поносят их, и используют свое остроумие ко злу, издеваясь над тем, что призвано умудрить их ко спасению. Нечестие и растление нынешнего века слишком заметны. Многие, кто носит имя Христа, являются врагами креста Христова и силы христианства. Они пали ниже животных в своей чувственности, а те, кто одобряет и даже практикует такое гнусное зло, такие зверские и сатанинские грехи, сами превращаются в бесов во плоти, упрекая других как лицемеров.
Среди такого рода людей вы не найдете ни сердечного уважения, ни практического совета, ибо вы будете вонью в их ноздрях, как и они для вас. Тем не менее, если вы настроены серьезно и стремитесь к твердым и полезным истинам, если Царство Христово есть в вашем сердце и оно настраивает вас на то, чем вы дышите и живете, если вы действительно страждете от греха и при этом больны любовью к Тому, Кто весь есть Любезность,  если вы один из скорбящих Сиона, один из тех, чьи сердца измучены бесовскими искушениями, полны угрызений совести и опасений по поводу состояния вашей души; если вы один из граждан Сиона, тех, чье жительство на небесах, и ваши сердце и чувства возвышены и сосредоточены на этих вещах - я уверен, что вы будете благодарны за эту работу. Сам предмет ее увлечет вас, и Божией милостью эта небольшая работа будет большим благословением для вас. Не презирайте же ее за то, что она лишена сложных риторических украшений, которых сейчас везде много, она не услаждает воображение, но только лишь несет пользу душе и согревает сердце. Конечно, то, что несет душе пользу и делает христианина более набожным и благочестивым, должно  цениться намного выше, чем то, что только щекочет воображение любопытных. Прочтите ее поэтому, и читайте всерьез: и, может быть, вы найдете в ней то, что освежит ваше сердце и сделает душу добрее. Если вы найдете в этой маленькой книжице человеческие слабости - а их, конечно же, немало - сожалейте о них и тем более молитесь за меня, чтобы Бог простил их и исправил все заблуждения и ошибки моего сердца и жизни.
Добрый читатель, я не задерживаю тебя больше, но прошу лишь, чтобы, когда ты начнешь читать эту работу, ты по крайней мере кратко обратился к Тому Богу, от Которого все наши плоды, за Его благословением, ибо иначе, как бы внимательно ты ее ни читал, ты получишь немного пользы или не получишь ее вообще; и пусть она будет для тебя, как драгоценная роса на зеленую траву. Пусть же благодать милость Божия сделает твою бесплодную душу плодотворной, лживую - верной, слабую - сильной, беспокойную - нежной и радостной. Пусть она изольет благословенный свет на твое понимание, благословенную жизнь на твои привязанности, благословение мира на твою совесть, и благословения радости и веселья на твое сердце и душу; и если это будет достигнуто, то мои мучения и труды будут обильно вознаграждены, и особенно если ты вознесешь свои молитвы к престолу благодати Того, от  Которого все, и будешь трудиться над вечным интересом своей души!

Очень печально, и все же является очевидной истиной то, что ни одно существо в этом мире не беспощадно к себе так, как человек. Если все живое по природе своей стремится к самосохранению, то человек неутомимо пытается разрушить самого себя. Он становится своим собственным убийцей и палачом,  любя порок и ненавидя добродетель; оставив Христа, он следует за миром и отравляет свою душу чувственностью; оставляя безопасный и радостный путь святости. Он идет разрушительным и опасным путем нечестия и злобы. Злые люди отворачиваются от Бога, и грех и сатана правят ими в свое удовольствие. Таких людей, которых мир довел до состояния животных, очень много. Их слава в том, чего следует стыдиться. Как Содом, они гордо несут свой грех и рассказывают в открытую о том, скольких они обманули, осквернили и опорочили. Увы, нет ни одного зерна благодати в их сердцах, ни малейшего признака святости в их жизни. И хотя  служение Слова может призывать их к святости, но чем больше они призываются к ней, тем больше они коснеют во всяком грехе и пороке. 
Да и дети Божьи мало преуспевают в святости. Духовное состояние многих из них является очень низким. Они потеряли жажду своего духа и свое восхищение в общении с Богом. Они слабы в противостоянии искушениям греха, исходящим от дьявола, мира и плоти. Они часто одолеваются чувственностью, гордостью, суетностью и завистью. Их сердца неосторожны, их язык необуздан, и напрасных разговоров в их жизни еще больше, чем раньше. Что же нужно нам еще, чтобы иметь перед глазами веский повод удержаться от греха, одолевающего нас, оставить все наши похоти и беззакония, и смиренно ходить и святости перед Богом во все дни наши? Пусть же Господь открое нам глаза, чтобы мы могли увидеть всю низость греха, и освятит наши сердца, чтобы мы не принимали и не приветствовали его больше, но возрастали в святости день ото дня! Только прожив свято, мы можем умереть счастливыми, и после смерти царствовать с Богом славно навсегда.
Чтобы это стало для нас реальностью, пусть  следующие соображения глубоко укоренятся в наших сердцах. Мы должны быть святыми, потому что Господь, Бог наш, свят. ""Будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят" (Лев.19.2). "Написано: будьте святы, потому что Я свят" (1 Пет.1.16). Божья святость - великое основание и причина нашей святости, а также мотив всякого послушания. "Да хвалят Твое великое и удивительное Имя, потому что это святыня" (Пс.99.3 KJV). "Высоко цени Господа, Бога нашего, и поклоняйся на святой горе Его, ибо Господь, Бог наш свят» (Пс.99.9 KJV).
Мы не обязаны быть по существу и бесконечно святыми, как свят Бог; мы обязаны быть святыми по нашему состоянию. Если вы называете Бога Отцом и если Он действительно ваш Отец, вы будете подобны Ему в святости. Вы будете иметь ту же природу по Его подобию. Вы читаете Библию, служите святому Богу, и считаете, что вы водимы Духом Святым. Какой же позор и трепет должны охватывать вас, если вы нечестивы! Вы делаете вид, что любите Бога; почему же вы не подражаете Ему? Разве вы не знаете известное изречение: подобие сопровождает любовь? Подобие является причиной любви и следствием ее. Если вы хотите любить Бога, вам придется потрудиться, чтобы уподобиться Ему. Если вы остаетесь нечестивыми, то как может бесконечно святой Бог находить наслаждение в таком безобразном негодяе, в столь мерзкой, отвратительной и греховной душе?  Насколько несовместимо это с Его любовью! Если вы нечестивы,  вы не будете терпеть чистоту и присутствие Бога, и Божья чистота и присутствие не будет терпеть вас.
Мы должны оставить грех и жить свято, потому что грех отвратителен как таковой и совершенно не подобает христианам.
1. Разве мы не чужды этому миру, и не должны поэтому воздерживаться от того, что идет вразрез со святостью? "Возлюбленные, умоляю вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1 Пет.2.11). Мы странствуем в горнюю страну, где чистые души дышат чистым воздухом, и в полной мере причастны небесному видению. Тот, кто не живет свято, не может иметь этой великой и славной надежды. "Каждый человек, который имеет эту надежду на Него, очищает себя так, как Он чист" (1 Иоан.3.3). Будем же истинным семенем жены, отвергая древнего змия, и ненавидя его образ. Странники не могут медлить и пробавляться грехом, но должны отложить ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях. Не тревожьтесь  чем-либо, что будет препятствовать вам в вашем путешествии к небу. Вы ожидаете жилища среди ангелов, и вы будете жить как рабы в мире? Вы находитесь в пути в Ханаан: почему тогда вы возлюбили мясные котлы Египта? "Имея такие обетования, возлюбленные, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор.7.1).
2. Разве наше положение не изменилось? После того как мы были рабами сатаны, теперь мы слуги Божьи. После того, как мы были во тьме, теперь мы дети света. Мы были потомством дьявола, теперь мы последователи Христа. Если настолько изменилось наше положение, как могут остаться прежними наши дела? "Вы все сыны света и сыны дня, не сыны ночи и тьмы. Поэтому, не будем спать, как  прочие, но будем бодрствовать и будем трезвы" (1 Фес.5.5-6 KJV). "Как послушные дети, не поступая по прежним похотям в неведении вашем, но по примеру призвавшего вас Святого, будем святы во всех делах" (1 Пет.1.14-15 KJV). Разве грех - это не суть самого дьявола, не его старое обольщение? Можем ли мы, будучи детьми Всевышнего, иметь какое-либо общение с ним?
3. Что означает крещение во имя Христа? Почему вы крестились? Разве не к отказу от всякого греха, и не ради умерщвления всякой плотской похоти? "Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни" (Рим.6.2-4). Как Бог обещал со Своей стороны быть вашим Богом, так  вы обещали оставить Его врагов, чтобы посвятить себя служению Ему, послушно исполняя Его святую волю в заповедях Божиих, чтобы ходить в них все дни вашей жизни. Как страшно забыть, что ты христианин! Будем жить свято, ибо нечестивая жизнь христиан куда греховнее, чем злая жизнь язычников, ибо:
(1). Грехи язычников только против естественного света; но грехи христиан - это грехи против света естественного и сверхъестественного. И грешить не только против естественной совести, но против совести просвещенной - это худшее обострение греха. Не было ли обострением греха Соломона, что "сердце его от Господа Бога Израилева, Который явился ему дважды" (3 Цар.11.9).
(2). Грехи язычников могут иметь более справедливые оправдания, чем другие; Они могут судиться в другом отношении, о чем говорит апостол: "Как мы можем призывать Того, о Ком мы еще не слышали? И как слышать без проповедующего?". Солнце, луна и звезды есть лишь молчаливые проповедники. Если бы мы, Боже, услышал радостный звук, мы приняли бы его с удовольствием. Мы никогда не знали, что Твой Сын был распят, ибо если бы мы знали это, мы бы поверили. Мы приняли бы Его как нашего законного Царя, и повиновались бы Его законам".
Но разве можете так сказать вы? Можете ли вы сказать, что вы никогда не слышали о рае и аде? Никогда не слышали проповедь о вере, покаянии и прощении грехов? Никогда не видели рядом с собой строгой и благочестивой жизни? Разве вы не знаете, что пьянство, ругань и т.д. - это грехи? Что благочестие, умеренность и правда - это обязанности? Почему же тогда вы оставили важнейшее в законе? Конечно, если язычники будут прокляты, нечестивые исповедующие христиане не могут и думать о спасении.
(3). Грехи язычников не приносят столько бесчестия для Бога и Христа, как это делают наши грехи. Мы делаем вид, что мы более святы и что мы лучше, чем они, но каким образом смерть и воскресение Христа не смогли заставить нас жить более свято, чем основания цивилизованности и нравственности среди них? Какой скандал и упрек это приносит Христу! "Ради вас Имя Божие хулится у язычников" (Рим.2.24). Что, неужели Евангелие не более действенно, чем языческая этика или турецкий Коран? Добрый Сальвиан приводит шокирующее сравнение язычников с христианами, чья жизнь не согласна с их знаниями. И Христос, и закон ошарашены такими людьми, о которых язычники могут сказать: "Где этот христианский закон, в который они верят? Где эти заповеди благочестия и чистоты, которым они учатся? Они читают Евангелие, и еще нечисты; они слышат Апостолов, и частые проповеди, и при этом пьют; они вроде как следуют за Христом, и все же воры; они ведут злую жизнь, и все же хвастаются тем, что у них есть праведный закон". Это вообще ложь, скажут язычники, что они научены хорошим вещам и хранят добрые законы, ибо будь хороши вещи, которым они научены, они были бы хороши сами".
Таким образом, мы, кого считают христианами, позорим  Бога нашего, нашу религию и наше исповедание, приводим все это в презрение, если наша жизнь не соответствует нашему знанию. Как я молю Бога, чтобы каждый из нас мог понять это, так что, в конце концов, мы сможем быть внимательны к тому, чтобы украсить нашу святую религию святым хождением и делами. Любовь Бога, давшего нам Своего Сына, должна буквально заставить нас жить свято. "Благодать Божия, спасительная для всех человеков, учит нас, чтоюы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке" (Тит 2.11-12). Что подвигло Бога даровать нам Своего Сына, как не Его собственная благодать и любовь? Это чистая любовь, которая хранилась в Его сердце от вечности. "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Иоан. 3.16). Если бы, как у Гедеона, у Него было семьдесят сыновей, Он мог бы расстаться с любым из них, но Он пожертвовал ради нас Своим единственным Сыном!
Иаков разодрал одежды свои, и носил траур много дней, потеряв одного сына из двенадцати (Быт.37.34). Даже блудница жалеет плод чрева своего (1 Цар.3.26). Но Бог отдал Единородного Сына Его любви, и разве не эта вечная и удивительная любовь учит нас отвергать нечестие? Я не погнушался тем, говорит Господь, что Мой Сын претерпел страдания ради тебя. Я не погнушался пролить Его драгоценную Кровь. Я лишил Его утешения Духа и надмирной радости, и Он подвергся всем мукам ради тебя. Отдай же свои грехи ради Меня; откажись от них, пусть они будут осуждены и распяты, будут  пригвождены ко кресту Христа и умерщвлены.  Я не прошу от тебя ничего, что ты не можешь отвергнуть, не прошу твоего имущества, твоей жизни, твоих детей, не прошу ничего, кроме того, что тебе только во вред и с чем лучше расстаться, чем сохранить это, и от тебя не требуется ничто большее, чем приобрести мудрость и счастье - отвергнуть свои мерзкие, злые похоти, чтобы грех мог умереть в тебе и ты смог жить для Бога". 
Что же побудит нас оставить грех и жить свято, если любовь не сделает этого? Может ли рассмотрение смерти, небес или ада сдвинуть нас с места? И разве рассмотрение дивной Христовой любви не воодушевит нас гораздо больше? Смерть неизбежна", говорит один. "Она может прийти неожиданно, и придет, конечно же, поэтому я буду избегать греха и служить Богу". "Я забочусь не столько о смерти", говорит другой, "не о расставания души и тела до времени, но боюсь мук ада, червя, который никогда не умирает, и огня, который никогда не погаснет! Поэтому я оставлю грех, и буду жить свято". "Я  надеюсь", говорит третий, "на радости небес, на то, что я буду жить, хотя я умру, и что я буду есть и пить за столом Христа в Его небесном Царстве. Поэтому я отвергну удовольствия греха, чтобы не лишить себя радостей небес".  "Но Христос возлюбил меня", говорит четвертый, "и предал Себя за меня, чтобы избавить меня от всякого беззакония. И эта любовь Христова объемлет меня, так что я не смею, я не буду грешить".
Это лучший мотив. Святость не будет мешать вам, но принесет вам благословение, в ваших частных и конкретных призваниях. Не говорите же, что потерпите урон, оставляя свои мирские заботы в пользу религии. Предположим, ваше имущество действительно пострадает, и ваше тело потерпит некий ущерб; тем не менее я уверен, что мирские заботы способны принести всему этому больше горя, чем религиозные обязанности могут принести потерь. Не говори: "Мои дела и занятия в мире настолько велики и обширны, что у меня совсем нет времени". Чем больше ваши дела, тем больше ваша нужда в религии, ибо ваше сердце слишком поглощено мирскими делами.
Не являются ли дела государства более важными, чем дела отдельной семьи? И все же Давид, который должен был заботиться о своем царстве, сделал религию своим главным делом. Не говори: "Мои дети должны быть образованными и приспособленными к жизни". Неужели можно потерять свои души и пустить их в полном смысле к черту, чтобы собрать имение или чтобы обеспечить наследство? Обеспечим детям прежде всего долю в Царстве Божием, и пусть Бог будет их уделом навсегда! Дадим им благочестивое образование и святой пример. Разве не более утешительно для нас увидеть детей при жизни их родителей наследующими их благосклонность, чем видеть их наследуюшими после смерти родителей их неправедные доходы? Помните же, что обеспечение для тел ваших детей никак не утешит вас в проклятии вашей собственной души. Ваше настоящее благосостояние заключается в том, чтобы оставить грех и жить свято.
Даже если бы не было заповеди с небес, чтобы оставить грех, вы должны были бы оставить его, потому что это язва, которая точит сердце человека и лишает его всякой истинной удовлетворенности и глубокой радости. Предположим, никакого мучения, никаких ужасов не последовало бы за грехом в будущей жизни; неужели же он не страшит и не мучает сейчас? Неужели тайная зависть, гордость, жадность не разъедают душу человека? О, какую сладкую жизнь ведет довольный и спокойный духом христианин, всегда оглядывающийся на Бога! Сравните его с капризным и недовольным человеком, которого постоянно не устраивает Божие провидение и который ежедневно досаждает сам себе и возлагает на себя крест напрасно! Какой покой и уют венчает сердце благочестивых! Какие внешние невзгоды и внутренний ужас обуревают нечестивцев!
Кроме того, грех - это болезнь души, горящая лихорадка; он ослепляет разум, ожесточает сердце, ослабляет волю, оскверняет совесть, умерщвляет привязанности и вводит всего человека в замешательство. Это приносит в настоящее время больше зла, внешнего и внутреннего, чем любой язык может высказать, и любре сердце представить. И разве это не повод оставить грех? Святость есть способ осуществления всех видимых благ. "Благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей" (1 Тим.4.8). "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все остальное приложится вам" (Мтф.6.33). Кто из нас не видел и не слышал, как большие доходы, богатства и поместья были потрачены впустую на порок и злобу? Имущество злого человека уничтожает тайная язва, как червь точит тыкву. Многие людские состояния тают; как это происходит? Увы, они гибнут из-за нечестия. "Проклят ты в городе и проклят ты в поле. Прокляты будут житницы твои" (Втор.28.16-17). Но: Все эти благословения придут на тебя... если ты будешь слушать гласа Господа Бога твоего. Благословен ты в городе, и благословен ты в поле" (Втор. 28.2-3).
Таким образом, Господь проводит разницу между благочестивыми и нечестивыми, как Он различил между египтянами и израильтянами (Исх.11.7). Может ли святость принести бесчестие? Нет. "За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь» (Притч.22.4). Может ли святость принести нищету и нужду? Нет. "Если вы захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли» (Ис.1.19). "Молодые львы страждут от голода, но те, кто ищет Господа, не нуждаются ни в каком благе" (Пс.34.10 KJV). Бог дает благочестивым и золото, и серебро. Многие из благочестивых имеют полноту сокровищ, и больше богатства, чем когда-либо они наслаждались в их невозрожденном состоянии. Кто когда-либо потерял, служа Богу? Грех и мир сделали многих нищими, но так никогда не делают Бог и Христос, ибо даже в худшем и беднейшем состоянии благочестивые богаты. "Мы умираем, и вот, мы живы; нас наказывают и не умираем; нас огорчают - иа мы всегда радуемся; мы бедны - но многих обогащаем; мы ничего не имеем - но всем обладаем" (2 Кор.6.9-10). В надежде и в обетовании мы получили все. Божий народ имеет Того, Кто обладает всем. Лучщее благо - быть благочестивым и довольным.
Христианин, если ты собираешься умереть, собери свои жизненные счета и посмотрит, сколько ты отдал Богу и скольким Он вознаградил тебя. Признай, что Бог ничего тебе не должен, даже если Он отказывает тебе в радости небес. Посмотри  на Авраама, Лота, Иакова, Иосафата, Иова, Давида, и убедись: да, хороший человек может пострадать, иметь тяготы и скорби, но это не из-за его благочестия, но из-за некоторого неумерщвленного растления, праздности, неосторожности, сладострастия или тому подобного. Тот, кто живет нечестиво является самоосужденным, то есть:
(1). Осужденным в собственной совести. То, что Павел сказал о еретиках в Тит 3.11, можно сказать и о любом злом человеке: он сам себя осудил. "Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает" (Рим.14.22). Но злые люди осуждают себя за вещи, которые они себе позволяют. Спросите даже самых грубых мирских нечестивцев в нашей стране: разве это не прекрасно и не желательно - жить свято, остерегаться открытого нечестия, противостоять искушениям сатаны, чтобы быть чистым, святым,  целомудренным и умеренным? Да, без сомнения, многие из них скажут, что это очень хорошо, и все же они будут ненавидеть то, что они оценили, и делать то, что осудили. Они будут ненавидеть святость и поступать беззаконно. Человек может говорить, что он ненавидит зло, но его нечестие ненавидит добро.
(2). Он осуждается своим исповеданием, ибо его святая вера противоречит его нечестивой жизни. Крещение во имя Христа, которое он получил, обязывает его слушаться Христа как своего Господа; но хотя он был крещен во имя Христа,  он не повинуется Ему. Его исповедание является священным, но его практика является греховной. Одно чисто, другое нечисто. Может ли кто-либо   жить без смысла и стыда этого противоречия? Там, где осуждает совесть, осуждает и исповедание. 
Нет никакого истинного утешения вне путей святости. Все земные блага мертвы, горьки и непостоянны, и ни одно из них не даст такой прочной основы для утешения, как святость. Мирские блага день ото дня перемежаются неприятными заботами, мучительными мыслями, а во времена общих скорбей и бед они просто исчезают. Это приводит ум в замешательство, а сердце - в трепет. Заботы и страхи способны пожрать всю мирскую радость - в то время как благочестивый человек не заботится  ни о чем и радуется в скорби. Он умерен в заботах, предоставляя Провидению все, что не его власти, тогда как неверие взращивает чрезмерную задумчивость. Он ходит верою, а не видением; он доверяет Богу в разгар всех нужд, и эта вера и доверие для него - универсальное средство против любого беспокойства.
Пути святости также полны радости. "Пути ее пути приятные, и все стези ее мир» (Притч.3.17). Пути греха не несут мира, но "велик мир у тех, кто соблюдает закон Божий" (Гал.6.16 KJV). Какой мир, какая радость у доброй совести во время скорби! Когда старость подкрадывается к человеку, смерть приближается, и вечность предстает перед ним - тогда настает мир для чистой совести! Радость и веселье грешника - это по сути безумие. "О смехе сказал я: "глупость!", а о веселье: "что оно делает?" (Еккл.2.2). Христианство не лишит вас вашей радости, но оно лишь исправит, умерит и освятит ее. Я допускаю, что некоторые из народа Божьего являются грустными и безутешными, но все же я утверждаю, что благочестие не является надлежащей причиной их печали. И я полагаю, что для человека будет лучше страдать от сомнений или от приступов меланхолической грусти всю свою жизнь, чем страдать от мучений ада даже в течение одного часа. Я предлагаю нечестивым, если они еще в состоянии трезво рассуждать, самим судить об этом и сделать выводы.
Милость Божия привлекает и привязывает нас к святости. Каждая благодатная проповедь говорит нам об этом; каждое благословение Божие побуждает нас жить свято. "Чтобы по избавлении от руки врагов наших, служить Ему без страха, в святости и правде пред Ним, во все дни нашей жизни" (Лк.1.74-75 KJV).
Во всех Своих благословениях Бог приглашает нас к святости. Разве Он не приводил нас в землю приятную - в то время как мы могли бы родиться в шатрах Кидарских, в бесплодной земле духовной засухи. Разве Он не предохранял нас от умышленных, скандальных грехов и, по крайней мере, от непростимого греха хулы на Святого Духа? Разве Он не охранял нас от смертельных опасностей? Разве среди нас не мог вспыхнуть огонь, который превратил бы наши дома в прах и пепел? Разве дьявол не мог в ночное время убить нас и наших детей в постели? Кто из тех, кто связан с дьяволом, может поручится, что он в любой момент не разорвет его на куски? Милости Божия провидения неисчислимы. Разве это не чистая милость, что у вас есть жилье, хотя бы самое скромное? Ибо вы вполне могли быть бродягой, не способным заработать себе даже на хлеб.   Разве это не чистая милость, что у вас есть еда на столе, и что вы более или менее здоровы, когда многие другие больны и уже при смерти? Разве не милость - дети, наследие от Господа, которые с вами, когда другие похоронили их? Разве это не чистая милость, что у вас достаточно имущества и есть мягкая постель, когда Сам Христос  жил в бедности, и порой Ему негде было приклонить усталую голову? Разве не милость то, что вы свободны и знаете свет истины, тогда как другим не было благовестия и они живут и умирают во мраке?
Поэтому, когда вы склонны к греху, скажите, как Иосиф: "Как я могу я сделать сие великое зло и грех против Бога?" (Быт.39.9). Чем я воздаю Господу за бесчисленные милости, дарованные мне? Разве Он не окружил меня Своими благословениями и не переполнил благодеяниями? Разве Он не увенчал меня любовью и добротой, и многими богатыми благословениями здесь; и разве Он не обещал короновать меня вечным блаженством будущей жизни? И как я могу после такой любви быть столь недобрым и лукавым к Богу, Который был так добр ко мне, и постоянно делает мне столько добра? Неужели Я не услышал, как Он призывает меня быть святым, когда Он слышит меня в то время, как я часто взываю к Нему о помощи? Он никогда не отказывал мне ни в чем; почему я не готов отказаться от своих похотей ради Него? Разве Он не мой Друг и Благодетель, а я отношусь к Нему как к врагу?  Разве за то, что Он удостоил меня чести,  я буду позорить Его? Разве Он не обещал мне блаженство, а нечестивая жизнь может быть способом прийти к Нему? Разве я не вкусил и не увидел, что благ Господь, и я буду продолжать делать злое? Сколько Своих драгоценных милостей Он излил на мою голову; неужели все это должно быть зря? Должен ли я быть недовольным и бесчестить столь высокое и удивительное величие Того, Чья свободная благодать является источником всех Его милостей? Как я могу выразить благодарность таким образом, чтобы не оскорбить милосердие Божие? О да, Его милость является могучим мотивом к тому, чтобы предотвращать грех и поощрять святость.
Поэтому остановимся и поразмыслим о любви и милости Бога. Я читал об одном человеке, у которого была книга, начинавшаяся с белого и красного листов. Тем не менее, прожив много лет,  он никогда не мог читать дальше этих двух листов, ибо для него было важнее всего то, что содержалось в них. Ибо на красном листе, по его словам, были описаны страшные Божьи суды, что изливаются на грешников, которые были непослушны и нераскаянны, а на белом - все милости и благодеяния Божии людям, общие и частные. Эта книга до сих пор существует, и счастлив тот человек, который достаточно бдителен, чтобы поучаться в ней день и ночь.
Все духовные взаимоотношения людей призывают к святости. Наше отношение ко всем обязанностям призывает к этому. Что такое хвала Богу без чистого сердца, как не благословение идола? Что хорошего будет в наших молитвах, если мы не поднимаем к Богу чистые руки без гнева и сомнения? Что значат все таинства и обряды, оскверненные грехами людей, как не то, что они мерзость в глазах Бога? Молитвы, хвала, таинства и обряды, святые вещи - все это грех способен превратить в пищу собак и свиней! Наше отношение ко всему святому призывает к святости.  Святые названы народом святым, но что мы такое, если не сухие ветви на лозе, маски святых и лицемерные подделки в церкви без святости? Разве Церковь Божия на земле не связана со святыми на небесах? Разве мы не сродни  духам праведников, достигших совершенства? Разве у нас не Тот же самый Отец? Не Тот же Искупитель и Спаситель? Кто наш Глава? Разве это не святой и праведный Иисус? Он "бел и румян" (Песнь 5.10), бел в Своей святости, чистоте и невинности, и Он "румян" в Своих страданиях, крови, ранах и распятии. И разве мы не должны сообразоваться с нашим Главой? Может ли голова быть золотая, бедра медные, а ноги глиняные?   
Обязанности, в которых мы участвуем, святы; наше призвание как христиан свято, Христос, наш Глава, свят, и все же мы будем нечестивыми? Святость сделает вас благословением всякого места, где вы живете. Злые люди - это отбросы нации, но люди благочестивые - это ее достояние.  Павел, действительно, был назван «язвою общества, и возбудителем мятежа во всем мире» (Деян. 24.5), как если бы от него следовало шарахаться, как от человека, сбежавшего из больницы с чумными язвами. Но это было злостной клеветой. Мятежи, соблазны, дебоши, войны и бедствия являются плодами греха, последствиями беззаконния, тогда как благочестие приносит пользу, и бывало, когда вся семья и народ иногда жили лучше ради одного благочестивого слуги. Вот свидетели тому: семья Лавана была помилована ради доброго и чистого сердцем Иакова. Ради Иосифа фараон пустил его родных в Египет. Многие люди на корабле выжили ради Павла. Израильтяне были спасены, когда они бродили по пустыне и колебались, ради Моисея.
Будьте же святы, чтобы быть достоянием своего народа, и чтобы ваши имена были драгоценны для других. Святость является отличным подспорьем для продления наших дней. "Чтобы вы могли бояться Господа, Бога вашего, и соблюдать все постановления Его и заповеди Его, которые я заповедую вам... и продлятся дни ваши" (Втор.6.2). Религия учит умеренности. Трезвая забота о теле, благочестивый и умеренный жизненный путь по самой природе, как правило, способствует продлению наших дней, и очень часто дает благословение здоровья и долголетия.
Возражение. Злые и нечестивые люди иногда живут долго, а хорошие умирают рано.
Ответ 1. Хотя злые люди иногда могут прожить долгую жизнь, но им не обещано ничего. "Кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих" (Пс. 55.23 KJV). Каждый злой человек есть кровавый и лживый человек, он обманывает сам себя и его руки запачканы кровью.
2. Несмотря на то, что хорошие люди иногда быстро теряют жизнь, во-первых, они имеют духовную жизнь и утешение, пока они живы. А во-вторых, по окончании временной жизни они получают жизнь вечную, и жизнь, которую они получают, бесконечно лучше той. которую они теряют.
Для нас не так трудно жить свято, если мы получили новый ум и встали на путь святости. Это не столько отсутствие власти, чтобы жить свято, сколько отсутствие воли, которое стало причиной такого большого отступления. Многие делают вид, что не могут, но правда в том, что они не хотят! "Я бы собрал вас, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели" (Мтф.23.37 KJV). "Вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь" (Иоан.5.40). "Знание легко тому, кто понимает" (Притч.14.6). Делайте же поэтому! Используйте святые усилия, святые привычки. Если есть только сердечная готовность и благодатная помощь, то почему бы не сделать? Какие трудности могут помешать решившемуся и призванному христианину? В трупе львином может быть мед, но вы должны найти его. Существует слава, а также долг, и все же вы скажете, что долг труден? Будьте же уверены в награде, которая сопровождает обязанность, и вы должны будете признать, что иго Христа легко.
Сравните свободу слуг Божьих со службой сатане. Разве служба сатане - не страшная задача, не невыносимое бремя, не железное ярмо, по сравнению с служением Богу? Не проще сказать правду, чем, говоря ложь, навлечь на себя стыд и страх? Не проще ли использовать наши мысли в служении Богу, чем тратить наше достояние на удовлетворение наших похотей? Нечестивая жизнь способна вооружить смерть страхом и ужасом. Святая жизнь всегда и обязательно завершается блаженной смертью. Августин говорил, что человек который живет хорошо и достойно, не может умереть в муках; и редко умирает хорошо тот, кто жил плохо. Я допускаю, что плохая жизнь может иногда закончиться хорошей смертью, но для этого должна быть милость Бога и искреннее стремление к покаянию.
Тот, кто жил нечестиво, по большей части, печально сетует, когда он приближается к смерти. ."Увы! Увы, говорит он, "конец настал уже, конец всей моей радости и веселья, всех моих наград и процветания. Моя жена и дети мои плачут, все мои друзья обеспокоены за меня, но, увы, не один из них пойдет со мной в судилище умолять за меня. Все мои радости, удовольствия и игры ушли в прошлое и завершились. Где все мои. товарищи, которые, как мне казалось, никогда не оставят меня? Теперь все они ушли, и оставили меня здесь одного, когда мне предстоит отвечать за все. Никто из них не сможет пойти со мной на суд, или сказать хоть одно слово от моего имени. Ой. как глуп я был, что не думал об этом дне раньше и не сделал ничего для того, чтобы изменить свою жизнь. И терерь я, несчастный негодяй, должен умереть, хочу я этого или нет. Я должен сменить землю на ад, удовольствия на боль, свет на тьму, своих товарищей - на бесов.  Теперь я вижу разницу между добром и злом. Я вижу, как это невыгодно - служить дьяволу, миру и плоти. Мне ничего не даст сейчас то,  что я был красивым, богатым и процветающим на земле. Мне ничем не поможет, что я сверкал золотом, и имел большое влияние в мире. Теперь я хотел бы дать все свое имущество, все, что я когда-либо имел в мире,  горы золота и серебра, если бы это было в моих силах, за одну лишь крупицу истинной евангельской благодати и святости. Но, увы, это нельзя купить, и у меня сейчас даже на это нет времени. Смерть приходит, и я должен уйти, и куда?".
О, когда приходит смерть, даже крупица благодати стоит дороже, чем весь мир. Нечестивый грешник, зачем ты спешишь к могиле? Каждый момент жизни ты и так приближаешься к ней. Твоя сила - это прах, твоя слава - угасающий цветок. Ты насыщаешься сегодня мясом животных, а сам в ближайшее время, возможно, через считанные месяцы можешь быть съеден червями! Подумай, что может значить хотя бы один отказ от Божьей протянутой руки, когда ты уходишь! Подумай, куда ты собираешься без святости. Ищи же бегущее время и постарайся использовать его как можно лучше. Попрощайся с самим собой и приветствуй святость; откажись от тщеславия и прими благочестие. Живи каждый день так, чтобы ты мог не бояться смерти!
К чему мы призваны? Разве не от греха и разрушения к чистоте и спасению? Разве не от сатаны к Богу, от объятий чувственных удовольствий к духовной жизни? Кто не готов ответить на столь разумные вопросы? Наше исповедание  христианства обязывает нас к святости. Христианство является вопросом свободного принятия; это наш собственный добровольный выбор. Когда мы берем на себя имя Христа, мы связываем себя тем, чтобы оставить грех, и жить свято. «Пусть каждый, кто носит имя Христа, отступит от неправды" (2 Тим.2.19).
Наше христианское исповедание обязывает нас к христианскому образу жизни. Будем ли мы пахать на воле и осле вместе, будем ли иметь облик христианина, и все же жизнь язычника? О, давайте не будем "почти христианами", чтобы не быть в конце концов почти спасенными, то есть проклятыми! О, пусть эта истина будет как вода ревности, как огонь в наших костях, как трубы архангела, чтобы пробудить нас!
Вы, кто получил Христа, обязаны следовать за Христом в святости от начала до конца. Если вы обязались быть святыми, это обязывает быть святыми во всем. Как тот, кто верует в одну фундаментальную истину, обязан верить во все основополагающие моменты, так тот, кто повинуется Богу в практическом исполнении одной какой-либо обязанности, обязан исполнять их целиком. Предположим, вы, исповедуя христианство, приходите в дом Господень на Его благословенный день. Тогда я говорю вам: вы осуждаете сами себя хуже всех в мире, если вы не отвергнете всякое нечестие и не сделаете религию своим главным делом и дома, и везде.  На том основании, что вы пришли ко Христу, вы должны молиться со своей семьей, воспитывать своих детей по-христиански, жить строго, и делать все, что требуется. "Тот, кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; если ты не прелюбодействуешь, но убиваешь, ты также преступник закона" (Иак.2.11).
Если Бог повелел вам что-то одно, то совесть потребует от вас исполнять все. Тот же закон, Тот же самый Бог и те же Его требования, которые обязывают вас одним, обязывают и другим.   Если вы не стремитесь повиноваться Богу во всем, вы будете повиноваться Ему неискренне. Исповедующий христианин, что не стремится быть строгим, а точнее, осмотрительным, и святым на практике, вообще не должен называться христианином.
Это большая милость - быть призванным в первый или третий, чем в одиннадцатый час; призванным в младенчестве и первые дни, чем днем, вечером и в сумерки ваших лет. Будучи призваны раньше, вы никогда не претерпели бы столь печальных кораблекрушений, никогда не участвовали бы в такой грубой злобе, как многие другие. Вы долго наслаждались бы на опыте сладостью святости, следуя ей до сих пор. Вы призваны в старости? Потрудитесь воздать  за многие часы, дни, и годы, которые вы потеряли, прежде чем вы были знакомы с Богом. Конечно, святость стяжается не сразу; будьте же святы, те ученики, что уже немолоды, ибо у вас мало времени, чтобы собрать Божие благоволение!
О, будьте святы, вы, молодые новообращенные, имеющие живость, силу и энергию на пути и в деле Господа! Ваши переживания еще недолги; вы кое-что вкусили, но стремитесь к большему, ибо чем более святости у вас есть, тем больше сладости в ней вы найдете! Самые богатые вина хранятся в самых глубоких подвалах. Сошел ли Христос в глубины ваших сердец? О, будьте чисты и святы, хотя бы это и досаждало неправедным душам! О, как вы должны угодить Тому, Кто так высоко почтил вас!
 Если дочь крестьянина замужем за принцем, будет ли она снова носить убогую ветошь и есть скудную еду? Христос, Князь мира, принял вас в брак с Ним и назначил вам богатое достояние. Не хотите ли вы навсегда отложить в сторону запятнанные одежды греха и выбросить те помои, которыми вы питались раньше? Вполне возможно, что вы настолько бедны, что вам негде преклонить голову, и у вас ничего своего не было и не будет никогда.  Тем не менее, вы наследник, возлюбленное чадо Бога пред ангелами. Какая это честь для всех святых!
После того, как вы были грязным, отвратительным грешником - будьте святы ибо Христос омыл вас в Своей Крови, оправдал правдой Своей и освятил Своим Духом еще тогда, когда на вас страшно было смотреть. Моисей однажды женился на чернокожей женщине; Давид сделал своими солдатами бывших  разбойников, и Христос водился с мытарями, грешниками и блудницами.  Так Бог избрал вас, когда вы не имели никакой морали и природной доброты. Вы из числа тех немногих, которые должны быть спасены; будьте же святы, ибо это ваша обязанность!

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn