Письмо моего товарища Кульчицкого Анатолия Павлови

Юрий Ведяев
       
;        Прошлое цепко держит людей. И хотя некоторые по разным причинам  стараются забыть его-это бесполезно. Прошлое наших родителей становится нашим прошлым,хотя и с расплывающими очертаниями.. И чем дальше ,тем эти  очертания будут всё более расплывчатыми...Важно чтобы они совсем не исчезали из памяти.
               
 "ЗРАВСТВУЙ ЮРИЙ АНДРЕЕВИЧ! С ПРИВЕТОМ И НАИЛУЧШИМИ ПОЖЕЛАНИЯМИ АНАТОЛИЙ ПАВЛОВИЧ КУЛЬЧИЦКИЙ. Книгу твою я получил,большое спасибо.
                Родился я 21 июля 1937года в  18км от Лопаток ,не далеко от крупного села Сухмень в деревне с красивым названием Нахимовка. Сейчас этой деревни уже нет. Родители мои были с Украины .Мои деды с семьями  в эти края приехали в 1911 году из Кировоградской области Ольшанского района села Олешки.Приехали на свободные земли.  Мамин отец Бурлаченко Антон и отец моего отца Кульчицкий Захар,поселившись в этих краях занимались хлебопашеством. Моей маме по церковной записи Бурлаченко Сипклитикии Антоновне было тогда 6 лет,а отцу Кульчицкому Павлу Захаровичу -11 лет  В 1924 году они поженились.Нарожали детей. В 1926 году родился сын Вася,в 1929 родилась дочь Нина,в 1934 году родился сын Пётр,в 1937 родился я,в 1940 родилась дочь Рая. Сейчас  нас только двое -Нина и я.Остальные умерли. Жили мы в деревне Нахимовка Лопатинского района Курганской области(до 1943 года Челябинской области). В 1944 году я пошёл учиться в первый класс Нахимовской  начальной школы,которую окончил в 1948 году. Затем поступил в Сухменскую семилетнюю школу,которую окончил в 1951 году. Село Сухмень было большим селом со своим сельсоветом,три улицы. После этого поступил в Лопатинскую среднюю школу,которую  как и ты окончил в 1954году. Когда учился в Сухмене  жил на частной квартире.На воскресение  в субботу  после уроков уходил домой. Когда учился в Лопатинской школе ,так тоже жил на частной  квартире со всеми сопроваждавшие эту жизнь проблемами.В субботу после уроков уходил домой-18 км. Возвращался в воскресение или в понедельник в зависимости от начала занятий в школе. После окончания средней школы поступал в Троицкий ветеринарный институт на зоотехнический факультет. Не прошёл по конкурсу,не хватило баллов.Сочинение написал на тройку. Осенью 1954 года я поступил  в Курганское техническое училище № 5. на сложные строительные машины,а как оказалось всё очень просто.Училище только открылось и нужны были эксковаторщики,автомеханики,машинисты башенных кранов,строительные мастера,нормировщики,геодезисты. Я подался в эксковаторщики. Там оказался и Владимир Егорович Бушуев и мы с ним учились вместе.В группе было 25 человек,жили все в одной комнате.Наши кровати с Володей Бушуевым стояли рядом. Через год 1954 года нас выпустили,присвоив разряды. Нам с Володей и старосте присвоили 6 ,остальным 5 разряд. Володю после училища взяли в армию(он с 1935г).,а я устроился на работу в УНР-775 строительного треста №74 помощником машиниста эксковатора-машинисты эксковатора были не нужны.
 Приходилось работать и помощником и эксковаторщиком,когда он не выходил на работу. Работал и по суткам,когда выпал снег и наступили морозы.Сутки отработаю ,сутки отдыхаю.Нам обещали дополнительных рабочих,но не могли найти. Из-за переработки и усталости в одну из ночей  со мной   случилось ЧП,в следствии которого я остался без ног. Тавмировало меня 26 ноября 1955 года.
 После травмы ночью меня привезли в  госпиталь. Травмотологическим отделением заведовал  Илизаров Гавриил Абрамович. Одну ногу ампутировали сразу,другую пытались спасти,но началась гангрена,температура  40 и 40 и тогда ампутировали и вторую до трети 
 голени.И так началась моя безрадостная жизнь .Пришлось туго. Последовали одна болезнь за другой.Потерял  веру и надежду и смысл жизни.Кругом видел стену равнодушия. За спиной ничего у меня не было. Сил на борьбу с недугом становилось всё меньше.
 Болезнь одалевала,а у меня не хватало сил и ,скажу прямо,и
желания сосредоточиться для борьбы с ней.Посещала мысль-зачем жить?

. При госпитале была библиотека, и по совету доктора Илизарова   принесли мне книгу"  Повесть о настоящем человеке" Б.Полевого...Раньше я читал эту книгу,но как-то она не соединялась со мной-здоровым и весёлым.  И вдруг в голову пришла простая мысль: чем я хуже этого советского парня?.Буду бороться  и я хочу бороться и победить.  Ему передали и письмо Н Островмкого ег другу,где он пишет,что сердцем и духом он здоров,и его несправедливо считают тяжело больным."Если бы сделать так,чтобы у него начала двигаться хотя бы одна нога и стал видеть хотя бы один глаз,то он завтра же был бы рядом с ними в
  в борьбе за счастье народа." Это потрясающе!      Мне стало стыдно за свои минуты слабости.. Трагическая и славная жизнь. Всё это позволило в определённой мере стабилизировать моё психическое состояние.
  Питание в госпитале было отличное,готовили по заказу,отношение было очень хорошее. Там я познакомился с Дубровиной  Надеждой Ивановной,она лежала  после операции локтевого сустава-он не разгибался. Илизаров  его разломал,из бедра взял надкостницу и слепил новый сустав.Позднее в 1957 году мы поженились .
Настроение у меня было тяжёлое.Думал как я буду жить,как буду ходить.К счастью об этом думал и Илизаров Г.А. Когда раны подзажили стали делать массаж,мышцы укрепились и Гавриил Абрамович решил изготовить гипсовые протезы,чтобы поставить меня на ноги.Когда я начал ходить,да ещё приплясывать я воспрянул духом. Илизаров говорил,когда встанешь на настоящие протезы будешь и ходить хорошо на лыжах и танцевать и плясать. Я вставал на лыжи и на коньки ,но вместе с ребятами один не мог и не могу. В госпитале я пролежал четыре с половиной месяца. Дали мне комнату  6.7м площадью в женском общежитии и увезли меня туда.Но общежитие не благоустроено,туалет на улице.И начались мои проблемы. Было очень трудно. В туалете  изготовили стул ,чтобы я как-то мог садиться.Что делать дальше просто не знаю? Меня навещал секретарь горкома комсомола.Он несмотря ни на что посоветовал учиться.Я облажился книгами и начал готовиться в пединститут..Три раза ездил в Свердловск на протезирование. На протезах я пошёл сразу без трости и костылей Я был  рад и можно сказать очень счастлив.Я хожу! 24 июля 1956г я встал на протезы ,а 1 августа пошёл сдавать экзамены в пединститут.Пять экзаменов сдал на четыре ,один-немецкий язык на три..Думал,что я уже в институте,но не тут-то было. В списке поступивших меня не оказалось.Не прошёл по баллам. Нужно 24 балла ,а у меня 23..Я ,конечно,очень расстроился.Ректор института мне сказал:ты учиться ты в полной мере всё-равно не будешь,а место будешь занимать.Я обратился в горком комсомола к секрктарю,которого уже знал,подключился и обком комсомола,но всё безрезультатно.Тогда я обратился к главному инженеру стройтреста № 74. Через обком партии он помог и меня приняли. После выписки из госпиталя меня направили на медицинскую
.комиссию и дали первую группу инвалидности на два года.А ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА ДАЛИ ВТОРУЮ ПОЖИЗНЕННО.Я неоднократно судился с предприятием,где получил травму и последний суд присудил мне средний заработок,а он оказался 1116 руб. Степендию я не получал. Квартиру однокомнатную обещали ,но не дали.Пришлось занять самовольно,по совету добрых людей в том доме ,где обещали.Не выселили. В 1959 году родился сын  Андрей.Мы с Надей жили уже в этой квартире,учился я на физико-математическом факультете,на отделении физики и основ производства..Первые два курса было трудно,потом стало легче,учился хорошо.После окончания института меня стали направлять работать на село.Я отказался.Меня поддержал декан факультета.Всё говорил:не соглашайся. Всех блатных оставили в городе,а инвалида -на село.
 У меня уже есть квартирв ,жена ,сын. Дали мне диплом с самоопределением,устраивайся куда хочешь. Декан говорит :не горюй тебя найдут и позовут. Так и вышло. Пригласили в гороно и предложили работу в вечерней школе№19. Я согласился. Дали уроки физики в 8-9 классах. На следующий год в 9-10 уроки физики и астрономии.Но радости большой не было-все деньги ,которые я получал вычитали по справке на  предприятии,где доплачивали до среднего заработка. Так бесплатно я проработал 8 лет . Потом уволился,стал искать работу,а меня нигде не берут.Вторая группа инвалидности,как мне сказали без права на работу.Тебя же на уборку не пошлёшь. Устроился в управление связи,в производственную лабораторию инженером по рационализации.Но там командировки  по районам по узлам связи и опять почти бесплатно. Уволился и устроился в радиомастерскую по ремонту  радиоприёмников,магнитофонов,проигрывателей. Потом друг позвал на машиносчётную станцию статуправления и меня через полмесяца послалина 4.5мес.. в Москву.на курсы по немецкой вычислительной технике . К нам из ГДР  поступалавычислительная техника,которую устанавливали по базам,где работали наши операторы на этих машинах. На них выписывали счета -фактуры.У меня в Москве жила родная сестра,я жил у неё и ездил на курсы. Ездить было трудновато-1.5часов в пути,4 пересадки... Окончил с отличием.Вскоре у нас организовали вычислительный центр,дали ЭВМ ЕС 1020-большая вычислительная машина стоимостью1.5 милл.руб..Нас- работников 7 человек .Послали в  Минск на курсы на 2 месяца.Учил болгарские лентопротяжки и другую аппаратуру. После  работал начальником отдела эксплуэтации ЭВМ.Иногда выезжал в районы. Потом меня послали на курсы в Ленинград по изучению програмирования немецкой вычислительной машины.
Сын женился ,родился внук.Когда ему исполнилось чуть больше года меня на семейном совете освободили от работы,я стал нянькой,а сноха врач поехала на курсы повышения квалификации в Челябинск. Для передвижения давали мне мотоколяску,когда бесплатно , когда за полцены.Покупал "Запорожец" с ручным управлением . Покупал "ИЖ-Комби"и переоборудовал на ручное управление . Сейчас езжу на "Оке" с ручн.управлением. Состою на учёте в соц страхе,где получаю пенсию по возмещению вреда здоровью.До свидания .Поздравляю с днём Победы."
      
   PS. Толя был от природы красивым мальчиком.Никто не проходил мимо ,не посмотрев на него,особенно девочки. История жизни  кашмарная .Толя просто герой! Никаких сомнений .Сам нашёл в себе силы и сам себя вытянул...А люди ?..Разные  люди ,но биться за него почти никто не хотел.А вокруг из наших никого. Только семья. Его навещали и поддерживали только новые курганские товарищи,которые появились благодаря его порядочности,контактности,улыбчивости. Вот она философия нашей бывшей,да и сегодняшней   жизни. Разлетелись школьные друзья и позабыли друг о друге. Это ,конечно,просчёт воспитания и дома и в школе. Но кое-что мы усвоили ,хотя бы на индивидуальном уровне.И прежде всего то,что жизнь -это борьба.Если ознакомиться с биографиями каждого из наших выпускников ,сразу можно увидеть,что жизнь,если и складывалась,то прежде всего благодаря личной активности,благодаря борьбе с различными препятствиями,ограничениями,бедами. Анатолий Кульчицкий   будучи инвалидом  управлял автомобилем, работал ,РЕШАЯ СЛОЖНЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ  и опирался всё-таки на прекрасных людей ,которые у нас тоже встречаются.Выжил,победил!   Многие ,оказавшихся в аналогичной ситуации, погибают. Важно и то ,что  Толя был  романтиком до конца. У него была своя тяжёлая  война, борьба за жинь на всю жизнь. У него был свой Сталинград ,Будапешт и побеждённый Берлин.. История жизни Анатолия Кульчицкого -это вторая,весьма значимая повесть о настоящем человеке в мирной послевоенной жизни. С ним я  учился в школе и жил кокое-то время на одной частной квартире в Лопатках..
 Я восхищён и горжусь Толей- человеком ,прожившим такую тяжкую жизнь и не потерявшего себя. Это черты нашего" потерянного" поколения.
 Толя скоропастижно скончался. Как рассказала его жена Надежда,ему доктора предписывали лекарства,которые он не употреблял в установленном порядке. До конца своих дней управлял автомобилем и работал на даче.Похоронен на Кетовском кладбище под Курганом,где похоронены его родители и брат. Там похоронены и многие из Лопаток,в том числе и Андрей Ефимович-директор нашей лопатинской школы.На похоронах были его и мои друзья Габрусенко  В.П. и Бушуев В.Е. Пусть земля будет Толе пухом. Скорбь пронизывает .
;19.;09.;13