Два сверху

Иван Паластров
Димка в артели был звеньевым, и его звену нужно было отработать ручей  под названием «Чёртик». Когда-то на  Чёртике была шахта, но не все пески отработали. Золотоносные пески там были с хорошим содержанием, высокой пробы, и взяли только нижнюю часть русла ручья.  Верхняя часть месторождения была не глубоко, но распадок был очень узкий, и сложно было его вскрыть от верхнего слоя торфов. Вот этот участок и отдали старателям,  звену Димки.

Вскрывать торфа решили только вниз, на шахтную выработку.  Торфа были илистые, с прослойками линзы, и поначалу дело пошло быстро -  вниз толкать жидкий ил было легко, только направляй: все текло само. Но чем дальше вскрывали, тем сложнее становилось проталкивать илистый грунт, он уже сам не тек. Так и сегодня, Димка сел за рычаги бульдозера и стал проталкивать грунт  дальше. Вперед бульдозер шел легко. Протолкнув торфа подальше, он включил заднюю повышенную скорость, чтобы откатиться назад. Бульдозер рванулся, зад приподнялся, а тяжелый перед с лопатой присел. Бульдозер застрял.

 Димка был опытным бульдозеристом и знал, если буксанул, надо переключиться на самую низкую скорость и потихоньку выбираться до твердого. Но как он ни старался, бульдозер зарывался все глубже и глубже, до самой кабины. Димка вылез из кабины и осмотрелся.
- Да, сел капитально, помочь некому...
Димка вспомнил, как выбирался вездеход, когда провалился в глубокий снег и решил попробовать так же.  Недалеко монтажники привезли лес-кругляк для монтажа промывочного прибора. Димка пошел и выбрал трехметровое бревно, которое мог утащить. Положил его поперек позади бульдозера и привязал тросом к обеим гусеницам.  Затем завел пусковой двигатель, проще пускач, и на включенной скорости стал пробовать. У бульдозера приподнялся зад, и он потихонечку стал выползать на твердое. Затем  Димка зубилом обрубил трос, который держал бревно. 

Все, вскрывать больше некуда, и решили ставить пром. прибор и пропускать остатки торфов через него. Так и сделали: пока монтировали прибор, тянули трубы водовода, подошла осень. Полигон вскрыли и начали промывку песков. Чтобы заработать, нужно было давать план и немного сверху.  Димкино звено дало план и сверху два килограмма. Итого тридцать два килограмма золота, самой высокой пробы. Такой пробы не было больше ни на одном полигоне прииска.