Проповеди Серапиона Владимирского

Александр Евгеньевич Закатов
Особое место в древнерусской проповедческой литературе 13 века занимает

епископ Владимира, Суздаля  и Нижнего Новгорода  Серапион .Архимандрит

Киево - Печерского монастыря стал в 1274 году епископом во Владимире. Там он и

умер в 1275 году. Серафим является автором пяти" слов". Первые четыре" слова"

сохранились в сборнике 14 века "Златая цепь ", пяти - "Паисиевском сборнике"

15 века.Кроме того, первые три" слова" вошли в сборник "Златоуст", который

пользовался большим уважением у древнерусских читателей. В первом "слове"автор

говорит о случившемся в Киеве в 1230 году землетрясении , и о постигшем Русскую

землю голоде .Эти события Серапион объясняет наказанием Божием за грехи.

Для предотвращения дальнейших бедствий, нужно обратиться к Богу, и отказаться

от воровства, сквернословия ,лжи и иных "сатанинских дел". Далее "слово"

повествует о разорения Руси татарами, что , очевидно, является более поздней

вставкой в текст. Второе и третье "слово" рисуют бедствия, причиненные Руси

нашествием. С глубокой скорбью автор говорит , что несмотря на многие

знамения , которыми Господь направляет людей на путь истинный , они не изжили

языческих предрассудков .Поэтому, разрушены церкви,убиты и пленены многие

жители , а земля наша стала достоянием иноплеменников.Это страстная речь

патриота, потрясенного несчастьями , выпавшими на долю его родной земли.

В духовном возрождении и очищении соотечественников видит Серапион единственный

путь спасения Русской земли.

Четвертое и пятое "слово" посвящены облучению грубых суеверия, бытовавших в

народной среде. Серапион выступает против обычая испытывать" ведьм" водой и

огнем, и извлечения из могил утопленников ,которые якобы насылают неурожай и

непогоду .

Образность языка проповедей Серапиона , их живая связь с явлениями

современности - все это выделяет их как незаурядное литературное явление

средневековья .