Особое место в древнерусской проповедческой литературе 13 века занимает
епископ Владимира, Суздаля и Нижнего Новгорода Серапион .Архимандрит
Киево - Печерского монастыря стал в 1274 году епископом во Владимире. Там он и
умер в 1275 году. Серафим является автором пяти" слов". Первые четыре" слова"
сохранились в сборнике 14 века "Златая цепь ", пяти - "Паисиевском сборнике"
15 века.Кроме того, первые три" слова" вошли в сборник "Златоуст", который
пользовался большим уважением у древнерусских читателей. В первом "слове"автор
говорит о случившемся в Киеве в 1230 году землетрясении , и о постигшем Русскую
землю голоде .Эти события Серапион объясняет наказанием Божием за грехи.
Для предотвращения дальнейших бедствий, нужно обратиться к Богу, и отказаться
от воровства, сквернословия ,лжи и иных "сатанинских дел". Далее "слово"
повествует о разорения Руси татарами, что , очевидно, является более поздней
вставкой в текст. Второе и третье "слово" рисуют бедствия, причиненные Руси
нашествием. С глубокой скорбью автор говорит , что несмотря на многие
знамения , которыми Господь направляет людей на путь истинный , они не изжили
языческих предрассудков .Поэтому, разрушены церкви,убиты и пленены многие
жители , а земля наша стала достоянием иноплеменников.Это страстная речь
патриота, потрясенного несчастьями , выпавшими на долю его родной земли.
В духовном возрождении и очищении соотечественников видит Серапион единственный
путь спасения Русской земли.
Четвертое и пятое "слово" посвящены облучению грубых суеверия, бытовавших в
народной среде. Серапион выступает против обычая испытывать" ведьм" водой и
огнем, и извлечения из могил утопленников ,которые якобы насылают неурожай и
непогоду .
Образность языка проповедей Серапиона , их живая связь с явлениями
современности - все это выделяет их как незаурядное литературное явление
средневековья .