Письма Ануфриева Владимира Ильича

Юрий Ведяев
               
  " Глубокоуважаемый Юрий Андреевич!
Ничуть не сомневаюсь,что это письмо станет полной неожиданностью и естественно возникнет вопрос :Кто такой?
Всё-таки прошло полвека.  Начну с того,что я прочитал твою книгу"По страницам памяти. На земле светлых полян." Книга произвела на меня не просто большое,огромное впечатление! И если у тебя ,Юрий Андреевич ,хватит терпения до конца прочитать это письмо,то ты поймёшь почему. Во первых,я восхищался многими историческими данными:сразу видно автор поработал крепко,вложил много труда,знаний,ума,таланта. Здесь же добавлю:не подумай дорогой ,Юрий Андреевич,что я совсем и полностью согласен,что я думаю вполне такое допустимо..
 Твою книгу мне дал почитать мой  и твой школьный товарищ Третьяков  Григорий Денисович.
Ты начал учиться в Лопатках в 1951,а я в 1948году.Ты в 8,а я в 5 классе..Расскажу кратко ,что было до1948года.
Я   очень хотел родиться в Саратовке,но не получилось.Семья неожиданно переехала в горячо-любимую Требушинку.Очень красивые ,громкие названия.Почти как  Курган, Орёл,Сталинград ,Москва..И так -я  21 января 1935года родился в Требушинке в то время Лопатинского района Челябинской , ныне Курганской области. Отца звали Илья Васильевич и я, естественно,получился  Ануфриев Владимир Ильич.
 (В этот день 21 января 1924 года умер Владимир Ильич Ленин и  в этот день через 11 лет  появился Владимир  Ильич  Ануфриев-большой и серьёзный его почитатель.)

 Моё детство было точно таким же как написано в твоей книге: и голод и нищета,хотя мы жили с отцом. Семья была большая ,кроме меня ещё четыре брата и сестра. Грянула война.Собрали всех мужиков,выдали деревянные винтовки,стали обучать.К руке!,К ноге!.Направо!  Налево!.Кругом!... А осенью 41 их забрали. Враг подходил к Москве. В первом же бою отцу оторвало руку. Всё. Война,фронт для него считай закончилась. Его брат(мой дядя)  погиб в том же 41. Здесь же добавлю. Бабушка родила 18 ребятишек.Выжили 10 (7сыновей и три дочки).Страшных репрессий,о когорых ты пишешь в книге, в нашей деревне не было.Правда забрали одного  мужика.До расстрела не дошло. Сидел в тюрьме, потом воевал,видимо в штрафбате. Вернулся в 44 после ранения.Орденов у него не было,а медали были. Из моих дядюшек и тёток никто репрессирован не был. ..Один из них стал Героем соцтруда,один получил Орден Ленина.Остальные заработали медали. Все работали механизаторами- комбайнерами,трактористами.Тётушка работала дояркой,была делегатом съезда,разговаривала с Иосифом  Виссарионовичем Сталиным..Моего отца, вернувшегося с фронта,избрали председателем колхоза. В Требушинке было два колхоза.С одного конца колхоз"Путь пролетариата",где председательствовал отец,с другой стороны(конца) "Красное поле". Но председательствовал отец недолго. В 1942 году его посадили в тюрьму за нарушение устава сельхозартели. Он был рубаха -парень.После окончания уборки он часть хлеба без соглосования с начальством раздал колхозникам,якобы, ещё не расчитавшись с государством. Отца обвинили ,что он оставил без хлеба Красную Армию и города.
 Я рассказал про дядюшек и тётушек со стороны отца.  У мамы было три сестры(две жили в Макушино,одна в Соратовке)  и два брата. Оба брата воевали,один дослужился до майора. После ранения демобилизовался и работал председателем Требушинского сельского совета. В Требушинский сельский совет,кроме Требушинки входили деревни Забошное,Молот и Пеган.
 Я начал работать в колхозе с 6-ти лет .И не только я,но и все поцаны моего возроста.. Что за работа? Бригадир полеводческой бригады (старичёк) сожал верхом на лошадь и я возил возилки. Некому было работать. Я был шустрый ,крутой ,бойкий,всегда верховодил.В школе все годы был старостой класса,в том числе и в 10 классе. Сейчас я  другой:стеснительный,боязливый,неуверенный в себе.Переродился. Причина ? Видимо,болезнь.
Возилки, возили во время сенокоса,а весной боронили пашню на своих коровах. Мама ведёт корову ,а я с прутиком сзади.её подгоняю.  А во время уборки я - с дядюшкой на комбайне. Комбайны были старые ,часто ломались.Не столько косили ,сколько ремонтировали. Зерно обычно влажное,приходилось шуровать лопатой,иногда просто ногами. Это только часть работ, когда мне было 6 лет. А в 7 лет мне уже доверяли конские грабли. Сгребали скошенное сено в валки. На следующий год я уже работал на сенокосилке,лабогрейке. Всё это было захватывающе интересно.Нам доверяли! Возили зерно от комбайна на ток..Весной с мамой возили на корове картошку на базар в Макушино. От Требушинки до Макушино 45км. Как -то изловчались доезжать за один день. У нашей семьи было много скотины и другой живности. Две коровы,овцы,свиньи,куры,утки,гуси. Если не на работе ,то целыми днями рвал лебеду себе и свиньям. Огород был большой-35соток. Весь он лежал на нас с братом.Он с 1932 года. Когда ему исполнилось 13 лет,его послали в Лопатки учиться на курсы трактористов. Закончил курсы в 14 лет. В  1946 году я окончил 4 класса. В августе ,когда  шла уборка ,приходили откуда-то машины,грузили на току хлеб и везли его на элеватор в Макушино. Мы с сестрой заскачили в кузов одной машины и уехали в Макушино. Начались дожди за день до занятия в школе,а потом поливали каждый день. Ботинки мои развалились,пришлось ходить босиком. Никакого асфальта в то время в Макушино не было,но было много шлака,от сгоравшего в паровозных топках угля. Им посыпали  проезжую часть дороги и тратуары Ох! До чего же он колючий..Жили у тёти(маминой сестры).Материально жили они неважно. На что они жили -ума не приложу. Оба не работали.На мой десятилений взгляд были они уже старые и хворые. А тут ещё мы- два оглоеда приехали.Сестре было 15 лет. На работу устроиться она не могла. Дожди понужали весь сентябрь. По Макушино можно было проехать только верхом на лошади,или на тракторе. Занятия в школе отменили. Что делать? Собрались и пошли в Требушинку. Первый день дошли только до Сетовного,переначевали у знакомых и вечером следующего дня пришли в свою любимую деревню. На этом закончилась моя учёба в 5 классе. Добавлю ,что  старший брат Дмитрий Ильич закончил семилетку в Б-Курейном.
Никого уже нет,ни дядей ни тёток,ни старшего брата- фронтовика. Всех закопали в шар земной.Царство им небесное. Мамы не стало в1985, отца в 1987.
Учиться в 5 класс я пошёл только в1948 году. Учился средне. Предметы любил все: физику,химию,алгебру геометрию,ботанику..Но больше всего любил географию и Фаину Филиповну. Точные  науки давались трудновато. Из начальной школы запомнилась на всю жизнь учительница Евгения Алексеевна. А из Лопатинской школы  ещё любил Валентину Васильевну-учителя русского языка и литературы. И как-то обидно ,что ты в своей книге не сказал о ней ни слова. Жалко . Ты же её хорошо знал. У меня было также как у тебя ,как описано в книге. В субботу занятия кончались ,когда уже начинало темнеть .Надо было прибежать на квартиру кое-что похватать -голодные были как тигры. И бежать в Требушинку за 20 км. Четыре часа ходу. Мы спали ,а мама за ночь успевала связать варежки ,носки. Со мной вместе ходил и мой младший брат. Утром вставали и снова в путь:мороз или метель,или непролазная грязь -идём! Иногда колхоз отряжал быка или лошадь. Уже было легче .Клали на повозку свои мешки с провиантом и шли налегке. Вот так  в основном прошло  моё детство,школьные годы ,взросление. У тебя были друзья  Бушуев,Третьяков.А у меня были друзья: Вовка Козлов,Павел Осеев,Юра Шурыгин,Женя Некрасов,Юра Алексеев. Ты же всех их знал хорошо. Я после окончания нашей школы решил отдохнуть. Поездил по родственника -Каменск -Уральск,Челябинск. Родсвенников было много,но никто из  нх не занимал каких-то важных постов и никаких направляющих установок или конкретной помощи  в решении моих проблем никто оказать не мог.Хотя отношение ко мне было великолепное ,душевное ,родственное. Надо сказать у самого же у меня в то время в голове определённой ,более-менее осмысленной мечты, жизненной троектории ,каких-то предпочтений в выборе профессии  не было. Школа не определила мои  наклонности. Никто мне неговорил: у тебя такие-то способности и для тебя лучше всего такая-то сфера деятельности. Хотя я уже многое знал, видел ,испытал. Одно я чётко понимал, то что скоро в армию. И,если честно,я хотел служить, как и почти  каждый порень в то время. Вскоре  я устроился учеником помощника машиниста на насосную станцию  трассы Туймазы- Иркутск.Качали  нефть,солярку,бензин. Это было здорово! На этой же станции работал мой дядя Пётр Васильевич. Насосы здоровенные ,электромоторы огромные.  В отличии от школы здесь опроеделённая свобода ,всё интересно.Да и деньги получали очень приличные,большие деньги. На работе давали летнюю и зимнюю спецовку. Практически полное обеспечение. Там я проработал  целые три месяца.Забрали в армию. Сам пожелал в авиацию,где срок службы был 4 года.;  Служил легко.Сначала в Горьком.Окончил школу лаборантов фотогравиметристов-механиков-дешифровальщиков.Всё у меня получалось. Потом 3 года служил в Минске. Очень красивый город. Хотя прошло только 10 лет после войны. Город кое-где ещё залечивал раны,но казалось, что война была так давно. Дослужился до командира отделения. Три раза был в отпуске. Скажу честно:служил с желанием и,я бы сазал,с удовольствием. Только вот отдых от школы  затянулся на долгие годы. Все годы переписывался  с девчёнкой. Демобилизовавшись даже не доехал до дома вышел и остался у неё.Организовали вечеринку,прокричали "Горько"!.
 Всё, конец ,не до института. А уже через 10 месяцев родился  Сергей Владимирович. Супруга работала на стройке моляром -штукатуром.Работа  не очень нравилась. Однажды вычитал в газете:открываются курсы секретарей -машинисток.Пойдёшь? Пойду. Ну иди поступай. Я за это время сдал  на помощника машиниста,а через несколько месяцев и на машиниста. Работа нравилась. Выбрали секрктарём комсомольской организации.Супруга стала работать секретарём -машинисткой..Всё шло хорошо. И вдруг земля под ногами  заходила ходуном,всё полетело в тар-тара-ры. Жена вышла замуж за начальника,у которого работала секретарём. Что делать? Горюй-не горюй ,а жить-то надо. Взял нервы в кулак ,резко махнул рукой,упокавал чемодан и, оставив квартиру тёще, уехал. Поехал сначало в Каменск-Уральский,затем в Курган.Здесь и живу по сей день.А бывшая супруга моя, или у неё судьба такая или всевышний рассердился,вместе со своим новым мужем разбилась на машине.Остались дети.
Приехав в Курган ,я остановился у брата.Погулял ,немного забылся. Надо с чего-то начинать жить.Рядом училище. Пошёл. Закончил курсы газоэлектросварщиков.Устроился на Кургансельмаш.Зиму проучился,весну проработал. Бац! Обьявление в газете:идёт набор на курсы помощника машиниста паровоза и электровоза.Уволился.Поступил.Закончил.Начал работать.
То на паровозе,то на электровозе. Паровозы вскоре стали убирать. Ставили их в тупик в Макушино.Сколько их там стояло: видимо -невидимо. Долго стояли не  резали. Вроде как боялись:вдруг война. Электростанции взорвут,электровозы остановятся,а паровозы-вот они :тысячи,десятки тысяч стояли на станции в тупиках. Бросай в топку уголь  и поехали. Через 4 года  направили в Челябинск на курсы машинистов. Закончил .Поехал. Через два года опять беда.
Неприятностей на железной дороге особенно у локомативных бригад всегда много.  Следовали  из Петропавловска в Курган.Только пролетели Варгаши-пацан выскачил из кустов,лёг на рельсы...Ту-Ту-Ту..ничего не помогло.Скорость 40 км. Тормоза ничего не дали. Переехали пацана ,отрезали голову. Голова скатилась с насыпи ,лежит в траве. Нашёл,взял за волосы,поднял на насыпь(полотно). Первый раз в жизни  держал в руке отрезанную человеческую голову.Руки трясутся,ощущение такое как будто выпил целый стакан чернил с тараканоми.
Комиссия пришла к выводу,что по всем законам физики и механики ,по всем законам человеческой логики я не мог остановить поезд и предотвратить трагедию.
 Ясно было и то ,что молодого человека  было осознанное влечение к смерти. Он принял такое решение.
Как после выяснилось:два пацана по 16 лет гуляли по лесу с девчёнкой,испортили её. Ходили после этого,ходили.один после этого всё-таки пошёл домой,а другой на рельсы..
 Да,это было результатом  раскаяния совершённого преступления,несовместимым с его дальнейшей жизнью. Я не герой,но и не преступник.Я не имею морального права исполнять роль машиниста.Да и физически я к этому не готов и не хочу. Ничего не исправить. Это внутреннее отвращение,отрешённость уже не пройдёт никогда.
 До Кургана доехали можно сказать,нормально,Надо бы идти отдохнуть ,но началась нервная тряска..Ну а как иначе,голову человеку отрезали. Со временем  чрезвычайное происшествие  постепенно начало забываться,но вот беда -днём ещё ничего,а ночью как только захожу в электолвоз этот пацан стоит передо мной с отрезанной головой.Это продолжадось несколько месяцев.  ..Поездов -пушкой не пробьёшь.Страна  работала на полную мощь. Не успевали перевозить . Отдыхать давали только 12 часов,выходной только 46 часов. А что поделаешь :надо ,значит надо. Год прошёл,ещё год прошёл.И бац-снова трагедия. Отправились из Кургана  в Каменск -Уральский.Проезжаем Просвет, а там большая кривая. Только выскачили из-за кривой....Батюшки -  светы:прямо на рельсах стоит автомашина крытая брезентом -путейская..Сигналить бесполезно,сразу экстренное торможение.. Всё засвистело задымило..Ударились в эту машину,поволокли её вдоль рельсов.Ничего не было видно.Машина начала разваливаться,стали вылетать люди из кабины ,из кузова. Оказалось путейцы производили ремонт. По окончании крепко выпили. Чтобы не ехать до переезда шофёр решил перескочить через рельсы. Один рельс перепрыгнул ,но на втором забуксовал. Тыркались,.тыркались шофёр уснул,рядом с ним сидевшие тоже уснули ,уснули и те четверо ,что сидели в кузове. Шесть трупов. Пострадал и тепловоз. Меня  в бессознательном состоянии увезли в Курган-инфаркт. Рождённый ползать-летать не может. . Я не преступник,но и не герой.Я не имею морального права исполнять роль машиниста.Да и физически я к этому не готов и не хочу. Ничего не исправить. Это внутреннее отвращение,отрешённость уже не пройдёт никогда.
 Три месяца отлежал в больнице ,месяц на курорте. Инвалид. Отработался. Уже после курорта как-то вдруг озарило,осенью ударила моча в голову:надо учиться. До пенсии ещё 4 года. Читаю в газете,слышу по радио в 70 лет окончил 10 летку,поступил в институт.. Думаю,а я чем хуже. Супруга смеётся-рада что выкорабкался,зашевелился. Говорит -не дури ,не смеши людей. Я по гороскопу водолей.Люблю шутки -прибаутки,юмор. Нет ,буду смешить!.Смешить так смешить. На инвалидности.Деньги платят ,пошёл снова в 10 класс. Учился с интересом и удовольствием Получил новый аттестат:пять пятёрок,пять четвёрок и только биология и черчение  тройки..Решил поступать в Челябинский железнодорожный техникум с филиалом в Кургане.Жизньвроде бы начала налаживаться,а в стране1986год, бушуют страсти.Утром вышел из дома и направился в техникум,поговорить,представиться,выяснить.. Бац! Отказала правая  нога,правая рука,лишился речи-инсульт. Поликлиника,больница.Отучился ,да и можно сказать -отжил .И снова тот же вопрос: Что делать? Однажды стало совсем плохо .Пошёл к доктору,он вместо таблеток и мекстур посоветовал мне походить в физкультурно -лечебный диспансер.Начал ходить и стал походить на человека.Быстро восстановилась речь.Походил в диспансер месяц,год два года и всё восстановилось. Никакх болей.Решил делать все рекомендованные оздоровительные комплексы дома. Вернулась молодость ,вдохновение и начал по-маленьку писать. Писал в различные газеты.Статьи разные :большие  и маленькие,политические,сатирические,юмористические.Больше сотни их было опубликовано в печати! В стране бушевали страсти. В итоге от великой державы остались осколки, обломки..В душе бурлило негодования,хотелось вр укопашную.
Начал писать книгу.Написал с очень злым содержанием. Отдал хорошему журналисту.Знаешь,Владимир Ильич...это не пойдёт,это надо переделать,это выбросить  и это выбросить,и вообще с публикацией надо повременить.Это ведь раньше были репрессии.Приезжали ,забирали,были тройки.. Сейчас самый настоящий бандитизм! Убивают на улице,в подьездах.,вырезают всю семью прямо  в квартире.. В Курганской области даже хуже ,чем в других областях..   С книгой не получилось,но проблемой развала страны ,причиной и источником этого безобразия заниматься продолжаю и многое понял.Хотя у каждого в голове свои тараканы. Кто большее право судить о Сталине и сталинизме имеет-мы жившие в то время ,или те кто знает ту жизнь по наслышке? Думаю-мы.
Ради восстановления здоровья снова "освоил" танцы.Оказалось -полезным делом.  Готов был работать по 30 часов в сутки..Но танцы танцами.. Страна катилась к пропасти. Перестали платить зарплату,не стали давать пенсию.
 На семейном совете решили : надо брать дачу. Много было проблем и с транспортом  и с материалами,но время шло и вопросы как-то решались.Помогало то,что была необходимость,желание  и определённые навыки в работе. Построили ,посадили ,собирали урожай, Хотя и  не очень большой ,но свой ,самими выращенный..  Это -нечто!"
 2011 год.
               
  . PS   Позволю себе подчеркнуть мысль о том,что только деревенский житель со всей полнотой и глубиной может воспринимать тот образ жизни, который нарисовал Владимир Ильич. Правда в памяти об этом.
..Володя много и по-моему пладотворно занимался и  проблемами сталинизма ,связанными с Великой Отечественной войной. Ряд своих разработок он прислал мне. Его суждения не только интересны ,но и весьма доказательны. Он счень умный ,очень начитанный ,умеющий мыслить аналитически не ординарно. Конечно,как и любой исседователь исторической проблемы Владимир Ильич имеет свою  позицию ,свои взгляды и  последовательно их отстаивает .Но мне кажется ,что он при этом не отказывает  в праве другим думать как-то иначе.
 Письмо моего друга богатое по содержанию. И в этой связи я хотел бы кое о чём высказать и свои мысли. Его письмо ещё и ещё доказало ,что жизнь каждого человека уникальна и письма всегда будут служить исключительным источником её глубокого познания.
Ануфриев казался  одним из самых взрослых учеников среди 10 классников,хотя он не
был высоким ,но  был салидным симпатичным  молодым человеком.Голос у него был низким подхриповатым и был Володя человеком влиятельным и среди учеников и я думаю среди учителей ,особенно молодых. Лицо его вырожало стеснительность ,но говорил он всегда чётко ,убедительно. Мне кажется его многие ребята даже побаивались.
 Став взрослым, он попрежнему болел за хорошую,справедливую жизнь в стране.. Володя обладал критическим стилем письма, настоящим журналистким мастерством,хотя и необучался специально этому  делу. Он написал и опубликовал десятки  статей. Обладал талантом  выбирать животрепещущие темы  своих публикаций.Если  бы все его замечания и пожелания были исполнены у нас уже давным -давно было построено справедливое коммунистическое общество. Он был искренне предан учению Маркса-Ленина и глубоко понимал логику его развития. Он  обънктивно  проанализировал  роль Сталина в нашем государстве. Его выводы  представляются  весьма интересны и обоснованы. Он считает,что несмотря на известные изьяны Сталина ,его роль в истории  нащего государства,без всякого преувеличения,подарок судьбы. Это имя стало символом объединения партии и народа в грозный для Отечества час. Не было бы Сталина не было бы победного 45  и уже в 41 не было бы Советского Союэа. Не было бы Сталина в нашей стране, начиная  с 1941 года был бы Гитлер. Володя подробно ПРОАНАЛИЗИРОВАЛ ПРИЧИНЫ ТРАГИЧЕСКИХ ОШИБОК КПСС. Убедительно.!  Он во всём, начиная со школы,был серьёзен и аккуратен.  Я уверен  ,что он всю свою жизнь стремился как можно больше  перенять от Владимира Ильича Ленина ,как и все мы,и ему это удалось больше других. Его мысли глубоки ,масштабны ,актуальны и видимо,перспективны.  Он их выразил грамотно и чётко. Он  оставил хорорший след в журналистике,а значит и в жизни. Его жизнь поучительна .
   Вот  названия лишь небольшой части статей ,которые он опубликовал за последние годы: "За консолидацию!","А где же о здоровье, о физкультуре?," "Непрестижная" профессия?,"Родная улица моя"," От сердца к сердцу","Маленькая радость", "Оголодали?..", " Репортаж с одного собрания"," Сырьё под ногами"," Доктор выписал рецепт.","Нельзя жить ненавистью.","Основательность"." А я-за Союз", и многие другие. Во всех своих публикациях Володя  Ануфриев  высказывает свою глубоко продуманную принципиальную и общественно-значимую позицию,которая и читателя не оставляла  равнодушным.
 В своих рассуждениях  Володя часто использовал свой богатый опыт работы на железной дороге. Он быстро находил аналогии  в различных ситуациях социально-политической жизни с ситуациями и проблемами на железной дороге .Этой сферой знаний  он владел в совершенстве.И это  убеждало. Мне такой  подход к объяснению проблем  очень нравится. Может быть и  по тому,что до сих пор я с благоговением отношусь к  железной дороге -мечте детства многих наших ребят.
  Ануфриев Владимир Ильич умер 25 июля 2012 года.  Все мы искренне сожалеем.

;18.;01.;16