Дети войны-2 О жизни в письмах

Юрий Ведяев
         
      
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.
У каждого — свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.
И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой…
Все это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно!
Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?
Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная все, не знаем ничего.
Уходят люди… Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.
Евгений Евтушенко
          В очерке "Дети войны"-1  я назвал имена некоторых моих друзей и товарищей ,сведения о жизни которых я в той или иной степени использовал в своих  публикациях ,освящая данную тему.
  С  согласия авторов , некоторые письма,которые они   писали мне ,я публикую. Мне кажется,что эти письма достаточно достоверно отражают жизнь нашего поколения в военные и послевоенные годы. Они могут быть интересны и другим.
      Письма -это короткие откровения авторов о своей прожитой жизни,которые пишутся не в расчёте на широкую аудиторию,но с искренней правдой о прожитом и сильно корректировать их не имеет смысла.Но дать некоторыми пояснениями ,видимо,допустимо в рамках текста. Я это делаю.
                х
 По просьбе моих товарище я составил примерный перечень вопросов ,на которые они могли бы ориертироваться  при рассказе о себе.Он включал в себя следующие вопросы.
1. Где родился,кто родители,откуда они,какова их судьба?
2.Когда и где пошёл учиться?
3.Жизнь во время войны.Что хорошо помнится?Какие суждения о том времени?
4.Где были родители,где работали?
5.Окончание 7 класса. О чём думал? Кем хотел стать? Почему?
6.Средняя школа.Что незабываемое связано с ней? Кто из учителей хорошо запомнился?Какой предмет был более любим?Формировался ли выбор профессии? Определяла ли школа твою дальнейшую судьбу?Поддерживал ли связь со школьными товарищами? что знаешь о из жизни? Какие характеристики людей ты больше всего ценишь? Каков девиз твоей жизни? Как ты относишься к религии,к вере в Бога?
7. Какое учебное заведение после школы окончил? Где работал? Какие наиболее ответственные решения принимал? Семья,дети,внуки..
8. Что думаешь о прожитых годах? Сделал ли ты то,что хотел? Как повлияли на твоё мировоззрение и гражданскую позицию 60-е годы(оттепель),80-е(перестройка),90-е(приход капитализма): было чувство обиды,невостребованности,вины.,радости..
9.Что думаешь о нашем поколении: одинаковые все мы или разные; можно ди о нас сказать,что все мы люди своего времени были и остаёмся; какие события ты считаешь главными событиями жизни; какую роль сыграло наше поколение в жизни страны, в смене общественного строя;хочется ли тебе вернуться в наше прошлое;забытое ли мы поколение;почему мы хотим ,чтобы помнили о нас...???
10.Какие  из названных ниже и других факторов ты считаешь наиболее значимыми в жизни: любовь,знания,патриоьизм,успешная работа...?
11. Ты умный.Дай некоторые прогнозы будущей жизни:нашей,наших детей и внуков..
           С уважением Ю.А. 24.10.12
               


                Письма Володи Бушуева.(2010-2014гг)               
           Моему  другу  Бушуеву Владимиру Егоровичу 80 лет. Свои 78 лет он  прожил в Курганской области Лопатинском районе в деревне Привольное в 40 км.от с.Курейное,где я жил во время войны. Вместе с ним мы учились в Лопатинской средней школе. В жизнь деревни он  вносил свои недюжинные силы,знания,умения и страсть. В средствах массовой информации его называли местным кулибиным,мастером на все руки.Своими рацпредложениями, различными изобретениями по совершенствованию сельскохозяйственных машин и механизмов ,своими организаторскими способностями и стремлением сделать жизь лучше он привлёк к себе пристальное внимание учёных  и руководящих работников района и области. Его с большой теплотой  называли  "деревенский интеллигент". Несмотря на все его старания и любовь к деревне тенденцию её развала как известно  изменить не удалось.  Процесс умирания деревни стал необратимым и болезненным. Подошла старость,сил становилось меньше,востребованность в его мудрости  стала исчезать и для продолжения жизни Володя уехал к сыну в Курган. Очень жаль,что деревню покидают люди нашего поколения,кто любит деревню и уже не способен возродить её!.
               
                х
Здравствуйте Юрий Андреевич и Надежда Степановна! Вас приветствуют из Зауралья Бушуевы. Мы живём уже полгода  в городе Кургане и пока не чувствуем  скуки или настальгии,как сейчас говорят,по своей малой родине,по своей деревне .Ты Юра,конечно,не очень веришь мне. Недавно мы ездили туда первый раз после переезда для того ,чтобы заменить фотокарточки родных на памятниках на кладбище. Видимо, нет пока у нас душевного дискомфорта потому,что злесь в городе наши дети  на глазах,и мы вдвоём постоянно вместе. Здоровье..что говорить о нём людям,которым  восьмой десяток. Но пока  держимся.
Овощи растут в 3-х метрах от крыльца,произвожу полив с использованием системы трубопроводов и шлангов. Да нынче лето не очень жаркое,часто идут дожди,особенно в июне традиционно засушливом жарком месяце..Помидоры,огурцы и другая зелень уже давно на столе. Пустячок ,а как-то приятно. От рыбной ловли отвыкаю,да мы почему-то сейчас  не очень-то хотим рыбу  кушать. Ездил несколько раз за грибами,но в лесах больше людей чем грибов,так  что в этом отношении мне такое не по нутру.
                х
Начало Великой Отечественной войны,её первый день, я хорошо помню. Мы с отцом и старшим братом были в поле.Они готовили комбайны для уборки ржи.Перед обедом приехал рассыльный ,который сказал ,что началась война и  все должны идти к сельскому совету. Через несколько дней призвали в армию  первых 5-х парней.В их числе был мой брат Александр 1922 года рождения,но их направили не на германский фронт,а на Тихоокеанский  флот. А к лету 1942 года их всех в морской форме перебросили на западный фронт в район Сталинграда. Их из нашего села было пятеро и судьба им благоволила. Все воевали в разведке,были 1-4 раза ранены,но все живы и в разное время вернулись домой. Отец  ,Егор  Никитьевич 1903 года рождения получил бронь и был оставлен на производстве на сцепе двух комбайнов,но осенью 1941 года во время уборки был переведён механиком  МТС по комбайнам и свои комбайны в колхозе передал девчатам-штурвальным. Один комбайн был доверен моей сестре Марине 1924 г.р..На всех пяти комбайнах  не осталось ни одного комбайнёра- мужчины их заменили девчата. Забрали на фронт из колхоза 3 автомашины и два гусеничных трактора вместе с их водителями. В деревне всех ребят и девчат и женщин в возросте 17-30 лет обучали военному делу: водили строем,беголи с вещмешками,заполненными песком,окапывались.
 Уборку заканчивали по снегу. 7 января 1942 года с отца была снята бронь и он был призван в армию. Позднее я узнал от старшего брата,что отец был зачислен в сибирскую добровольческую дивизию и в своей гражданской одежде их перебросили на оборону Москвы в район Валоколамска. По рассказу земляка,который был с ним в одном отряде,отец был оставлен на поле боя с перебитыми ногами при отступлении наших  военных.Это произошло 14 марта 1942 года. А в начале апреля этого года пришло извещение,что он пропал без вести. Так наша семья осталась без кормильца.
 В 1942 году у нас стала ощущаться нехватка продуктов питания. В село  стали поступать эвакуированные с запада и в нашу семью из 5 человек подселили семью из Ленинграда из 3-х человек. Жить стало ещё труднее. А зимой 1943 года начался мор детей 2-3-х летнего возроста и у нас умерла сестра Галя 1940 года рождения. Помню как в один день в одну могилу было похоронено сразу пять гробиков.  1943 год был годом всеобщего острого недоедания. Хлеб на работе не выдавали,всё отправляли на фронт и в города. Хлеб начали стряпать из картофеля,лебеды,крапивы,копеечника,конского щавеля с примесью муки. В летнее время подспорьем в питании была рыба-карась,борщевина,ситник ,дикий лук,щавель, яйца диких птиц и ягоды.Собирали грибы. В это голодное время всегда хотелось есть. У нас была своя корова,но  молоко было в ограниченном объёме,т.к. на корове работали ,а ещё была  обязанность с каждой коровы сдать государству молока 200-300 литров за лето. Ребята моего возроста,как только растает снег,начинали сбиваться в группы по 5-7 человек и уходили  в леса,болота и степи,чтобы найти что-то съедобное. Я с соседними ребятами Сафроновым Колей,Новиковым Ильёй,Пискарёвым Сашей и с моим младшим братом Лёней ходили добывть съедобные травы,ели сами и несли домой яйца диких птиц,проверяли их ,если засижены-плод выкидывали,а остаток выпивали. Сафронов Коля промышлял  с нами  пока  у него не пришол с фронта  отец.Отец был без руки ,но у  Коли всё-таки  отпала  необходимость ходить с нами. Мужчине даже инвалиду без руки было легче обеспечить пропитание для семьи.
                х
 В то время тяжкий изнурительный труд всего населения и добыча  еды были основной движущей силой всех и каждого. Сестра Марина  работала на комбайне за 22 км от Привольного и после работы ночью два раза в неделю приходила домой ,чтобы помыться  переодеться и обратно убегала этой же ночью к месту работы,а ведь ей не было и 18 лет.  Так к работе относились все,а единицы,кто по оплошности или по слабости,попадали под нарушение трудовой дисциплины после суда отбывали сроки в трудовой колонии. Такие тоже были.
 В школу я пошёл в 1943 году,а летом в 8 лет меня стали привлекать на работу  в колхоз на сенозагатовки возить копны на лошади и на быке,а в 10 лет я уже управлял конными граблями. После окончания 4-х классов для продолжения учёбы в 5 классе нужно было ехать в Сухмень,но одежды и обуви не было и я остался без учёбы. Пас лошадей,был возчиком на лошади,возил из деревни в деревню уполномоченного из района по снегозадержанию и ,возил кинопередвижку,трактористам питание,которые работали в МТС.
 В 1948 году в Привольном открыли 5-й класс вечерней школы и я стал вечерами учиться,а днём исполнял свои обязанности в колхозе-зимой извозчиком ,летом косил травы на конной сенокасилке наравных с пришедшими из армии мужчинами. В 1950 году была в деревне открыта семилетка,где я и окончил 7-ой класс. Начал учиться  в Лопатках и окончил там 8-ой класс. На этом моя учёба должна была закончиться..Мы материально жили очень бедно. Летом я ходил босиком или в старых валенках. Колхоз меня направил на курсы помощников комбайнёров на две недели в Сухмень,  в это время в МТС пришли первые самоходные комбайны,и я стал работать на комбайне с Ширяевым Николаем Филипповичем . Провели уборку к 20 октября. С этого времени я глубоко заболел техникой и внутренней тягой ко всему сельсеохозяйственному Вскоре из Лопаток из школы на лошади ко мне приехали классный руководитель 9-го класса  Кривопаленко Августа Владимировна и староста класса Ведяев Юрий Андреевич и активно стали предлогать учёбу в 9-м классе. Так как  я в МТС заработал денег и  зерна,приоделся,намолол муки и поехал учиться. Практически уже заканчивалась первая четверть,но я поднопрягся и с помощью учителей и товарищей  полугодие закончил с положительными результатами.
 В колхозе стали благоволить  ко мне и давали лошадь для поездки на учёбу. И так я окончил среднюю школу и был первым,кто в Привольном получил среднее образование. Этому я благодарен прежде всего моей маме Ефросинье Григорьевне,она не грамотная,но мудрая женщина всеми силами старалась нам с братом дать образование. Но брат из-за болезни не получил среднего образования.Обучение в школе за 30 км. от дома сопровождалось с трудностями в питании и одежде. Я питался только хлебом и картошкой, мясои молоко было редко. На мою долю выпали все трудности по заготовке для дома топлива на зиму: делал кизяки-коровий навоз тчательно перемешанный с соломой,сформированный в форму кирпичей,сушили всё лето и хранили до зимы в сухом месте.
Возил хворост,тальник,а как подрос стал ездить на лошадях "воровать" лес на дрова в казахстанские леса. Обычно это делалось ночью,собирались до десятка подвод и выезжали на "дело". Подвозка воды для полива огорода -постоянная обязанность  с детств.Воду возил в кадке на 2-х калёсной тачке с озера.Трудное надоедливое заняьте. Косил траву на сено для коровы с 11 лет и постоянно пока не ушёл в армию..
У ребят ,которые имели отцов вернувшихся из армии этих прямых обязанностей не было. Да и они по сравнению с "безотцовщиной" были одеты и обуты всегда. А я  неоднократно был бит их отцами, вернувшимися с фронта,прямо сказать, по пустякам,так как не кому за меня было заступиться.
 Это длилось до 1949 года.Когда пришёл со службы мой старший брат и с некоторыми обидчиками расквитался. Да и я в свои 15 лет был рослый и не стал давать повода для нападок.
Хлеб нормальный стали есть с 1950 года. В этом году был получен высокий урожай.
 Унижений в моей жизни было достаточно,но я ,когда стал равноправным человеком в руководстве колхоза, ни кому из обидчиков ни разу даже намёков не делал о их поведении в прошлом,хотя я и по сей день не забыл всех подробностей моего унижения.
 В рядах Советской Армии служил с 1955 по 1958 гоы в связи в авиационных частях. Служба была интересной ,творческой.За службу я имел гарантийное письмо от командира ,где было сказано,что если захочу,то меня примут на службу после демобилизации снова независимо от времени и если даже сменится руководство части. После службы  я решил поступить в селхозинститут,хотя бы зоочно,но взвесив свои возможности и семейные обстоятельства, пришлось идти работать в совхоз. Работал  на подвозке кормов,чистил колодцы,работал электриком на птичниках, учётчиком-заправщиком в  транспортных бригадах,шоферил на грузовых автомобилях. В 1959 году женился, в том же году родился сын.
Вскоре я попал в поле зрения руководителей района и меня направили работать в органы милиции в качестве участкового на Куреинский участок. На территории участка было 11 населённых пунктов, транспорта не было,жилья не было,зарплата ниже чем я получал в совхозе.Выполнять оперативно  и качественно весь объём работ  было  для меня очень сложно. По этим причинам я оставил службу. Через два месяца меня направили на мандатную комиссию при облисполкоме в числе 10 кандидатов от района для отбора в межобластную школу руководящих кадров сельскохозяйственного производства. Прошли комиссию двое ,в том числе и я. Обучение проходило  при Шадринском селхозтехникуме.Представителей  Свердловской,Челябинской  и Курганской областей обучали  учёные мужи из институтов. По окончанию школы и заочно сельхозтехникума   работал в совхозе "Сухменский" зоотехником,главным зоотехником до 1974 года- до года начала великой разрухи сёл и деревень:снова укрупнялись большие сёла за счёт малвх деревень,жители малых деревень большей частью уезжали не туда куда их направляли,а в города и райцентры.  В Привольном закрылась семилетняя школа,убрали дом быта,сельсовет и сберкассу. Ужев нашу бытность эти укрупнеия деладись не впервый раз,никто на местном уровне с людьми не советовался,всё делалось по указанию сверху.  И ничего хорошего из этого не получалось . Так и на этот раз.Искуственно подталкивали деревню к вымиранию. И мы - коренные жители -ничем сдержать этот процесс не могли.
И я решил,чтобы при мне учились дети и у жены была более интересная работа,перевезтись в райцентр в село Пресновка Казахстана,где поступил на работу в СПТУ мастером производственного обучения механизаторов,а вскоре был переведён заведующим учебным хозяйством училища с 2300 га пашни,свинофермой и фермой крупнорогатого скота. Работа была очень интересная,колектив  и я старалиь.Добились высоких учебно-производственных показателей. Большой коллектив разнообразных специалистов-механизаторов, электриков,водителей автомобилей,тракторов..Работа шла полным ходом и на высоком уровне. В этих условиях я работал самоотверженно,озартно с полной отдачей сил чем обрёл непререкаемый авторитет у своих подчинённых,у учащихся и руководителей областного управления. Был отмечен  нерднократно Почётными грамотами. Меня выдвинули в областной методсовет и избрали председателем  совета мастеров области. И вот с 1982 года в Казахстане начали  проявляться ростки национализма, в том числе и в органах профтехобразования. Подумали:нам от этого ничего хорошего. Дети(сын и дочь) переехали на работу и учёбу в Россию,а я с женой и тёщей остались в Казахстане. Но в 1985 году был организован совхоз с центром в Привольном и в областное управление  по проф.тех.образованию в Казахстан пришло отношение с просьбой о переводе меня в новый совхоз на должность главного зоотехника и зам.директора по производству. Я дал согласие и переехал с семьёй на родину. За 10 без малого лет в этой должности было всё и успехи и неприятности. Я сторался. Во время моей работы совхоз вышел на самые лучшие  показатели в районе,а планы производства и продажи продукции всегда выполнялись.Моя кандидатура была выдвинута  на присвоение звания"Заслуженный зоотехник Росси"..
Больше 2-х лет я руководил совхозом. Работа была насыщена,отдыхать времени не было.Да я и не стремился к отдыху. Я был человеком общественным. Исполнял обязанности председателя совета трудовых коллентивов,председателя профкома,секретаря парткома,председателя администативной комиссии при с/совете,председателя совета ветеранов 15 лет,был бессменным председателем избирательной комиссии всех уровней.
Раскошной,разгульной жизни я никогда не вёл, а получив специальность,начал работать,постепенно материально сравнялся с теми,у кого были отцы.И всегда ,на какой бы работе я не работал -учился,досконально штудировал специальную литературу и мог свободно обсуждать  любую тему. в любой отрасли производства и в сельском хозяйстве и в строительстве. Но скажу прямо: комплекс униженности, полученный в юношеские годы, я не мог вытравить в себе и так пронёс это по всей своей жизни.
 О военном времени могу сказать,что жилось очень трудно,но я не помню вражды между взрослыми и детьми,так как  нужно было выполнять норму не зависимо от возроста. Много было дел и нам-детям. Я думаю,что если бы не было у всех такого напряжения в труде,и таких тяжких налогов и сборов по всей не захваченной немцами части страны-вероятность победы над врагом было бы не высокая. Все понимали свою роль ,своё предназначение.
В школе я учился средне,так как для достижения каких-то целей не было каких-то манящих перспектив в дальнейшем,а для обычной жизни в деревне я(и не только я) считал,что семиклассного образования вполне достаточно.Село наше в то время было большое,молодёжи много.много веселья.
 По окончании 7 классов о техникуме не мечтал,так как материально не смог бы учиться.Ездил в Курган хотел поступить в Железнодорожное училище. Хотел быть помощником машиниста паровоза. Но туда принимали тех ,у кого есть в Кургане своё жильё. Не получилось и меня тремя семьями -дедушка,мама и сёстра собрали в Лопатки в среднюю школу. Обучаясь в Лопатках, я тоже не имел чёткого представления о своём будущем.Но  мечта  работать с механизмами в сельском хозяйстве уже сформировалась.
 Особой любви не проявлял не к каким предметам. Учиться не умел.Но и сейчас многое помню из физики ,математики,химии. После 10 класса пошёл работать учителем в Привольном.Вёл уроки физкультуры в 3-х,6-х ,7-х классах и уроки истории в 5-х. Но вскоре начался процесс сокращения школьников, я ушёл с работы в школе и  уехал в Курган ,поступив в Техучилище ,обучаться на эксковаторщика. Но по окончании работать не пришлось -ушёл в армию.
 Школа по моему убеждению не давала знаний для выбора профессии,не было в школе заботы о профориентации.. Но школу вспоминаю с теплотой. Она дала мне возможность быть в какой-то степени образованным , более умственно развитым по отношению к сверстникам,необучающимся. Я первый из ребят имел среднее образование в нашем большом селе.
 Тесных связей ни с кем из товарищей по школе  не имел,кроме Кульчицкого Анатолия,переписывался с Анатолием Тарасовым.   С Толей Кльчицеим я учился в техническом училише на эксковаторшика. Позднее с ним произошла трагедия-он потерял обе ноги..Толя Тарасов погиб после аварии на атомной подводной лодке.
 Бывал после службы в армии в школе виделся с Костоусовым Василием Ивановичем бывшим нашим классным руководителем. В КПСС состоял с 1963 года и до развала. Чесно и добросовестно выполнял обязанности и был не примирим к нарушителям устава. Был и остаюсь патриотом Родины,области,района и своей деревни. В то время была цель в жизни- сделать жизнь людей лучше. .По мере осуществления перестройки,последующего шельмования достижений в социалистическом обществе,руководителей бывших и настоящих всех уровней ,мои взгляды на прошлое не поменялись,хотя и появились значительные колебания. Но цель жизни размылась,потерялась. Ярые атеисты стали молиться богу,забыв о своих убеждениях и принципах. Но я и сын мой до последнего держались атеистических убеждений . Но сына принудили  строить церковь на территории академии,а меня заставила сама жизнь,вернее  нездоровье,поехать в храм и принять крещение.После смерти жены я редко посещаю церковь для того чтобы поставить свечки за упокой умерших,но на молитвы не хожу-не вижу смысла. Считаю себя пассивным христианином.
Семья получилась. Но жена  Мария Григорьевна умерла,прожив со мной 54 года,унеся с собой значительную часть смысла моей жизни.
  Дети и внуки  определились в жизни ,я доволен.Между нами мир и взаимоуважение.  Правнуки учатся. Всё нормально. Как говорится по большому счёту: что я задумывал свершилось-семья получилась хорошая,а это в жизни главное.  Конечно, для себя хотелось бы стабильности в здоровье,в быту и взаимопонимания в обществе,но в полной мере ни того ,ни другого,ни третьего нет,особенно после потери жены. Видимо так будет до конца дней моей жизни. Все периоды моей жизни и в оттепель,в перестройку проходили как и большинства коммунистов - вподдержке линии партии и притворения её в жизнь. А вот капитализм ,если он такой и в других странах,то это откат нашего общества от всех общечеловеческих ценностей. И сколько бы не кричали правозащитники всех мастей о взаимоотношениях в обществе-  "ЕР" своими реформами ведёт нас к разрушению моральных ,материальных и духовных ценностей к всё более глубокому расслоению общества. И  мне видится,что пока полная апатия у народа,но пружина напряжения сжимается и предел наступит..Кругом воры. Кричали о льготам детям войны и что? Я будучи председателем ветеранской организации 3 раза составлял списки и отправлял в верхи,но их от 17 человек из нашей деревни осталось 3-е остальные умерли,а ничего до сих пор для них не сделано. Такое моё мнение об отношении к нам  властей ,которые потворствуют ворам,а прочий люд как -нибудь доживёт до своего конца. Жаль,очень жаль,что нарушили с этой не продуманной демократией построенное,сооружонное и оснащенное  оборудованием нашими руками,что достигло старшее и наше поколение всё кончено,главное ни кто за это не ответит. Наша уходящая жизнь строилась и имела основные приоритеты в свою бытность-это добросовестное отношение к работе,применение на практике всех достижений науки и передового опыта,а"здоровье,любовь" в оставшееся от работы время.
 На основе анализа своей долгой и непростой активной жизни,оценивая сложившуюся обстановку в стране в целом и на местах  перспектив на существенное улучшения качества жизни я не вижу. И так будет до тех пор пока человек ,житель нашей страны,не будет поставлен как основа того для чего существует государство,а это если и будет ,то-ох как не скоро.
                х               
 " Мы достигли по не понятным путём"свободу личности",стало похоже больше возможностей  проявления инициативы в работе ,творчестве и более высоких материальных благ каждого человека. Но мы должны понимать за счёт чего это пришло в нашу жизнь,в наше общество?  По моему убеждению все эти блага дались нам не за счёт повышения уровня производства,улучшения экономического состояния страны,не за счет применения новых технологий в промышленности и в сельском хозяйстве,или более выгодных торгов природными ресурсами. Да,гоним за бугор всё,что можно гнать по неизвестным ценам,а  результатом этой гонки пользуется кучка дельцов. В то время как основная часть населения живёт по минимально допустимому уровню. Я ,как сельский житель,скажу-государство живёт а воровстве и обмане,проживает всё,что создала партия,советы-как промышленные и с/х  объекты разграблены,в деревнях всё металлическое,бетонное демонтируется и переводится в рубль,деревня как производитель производства потеряла своё предназначение. Наши руководители страны говорят,что с/х поднялось с колен-это враки.Яне знаю ни одногонаселённого пункта в области,где бы сохранился прежний уровень производства,уровеньжизни сельчан. Количество дворов катасрофически сокращается,народ стареет,кто помоложе уезжает в город и в Тюменскую область. Школы закрывают,почты убирают,медпункты закрыты.. Везде  убогость и запустение. аш брат сельхозники получают пенсию по чуть выше минималки. В прошлом году  вышел на пенсию бывший директор совхоза,директорский стаж 23 года,доработывал до 60  фермером и вот итог-пенсия 6900 рублей.  В селе скот,птицу держать стало накладно-корма дорогие, а закупочные цены низкие,да и держать некому-старьё. А кроме продуктов питания с нас "дерут"  за газ,дрова,уголь,электричество,нефтепродукты дикие цены. Я ,живя в своём доме,плачу 1,5-2,5 тыс .руб.в месяц И ещё экономлю как могу. Ветеранам труда оплачивать льготы отказали.Пенсии лучше бы не увеличивали! Кричат вСМИ за два месяца до увеличения пенсии,а рыночники сразу накручивают цены на всё.Дурь! А повышают пернсии на мизер. За все действия и бездействия  властей  стыдно простому народу,особенно ,когда красуются в прямом эфире..
А отношение людей между собой приближается к варворству- уважения как будто и не было,везде стараются обмануть,ожесточение,грубость и мат расцвели,даже школьники между собой без мата не разговаривают..
 Что быя оставил из прошлой жизни  в   российском обществе? Думаю -твёрдые цены  экономически обоснованные на продукты питания и коммунальные услуги,транспорт,почта,школа,медицина,связь-всё держать в государственных руках. У меня  есть связь со школой. Так вот ребята 7-10 классов очень не патриотично настоены.
 Говорят,что родина как таковая изжила себя. Земля ,леса .озёра в аренде или частной собственности.Везде указатели -запрещено без разрешения хозяина.. Для нашего поколения и для молодых людей это не приемлемо. Вот и думай ,где твоя родина,кто её защитит и будет ли защищать.. Думать надо и прежде всего властям. И больше внимания уделять воспитанию молодёжи ,в том числе и служащим в армии. Привет семье,здоровья вам и благополучия на долгие годы.
 А у меня родилась правнучка,назвали Полина,жду ещё одну.Будет к нонцу года три правнучки,ради этого стоит жить!"
27.06.2013.
               
"На днях ездил в Привольное,-рухнула деревня,Трудоспособные уезжают,старые мрут,строительства никакого нет.Погранзаставу Россия -Казахстан убрали, а следствием этого-более 30 семейных разъехались. Хорошее дело оборачивается плохим.
Неделю назад ездил в Челябинск .И справа и слева стоят ещё не убранные поля пшеницы на землях  нашей области.А ведь для уборки погода была хорошая.А сейчас пошли дожди,так что эти 20% не убранных площадей зерновых могут уйти под снег и будет очень обидно!
 Вот такой образ окружающец среды, мой друг!"
                х

Жизнь у Володи Бушуева лёгкая,были взлёты были и падения,но он не привык жадоваться на судьбу.  В результате ,где бы он ни работал ему всегда сопутствовал успех! Почему?(Моё мнение)
 1.Надо быть целеустремлённым, хорошо понимать обстановку, уметь формулировать задачу, выбрать хороший метод и способ её решения, знать и уметь её решать,обеспечить одинаковое понимание ситуации всеми привлечёнными к решению задачи людьми, организовать их на качественное решение и создать условия для эффективного решения в определённый срок. И прежде всего надо хорошо знать дело и иметь авторитет у коллектива. Всё это было у Бушуева. Поражает его владение практически всеми профессиями имеющимися в сельском хозяйстве. Он и пастух,он и конюх,он тракторист,шофёр,комбайнёр, он зоотехник,инженер-механик,он и директор совхоза,парторг,председатель совета ветеранов и тд. И на каждом месте он детально разбирался в том ,что он делал и всегда успех ему сопутствовал. Он мастер на все руки . Человек редкий вообще.
2.По характеру Бушуев спокойный добрый человек.Обладая большими знаниями он всегда уверен в себе,может рассудить любую проблему из сельского хозяйства и строительства,любую жизненную ситуацию.Человек высокой самодисциплины и самоорганизации.Характер жёстский,строгий.Требовательный к себе и к другим.
 Трудоголик. Остро переживает за любое порученное дело. Любит  быть первым.
 По уровню осведомлённости в своей сфере и в обращении с людьми  Бушуев настоящий "деревенский" интеллигент, а по исполнительской дисциплине , по азарту решения задач и по преданности идеям нашего времени -это чернорабочий революции,как чекисты любя называли ФЭ Дзержинского.
 Конечно,Бушуев В.Е. должен заседать в высших советах России и давать свои предложения по вопросам улучшения жизни сельского населения и повышения эффективности производства в этой важной отрасли. В определёном смысле более полезного опытного человека в этих вопросах похоже у нас ,а он не востребован.
3. Сейчас Владимир Егорович на пенсии.Я восхищаюсь богатством его жизни.Он  очень чётко ,доступно и интересно выражает свои мысли и устно и письменно. Здоровья тебе мой друг.
                х               
В Интернете имеется письмо  Анастасии-родственницы Володи Бушуева  относительно его отца Бушуева Егора Никитьича.
              " Мой прадед,Бушуев Егор Никитьич,родился в 1903 году в с. Привольное Лопатинского района Челябинской области.До войны с 1931 года работал комбайнёром в Лопатинской МТС после окончания курсов комбайнёров в 1933 году в г. Кургане. Последние 4 года работал на комбайнах "Сталинец" в сцепке,где занимал призовые места и был дважды поощрён за свой труд: один раз получил в награду велосипед,второй раз -ружьё -шестизарядный "венчестер". С начала войны на него быланаложена бронь и Егор Никитьич был назначен механиком по комбайнам МТС . 7 января 1942 года бронь была снята и прадед был призван Лопатинским РВК в армию. После зачисления в добровольческую 331 стрелковую сибирскую дивизию 1106 стрелковый полк,их в своей гражданской одежде  перебросили на оборону Москвы,где на Волоколамском направлении,по рассказу  земляка,который был с ним в одном полку, Егор Никитьич был ранен в обе ноги и  оставлен на месте ранения при отступлении их части.Это произошло 14 марта 1942 года. В начале апреля родным пришло извещение,что он пропал без вести. Уже  в послевоенные годы,в поисках информации,мы-дети,внуки,правнуки,обратившись Центральный архив  МО РФ (Московская обл) получили официальное письмо,где было только"..пропал без вести с 30 ноября 1941г.по13 апреля 1942г."               
                Анастасия.
 Некоторые дополнительные сведения о месте службы Бушуева Егора Никитьича.
331стр.дивизия  выгрузилась в Химках под Москвой в начале декабря 1941года.Она была введена в состав 20 армии Западного фронта.Эта армия уже участвовала в наступлении.
. Скорее всего он прибыл под Москву  в составе  команды
 мобилизованных без точного определения конкретной воинской части,а по прибытии на станцию Химки их в включили  в состав 1106 полка  331 стрелковой дивизии,которая была сформирована на базе приписного состава  и добровольцев  из Орловского военного округа,а также  приписного состава Курской и Воронежской областей.Дивизия вошла в состав 20 армии Западного фронта и непосредственно подчинялась Верховному Главнокомандующему.  Когда Егор Никитьевич прибыл в Москву ,к этому времени 331 стр.дивизия уже имела боевой опыт , понесла значительные потери и нуждалась в пополнении. Это был уже  этап наступления наших войск в московской битве.20 армия в этих боях имела значительные результаты . Успешно действовала 20 армия  на волоколамском направлении. Но были и неудачи. Наиболее крупные группировки противника действовали именно на волоколамском направлении.
.
 Бои были жестокими , кровопролитными и  с переменным успехом. Большие потери несли и наши войска. ... Армией командовал генерал-лейтенант  Власов,который у Сталина и у Жукова был на хорошем счету,как очень способный военочальник..
18 ноября 1941 года 20 армия вместе с16  и 30 армиями остановила наступление немцев под Москвой.

8 марта 1942 года Власов был назначен заместителем командующего войсками Волховского фронта,а 20 апреля 1942 года-командующим 2-й ударной армии,оставаясь по совместительству заместителкм командующего Волховским фронтом.
   Мои попытки найти какие-нибудь сведения о Бушуеве Е.Н.в соответствующей инфомационной базе о защитников Москвы,погибших,умерших в госпиталях,или пропавших безвести,ничего не дали.

После сдачи Власова немцам начались разборки в командном составе 2-й  и 20 армий,эащищавшей Москву, прямо или косвенно отразилось это  и на  отношении к большинству красноармейцев , втом числе  на отношении к памяти погибших и пропавших безвести.

                х
               
 PS. Сколько    страданий принесло невинным людям предательство Власова. Тысячи  людей называли с презрением власовцами независимо от того погиб он или пропал безвести или вернулся в Россию и был направлен на север на 20 лет лагерей ,был он в армии  до его измены Власова или после неё...
И вдруг оказывается,что есть почти достоверные данные или обоснованная версия о том ,что Власов был сотрудником  стратегической разведки Сталина и,действуя у немцев,он по-сути выполнял задания нашего руководства,объединяя и отвлекая наших военнопленных от полновесного участия в войне на стороне Гитлера. Правду об этом ,якобы, скрыли Хрущёв и Маленков,уничтожив материалы.Рассдедованием этой проблемы занимался бывший разведчик журналист  Станислав Лекарев,с которым я работал  в 90 -е годы. Он опубликовал  несколько статей о Власове в газете "Аргументы недели"за 2010 г.,в частности: "Начало подставы Власова вермахту" ,"Вынужденный союз с дьяволом( о вновь открывшихся обстоятельствах предательства А.Власова)".. Станислав Валерьевич Лекарев неожиданно умер в 2012году и тема осталась до конца не раскрытой.
;2101.;16