Они знали, что играли

Петр Панасейко
          Чем отличаются старые советские фильмы на военную тему от современных  этого направления? Во-первых, цветом (раскраска в счёт не идёт), во-вторых, применением при съёмках компьютерных технологий. Это в пользу современных фильмов. В пользу же советских фильмов играет, безусловно, такой немаловажный факт, как участие в фильмах актёров-фронтовиков. Они знали, что играли. Они перенесли с собой на экран реальную фронтовую жизнь.
      
          Первый раз я смотрел фильм «Живые и мёртвые» по выходу на экран, второй раз - в год 25-летия Победы. До сих пор помню реакцию зрителей в зале. Она была разной. В шестьдесят третьем году все восхищались Анатолием Папановым, который играл роль генерала Серпилина.
       - Молодец, - слышалось в зале, - так бы Николай Крючков не сыграл.
       И они по-своему были правы.
      
         В начале войны Анатолий Папанов ушёл, как и все его одногодки, рождённые в 1922 году, на фронт. Воевал на Юго-Западном фронте. Дойти до Победы ему не было суждено.  В  1942 году в боях под Харьковым он в звании старшего сержанта командовал артиллерийским взводом. Рядом разорвался снаряд. А дальше можно сказать, что  «родился в рубашке»: смертоносные осколки пролетели над головой, за исключением одного, попавшего в ногу. В результате – тяжёлое ранение. Но жив остался. Комиссовали по ранению. Вот я иногда и думаю, а если бы те осколки пролетели чуть ниже, увидели бы мы на экране генерала Серпилина в роли Папанова?
         
          Что касается 1970-го года, то реакция кинозрителей была немного иная, сдержанная. Два года назад ( 1968 год) на экраны вышел знаменитый и легендарный фильм «Бриллиантовая рука». Трудно было  зрителям смотреть на Папанова в образе генерала после того, как перед глазами стоял у них Лёлик- помощник Шефа. Но такая судьба у актёров. Действительно, трудно себе представить Папанова-Лёлика на фронте в звании старшего сержанта. Не каждому дано играть, как сказал один поэт, « на века», не каждому дано вызывать у зрителей и смех, и слёзы одновременно. Михаил Пуговкин,например,  тоже участник войны, но я что-то не припомню фильм о войне, чтобы там он сыграл серьёзную роль. Играл он, как известно, комедийные роли.
         
         Анатолий Папанов – не исключение в ряду актеров-фронтовиков. Посмотрите сначала фильм «Берегись автомобиля» (1966 год) с участием Иннокентия Смоктуновского, а потом – фильм «Солдаты» (1956 год), где он  сыграл роль лейтенанта, воевавшего  «В окопах Сталинграда».
         Иннокентий Смоктуновский участвовал в сражении на  Курской дуге, форсировал Днепр, освобождал Киев, дошёл до Берлина. Поэтому странно, что Юрий Озеров не задействовал его в фильме «Освобождение». Актёр великолепно сыграл свою роль  в «Солдатах», хотя в реальности в Сталинградской битве не участвовал.
       
         Тут у меня возникает вопрос: « Чтобы  было, если бы фильм «Живые и мёртвые» вышел позже «Бриллиантовой руки», а фильм «Солдаты» позже «Берегись автомобиля»? Не трудно догадаться, что на месте Папанова и Смоктуновского оказались бы другие актёры. Однако кинозрителям повезло: случилось то, что случилось.
       
         Юрий Никулин, актёр-фронтовик, после «Кавказской пленницы» и других комедийных фильмов не плохо сыграл  в фильмах на военную тематику: «Они сражались за Родину» (1975 год), «Двадцать дней без войны» (1976 год).  Что думали во время просмотра зрители, это другой вопрос. Играл Никулин так, как будто снова прожил те трудные военные годы. Ему не надо было вживаться в роль, он это делал сначала на Финской, затем на полях Великой отечественной войн.
         
        Особый разговор об Алексее Смирнове, которому на экране повезло меньше всех. Актёр-фронтовик, он сыграл  в фильмах о войне только эпизодические роли: «Разведчики» и «В бой идут одни «старики». Уж больно «засветился» на экране его Федя из «Операции «Ы». На фронте Алексей Смирнов попал в разведку, много раз, рискуя жизнью, ходил во вражеский тыл. Награждён двумя орденами Славы. Увы! Дойти до Берлина ему не посчастливилось: разорвавшийся снаряд прервал его победный фронтовой путь. Он был комиссован. Поэтому  кинозрителям, прежде чем улыбаться при  просмотре фильма «Разведчики», следовало бы изучить вначале фронтовую биографию Алексея Смирнова.
       
        Одним словом, советские фильмы о войне с участием актёров-фронтовиков, ставшие золотой киноклассикой, будут смотреться с интересом и через сто лет.  Зрители будут смотреть их и думать о том, что судьба сберегла для кино и Анатолия Папанова, и Иннокентия Смоктуновского, и Юрия Никулина, и Алексея Смирнова и других. Но мы никогда не узнаем, а кого она не сберегла? Ведь это были люди, одевшие военные шинели, не менее талантливые, чем те, кого пощадила война.