Адаптация. Глава 21. Крыша

Петр Чванов
Глава 21. КРЫША

Вряд ли Вы найдёте ребёнка, который в детстве не рисовал домики, обязательным атрибутом которых была двухскатная крыша. Проходят годы, но образ домика с крышей из памяти  повзрослевшего ребёнка не исчезает.  Какие бы выкрутасы  ни придумывали архитекторы и дизайнеры, почти каждый взрослый человек, знакомясь с новым сооружением,  невольно поднимает глаза и ищет его венец – крышу. Наверное, это не случайно. На первых порах строительства жилья на своём земельном участке Рындин даже не мечтал о капитальном сооружении, но когда он исследовал все возможные варианты постройки лёгкого сооружения, то с изумлением узнал, что его цена приближается к стоимости капитального сооружения. По крайней мере,   цена строительных материалов капитального дома  была гораздо ниже стоимости лёгкого переносного железобетонного домика, такой же жилой площади.  А если добавить сюда  стоимость фундамента, перевозки, установки и отделки внутренних помещений, то она превосходила их почти в два раза.

- Зачем же я буду тратить такие деньги и время, чтобы увидеть на своей усадьбе сооружение, стенки которого я могу пробить кулаком?  - подумал Алексей,  и решил строить капитальный дом, благо  он умел выполнять  почти все  строительные работы. Он умел приготовить любой раствор, бетонировать, шпаклевать, штукатурить, делать стяжку, выполнять любые земляные работы и в совершенстве владел молотком и топором. Топором его научил владеть  дедушка его друга Степан, когда  он ещё учился в 9 классе. Тогда дом, в котором жила семья Рындиных,  покосился и грозил вот-вот развалиться. Дед Степан предложил развалить дом самим, заменить нижние венцы деревянной избы  и перебрать  все остальные брёвна.

Алексей, который сызмала боготворил образ жизни императора Великой и Малой, и Белой  Руси  Петра Алексеевича Романова, сиречь Петра Великого  с радостью согласился стать подручным известного в деревне плотника. Конечно, он не собирался и даже не мечтал занять российский трон. Он просто был пленён привычкой императора:  с детства учиться любому ремеслу, с которым ему приходилось сталкиваться  в жизни. В тот раз они за лето перетрясли весь дом, и к осени семья Рындиных уже жила в новом доме. Старые брёвна не в счёт.

Этот пример ещё больше укрепил Алексея в мысли следовать принципам Петра Великого. Это помогало ему,   когда он был курсантом ВВМУ и когда служил на кораблях и в частях ВМФ. Всему остальному он научился, когда ему, будучи «за штатом», пришлось три месяца выполнять обязанности заместителя командира строительного отряда. Оно же помогало ему и теперь, не имея в кармане ни рубля, начать серьёзное строительство.

Теперь, воздвигнув на своём участке одноэтажный,  капитальный дом, Алексей решил оставить его без крыши.
- Загерметизирую перекрытие, сделаю небольшой уклон  в сторону глухой, северной стены, чтобы  стены не мокли, - думал Рындин,  - и хватит. Главное, теперь есть крыша над головой и больше напрягаться не надо.
 
Он, не торопясь, сделал хорошую стяжку, засмолил крышу, покрыл её двумя слоями толи высокого качества и облегчённо вздохнул. Теперь осталось  сделать электропроводку внутри дома и подвести электричество от районной электросети.  Однажды ночью, когда работы по электрификации дома уже подходили к концу, разразилась  гроза, поднялся страшный ветер, который свистел почти всю ночь.
-Дуй, дуй, - усмехался Алексей.  - Крышу я ладил сам. Ничего ты с ней не сделаешь.

Однако, утром, когда Рындин  вышел во двор, его оптимизм значительно поубавился. На крыше осталось всего несколько метров толи. Остальная толь, порванная на куски, валялась по всему огороду. Пришлось потратиться ещё. Он купил рубероид, основательно уложил его, а чтобы ураган снова не сорвал его с крыши, он выложил по периметру бордюр  шириной в два кирпича и высотой в три. Чтобы во время дождя вода не собиралась на плоской крыше,  он выложил по два отверстия с каждой стороны кладки, напоминающие шпигаты подводной лодки, из которых выглядывали блестящие желоба.  Дом приобрёл довольно экзотический вид. Вскоре зарядили осенние дожди, и шпигаты блестяще справлялись со своим назначением.

Зима прошла, как в сказке. Новый дом. Прекрасная голландка. Свежевыбеленные потолки и свеженаклеенные обои создавали уют, а  квадратные комнаты манили в свои покои. И Алексей, и его жена с удовольствием проводили зимнее время на даче.
- А что же будет, когда мы построим ещё и мансарду? – мечтали они. – Тогда и летом  в доме будет «рай на земле».

Чтобы этот рай стал реальностью, Алексей  набрал переводов, взял три группы учеников и потихоньку стал копить деньги на мансарду. Днём преподавал на курсах. Ночью сидел над переводами.  После объявления «незалежности» в Украину хлынул поток импортной аудио, видео и офисной техники. Телевизоры, компьютеры, мониторы, видеомагнитофоны и телефоны  стали доступны каждому, у кого имелись деньги. Вся эта техника на первых порах шла на немецком, французском и английском языках. Каждый хотел как можно скорее обставить свою квартиру, кабинет, или офис новой техникой, но мало кто владел иностранными языками. 

Работая днём и ночью, Алексей сумел заработать значительную сумму денег, которые он как всегда превращал в стройматериалы. К весне у него уже стояли штабеля деревянных брусьев, досок, кирпича, цемента, шифера, рубероида и других материалов, необходимых для постройки мансарды. Кроме того, в укромном месте лежала небольшая пачка долларов, в которые он стал переводить свои заработки.
Алексей с нетерпением ждал хорошей погоды.

Один из его учеников обещал ему прислать бригаду строителей.
-Это ребята из Западной Украины. Очень хорошие специалисты и не хапуги - за работу берут по-божески! – заверил он Рындина. – Правда, они сейчас заняты на работе у моего соседа. Через 2 недели они должны окончить ремонт  и могут перейти к Вам.

Алексей согласился. Он несколько раз звонил Мирославу, бригадиру строителей, но каждый раз получал обещание заняться его домом чуть позже. Вскоре Рындин понял, что Мирослав его просто держит в резерве  на случай, если не будет другого, более солидного заказа. Тогда он стал искать специалистов в своём селе, но каждый раз натыкался на тех же алкашей. Они опутали всё село невидимыми нитями, загадили им мозги своими якобы фантастическими способностями выполнять любые строительные работы. Но Алексей уже знал цену их способностям.

Однажды Алексей забыл заправить в Одессе бензобак своего «Москвича». Ближайшая заправочная по дороге к дому была в городе Овидиополь. Пришлось изменить маршрут так, чтобы заехать в Овидиополь.  Заправщик куда-то отошёл.  Стояла приличная жара, хоть лето уже шло на убыль. Алексей открыл двери салона и стал ждать.
-Слушай, отец, нам надо в Одессу, ты случайно не туда едешь? - раздался вдруг над головой  Рындина вкрадчивый голос.

Возле машины остановился невысокий мужчина, довольно плотного телосложения,  с небольшой, но плотной чёрной шевелюрой на голове.
-Так и что? - чисто по-одесски,   вопросом на вопрос ответил Алексей.
-Вы понимаете, - почувствовав неприязнь в голосе Алексея, уже более вежливо сказал незнакомец, - мы попали в очень сложное положение. Нас пригласил к себе на работу  один богатенький одессит…
-Кого это вас? – прервал его Рындин. – К чему  ты мне всё это рассказываешь?
- Вы понимаете, - снова засуетился мужчина. – Мы, это бригада строителей из  города Станислава.  Я - бригадир. Мы договорились с хозяином сделать ему косметический ремонт  в его доме в Овидиополе.

Мы приехали, поселились в гостинице, а он уже вторую неделю не даёт нам работу. Нам уже и кушать нечего, и за гостиницу задолжали, а он всё резину тянет.
-Это он вас решил, как судака поводить, пока не ослабнете,  и сами в его сачок не прыгните, - засмеялся Алексей. – Тогда он предложит вам самую смешную цену за работу, а вы согласитесь. Так, и что Вам нужно от меня?
-У нас в Одессе есть один знакомый, мы ему позвонили. Он предложил нам побелить потолки и поклеить обои. Обещал подбросить деньжат.
-А что вы ещё умеете делать, кроме косметического ремонта? – поинтересовался  Рындин.
- Да всё, что хотите! Любые строительные работы, а у Вас есть какие-то предложения? – оживился мужчина.

-Мне нужно поставить на втором этаже обвязку, стропила и покрыть крышу шифером, - заявил Рындин.
- Так это нам, что раку ногу оторвать, - обрадовался мужчина.- Меня Ярославом зовут. Только мы сегодня не можем. Нам надо в Одессу. А сколько заплатите?
-Так сразу и сколько, - улыбнулся Алексей. – Сначала определимся с объёмом и сроками работ, а потом будем говорить о цене. А почему ты всё время мыкаешь?
-Так я не один. Вон ещё двое с моей бригады стоят на остановке, а двое в гостинице.
-Хорошо, - сказал Алексей. – Отвезу вас в Одессу. А на обратном пути заезжайте ко мне. Тогда обо всём и договоримся.

Он отвёз их в Одессу прямо до дома их знакомца. Его дом  оказался по дороге.
На другой день, чуть свет, возле дома Алексея появились пять здоровых мужиков. Рындин сразу узнал Ярослава. Он оказался самым  мелким и самым пожилым из них.
- Вы ещё раньше не могли приехать? – съязвил Алексей. - Ваше счастье, что я сегодня один и тоже люблю вставать рано.
-Дак, мы решили, чем раньше, тем лучше, - пытался оправдаться Ярослав.
- Ладно, пошли смотреть фронт работ! – прервал его Алексей. В прихожую все вошли гуськом, но, как только Алексей предложил войти им в прихожую, они  дружно загомонили:
- Мы с Вашего разрешения хотим посмотреть стройматериалы, крышу и всё остальное, - тараторили они.
-Смотрите, - махнул рукой Алексей. - Всё на виду.
 
Осмотр дома и строительных материалов занял всего  15-20 минут. Вскоре вся бригада собралась возле дома и пригласила к себе Ярослава. Алексей с интересом наблюдал, как они, оживлённо жестикулируя, что-то втолковывали бригадиру.
 Наконец Ярослав  постучал в окно и знаком пригласил Рындина выйти на улицу.
-Мы тут посовещались и решили ваше предложение принять. Мы поставим Вам крышу.
- Сколько вам потребуется времени, чтобы выполнить весь объём работ?
-Да дня два-три, если Вы согласитесь на наши условия, - не задумываясь, ответил бригадир.

-Я Вас внимательно слушаю, - вполне серьёзно заявил Рындин.
-Значит так,  за всю работу мы хотим 3 тысячи долларов. – Бригадир начал загибать пальцы. - Кроме того, мы хотели бы, чтобы Вы оплатили нам долги  за гостиницу и ещё за три дня вперёд, пока будем ладить Вашу крышу.
- А худо Вам не будет, - прервал его Алексей. – Вас пять человек. Вы хотите за три дня заработать по шестьсот долларов на брата, не считая платы за гостиницу. То есть по двести долларов в день. Не многовато - ли будет для мужиков из западэнской глухомани.  У меня три высших образования,  и я очень редко зарабатываю в день двадцать долларов, а вы хотите иметь в день по двести, да ещё немного сверху.  Предлагаю  вам 500 долларов за всю работу и оплату за гостиницу и за билеты на проезд в общем вагоне. При  этом вы сегодня же переезжаете  сюда и будете жить здесь. Матрасами я вас обеспечу.

Ярослав и его помощники явно не ожидали такого поворота.
- Да, ты что, мужик?  За кого ты нас держишь? – первым не выдержал огромный мужчина со шрамом на левой щеке. – Да мы за такие деньги даже в твою сторону не посмотрим.
- Дело хо-заячье, - ухмыльнулся Рындин.- Все так думают?
-Конечно все, - загомонили остальные.
-Тогда скатертью дорога!  За такие деньги, что вы просите, я  и сам всё тихонечко сделаю, а заодно и новую специальность приобрету. До зимы ещё далеко.
Строители явно не ожидали такого поворота событий. Они нерешительно топтались на месте.
- А что же нам теперь делать? – Первым заговорил молодой, симпатичный парень.
 -Меня жена дома ждёт. Ей скоро родить, а у меня  даже на долги за гостиницу денег нет, не только на дорогу домой.
-Ущухни, Роман! Господарю  слид гарно помиркуваты*, - остановил его мужчина со шрамом на лице, перейдя на украинский язык.
- Мне думать нечего. Я всё сказал, - оборвал его Алексей.  - Все свободны.
-Так Вы и украинский знаете? – снова перешёл тот на русский язык.
-И не только украинский. Я ещё знаю назубок «Капитал» Карла Маркса и умею считать деньги. Даже та плата, на которую я согласился, для вас слишком высока, -  осадил его Рындин. - Езжайте в свою гостиницу, плодите дальше свои долги  и сидите там, пока манна небесная сама вам в рот не начнёт падать.

-Алексей Трофимович,  а  можно мне с Вами ещё поговорить глаз на глаз? – вдруг снова заговорил бригадир.
-Вам можно, а остальных прошу выйти со двора! – резко ответил Рындин.
Недовольно бурча, строители вышли со двора.
-У нас безвыходное положение. С нас требуют плату за гостиницу. Нам нечего есть и не на что даже добраться до Овидиополя, - с запинками начал объяснять Ярослав, как только его рабочие вышли за ворота.
- А я здесь причём? – прервал его Алексей. - Я предлагаю вам хорошие деньги. Через 3 дня вы сможете уехать домой, имея по сто долларов в кармане.  Сейчас кризис. Многие рады  заработать в день два-три доллара, а вы от такой суммы морды воротите.
-Дак мы же специалисты  высокого класса….
-Я знаю кандидатов наук и доцентов нашего института, которые днём бесплатно читают лекции студентам, а ночью за десять рублей идут работать официантами в бары. А Вы «специали-и-сты». Да таких специалистов сейчас хоть пруд пруди. Больше не дам ни копейки. До свиданья!

- А можно я ещё поговорю с мужиками? – заикаясь, спросил бригадир.
- Ладно, иди, говори! – махнул рукой Рындин.
 Строители долго ругались между собой, о чём-то кричали, но Алексей их не слушал. Он зашёл в дом и прилёг на диван.
Минут через двадцать в дверь застучали. Вошёл Ярослав и сразу, с порога заявил, что бригада на его условия согласна, только хотят, чтобы он их обеспечил керогазом,  кастрюльками и сковородой.
-Хорошо, давай их сюда! Я хочу им сказать пару слов, - согласился Алексей.

Когда бригада чинно расселась на брёвнах, лежащих перед домом, Рындин вышел к ним и заявил:
- Вот что, мужики, ваш бригадир сообщил мне, что вы на мои условия согласны. Кто не согласен, прошу отойти в сторону. Объявляю свои условия: на всякий случай даю вам ещё один день. Начнёте халтурить или тянуть резину, я вас выгоню и ничего не заплачу. Всякую неправильно выполненную работу виновный будет переделывать снова, а за испорченные материалы вычту из зарплаты. Деньги получите после окончания работ. Возражения есть?

Бригада подавленно молчала. Вдруг поднялся мужчина со шрамом.
- Меня зовут Лесь Горак. А на что же мы будем жить?
- На харчи я дам денег бригадиру.
-А выпить?  У нас уже давно всё в горле пересохло, - нагло продолжал тот, уставившись на Алексея.
-Завтра привезу вам пятилитровый бутылёк вина, по окончании работ – ещё один, такой же!- пообещал Рындин.
 
На этом митинг закончился. Алексей показал рабочим место, где они могут расположиться, кровати и матрасы, которые у него лежали в сарае, взял бригадира, и они поехали в Овидиополь за вещами.  Служащие гостиницы без лишних слов отдали бригадиру паспорта его рабочих, поблагодарили Алексея за то, что он помог им избавиться от безденежных жильцов. Рындин помог бригадиру собрать их вещи и погрузить их в машину.  Они заехали на Овидиопольский продовольственный рынок. Время подходило к закрытию рынка. Рынки в районных центрах закрываются рано, поэтому они почти даром набили полный багажник овощами, купили мяса и постного масла и благополучно вернулись в  Бибиково. Тогда крестьяне ещё не были испорчены гримасами капитализма, и перед закрытием рынка у них можно было купить всё, что угодно за копейки.

К удивлению Алексея, возле дома лежал штабель брёвен. Их концы были затёсаны и  готовы к  установке в качестве обвязки и стропил, рядом валялись кирпичи, сброшенные с крыши, стояла ванна, наполовину заполненная песком и цементом, и коренастый парень играючи перемешивал их, время от времени, добавляя очередную порцию воды. Двое парней, одного из которых, как успел заметить Рындин,   звали Роман, стояли на крыше и дружно работали мастерками. Над крышей уже возвышались полуметровые стены.

Кладка была выполнена качественно и красиво. Осмотрев кладку, Алексей заметил:
-Мужики, уже сумерки близятся, а вы не оставили в кладке окон для слива воды, а вдруг ночью дождь.
-Какой дождь? - ухмыльнулся напарник Романа. – Такий добрый вечир. Тильки ой!
Это был уже известный Рындину бузотёр со шрамом на щеке.
- А вы посмотрите, солнце уже село, а муравьи ещё бегают. Будет затяжной дождь, верная примета, - сказал Алексей.
- Не смешите людей, начальник! Какие муравьи? Какой дождь? – нагло продолжал тот.
-Короче,  пробейте  по одному окну в каждой стене и  поставьте на место  отливные желоба, которые вы так неосторожно выкинули, - жёстко приказал Алексей. – Разговор окончен.