Заметка о дервише

Лариса Баграмова
Абу Бакр Хамадани сказал: «Три качества делают человека дервишем: первое – он ничего не домогается; второе – не отказывается от того, что подают; третье – не откладывает полученное впрок».

Мудрец предложил довольствоваться окружающим потоком благ, пребывая непосредственно в нём самом, входя как часть в его естественное движение. Ничего не домогаться, то есть не быть причиной порождения благ. Не отказываться от предлагаемых даров, то есть не способствовать их исчезновению. Ничего не откладывать впрок, то есть не консервировать блага, лишая их возможности изменений своим присутствием в общем потоке. 

Иными словами, это задача поддержания потока в его изначальном, заранее определённом состоянии путём его бережного уравновешивания, когда происходит упреждающее отсекание из потока всего потенциально лишнего, избыточного, предотвращение возможности закупорки и слипания отдельных каналов потока и профилактика возникновения в нём локальных узлов напряжения.

Положение относительно возникновения локальных узлов напряжения следует пояснить. Поток благ является всеобщим, глобальным, проходящим через всех его участников и определяющим их самих также в качестве элементов этого потока – и потому изъять из него что-то абсолютно («отложить полученное впрок») не представляется возможным в принципе. Даже будучи «изъятым», отложенное в «хранилище» благо влияет на общий поток, обедняя его и лишая изначальной естественности.

Так яблоко, забытое и сгноённое в кладовке западно-европейской хозяйки, лишает голодного африканского ребёнка пищи. Так золото, хранящееся в закромах банков, лишает мир своего физического присутствия, так как не имеет возможности участвовать в промышленных процессах (хотя и делегирует при этом своё финансовое участие собственному отражению, выраженному через денежные знаки и ценные бумаги). Такие «изъятые» из общего потока ценности представляют собой очаги напряжения, деструктивно влияющие на общество в целом.

В этом смысле бандиты, грабящие банки и возвращающие блага в их естественную – глобальную, всеобщую – среду обитания, осуществляют процесс стабилизации общества. Причём наиболее правы они в том случае, когда в первый же вечер спускают награбленные сокровища в казино. Однако социалисты, призывающие «отнять и поделить», напротив, совершенно не правы в своих устремлениях, поскольку в случае полного отсутствия градиента напряжения в потоке сам поток прекращает по этой причине своё существование.   

Однако источники и смыслы самого потока будут рассматриваться в другой части работы. Здесь же речь идёт о его составляющих, в частности, о тех механизмах, которые уравновешивает его и делают максимально естественным, сглаживая ряби и вымывая заводи. И если говорить о мыслящих существах, то делают они это парадоксальным на первый взгляд способом – способом невмешательства. Стать дервишем означает сделать собственное присутствие в потоке минимальным, в идеале – ничтожным, нулевым. Стать движущим механизмом потока, его проводником и исполнителем, инструментом свершения воли Создателя возможно только отстранившись от потока, отождествив себя при этом с Самим Творцом в двух Его ипостасях: всё и ничего. Именно от ничего ко всему мы и продолжим наш путь.